Механизм функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции
1. Типы рыночных структур несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция – это такой тип рынка, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция имеет место тогда, когда рыночная власть в определенной степени принадлежит продавцам или покупателям.
Под рыночной властью следует понимать возможность экономического агента контролировать объем товара и его цену.
В зависимости от степени рыночной власти продавцов выделяются следующие типы рыночных структур несовершенной конкуренции: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Каждый из них имеет характерные особенности.
Монополия – это такой тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, при котором одна фирма реализует на конкретном рынке основную массу какого-либо товара.
Если весь объем реализации на данном рынке будет принадлежать одной фирме, то такая монополия будет считаться абсолютной (например, государственная монополия на выпуск бумажных денег в обращение). Наиболее близкой к ситуации абсолютной монополии является ситуация чистой монополии – это такое положение на рынке, когда фирма контролирует более 50% выпуска какого-либо товара. Чаще всего чистая монополия встречается на местных и региональных рынках (Горгаз, молокозавод, автомобильный завод, ГТС и проч.).
Основные черты чистой монополии:
1. Часто в случае монополии термины «фирма» и «отрасль» – синонимы, т. е. одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги. Следовательно, чистый или абсолютный монополист есть отрасль, состоящая из одной этой фирмы.
2. Нет близких заменителей продукции. Продукт монополиста является уникальным, и у покупателя нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден либо соглашаться на условия монополиста, либо обходиться без его товара.
3. Способность манипулировать ценой и объемом выпуска в своих интересах. Если в условиях совершенной конкуренции цена для фирмы как бы задана извне, так как каждая фирма представляет лишь очень незначительную долю совокупного предложения, то в условиях монополии ситуация прямо противоположна. При нисходящей кривой спроса монополист может вызывать изменение цены, манипулируя количеством предлагаемого продукта.
4. Вступление в отрасль блокировано. Монополист заинтересован в удержании своих позиций на рынке, поэтому препятствует возникновению какой-либо конкуренции. Таким образом, существование монополии зависит от наличия определенных барьеров для вступления в отрасль. Но иногда для того, чтобы предприятие заняло монопольные позиции, достаточно просто благоприятного стечения обстоятельств. Такие монополии называются открытыми, или временными, – предприятие стало монополистом случайно, и доступ в отрасль для других производителей ничем не ограничен. Кроме того, барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень серьезными в краткосрочном периоде, могут оказаться преодолимыми в долгосрочном.
Владея монопольной властью, продавец может завышать цену, ограничивая объем выпуска товара. Таким образом, монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства, устанавливая между ними такое соотношение, которое приносило бы максимальную прибыль. Для максимизации прибыли монополист не станет назначать наивысшую цену, так как в этом случае совокупная прибыль может сократиться за счет снижения объема продаж. Чтобы получить максимальную прибыль с каждой проданной единицы продукции, и при этом не терять в объемах продаж, монополист может использовать так называемую ценовую дискриминацию – продажу одного и того же продукта различным покупателям по разной цене, при этом разница в цене для покупателей не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Для проведения ценовой дискриминации необходимо выполнение двух условий:
а) сегментация рынка, т. е. разделение всех потенциальных покупателей на отдельные группы по какому-либо наиболее существенному признаку (полу, возрасту, социальному статусу, уровню дохода и проч.);
б) лишение покупателей возможности перепродажи товара.
Например, проезд в общественном транспорте разные группы пассажиров могут оплачивать по-разному, в зависимости от предоставления определенных льгот некоторым категориям населения (студенты, пенсионеры, инвалиды и др.).
Таким образом, монополист на каждую единицу продукции назначает максимальную цену, которую выдержит потребитель.
Олигополия (по-гречески oligos pōleō – мало продающих) – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, при котором доминируют несколько крупных продавцов, обладающих крупными долями рынка, а появление новых продавцов затруднено. Например, олигополистами могут выступать предприятия кабельного телевидения или услуг сотовой связи.
Если в отрасли господствуют только два производителя, такая ситуация будет называться дуополией.
Основные черты олигополии:
1. Продукция, выпускаемая олигополистами, как правило, однородна или слабо дифференцирована.
2. Вступление в отрасль затруднено в связи с крупными масштабами производства уже имеющихся фирм.
3. Продавцы признают взаимную зависимость, поскольку если один из них изменит цены и объем выпуска, это сразу скажется на прибылях остальных, которые примут ответные меры. «Признаваемая взаимная зависимость» означает, что успех деловой стратегии каждой фирмы зависит от стратегий, которым следуют остальные фирмы, и каждая из них осознаёт это. Следовательно, каждая фирма при разработке своей стратегии принимает в расчет ожидаемые реакции ее соперников.
