Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов
Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, теток, дерево и соединить все эти рисунки линей — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому (такая тропинка разработана, например, в ДОУ №1622 г. Москвы, рис. 1).
• Выбор вместе детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать а гости (рис.2,3).
• Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
• Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений
Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям педагог совместно с ними выбирает «хозяина (хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Волшебницу Флору и т.п.). Примеры таких персонажей показаны на рис. 2,3 (разработка рисунков — А.Рыжов). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложить на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного сказочного героя, который будет помогать проводить занятия. Его можно изобразить на всех табличках или хотя бы в начале маршрута (где он «встречает детей) и в конце (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж может посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив по бокам фигуры довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок легко закрепить Боровичка на дереве, обхватив полосами ствол и закрепив их концы, например, с помощью скрепки или скотча. В карман сказочного человечка заранее положите задание для детей — просьбы Боровичка, которые они будут выполнять. За оказанную помощь, удачно выполненные задания-загадки сказочный персонаж периодически будет оставлять на тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях, кустарниках или в своем кармане (для малышей).
План тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить в ее начале. К выбору объектов, оформлению тропинки привлеките детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым вы дадите детям возможность почувствовать свою причастность к созданию тропинки; они будут по — особенному относиться к ней, считать своей, проявлять большой интерес к занятиям.
Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием «Точка «Дуб». Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов — используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зеленый, пищевого — в синий. Если территорию вашего детского сада посещают посторонние и вы не можете обеспечить сохранность оборудования тропинки, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можете брать таблички только тех объектов, которые намереваетесь посетить.
Экологическая тропинка на территории детского сада
Создавая экологическую тропинку на территории сада, помните о том, что это не клумба, которая должна быть полностью засажена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых финансовых затрат. Как? В состав видовых точек экологической тропинки вы включите те объекты, которые уже имеются на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками (посадить группы деревьев, создать водоем и т.п.).
Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении Экологического паспорта дошкольного учреждения (форма такого паспорта разработана нами и внедрена во многих дошкольных учреждениях: Статья Н. Рыжовой об экологическом паспорте см.: Дошкольное воспитание. — 2000. — №2). Анализируя карту-схему и видовой состав растений, животных, наличие интересных участков, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты. В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут деревья, кустарники, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот вещества), «Растения» (рис. 4). Так, многие детские сады проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки автора статьи «Как медведь пень потерял», опубликованной в «Дошкольном воспитании» (1998.№4). Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно, если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размешать кормушки.
Если ваш участок достаточно большой, можно воссоздать фрагменты разных растительных сообществ, характерных, прежде всего, для вашей местности (лес, луг). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны, лесными и луговыми экосистемами. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.
Прежде тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию своего двора, отметив затененные и открытые, влажные и сухие участки. Это поможет определить, где какие растения высаживать (луговые, степные — на открытых участках, лесные — на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, ландыш майский, некоторые виды хохлаток, ветрениц, медуниц, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую. Возле ели — кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) — бруснику, кошачью лапку, толокнянку, амин песчаный (бессмертник), молодило, некоторые очитки.
При возможности можно создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной и с эстетической точек зрения.
На тропинке целесообразно сделать небольшое возвышение, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать наблюдение за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельно лежащие большие камни не только украсят тропинку, но и послужат убежищем для различных насекомых, улиток, ящериц и т.д. Традиционно в дошкольных учреждениях выделяются участки для пищевых и лекарственных растений. По возможности создайте условия и для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территория страны. Тем самым вы оформите своеобразную «Живую Красную Книгу». В этом вам помогут местные ботанические сады, комитеты по экологии. В состав растений тропинки могут так же войти растения-часы и растения — барометры (клумбы «Цветочные часы», «Цветочные барометры»).
Красивоцветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течении сезона одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если сорные растеши не мешают выращивать другие растения, не нужно их уничтожать: они так же войдут в состав тропинки как одна из видовых точек. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительное сообщество. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, вы наглядно покажите детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и обсудите некоторые правила поведения на прогулке, на отдыхе.
Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытые кротами, гнезда ворон, сорок и других птиц.
В качестве дополнительной точки тропинки может быть создана небольшая метеоплощадка. На высоком металлическом шесте закреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и указатель направления ветра: полосатый мешок-труба из легкого материала с отверстиями с обеих сторон (подобно колпачку Буратино). Невдалеке от флюгера — большой деревянный столб с кормушками для птиц. Отличительной особенностью этого оборудования является то, что оно полностью сделано из отходов (в основном из упаковочных материалов). Из пластиковых бутылок для измерения осадков можно сделать дождемеры: эти нехитрые приборы можно размещать в разных точках тропинки, например, на открытом месте и под кронами разных деревьев), сравнивать, где больше выпадает осадков и выяснять почему.
Экологическая тропинка в естественных условиях
Главный принцип организации тропинки в лесопарке, лесу такой же, как и да тропинки на территории детского сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок можно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны (не забывая, конечно, о физических возможностях и безопасности дошкольников).
