РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Питание – один из неотъемлемых факторов жизни. Древние утверждали, что человек есть то, что он ест. Пищевые вещества практически полностью определяют физическую и умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от пищевого статуса. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к нарушению функций организма, особенно если эти отклонения длительны.
Роль питания в современных условиях повышается в связи с акселерацией, то есть с ускорением физического развития и ранним половым созреванием.
Основными принципами рационального питания являются:
1. полное удовлетворение энергетических потребностей организма;
В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны, кроме того идет рост и развитие организма, поэтому у подростков потребность в калориях превышает таковую у взрослых и составляет 2, 2,5, 3 тысячи килокалорий в сутки.
2. поступление в достаточном количестве в организм витаминов, микроэлементов, питательных веществ.
3. сбалансированность питания (то есть адекватное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей)
4. правильный режим питания, соответствующий возрасту.
5. Жидкость – не менее 1.5 литров.
Питание же школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.
Поэтому школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, витаминов и минеральных солей.
Белки – основной материал, который используется для построения тканей и органов человека. Школьники, организм которых непрерывно растет, особенно нуждается в этом веществе. При недостатке белка рост и развитие ребенка замедляются, понижается сопротивляемость организма к болезням, ухудшается умственная деятельность.
Потребность в белке у подростков составляет 1,3 – 1,5 г на 1 кг веса. Основные источники животного белка: - молоко и молочные продукты,
- мясо и рыба,
- яйца;
Растительного белка: бобы, горох, соя.
В суточном рационе школьника белок должен составлять не менее 60%.
Жиры используются главным образом в качестве энергетического материала, для построения нервной ткани в том числе тканей головного мозга; являются источниками и растворителями витаминов А и Д.
Недостаток жира в питании детей приводит к снижению иммунитета, организм становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно к холоду. Школьники становятся более восприимчивы к различным заболеваниям (ОРЗ, грипп). При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройство функций ЦНС.
Отрицательно сказывается и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, жиры могут откладываться в виде запасов в подкожной клетчатке, в сальнике, печени и других органах, а это приводит к ожирению ребенка и ухудшает работу его сердца, сосудов. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, но не следует забывать и о растительном масле – источнике полиненасыщенных жирных кислот- которое должно составлять 10-15% от общего содержания жира.
Углеводы являются основным источником энергии для мышечной деятельности. Кроме того углеводы необходимы для работы сердца и являются единственным источником энергии для головного мозга. То есть безуглеводным диетам – нет, сладкому чаю утром, конфетам в школе – да. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров.
Однако следует помнить, что избыток простых углеводов (конфеты, сладости, шоколад и т.п.) наносит большой ущерб здоровью: нарушение обмена (ожирение, сахарный диабет 2 типа), отставание в росте и общем развитии, склонность к частым заболеваниям. Поэтому 80% всех углеводов должны составлять сложные углеводы: овощи, фрукты, крупы, хлеб.
Таким образом, питание школьников должно быть сбалансированным, то есть включающим все питательные вещества в оптимальных соотношениях: на 1,5г белка – 1г жира и 4г углеводов.
Кроме того ежедневно школьники должны получать необходимое количество витаминов и минеральных солей для нормального функционирования организма. Тарелка: белки – 30-40%
Жиры – 10-20% (2% - полиненасыщенные ЖК, т.е. раст.масло)
Углеводы – 40-60% (10%-сладости)
Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим 4-, 5-ти разового питания. Именно при таком режиме отмечаются наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности. Режим питания будет разным для детей , обучающихся в 1 и во 2 смену: 1 – З. 2З (в школе), О, П, У.
2 – З, О, П ( в школе), У, Сонник (кефир, фрукты).
Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, при этом обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а так же исключается чувство голода.
Это в идеале. Что же в действительности?
За последние пять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла на 14%. Лидируют болезни органов дыхания, на втором месте – заболевания органов пищеварения (5,4%), среди которых третью часть составляют гастриты и дуодениты. С каждым годом обучения у ребенка набирается все больше разных «школьных» болезней. У 30% детей их основной причиной является некачественное питание.
Основные проблемы питания школьников связаны с – диетами, -нарушением режима питания вне стен школы, -частым употреблением фаст-фуда, -злоупотребление чипсами ,-сухариками,- газированными напитками,- лапшой быстрого приготовления, - шоколадными батончиками, - жевательной резинкой и т.п. Обычно это связано с недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей.
С другой стороны, в силу экономических обстоятельств, в настоящее время рацион среднестатистического россиянина примерно на 30% состоит из макаронных изделий, картофеля и хлеба, которые не в состоянии удовлетворить нужды организма в витаминах, микроэлементах и пищевых веществах, что в сочетании с неблагоприятной экологией и неправильным образом жизни приводит к развитию дисбактериоза кишечника, другим заболеваниям ЖКТ, сахарному диабету 2 типа, ожирению, патологии опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, атеросклерозу, остеопорозу и другим.
Актуальность данной проблемы подтверждает и то, что с 1 октября 2008 года вступили в силу новые «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» № 2.4.52409-08, в составлении которых участвовали специалисты НИИ питания АМН, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков АМН, специалисты МЗСР и МО РФ.
В ноябре — декабре 2008 года в ОМУ был проведен эксперимент «Я выбираю здоровый образ жизни», являющийся частью УИР студентов, целью которого были анализ пищевых привычек школьников и приобщение детей к принципам здорового питания.
Было отобрано 60 добровольцев - учащихся различных школ г.Острогожска (№2,6,8) и ОМУ.