4. Конкуренция между олигополистами носит, в основном, неценовой характер, так как при использовании ценовых методов конкурентной борьбы в результате взаимозависимости поведения фирм может возникнуть такое явление, как ценовая война.
Ценовая война – это ряд последовательных снижений цен конкурентами, возможных при условии, что они продают стандартный продукт, например, бензин. Фирма полагает, что в результате снижения цены все покупатели перейдут к ней, и она выиграет за счёт возросшего объема продаж. Однако конкуренты в ответ ещё больше снизят цены, чтобы вернуть своих потребителей. Война цен будет продолжаться, пока они не упадут до уровня средних издержек, а прибыль не снизится до нуля. Дальнейшее снижение цен участникам невыгодно. Все фирмы-олигополисты останутся в итоге в проигрыше, так как передела покупателей практически не произойдёт, а выручка сократится в результате снижения цен.
Поскольку фирмы признают взаимную зависимость друг друга и в отрасли мало фирм, есть потенциальная возможность сговора между участниками рынка. Сговор может быть гласным и негласным, неофициальным и официально закрепленным, может касаться цен, рынков сбыта, сырья и т. п. Когда олигополисты кооперируются в попытке получить монопольную прибыль, они практически превращаются в искусственную монополию. Но сговор может быть запрещен законодательно. В этом случае при установлении цены олигополисты могут использовать модель лидерства в ценах, то есть самая крупная в олигополии фирма устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, остальные фирмы, входящие в олигополию, придерживаются этой цены.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – такой тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, когда достаточно большое количество производителей предлагает сходную по функциональному назначению, но не идентичную продукцию (например, парикмахерские, кафе-бары, продуктовые магазины, рынки декоративной косметики, моющих средств, модных журналов, недорогой бижутерии и т. п.).
Основные черты монополистической конкуренции:
1. Дифференциация продукта, то есть создание в товаре действительных или мнимых отличий с целью сделать предложение уникальным, а своё положение – монопольным. Однако монопольная власть в данном случае слаба из-за малой доли предприятия на рынке. Чем более уникален продукт, чем сильнее монопольная власть. Её усиливает информационная асимметрия рынков, когда покупатели не имеют достаточных знаний о ценах и продаваемых товарах и принимают нерациональные решения о покупке.
2. Использование ценовых методов конкуренции. Несмотря на дифференциацию, у товаров есть заменители, поэтому спрос зависит от цен на эти товары-заменители. Если конкуренты снизят цены, то фирма по прежней цене продаст меньше продукции.
3. Неценовая конкуренция возникает благодаря предложению продукта, отличного от других. Сюда относятся затраты на конкурентную борьбу с помощью маркетинговых усилий по поддержке своих торговых марок (например, различных направлений рекламы, организации связей с общественностью), изощренной упаковки, усовершенствованного качества, предоставления дополнительных услуг и т. п. Фирма получает дополнительную прибыль, пока улучшения не будут скопированы конкурентами. Она теряет объемы продаж, если не затрачивает средств на дифференциацию продукта.
4. Независимое функционирование каждого производителя. Наличие сравнительно большого числа фирм делает практически невозможным тайный сговор, согласованные действия производителей с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен. При многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм, так как влияние действий одной фирмы на каждого из многочисленных соперников настолько мало, что у конкурентов не возникнет необходимости принимать какие-либо меры.
5. Свободный вход и выход с рынка объясняется большим количеством мелких производителей, вследствие чего отраслевые барьеры очень незначительны.
Этот тип конкуренции отличается от свободной большей степенью самостоятельности в назначении цены, так как продукция каждого производителя в чем-то уникальна, но в то же время рыночная власть монополистических конкурентов ограничена большим количеством товаров-субститутов, на которые могут легко переключиться потребители.
На силу рыночной власти влияет не только степень конкуренции производителей, но и поведение потребителей:
– эластичность спроса, и, как следствие, способность покупателей отказаться от покупок;
– количество покупателей на рынке и, соответственно, конкуренция между ними или возможность сговориться.
Если же рыночная власть в руках одного или нескольких крупных покупателей, то мы можем говорить о таких рыночных структурах, как монопсония и олигопсония.
Если монополисты, пользуясь своей рыночной властью, устанавливают цены выше тех, которые сложились бы в условиях конкуренции, получая за счет такого превышения монопольную прибыль, то монопсонисты, напротив, заинтересованы в максимально возможном снижении цены. При этом одно и то же предприятие может быть одновременно и монополистом, и монопсонистом (например, крупное предприятие в небольшом населенном пункте является монополистом как единственный производитель своей продукции, и монопсонистом как единственный покупатель рабочей силы. При этом стоимость производимых изделий будет завышена, а ставка заработной платы – занижена).
