1. Типы и модели экономического планирования
Переход к рыночной экономике усиливает общественную потребность в выработке достоверных научных представлений о будущем страны. Поэтому важной функцией государства сегодня является выработка прогнозов и планов социально-экономической динамики, которые составляют теоретическую основу формируемых правительством экономических программ.
В XIX веке рыночный характер развития экономики считался непререкаемым. Классическая политэкономия исключала возможность и необходимость управления народным хозяйством как единым целым. Но марксизм теоретически, а советский опыт практически доказали обратное. Управление экономикой в национальных масштабах стало историческим фактом задолго до того, как это признала западная экономическая наука.
Дж. Кейнс проанализировал советскую практику общеэкономического планирования и направил правительству СССР свои выводы и рекомендации. Но кейнсианская теория противоречила некоторым положениям марксизма, поэтому рекомендации Кейнса в СССР оказались не востребованными.
Идеи использования планирования развивал Дж. Гелбрейт. Он пришёл к выводу об эффективности «планового капитализма», особенно в сфере международных валютно – экономических отношений.
В середине ХХ века общегосударственное планирование экономического развития стали использовать Франция, Япония, Австрия, Швеция, Южная Корея. Экономические успехи этих стран наполнили идеи Гелбрейта конкретным содержанием.
Дилемма «Рынок или план» в странах с рыночной экономикой решается сегодня по принципу: «Рынок – насколько возможно, план - насколько необходимо». Но при этом существует множество вариантов соотношения рыночного механизма и планового управления – от преимущественно рыночных методов саморегулирования национальной экономики до систем, в которых государству отводится весьма значительная роль в планировании процесса воспроизводства.
Планирование – это процесс принятия управленческих решений, направленный на согласованность экономических процессов, формирование определённых пропорций в национальной экономике в соответствии с целевой направленностью её развития.
План включает:
Научную постановку целей социально-экономического развития;
Выбор средств и путей их достижения
Сравнительную оценку альтернативных вариантов и выбор наиболее приемлемого
Расчеты показателей, характеризующих состояние национальной экономики.
Планирование выражает объективную необходимость согласованного развития национальной экономики. Оно позволяет правильно распределить рабочую силу и средства производства между экономическими районами и отраслями страны, оптимально изменить структуру экономики.
Планирование выполняет задачи:
Способствует сбалансированному развитию национальной экономики
Обеспечивает высокие устойчивые темпы развития экономики
Ведёт к экономному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов общества
Способствует оптимальному размещению производительных сил на территории страны.
Суть планирования состоит в научной постановке целей предстоящего развития и выработке средств их реального достижения. Это находит своё отражение в показателях плана – численных параметрах, фиксирующих направленность экономических действий, виды и объёмы затрачиваемых ресурсов, промежуточные результаты.
По временному периоду выделяют планы:
• Долгосрочные (10 и более лет);
• Среднесрочные (5 л6т);
• Краткосрочные (текущие – до 5 лет).
Долгосрочные планы выражают основную линию хозяйственного развития страны на длительный период. В них намечается решение крупных социально – экономических задач. Долгосрочные планы состоят из нескольких среднесрочных планов, которые предусматривают решение наиболее актуальных социально-экономических задач. Текущие планы могут составляться на год, квартал и месяц и охватывают большое количество показателей.
По содержанию и формам проявления планирование бывает:
• Директивное
Получило распространение в социалистических странах. Суть его заключается в прямом воздействии центра на все звенья экономики. После принятия план принимает силу закона, обязательного для исполнителей всех уровнях, которые в случае неисполнения плана несут административную и юридическую ответственность.
Директивные планы используют и страны с рыночной экономикой, но только в чрезвычайных ситуациях: для проведения индустриализации, осуществления структурной перестройки экономики, в случае войны, стихийных бедствий.
• Индикативное
В отличие от директивного носит рекомендательный характер. Оно представляет собой процесс формирования системы индикаторов – показателей, характеризующих структуру и эффективность экономики, состояние рынков товаров и услуг, финансов, денежного обращения, движение цен, уровень жизни населения и др.
Выделяют несколько подходов к определению индикативного планирования:
1. ИП – это макропланирование при самостоятельности предприятий.