Всем участникам эксперимента было предложено заполнить анкету, включающую 22 вопроса о самочувствии, работоспособности головных болях, в течение дня, наличие неприятных ощущений со стороны ЖКТ (тошнота, вздутие живота, тяжесть в эпигастрии после определенной пищи, расстройство стула, метеоризм и т.д.), а также о пищевых привычках, сложившихся у школьников к данному времени.
Кроме того были проведены антропометрические исследования (рост, вес, объем талии, объем бедер), по результатам которых впоследствии были определены показатели физического развития подростков в соответствии с центильными таблицами, а также осмотр слизистой языка, склер, оценка состояния кожных покровов (в том числе на наличие и интенсивность угревой сыпи).
Анализ данных I этапа показал:
По данным антропометрии 39% учащихся попали в группу среднего физического развития ;
10% - в группу ниже среднего физического развития (дефицит массы тела).
51% - в группу выше среднего физического развития (лишний вес).
1. Основная масса подростков (от 14% до 100% по разным критериям эксперимента) не соблюдают правила рационального питания.
2. Более 50% участников эксперимента на сегодняшний день имеют функциональные нарушения работы ЖКТ, что в будущем при неизмененном образе жизни приведет к органической патологии, хроническим заболеваниям.
3. Угревая сыпь выявлена у 100% подростков, причем сильно и средне выраженная у 87%.
Затем участникам эксперимента было предложено на 60 дней с 1 ноября по 30 декабря 2008 г. придерживаться следующих принципов рационального питания и ежедневно заполнять дневник питания:
1. режим питания (3, вт.3.,О, П, У).
2. наличие в течение дня горячей еды, 1-го блюда (суп и т.д.)
3. наличие в рационе молочных продуктов.
4. наличие в рационе белковой пищи.
5. наличие в рационе круп, злаковых.
6. наличие в рационе сливочного масла (10 гр.).
7. наличие в рационе овощей и фруктов.
8. наличие в рационе последний прием пищи не позднее 20 часов.
9. употребление сладких или мучных (сдобных) блюд (булочки, пирожные, конфеты, шоколад и т.д.) не более 1 раза в день.
10. исключение из питания: - чипсов,
- сухариков,
- газированных напитков,
- лапши быстрого приготовления,
- фаст — фуда (чисбургеры, фаготини, сосиски в тесте и т.д.).
По окончании времени эксперимента было проведено повторное анкетирование, а также антропометрия и объективное обследование участников.
Получили следующие результаты:
1. Труднее всего придерживаться из предложенных принципов было
1) употреблять сладкого и мучного не чаще 1 -го раза в день (нарушения у 47% участников).
2) последний прием пищи не позднее 20 часов — нарушения - у 25% участников.
3) Употребление газированных напитков - нарушения у 13% участников.
2. С положительной точки зрения следует отметить, что у 100% участников не было ни одного нарушения в позициях:
1) употребление ежедневно горячего 1- го блюда,
2) употребление ежедневно белковой пищи,
3) употребление ежедневно сливочного масла,
4) употребление ежедневно овощей и фруктов,
5) полный отказ от употребления лапши быстрого приготовления,
что несомненно вызвало оздоровление функционирования ЖКТ и других систем организма.
Это подтверждается данными антропометрии, анамнеза и данные объективных методов исследования.
3. По данным антропометрии:
-нормализация веса (снижение на 0,5 — 1 кг) отмечены у 67% участников исследования;
- уменьшение объема талии на 0,5 — 2 см у 36%.
4. По данным анамнеза и объективных методов исследования отмечено оздоровление по всем показателям в среднем на 3-45%, наиболее выражено снизилась интенсивность угревой сыпи у подростков с 87% до 21%; и зарегистрировано практически полное отсутствие симптоматики со стороны ЖКТ, что подтверждает, во-первых, функциональный характер нарушения, имевших место у подростков в начале эксперимента; и, во — вторых, неоспоримое благотворное влияние соблюдения принципов рационального питания на весь организм.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Дети и подростки очень мало информированы о принципах здорового питания и в большинстве своем не соблюдают их.
Проще конфету, чем морковку и голода нет.
2. Очень много диет, вредных продуктов: чипсы, сухарики, лапша быстрого приготовления, газированные напитки и т.д. – питательных веществ -0
- витаминов – 0
- микроэлементов – 0,
зато избыток соли, специй, калорий, канцерогены и т.д
3. Такой стиль питания уже у школьников приводит к функциональным нарушениям работы ЖКТ, а в будущем с большой долей вероятности приведет к органической патологии, хроническим заболеваниям.
4. С другой стороны, подростки с удовольствием откликаются на популярно-просветительную информацию о принципах рационального питания и призыв соблюдать эти требования здорового образа жизни, что свидетельствует о необходимости более широкой пропаганды принципов здорового питания.
5. Даже нестрогое соблюдение основных принципов рационального питания, без жестких «диетных» ограничений и запретов, приводит к оздоровлению всех систем организма, нормализации массы тела и его объемов, улучшению состояния кожи, слизистых, устранению неприятных ощущений со стороны ЖКТ, а также к профилактике возможной в будущем патологии.
6. Проведение подобной работы среди учащихся школ способствует обучению и формированию у сегодняшних подростков навыков здорового образа жизни и следовательно улучшению качества жизни в будущем.Для достижения этих целей необходимо тесное взаимодействие системы образования, администрации школы, педагогического коллектива, службы здравоохранения и родителей, только тогда возможно более эффективное обучение школьников принципам рационального питания и ориентация на здоровый образ жизни.