Психотерапевтические методы

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Психотерапевтические методы.
Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Психотерапевтические методы – это специальные приемы воздействия на сознание человека с целью оказания ему помощи в разрешении его психологических проблем. Отнесение этих методов в разряд эмпирических обосновано тем, что они самым непосредственным образом реализуют главную черту этой группы способов психологического исследования (и обследования) – контакт с изучаемым объектом (обратившимся за помощью человеком) и сбор психологической информации о нем.

18.1. Общее представление о психотерапии
Традиционно психотерапию трактуют как лечение больного, осуществляемое в процессе его контактов с врачом. Так, в учебном пособии по медицинской психологии психотерапия определяется как «целенаправленное использование психических воздействий для лечения болезней» [183, с. 135]. Однако в последнее время сосуществует и иное толкование, приложимое к ситуациям, когда нуждающийся в психологической помощи человек рассматривается не как пациент, а как клиент, потребляющий данный вид психологических услуг. Клиент предстает не столько человеком, получившим ту или иную психологическую травму, требующей лечения и выработки специальных мер психологической защиты, сколько человеком, стремящимся к душевному равновесию, психологическому комфорту и совершенствованию. Главные показания для психотерапевтического вмешательства – нарушения социальных связей (производственных, дружеских, семейных) и трудности в общении и социальной адаптации, которые могут вылиться в неврозы. Такой подход снимает негатив, провоцируемый осознанием человеком своей ущербности как больного, повышает его самоуважение и благотворнее сказывается на психотерапевтическом эффекте. Этот вариант характерен для гуманистического направления в психологии. Таким образом, понятие психотерапия, изначально связанное с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, в последние годы распространяется вообще на любые случаи психического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушение общения), в том числе в пределах медицинской нормы [96, с. 135].
Условно психотерапия делится на клиническую и личностную. Первая направлена в основном на ликвидацию или смягчение симптомов болезни. Это преимущественно область медицины и медицинской психологии. Личностная психотерапия ориентирована на содействие пациенту (клиенту) в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Здесь заключены интересы и общей, и социальной психологии. Основной прием – анализ переживаний человека, позволяющий вскрыть причины конфликтных ситуаций, дискомфортных состояний, неуспешности деятельности, дефектов общения и т. п. Мюнение клиентом этих причин позволяет снять внутреннее напряжение, а часто и наметить пути выхода из психологических кризисов.
В медицинской практике различают общую и частную (специальную) психотерапию. Под общей понимается весь комплекс психических факторов воздействия на больного с любым заболеванием, который направлен на повышение его сил в борьбе с болезнью. В этом случае психотерапия является вспомогательным средством, создающим благоприятную атмосферу, на фоне которой проводятся все другие виды лечения (хирургические, физиотерапевтические, медикаментозные и т. д.).Частная или специальная психотерапия – это совокупность приемов психического воздействия, имеющих характер основных методов лечения.
Психотерапевтическое воздействие может осуществляться в трех формах: индивидуальной, групповой и коллективной. Такое размежевание способов психического воздействия на клиента (пациента), на наш взгляд, следует рассматривать именно как различные формы психотерапии, а не как ее отдельные методы. Дело в том, что практически любой конкретный психотерапевтический метод может применяться и в виде индивидуального, и в виде группового воздействия. Разведение методов по критерию числа испытуемых – это принцип общего характера, прилагаемый к любой совокупное-ти методов, о чем уже говорилось в разделе «Классификации методов». В данном случае речь идет о разведении конкретно-научных (специальных) методов. Кстати, проблематичность рассмотрения групповой психотерапии как отдельного метода ясно выражена В. Халсом (W. Hulse), цитируемым в [100, с. 49]: «Групповая психотерапия является не очень четко определяемым лечебным методом, включающим в себя многочисленные и разнообразные процедуры, имеющие между собой мало общего».
Индивидуальная психотерапия – это метод особых воздействий (внушение, гипноз, беседа, тренировка, игра) специалиста на пациента (клиента) с целью достижения им физического и психологического благополучия в условиях изоляции от других людей.
Групповая психотерапия – это воздействие специалиста на группу пациентов. Основная связь идет «по вертикали», т. е. по линии специалист (врач, психолог) – пациент. Отношения между членами группы (связи «по горизонтали») более или менее элементарны: подражание, индуцирование, повышение внимания в группе. Разновидностью этой формы можно считать массовую психотерапию, особенностью которой является неоформленность и слабая структурированность группы, а есть только механическое скопление людей (например, аудитория на лекции врача, скопление людей при проведении культурно-массовых мероприятий и т. п.)
Коллективная психотерапия – метод, сочетающий воздействие специалиста с взаимным воздействием членов группы друг на друга. Второй вид связи («по горизонтали») преобладает, но направляется ведущим психотерапевтический сеанс. Широкое распространение получили такие виды коллективной терапии, как семейная терапия, терапия в трудовых, игровых и спортивных коллективах, в реабилитационных центрах и клубах и т. д.
Основные психотерапевтические методы: гипнотерапия, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия, игровая психотерапия, психоэстетотерапия, наркопсихотерапия, социальная психотерапия.
18.2. Гипнотерапия
Гипнотерапия – это воздействие на сознание человека с помощью гипноза в терапевтических целях. Гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, осуществляемого гипнотизером. Связано с изменением функций самосознания, индивидуального самоконтроля.
Различают три стадии гипноза: легкая (сонливость), средняя (гипотаксия) и глубокая (сомнамбулизм). Для практики гипнотерапии интересна третья стадия, когда, по мнению Г. В. Гершуни, можно по желанию экспериментатора изменять функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы, не нанося при этом никаких повреждений [379]. «В настоящее время трудно представить себе что-нибудь иное, кроме сомнабуличес-кой стадии гипноза, что могло бы позволить, упростив человеческую мысль, разложить ее на составные элементы в форме управляемого и подчиняемого научно-исследовательским задачам сложнейшего явления природы» [333, с. 165]. Особенно велика роль гипноза как исследовательского метода в изучении бессознательного, сферы психической жизни, не контролируемой нашим сознанием.
Различают два вида гипнотизации – императивный, основанный на жестких директивных инструкциях гипнотизера и сильных невербальных стимулах, и кооперативный, предполагающий мягкие формы внушения с использованием слабых, «повторяющихся» стимулов и «уговаривающих» словесных выражений.
Существует много различных методик гипнотизации. Но любая из них использует какой-либо из трех основных процедурных принципов (или их комбинаций): фасцинации, фиксации или словесного погружения.
Способ фасцинации (англ. fascination – 'очарование') – пристальный взгляд в глаза гипнотизируемого. В основе способа лежит «секрет»: гипнотизер сам не глядит в глаза пациенту, а смотрит на его переносицу, создавая для себя тем самым более комфортные условия. В настоящее время способ употребляется не часто.
Фиксационный способ – усыпление с помощью воздействия на какой-либо анализатор (зрительный, слуховой, кожный). Так, гипнотизируемому можно предложить фиксировать свой взор на каком-либо блестящем предмете (методика Брэда), цветной электрической лампочке (В. Бехтерев) и т. п. При воздействии на слуховой анализатор используют различные монотонные звуки (стук метронома, тиканье часов). Часто применяют термические воздействия: пассы руками или несильными нагревательными приборами вдоль тела и лица испытуемого. Особенно эффективны ручные пассы на расстоянии 2-4 см над руками и лицом пациента. Как правило, в сеансе используют все виды воздействия в различных комбинациях.
Методика словесного погружения – внушение через словесные формулы. Обычно это описание ощущений, испытываемых засыпающим человеком. Говорить нужно не громко, размеренно и спокойно, но твердо и уверенно. Отдельные слова (типа «Спать!») выделяются интонацией и громкостью, им придается оттенок приказа (императива). Сеанс обычно продолжается 15– 20 мин., а их количество и частота в цикле помощи (или курса лечения) определяются строго индивидуально (от 1 до 20) с частотой обычно не больше 2–3 раз в неделю.
Введя человека в гипнотическое состояние, исследователь может приступить к получению необходимых сведений через словесные ответы загипнотизированного и его различные психические и физиологические реакции. Если этап диагностики уже пройден, то гипнотизер может осуществлять терапевтическое воздействие. Затрагиваться могут сферы восприятия (позитивные и негативные иллюзии, субъективное время), памяти (забывание или припоминание фактов и событий, активизация запоминания), внимания (повышение концентрации и распределения), мышления (нарушения логики), воображения (повышение творческого потенциала), аффективной сферы (изменение настроений) и личности (изменение мотивации, привычек, отдельных личностных характеристик, образов других людей). Влияние гипнотизера тем сильнее, чем теснее его связь с гипнотизируемым. Связь с высокой степенью восприимчивости к внушениям гипнотизера и нечувствительностью к воздействиям других источников называется раппортом.
Особое внимание следует уделять этапу выведения пациента из гипноза, чтобы исключить негативные последствия сеанса.
Разновидностью гипнотизации является аутогипноз, когда субъект входит в состояние гипноза в результате самовнушения.

18.3. Аутогенная тренировка
На эффекте самовнушения базируется аутогенная тренировка, предложенная в законченном виде как психотерапевтический метод немецким врачом Г. Шульцем в 1932 г. [479].
Методика предполагает две ступени: низшую и высшую. В терапевтической практике обычно ограничиваются первой ступенью. Здесь вначале путем самовнушения достигается расслабление тонуса скелетной мускулатуры, именуемое релаксацией. Затем проводятся самовнушения, направленные на регуляцию различных функций организма: вызываются ощущения тяжести – легкости, тепла – холода различных частей тела, что свидетельствует об управляемости вегетативных реакций; производится овладение регуляцией ритма дыхания и сердцебиения. В итоге расслабляется не только скелетная, но и мускулатура внутренних органов (как поперечно-полосатая, так и гладкая), значительно уменьшается эмоциональная напряженность.
На высшей ступени, именуемой аутогенной медитацией (самосозерцанием), достигают яркой визуализации представлений, предельной концентрации внимания, контроля непроизвольной умственной деятельности. В конечном итоге субъект может добиться погружения в состояние «нирваны», близкое к высшей стадии гипноза (сомнамбулизма).
Аутогенная тренировка применяется не только в лечебных целях, но и в целях психогигиены и психопрофилактики здоровых людей. Основные эффекты, получаемые с помощью этого психотерапевтического метода:
1) снижение эмоциональной напряженности, состояний тревожности и волнения;
2) регуляция функций сна;
3) кратковременный отдых;
4) активизация организма;
5) мобилизация психологических ресурсов (перцептивных,интеллектуальных, мнемических, внимания, воли);
6) коррекция и развитие психических функций.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в работе Ю. И. Филимоненко [380].

18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия
Это вербальное воздействие специалиста на субъект путем беседы, лекции и т. п. форм разъяснения существа его проблемы. Отсюда второе наименование метода – разъяснительная психотерапия.
Однако многие исследователи разводят эти понятия. Главное отличие им видится в том, что разъяснительная терапия производится в тех случаях, когда клиент не противодействует специалисту в объяснении его проблем. Тогда разговор носит дидактический (наставительный) характер. Рациональная же терапия применяется для исправления заблуждений человека относительно его проблем, особенно если он не соглашается со специалистом. Тогда воздействие производится через логическое (рациональное) убеждение. Разговор приобретает характер убедительной диалектики, основанной на логической аргументации, демонстрации ошибок во взглядах пациента (клиента) и доказательстве правоты специалиста. Мы отстранимся от указанных тонкостей. Этот метод помимо разъяснения и убеждения включает в себя и эмоциональное воздействие, и внушение (суггестию), и приемы изучения и коррекции личности, и различные риторические приемы. Как и другие методы психотерапии, этот метод предусматривает двухэтапный процесс работы с клиентом: диагностический и терапевтический. Очень важно при разъяснительной терапии представление специалистом изучаемого человека как личности.
Рассматриваемый метод применяется и как самостоятельный прием, и как элемент различных других терапевтических методик, где присутствует разговор врача (психолога) с пациентом (клиентом). Тогда в разряд рациональной психотерапии можно включить многие терапевтические методики психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен); психосинтеза (Р. Ассаджиоли, П. Ферруччи), когнитивизма (Дж. Келли,Л. Фестингер,Дж. Гибсон), гуманистической психологии (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) и ее разновидностей, таких, как трансактный анализ (включающий и психоаналитические идеи) (Э. Берн), онтопсихология (А. Менегетти), трансперсональная психология С. Грофа (в сочетании с фармакологическим воздействием), а также дианетика Р. Хаббарда (без извращенной апологетики и саморекламы в виде агрессивной саентологии) и других психологических направлений.
Характерным примером блестящего применения рациональной терапии является логотерапия В. Франкла, базирующаяся на принципах экзистенционально-гуманистической психологии [383, 384]. Процедура логотерапии – это диалог клиента и психолога. С помощью этого диалога-беседы логотерапевт помогает человеку увидеть спектр возможных смыслов его жизни. Найти, определить смысл человек должен сам. А поиск и реализация смысла жизни, по мнению В. Франкла, является ведущим признаком человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни ведет к «экзистенциональному вакууму», выливающемуся в глубочайшие депрессии и разочарования.
Пожалуй, рассматриваемый вид психотерапевтического воздействия, базирующийся на методе психологической беседы, является наиболее распространенным и действенным приемом психотерапии.
18.5. Игровая психотерапия
Игровая психотерапия – вид коллективной психотерапии, при которой ситуация воздействия определена игровой деятельностью. Существенный психологический признак игры – одновременное переживание условности и реальности ситуации. Человек в игре знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной жизни. Поэтому игра может служить задачам диагностики, обучения, тренировки, психокоррекции. Поскольку игра – это модель жизни, постольку этот метод можно отнести и к разряду моделирования.
В исключительно популярном в последнее время в практической психологии методе – тренинге особенно явственно присутствуют элементы игровой психотерапии. Психологический тренинг в целом, безусловно, можно отнести к игровому моделированию, а многие его модификации – к игровой психотерапии. К. Левин, первым использовавший тренинговые группы (Т-группы), считал, что воздействия других людей на человека (упоминавшиеся «горизонтальные связи») – наиболее эффективный путь изменения его направленности и поведения. Следовательно, общение людей даже в искусственно созданных группах должно способствовать росту их коммуникативной компетентности, совершенствованию межличностного поведения, повышению эффективности управленческой деятельности и даже оптимизации мотивационной сферы и росту личности. Особую ценность тренингу и близким к нему формам общения в искусственных группах (например, в «группах встреч») придает возможность посмотреть на себя со стороны. Либо с помощью специальной аппаратуры (аудио, видео), либо через сообщения других участников сеанса. Таким путем можно проверить надежность работы механизма индивидуальной социальной рефлексии, т. е. выявить адекватность своего представления о собственном образе в глазах других.
В русле практики групп встреч (по английской терминологии «энкаунтер-группы») выработал свою знаменитую клиен-то-центрированную психотерапию К. Роджерс [470,471]. Другой известный теоретик и практик групп встреч У. Шутц в качестве основных элементов этого вида терапии видел актуализацию самосознания и ориентацию на широко известный сейчас принцип «здесь и теперь» [480]. Этот же принцип в качестве основополагающего принят и в разработанной немец-ко-американским психологом Ф. Перлзом гештальт-терапии [276, 467]. Специфика этого вида терапии заключается в том, что в группе на добровольных началах в роли пациента выступает только один человек, а остальные члены группы без комментариев наблюдают его взаимодействие с психотерапевтом. Через это наблюдение они начинают лучше понимать себя и свои проблемы.
Классикой игровой психотерапии является психодрама – вид игровой психотерапии, в которой пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей инсценировки, воспроизводящей (моделирующей) жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для ее участников. Важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Цель психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Автор метода Я. Морено считал основой лечебного эффекта психодрамы «душевное облегчение и очищение» (катарсис). Отбросив индивидуалистический подход 3. Фрейда к пациенту, Я. Морено предложил заменить поток свободных ассоциаций процессом спонтанного поведения человека в малой группе (участники психодрамы) [461].

18.6. Психоэстетотерапия
Это совокупность методов психотерапевтического воздействия через обращение к творческой сфере человека. Психоэстетотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, но, пожалуй, в групповой чаще и с большим эффектом. Ее суть в вовлечении испытуемого в процессы созерцания (восприятия) или созидания произведений творчества. В первом случае говорят о пассивной терапии, во втором – об активной.
Под творчеством в первую очередь имеется в виду искусство. И тогда эту группу методов именуют арт-терапией. Чаще других используются: музыка (музыкотерапия); танцы (танцевальная терапия); изобразительное творчество (рисование, лепка), иногда отождествляемое с арт-терапией в целом; кино (кинотерапия). Арт-терапия в настоящее время находится явно на подъеме, предлагая все новые и новые методики психокоррекции [34; 162; 163]. Другим компонентом эстетотерапии выступает группа методов, использующих литературно-поэтическое творчество: библиотерапия, сказкотерапия [58, 128].
Эти методы являются мощным средством нефармакологического и несуггестивного (без внушения) воздействия на эмоциональную и мотивационную сферы личности. С их помощью возможно изменять настроения и отношения, корректировать ценностные ориентации, обеспечивать глубокий отдых и увлекать приятной творческой деятельностью.