2. Последствия монополизации. Антимонопольное законодательство
Роль монополий на сегодняшний день двойственна, т. е. данное явление может заключать в себе как позитивные, так и негативные последствия.
Если крупный производитель не использует рыночную власть в целях эксплуатации потребителя, уменьшает издержки производства, развивает НТП, насыщает рынок массовой продукцией по доступным ценам, то выигрывает всё общество. Поэтому борьба с монополией не означает борьбу с крупными производителями, как таковыми. Но в то же время одной из функций государства в рыночной экономике является сохранение конкуренции как экономической основы рыночного механизма, так как в условиях монополизированного рынка фирмы могут категорически устранять любую конкуренцию, оказывающую благотворное влияние на эффективность производства, качество продукции и т. п. Монополии наносят ущерб обществу, преднамеренно сокращая объем производства продукции и завышая на нее цены. В результате потребители вынуждены ограничивать покупки либо данного товара, либо других товаров и услуг. К тому же, монопольно высокие цены могут оказать влияние на снижение спроса в других отраслях экономики. Следовательно, монополия способствует увеличению неравенства доходов, так как, устанавливая монопольно высокие цены, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальной части общества – потребителей их продукции.
Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько монополия способствует научно-техническому прогрессу. Некоторые полагают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность реализовать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ, а технические нововведения, в свою очередь, позволяют в долгосрочной перспективе увеличивать прибыль, так как снижаются средние издержки на единицу продукции, а цену монополист вправе оставить неизменной. Выигрывает в данном случае и потребитель, получая более модифицированную, усовершенствованную продукцию по прежней цене. Кроме того, научно-технические разработки могут быть одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль, следовательно, монополист заинтересован в их проведении, чтобы не сдать позиции новым конкурентам.
Контраргументом выступает мнение, что отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста осуществлять нововведения. У монополиста есть все основания быть удовлетворенным существующим положением, поэтому он может отказаться от вложений в технологические усовершенствования, так как затраты на разработки в краткосрочном периоде сократят его прибыль.
Для борьбы с потерями общества от монополизации рынков государство разрабатывает и применяет антимонопольное законодательство и проводит определенную политику. В зависимости от того, насколько сильные позиции занимает в том или ином государстве монополизм, его антимонопольная политика будет различаться.
Первым в истории и наиболее разработанным считается законодательство США, где в 1890 г. был принят закон Шермана, по которому запрещалась монополизация торговли и сговор по ценам. В настоящее время помимо этих запретов в США ограничивается слияние фирм, запрещается создание искусственных дефицитов, применение ценовой дискриминации, продажа товаров не только по завышенным, но и по демпинговым ценам.
Антимонопольное законодательство в Западной Европе часто не препятствует появлению монополий, так как предприятие-монополист имеет возможность, пользуясь крупными объемами производства, снижать издержки, закупать новую технику, технологии, составлять конкуренцию иностранным фирмам. Кроме того, эти предприятия наиболее устойчивы в период циклических колебаний, во время кризисов, инфляции. Государство лишь осуществляет контроль над ценовой политикой этих предприятий.
В России антимонопольное законодательство существует с момента принятия закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и создания антимонопольного комитета. Позднее появился закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.1999 № 117-ФЗ. Последние изменения в этих законах вступили в силу в конце 2006 г.
Согласно современному антимонопольному законодательству к монополистам в России относятся предприятия, захватившие более 35% рынка. Реестр таких предприятий ведется на федеральном, региональном и местном уровнях, их деятельность контролируется со стороны государства, но ограничиваться она будет только в случае, если доля конкретного производителя на товарном рынке превысит 50%.
В условиях смешанной экономики методы государственного вмешательства в деятельность монополий условно делятся на две группы:
1. Методы прямого (административного) вмешательства:
- запрет соглашений между товаропроизводителями с целью ограничения доступа на рынок конкурентов и установления монопольной цены;
- постоянный контроль над деятельностью производителей, доминирующих в определенном секторе рынка;
- принудительное разукрупнение всех форм объединений предприятий, занимающих монопольное положение на рынке;
- перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;
- предотвращение новых монопольных образований и др.
2. Методы косвенного (экономического) антимонопольного регулирования:
- поддержка со стороны государства новых фирм и предприятий малого и среднего бизнеса через систему льготного кредитования, государственных заказов, субсидирования, льготного налогообложения и т. п.;
- введение государственного регулирования, распространяющегося на цены, объем производства, условия входа фирм в эти отрасли и выхода из них;
- установление максимального уровня рентабельности и обложение монополиста высокими налогами, регулирующими рентабельность;
- сохранение государственной собственности на предприятия, монополизирующие рынок;
- изменение или ограничение использования фирменного наименования;
- допущение иностранного капитала и др.
Нарушение антимонопольного законодательства влечет за собой административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.