2. ИП – это ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Основная функция ИП – информационно – ориентирующая.
3. ИП – это обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на ИП, подстраиваясь под планы государства, даже если это для них необязательно.
4. ИП – это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Планирование выполняет координирующую роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки ими производственно – хозяйственных программ.
Центральным элементом системы индикативного планирования является индикатор - интегральный показатель, который количественно определяет качественные характеристики того или иного события, процесса, явления. В процессе планирования разрабатывается система индикаторов, соответствие которым социально-экономической системы характеризует устойчивость её развития.
Под индикатором понимают параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и саморазвиваться. Индикатор носит векторный, то есть направленный во времени, характер. Индикаторы должны быть взаимосвязаны и адаптивны, то есть регулярно корректироваться в процессе управления.
Индикаторы могут иметь смысл пороговых (предельных) объёмов выпуска или уровней прибыльности для отдельных подсистем и т.д. Несоблюдение пороговых значений препятствует нормальному развитию системы. Наивысшая степень устойчивости и эффективности социально-экономической системы достигается при условии, что вся совокупность индикаторов находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного индикатора достигаются не в ущерб другим.
Впервые пороговые значения индикаторов были использованы во Франции. В пятом плане (1966 – 1970 г.г.) были предусмотрены так называемые показатели экстренного положения («индикаторы тревоги»), которые сигнализировали о приближении критического состояния экономики необходимости изменения проводимой экономической политики.
Установление показателей экстренного положения заключается в выборе некоторых наиболее важных параметров экономики, для которых задаются фиксированные нормы развития с допустимыми пределами. Преодоление одного из порогов означает вступление в критическую зону – неблагоприятную экономическую ситуацию. Это влечёт необходимость ввода корректирующих мер или изменение одной из задач индикативного плана.
О приближении опасной ситуации судят по так называемым предвестникам, в качестве которых выступают следующие показатели:
Ежегодный рост общего уровня цен на потребительские товары – более чем на 1% по сравнению со странами ЕС
Норма покрытия импорта экспортом – 90%
Темпы роста ВВП – 2%
Промышленное производство – 2%
Инвестиции – 2,5%
Уровень занятости – число безработных не более 2,5 % экономически активного населения
Установление подобных индикаторов имело определённое практическое значение для реагирования на изменения, вызываемые рыночными процессами, но требовало значительных усилий по формированию и не давало гарантии восстановления равновесия, обнаруженного индикаторами.
Позднее произошла замена «показателей экстренного положения» на систему «индикаторов, ассоциированных в план», которые предназначены для аналитических работ и не влияют автоматически на политику государства.
Начало и конец вектора индикатора соответствуют минимальному и максимальному значению, а направление – тенденциям долгосрочной стратегии органов госрегулирования. Т.о., внутри предельных границ образуется так называемый индикативный коридор – экономический
Экономический люфт ситуаций для
осуществления реагирующего
воздействия
• Планирование развития (термин появился на Западе в 60-е г.г. ХХ века)
Наиболее распространённый сегодня тип планирования. Предполагает наличие развитых, постоянно совершенствуемых рыночных отношений, прогнозирование их динамики. Оно направлено на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста путём поэтапного реформирования организационно-правовых структур.
Общегосударственное планирование развития включает 4 этапа:
1. прогнозный этап
2. этап стратегического размышления, на котором ведётся разработка концепции использования производственных ресурсов страны и общего экономического роста
3. собственно планирование
4. составление на основе плана перечня конкретных программ на 1-2 года
Методы планирования
программно-целевой – предполагает разработку целевых комплексных программ – документов, в которых отражаются цели планирования и комплекс научно – исследовательских, производственных, социальных и других мероприятий, направленных на решение народнохозяйственных проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления
балансовый – предполагает увязку общественных потребностей и производства товаров и услуг, обеспечение пропорциональности в развитии различных отраслей, производств, территорий. Он реализуется путём разработки системы балансов, которая включает материальные, финансовые и трудовые балансы
нормативный – заключается в экономическом обосновании планов и программ с использованием норм и нормативов. Нормы – это показатели расхода ресурсов. Нормативы – это показатели, характеризующие степень использования ресурсов
математический – основан на применении экономико-математических моделей