Главная цель пассивных методов, где клиент выступает в роли зрителя, слушателя, – это его отвлечь, успокоить. Реже – возбудить, воодушевить, вызвать эмоциональный подъем. Произведения подбираются с учетом вкусов, эстетических потребностей и уровня художественной грамотности пациента. Очень часто пассивная психоэстетотерапия имеет не только самостоятельное значение, но и сопровождает другие психотерапевтические методы с тем, чтобы создать для их использования благоприятный фон и усилить терапевтический эффект. Так, рекомендуется применение музыкотерапии при занятиях аутогенной тренировкой для моделирования соответствующего состояния покоя и расслабления. Совместный просмотр или прослушивание произведений искусства облегчают межличностные контакты между врачом и больным при разъяснительной терапии, между участниками коллективной и групповой форм терапии.
Активные способы эстетотерапии – это приемы, при которых пациент сам участвует в исполнении произведений искусства: рисует, поет, играет на музыкальных инструментах. Эти методы формируют у пациента самостоятельность, стимулируют творческую активность. Занятия в группах способствуют расширению контактов, уменьшают замкнутость и фиксированность на своих негативных переживаниях.
18.7. Наркопсихотерапия
Это методы, сочетающие воздействие словесных внушений и фармакологических средств, вызывающих состояние неполного наркоза. Обычно фармакологическое сопровождение использует барбитураты (гексенал, пентотал, амитал-натрий и др.), вводимые внутривенно.
Эти способы рекомендуются при пониженной внушаемости и слабой гипнабельности (подверженности гипнозу) пациента. Обычно их используют в клинической практике. Особо эффективно лечение больных с истерическими нейросоматическими расстройствами, с системными неврозами. Лечение производится в амбулаториях и стационарных условиях.
Выделяют следующие разновидности наркопсихотерапии:
1) внушение на фоне кратковременного или неполного наркоза;
2) наркогипноз; 3) метод многократных внутривенных вливаний;4) комбинированный метод.
Наибольшее распространение получил первый метод, при котором состояние эйфории с элементами оглушенности делает суггестивные воздействия особенно эффективными. На фоне эйфории у пациентов легче возникает чувство уверенности, выравнивается настроение и корректируется поведение. Особенно заметен эффект при депрессивных и астенических состояниях.
Наркогипноз наиболее эффективен при повышенной эмоциональной возбудимости и лабильности настроения, длительной бессоннице, сексуальных расстройствах (импотенция, фригидность), при соматических заболеваниях с преобладанием функциональных нарушений. У лиц, скептически настроенных в отношении лечения, создается положительная установка.
Прием многократных внутривенных введений препаратов (малоконцентрированных растворов барбитуратов) проводится в виде курса лечения в течение нескольких дней. Используется эй-форизирующее действие препаратов без словесных внушений. Тем самым повышается адаптивная способность к неблагоприятным факторам среды и облегчается применение в дальнейшем других психотерапевтических методов. В этом состоянии пациенты с новых позиций активно преодолевают тревогу, тоску, беспокойство и т. п.
Комбинированная наркопсихотерапия включает несколько методических приемов, используемых поэтапно. В клинической практике применяется при стойких невротических расстройствах. Соблюдается строго индивидуальный подход.

18.8. Телесная психотерапия
Еще один специфический блок психотерапевтической работы представлен методами так называемой телесной психотерапии. Ее идеология предопределена единством «души и тела», психики и сомы. Все наши переживания так или иначе отражаются на нашем физическом состоянии. Медицине давно известно, что многие соматические заболевания (например, язва желудка) провоцируются психическими нагрузками дистрессового характера. Естественно, напрашивается вывод о возможности обратного воздействия на психику через манипуляции с организмом (телом). В состав таких манипуляций входят различные физические упражнения, выполняемые клиентом, и физические воздействия на него терапевта. Например, дыхательные упражнения, мышечные напряжения, различные движения, массаж, закрепление поз и другие приемы.
