Учись Учиться

Статья
Здоровье школьников
29 October 2011

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • экология
  • среда обитания
  • здоровье школьников
  • психоэмоциональный статус.

В начале XXI века общество столкнулось с экологическими и социальными проблемами, что поставило его в ситуацию, в которой оно оказалось не в состоянии гарантировать здоровье и благополучие детей и подростков. В качестве основных причин ухудшения здоровья детского населения исследователями выделены следующие группы факторов: неблагополучная экологическая обстановка, ухудшение структуры и качества питания, гиподинамия, неблагоприятные факторы внутри-школьной среды, нарушение оптимального соотношения между трудом и отдыхом в результате увеличения учебных нагрузок [1—4].

Несоответствие факторов среды обитания потребностям организма определенного возрастного периода может изменять тип взаимоотношения между организмом и средой. Одним из таких периодов является младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте закладываются основы психического и физического здоровья. Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с необходимостью смены стереотипа поведения, обусловленного поступлением и обучением в школе [5], хотя исследования в этом плане весьма малочисленны.

А между тем именно эпидемиологические исследования психоэмоционального статуса являются одним из важнейших направлений разработки теории экологически обусловленных изменений здоровья.

В связи с этим у школьников 1—4 класса общеобразовательной школы № 115 г. Уфы определяли психоэмоциональный статус путем оценки школьной тревожности по Филипсу, а также показателей умственной работоспособности, точности выполняемой работы, концентрации внимания и темпа работы с помощью таблиц Анфимова. В результате проведенных исследований установили: наибольшее количество детей с повышенным уровнем тревоги выявлено среди учащихся вторых и четвертых классов — 46 и 40% соответственно, тогда как доля таких учащихся в первых и третьих классах составила 22 и 36% соответственно. Высокий уровень тревоги регистрировался у 12 % первоклассников, 8 % третьеклассников и 2 %) второклассников. У большинства младших школьников социальные контакты со сверстниками проходят на фоне низкого уровня тревоги — у 70 % первоклассников, 14 % второклассников, 68 % третьеклассников и 60 %) четвероклассников. У двух третей (68 %) учащихся первых классов переживания, связанные с достижением успеха, вызывают низкий уровень тревоги, во вторых классах доля таких учеников составила 60 %1, в третьих — 58 %> и в четвертых — 52 %.

Необходимость самовыражения вызвала негативные эмоциональные переживания высокой интенсивности более чем у половины (54% ) второклассников, 46% учащихся первых и 48%-третьих классов. Знание учебного материала имеет высокую значимость для большинства первоклассников и третьеклассников(80 и 78% соответственно). Среди школьников вторых и четвертых классов хорошее знание учебного материала важно для 68 и 64% соответственно. При этом с оценкой своих поступков сверстниками считаются: каждый второй (50%) учащийся вторых классов, 42% первоклассников, 36% третьеклассников и 28% четвероклассников.

Высокая сопротивляемость стрессу выявлена у каждого второго (50%) школьника первых классов, у 54% учащихся вторых, 62%- третьих и 68% — четвертых классов. Низкая сопротивляемость стрессу отмечается у 22% первоклассников,26% второклассников, 16% третьеклассников и 8% четвероклассников.

Взаимоотношения с учителем вызывают высокий уровень тревоги более чем у половины (58%) учащихся первых классов 44% школьников четвертых классов. Среди учащихся вторых и третьих классов достоверно больше доля детей, чем в первом классе, у которых общение с учителями вызывает низкий уровень тревоги.

Для оценки функционального состояния центральной системы (ЦНС) анализировали следующие интегральные показатели: концентрация внимания (К), точность выполняемой работы (А), продуктивность (Е) и темп работы (Т). В среднем за неделю положительная динамика темпов прироста почти по всем показателям выявлена у учащихся первых и вторых классов, тогда как в третьих и четвертых классах она была отрицательной (рис. 1).

Рис. 1. Темпы недельного изменения показателей функционирования ЦНС (%).

В целом за учебный год прирост показателей функционирования ЦНС у школьников имел негативную тенденцию (рис. 2). При этом статистически значимые отличия зарегистрированы в снижении продуктивности и темпа выполнения задания у первоклассников, концентрации, точности и продуктивности работы у учащихся третьих классов и возрастании продуктивности и темпа у школьников четвертых классов.

Рис. 2. Темпы годового изменения показателей функционирования ЦНС (%).

Полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональный статус младших школьников характеризуется наличием выраженной тревоги к факторам внутришкольной среды, наиболее значимыми среди которых являются проверка знаний, страх самовыражения, несоответствие ожиданиям окружающих, взаимоотношения с учителем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. — М.: "Рарог", 1997. — 200 с.

2. Кучма В. Р. и др. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья. — М.: НУЗД РАМН, 1999. — 200с.

3. Стуколова Т. И. Задачи органов здравоохранения по охране психологического здоровья детей и подростков // Детский доктор. — 1999. — С. 7—10.

4. Баранов А. А. Здоровье детей России. — М., 1999. — 273 с.

5. Хамаганова Т. Г. и др. Комплексный подход к разработке критериев ранней диагностики отклонений в состоянии нервно-психологического здоровья школьников (с позиции адаптационной теории) / Проблемы социальной адаптации детей и подростков и принципы их профилактики. — М., 1993. — С. 26.

 

Здоровье населения и СО

В. А. Бойчук, Н. П. Сетко

    Tags:
  • экология
  • среда обитания
  • здоровье школьников
  • психоэмоциональный статус.
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Идеи устойчивого развития в образовании дошкольников: проект ЮНЕСКО «Мы и природа» 05 March 2012
Психолого-педагогическая характеристика школьника. 11 January 2011
Лекция 2. Постановка гипотезы 29 October 2011
Проблема перехода учащихся с задержкой психического развития в среднюю школу 15 February 2012
Тема 8. Вопрос 2. Земли природоохранного назначения. Вопрос 3. Земли рекреационного назначения 02 March 2011
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Тема 4. Соединительное оборудование. 14 January 2011
CSS 09 May 2011
Тема 4. Экспортная товарная политика Развитие стратегического маркетингового плана 1. Стратегии адаптации товара на внешнем рынке 14 January 2011
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕНОСНОГО РЕНТГЕНОВСКОГО АППАРАТА 27 October 2013

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Задание. Условный оператор и оператор выбора 09 May 2011
Лекция 14. Правила оформления презентаций и докладов. 14 January 2011
современные методы и инструменты финансового менеджмента 14 January 2011
Тема 1. Принципы управления, Методы управления, Три категории требований к профессиональной компетенции менеджера, Основные роли менеджера, Логическая схема управления, Уровни управления,Кадры управления. 05 March 2011
Тема 10. Самоменеджмент. Система планирования времени. 25 April 2011
Подготовка научной статьи 29 October 2011
разработки информационных моделей. 09 January 2011
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Тема 1. Общие положения земельного права Вопрос 1. Земельное право: понятие, предмет, метод.Вопрос 2. Принципы земельного права 01 March 2011
Состояние проблемы информатизации общества 09 January 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока