В начале XXI века общество столкнулось с экологическими и социальными проблемами, что поставило его в ситуацию, в которой оно оказалось не в состоянии гарантировать здоровье и благополучие детей и подростков. В качестве основных причин ухудшения здоровья детского населения исследователями выделены следующие группы факторов: неблагополучная экологическая обстановка, ухудшение структуры и качества питания, гиподинамия, неблагоприятные факторы внутри-школьной среды, нарушение оптимального соотношения между трудом и отдыхом в результате увеличения учебных нагрузок [1—4].
Несоответствие факторов среды обитания потребностям организма определенного возрастного периода может изменять тип взаимоотношения между организмом и средой. Одним из таких периодов является младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте закладываются основы психического и физического здоровья. Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с необходимостью смены стереотипа поведения, обусловленного поступлением и обучением в школе [5], хотя исследования в этом плане весьма малочисленны.
А между тем именно эпидемиологические исследования психоэмоционального статуса являются одним из важнейших направлений разработки теории экологически обусловленных изменений здоровья.
В связи с этим у школьников 1—4 класса общеобразовательной школы № 115 г. Уфы определяли психоэмоциональный статус путем оценки школьной тревожности по Филипсу, а также показателей умственной работоспособности, точности выполняемой работы, концентрации внимания и темпа работы с помощью таблиц Анфимова. В результате проведенных исследований установили: наибольшее количество детей с повышенным уровнем тревоги выявлено среди учащихся вторых и четвертых классов — 46 и 40% соответственно, тогда как доля таких учащихся в первых и третьих классах составила 22 и 36% соответственно. Высокий уровень тревоги регистрировался у 12 % первоклассников, 8 % третьеклассников и 2 %) второклассников. У большинства младших школьников социальные контакты со сверстниками проходят на фоне низкого уровня тревоги — у 70 % первоклассников, 14 % второклассников, 68 % третьеклассников и 60 %) четвероклассников. У двух третей (68 %) учащихся первых классов переживания, связанные с достижением успеха, вызывают низкий уровень тревоги, во вторых классах доля таких учеников составила 60 %1, в третьих — 58 %> и в четвертых — 52 %.
Необходимость самовыражения вызвала негативные эмоциональные переживания высокой интенсивности более чем у половины (54% ) второклассников, 46% учащихся первых и 48%-третьих классов. Знание учебного материала имеет высокую значимость для большинства первоклассников и третьеклассников(80 и 78% соответственно). Среди школьников вторых и четвертых классов хорошее знание учебного материала важно для 68 и 64% соответственно. При этом с оценкой своих поступков сверстниками считаются: каждый второй (50%) учащийся вторых классов, 42% первоклассников, 36% третьеклассников и 28% четвероклассников.
Высокая сопротивляемость стрессу выявлена у каждого второго (50%) школьника первых классов, у 54% учащихся вторых, 62%- третьих и 68% — четвертых классов. Низкая сопротивляемость стрессу отмечается у 22% первоклассников,26% второклассников, 16% третьеклассников и 8% четвероклассников.
Взаимоотношения с учителем вызывают высокий уровень тревоги более чем у половины (58%) учащихся первых классов 44% школьников четвертых классов. Среди учащихся вторых и третьих классов достоверно больше доля детей, чем в первом классе, у которых общение с учителями вызывает низкий уровень тревоги.
Для оценки функционального состояния центральной системы (ЦНС) анализировали следующие интегральные показатели: концентрация внимания (К), точность выполняемой работы (А), продуктивность (Е) и темп работы (Т). В среднем за неделю положительная динамика темпов прироста почти по всем показателям выявлена у учащихся первых и вторых классов, тогда как в третьих и четвертых классах она была отрицательной (рис. 1).
Рис. 1. Темпы недельного изменения показателей функционирования ЦНС (%).
В целом за учебный год прирост показателей функционирования ЦНС у школьников имел негативную тенденцию (рис. 2). При этом статистически значимые отличия зарегистрированы в снижении продуктивности и темпа выполнения задания у первоклассников, концентрации, точности и продуктивности работы у учащихся третьих классов и возрастании продуктивности и темпа у школьников четвертых классов.
Рис. 2. Темпы годового изменения показателей функционирования ЦНС (%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональный статус младших школьников характеризуется наличием выраженной тревоги к факторам внутришкольной среды, наиболее значимыми среди которых являются проверка знаний, страх самовыражения, несоответствие ожиданиям окружающих, взаимоотношения с учителем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. — М.: "Рарог", 1997. — 200 с.
2. Кучма В. Р. и др. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья. — М.: НУЗД РАМН, 1999. — 200с.
3. Стуколова Т. И. Задачи органов здравоохранения по охране психологического здоровья детей и подростков // Детский доктор. — 1999. — С. 7—10.
4. Баранов А. А. Здоровье детей России. — М., 1999. — 273 с.
5. Хамаганова Т. Г. и др. Комплексный подход к разработке критериев ранней диагностики отклонений в состоянии нервно-психологического здоровья школьников (с позиции адаптационной теории) / Проблемы социальной адаптации детей и подростков и принципы их профилактики. — М., 1993. — С. 26.
Здоровье населения и СО
В. А. Бойчук, Н. П. Сетко