Первый опыт телесной психотерапии был накоплен актером Ф. М. Александером, пытавшимся еще в конце XIX в. восстановить свой потерянный голос, а позднее дававшим уроки по улучшению осанки, свободы и координации движений, двигательной пластики через коррекцию привычек. Концептуальные основы этого направления были заложены в первой половине XX в. В. Райхом [468], кстати, более прославившимся идеями сексуальной революции. Его главная психотерапевтическая идея заключалась в противодействии защитным психологическим механизмам (известным из психоанализа), препятствующим нормальной работе психики, через физические воздействия на тело (в частности, на патологически закрепощенные группы мышц – «мышечный панцирь»). В настоящее время телесно-ориентированная психотерапия представлена значительным числом модификаций, многие из которых нацелены на личностные изменения, «на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятие и развитие собственных возможностей». Среди них известность приобрели методы М. Фельденкрайза, структурной интеграции – «рольфинг» Иды Рольф, первичной терапии А. Янова, коротко изложенные в [330]. Но, пожалуй, наибольшее распространение в телесной психотерапии получила биоэнергетика А. Лоуэна – ученика В. Райха. Значительно видоизменив терапевтические модели учителя, А. Лоуэн разработал методы, способствующие самовыражению клиента и получению им удовольствия от жизни путем мобилизации энергетического потенциала его тела. Немаловажным результатом своих сеансов А. Лоуэн считает преодоление клиентом отчуждения и самоотчуждения. В русском переводе биоэнергетика неплохо представлена в работе: А. Лоуэн «Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика)», СПб., 2000.
Идеи телесной терапии лежат и в основе весьма популярного в наше время «релаксационного тренинга».

18.9. Социальная психотерапия
Это совокупность методов психотерапевтического воздействия через социальные мероприятия. Весь комплекс психосоциальных мероприятий ориентирован на личность нуждающегося в помощи. Он способствует его приспособлению к полноценной жизни и активной деятельности, а также профилактике психических дефектов. Эти методы стимулируют биологическую и социальную активность пациента.
В медицинской практике этот вид психотерапии обычно связан с реабилитационным (восстановительным) периодом лечения больного.
Среди множества разновидностей социальной психотерапии наиболее распространены следующие методы: терапия средой, терапия занятостью, лечебная физкультура, трудотерапия. Эти методы, как правило, реализуются в форме коллективной психотерапии, когда терапевтический эффект обусловлен взаимосвязями людей в соответствующих группах.
Терапия средой предполагает благотворное психическое воздействие на человека двух средовых факторов. Первый – это среда обитания: комфортабельный интерьер жилых и рабочих помещений, гармоничная архитектура окружающих зданий, приятное природное окружение и т. п.
Второй фактор – это ближайшее социальное окружение (микросреда): семья, товарищи, коллеги на работе, группы отдыха и досуга и т. п. Благотворное влияние достигается путем создания благоприятного социально-психологического климата через целенаправленное формирование микросреды (например, прекращение неприемлемых контактов, подбор психологически совме-стимыхлюдей, формирование групп по интересам, специальный инструктаж родственников пациента и т. д.). В лечебных учреждениях в этом случае обращают особое внимание на создание сплоченного коллектива пациентов соответствующих отделений, палат и доброжелательного и внимательного отношения к ним медицинского персонала.
Терапия занятостью заключается в создании таких условий для пациента, в которых он может проявить и удовлетворить свои индивидуальные интересы и способности. Здесь не преследуются цели восстановления или приобретения каких-либо навыков (в том числе трудовых) или участия в профессиональной деятельности, что характерно для трудотерапии. Это организация занятий по интересам, т. е. занятий типа хобби, с элементами развлечения, игры, отдыха. Когда тематика подобных занятий касается области искусства и литературы, то очевидно сближение этого метода с эстетопсихотерапией. Как разновидность метода выступает культтерапия (культурная психотерапия), где используется эффект воздействия развлекательно-познавательных мероприятий (литературные, географические, исторические и т. п. кружки и беседы, вечера отдыха, танцы и проч.).
Лечебная физкультура способствует повышению физического тонуса, оживлению эмоциональности и опосредованно благотворно влияет на всю психическую деятельность пациента. На занятиях обычно складывается благоприятный психологический климат и формируется специфический коллектив со всем богатством взаимосвязей. Таким образом, здесь реализуется благотворное влияние и физических упражнений, и благоприятной социальной микросреды.
Трудотерапия – это психотерапевтическое воздействие через производительный труд. Способствует осознанию своих возможностей и способностей, формированию критического отношения к себе и одновременно пониманию своей нужности и полезности обществу. Все это в комплексе способствует формированию адекватного «Я-образа» и налаживанию социальных связей.