Как показывает опыт, экологические тропинки в естественных условиях включает различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой покажите детям места отдыха и его последствия для растений, животных (отрицательный пример: мусор, костры, вытоптанные участки; положительный пример: специально оборудованные чистые места отдыха). Можно понаблюдать, как постепенно зарастает кострище. Поищите и положительные примеры взаимодействия людей и природы — охрана муравейников, посадка деревьев и т.п.
Приведем пример описание экологической тропинки и ее карту-схему.
Точка №1. «Березовая роща».
Объекты для наблюдений — березы разного возраста, разной толщины, со светлой и более темной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень с мхом; маленькие дубы и рябины; кустарники — лещина, крушина, бересклет; травянистые растения: золотая розга, чина весенняя, осока волосистая, сныть обыкновенная, костяника, земляника, звездчатка, гравилат городской, герань лесная, одуванчик, копытень европейский, манжетка, лютики, ландыш майский.
Точка №2 «Овражек».
Объекты для наблюдений — промоина и долина ручья, в которой весной хорошо видны песчаные наносы. Кустарники: бересклет, крушина, лещина; травянистые растения: те же, что и на точке 1. Грибы на стволе березы. В мае — много чешуек от липовых почек.
Точка №3 «Полянка».
Объекты для наблюдений: полянка — открытое место, окруженное деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения: земляника, папоротник, злаки, лютик кашубский, ожика волосистая. Мхи на корнях березы и на почве; под деревьями — мухоморы. На поляне лежит бревно, кора которого отслаивается. Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор. Место отдыха людей — лежат бревна, используемые как лавочки. На дороге плотно утрамбованная почва. В мае здесь стоит вода, цветет осока волосистая, видны ее темно-зеленые и светло-зеленые побеги, лютик кашубский (с красивым круглым листом у основания стебля). Много крапивы. Есть холмики вырытой кротами земли.
Точка №4 «Большие березы».
Объекты для наблюдений — большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб (удобно сравнивать деревья по коре, листьям и т.п.). Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.
Точка №5 «Липовая аллея».
Объекты для наблюдений — липовая аллея — липы и березы (сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки — проснулись спящие почки.
Точка №6 «Пустырь».
Объекты для наблюдений — небольшой пустырь возле лесопарка и школы, через который проходит дорога. Много сорняков и других растений, приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие, стелются по земле). На дороге типичные для таких мест виды (подорожник, лапчатка гусиная, клевер ползучий, низкорослые одуванчики). Можно обсудить с детьми, почему они такие в этом месте. На пустыре злаки, полынь, пижма, осот, василек луговой, мать-и-мачеха, щавель конский, тысячелистник обыкновенный. Ближе к точке «Болотце» — малинник, где весной старые прошлогодние и молодые побеги этого растения.
Точка №7 «Сосны».
Объекты для наблюдений — участок соснового леса с лиственницей, яблоней; сосна (кора, смола, хвоя), лиственница (мощные корни, выходящие на поверхность, опадающая хвоя). Хорошо видно кострище. На сосне большое старое гнездо. Рядом с сосной небольшая яблонька.
Точка №8 «Болотце».
Объекты для наблюдений — «болотце» (сильно увлажненное место с растениями, которые любят влагу: ситняк большой, подмаренник цепкий — растение, цепляющееся за стебли своих соседей;"^санареечник.) На «берегу» зверобой продырявленный, лапчатка (калган), кустарник неклен, семена которого распространяются ветром.
Точка №9 «Озерцо».
Объекты для наблюдений — небольшой водоем, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые; ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг водоема ивы, березы, осины. Весной поют соловьи.
Точка № 10. «Елочки».
Объекты для наблюдений — группа молодых елочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные (деятельность человека). Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья — хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная (лекарственные растения). На земле — мох. Недалеко от группы слей — большая яблоня.
Точка №11. «Дуб».
Объекты для наблюдений — большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом — осины.
Организация работы с детьми
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Каждый раз все точки посещать не обязательно, все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку, Одни и те же объекты вы можете посещать несколько раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же вы преследуете конкретную цель (например (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничьтесь только одним объектом.
Объект экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому. В рамках программы «Наш дом — природа» нами разработан ряд конспектов занятий по экологической тропе.
Оформление материалов для работы с детьми
Для организации работы на экологической тропинке разработан специальный «Паспорт экологической тропинки», Паспорт содержит кар- ту-схему тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографиями или рисунки объектов (желательно сделанные в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологически характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек).
Ниже приводится пример плана описания точки «Рябина».
Точка «Рябина».
• Биологические особенности.
• Где растет рябина.
• Название дерева, его происхождение.
• Рябина и животные.
• Рябина в русском фольклоре.
• Использование растения:
- для пищевых целей;
- в медицинских целях;
- использование в косметике;
- для обеззараживания
- другие варианты использования.
7.Народные приметы, связанные с рябиной.
8.Стихи о рябине.
Приложение
|