Учись Учиться

Статья
Здоровье школьников
29 October 2011

ДИНАМИКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ В РЕЖИМЕ ОДНОДНЕВНОЙ И НЕДЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • сердечный ритм
  • учебная нагрузка
  • здоровье населения
  • студент
  • анкета айзенка

Изучено влияние однодневной и недельной умственной нагрузки на психологические и кардиогемодинамические показатели студентов. Определялись: уровни самочувствия, активности, настроения по опроснику САН: принадлежность к экстра-, интровертам, уровни нейротизма и интеллекта испытуемых по Айзенку; показатели степени самооценки, а также личностной тревожности по Спилбергеру. Измерялись основные показатели гемодинамики (пульс. артериальное давление), рассчитывались систолический и минутный объемы крови. Сравнительный анализ динамики исследованных параметров выявил 2 типа реагирования кардиогемодинамических показателей студентов на учебную нагрузку: симпатический и парасимпатический. Показано, что наиболее оптимальным типом реагирования является парасимпатический. поскольку симпатический таит в себе опасность перенапряжения ин срыва адаптации.

Научно-технический прогресс оказал значительное влияние на структуру населения. Возросло число лиц, занятых преимущественно в сфере умственного труда. Различные виды умственного труда значительно различаются по организации трудового процесса. равномерности нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения. К Подобным категориям труда относится и труд учащихся. Последний требует напряжения памяти. внимания, мыслительных процессов, поскольку учеба связана с постоянным восприятием и переработкой широкого объема новой информации. Умственный труд сопровождается целым рядом функциональных изменений со стороны нервной. эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Студенты вузов составляют многочисленную группу лиц умственного труда, деятельность которых характеризуется некоторыми особенностями, Как свидетельствуют исследования [1—4], умственная деятельность студентов характеризуется наличием большой и неравномерной нагрузки, следствием которой является нарушение режима отдыха и питания, что ведет к переутомлению, снижению способности к усвоению знаний. выражающейся в понижении успешности обучения и. в конечном итоге, может стать причиной срыва адаптации и развития патологических нарушений в организме, В Литературе имеются сведения о довольно высоком уровне функциональных нарушений центральной нервной системы и заболеваний с нервными компонентами в их генезе у студентов [5, 6]. Степень напряжения физиологических систем организма достигает наибольшей величины во время экзаменов [3, 4, 7, 8]. Однако их небольшая продолжительность не позволяет считать последние единственной причиной возможного отрицательного влияния на функциональное состояние организма студентов.


В настоящей работе проведено исследование динамики психофизиологических и кардиогемодинамических показателей студентов под воздействием учебной нагрузки в дневном и недельном временных диапазонах.
 

МЕТОДИКА


В обследовании принимали участие 30 Студенток биологического факультета ЕГУ в возрасте 19—20 лет. Предварительно осуществлялось комплексное психологическое тестирование обследуемых с выявлением уровня личностной тревожности по Спилбергеру; оценка показателей самочувствия, активности и настроения осуществлялась по опроснику САН; по специальной тест-анкете определялся уровень самооценки студентов; по опроснику Айзенка выявлялась принадлежность испытуемых к экстра - и интровертам. определялся уровень их нейротизма, а также производилось их распределение по типам нервной деятельности: холерики. сангвиники, флегматики, меланхолики.
Измерялись основные показатели кардиогемодинамики: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (систолическое — АДс, диастолическое — АД0, пульсовое — ПД. среднединамическое — СТЩ); Число дыхательных движений (ЧДД) в минуту. Артериальное давление (АД) измерялось методом Короткова. По формуле Старра рассчитывались систолический и минутный объемы крови (СОК и МОК).
 

Электрокардиограмму (ЭКГ) студентов регистрировали в первом стандартном отведении в положении сидя, в экранированной полузатемненной комнате с открытыми глазами. Регистрация (по 2.5 минуты каждая) и обработка ЭКГ испытуемых осуществлялась на компьютере 1ВМ-486. Объем выборки для каждого испытуемого составлял 1 00 кардноинтервалов. Математический анализ ритма сердца проводился методом вариационной пульсометрии по критериям РМ. Баевского и соант. [9] с помощью компьютерной программы “Саrdiо”, разработанной в лаборатории “Математического моделирования нервной системы” Института физиологии им. Л. А. Орбели НАН РА. Программа обеспечивала автоматическую регистрацию и анализ R—R-интервалов с построением кардиоинтервалограмм. В математическом блоке программы полученные кардиоинтервалограммы подвергались специальной обработке. в результате чего выдавался ряд показателей, характеризующих статистические, гистографические. автокорреляционные и спектральные параметры динамики сердечного ритма. Вычислялись следующие интегральные показатели ритма сердца: АМ0 — амплитуда моды, Мо — мода. АХ — вариационный размах. У — коэффициент вариации кардиоинтервалов. ИН — индекс напряжения ИВР — индекс вегетативного равновесия. ПАПР — показатель адекватности процессов регуляции. ВПР — вегетативный показатель ритма. Функциональное состояние испытуемых изучалось также путем вычисления индекса межсистемных взаимоотношений Хильдебранта (Q).
Исследования проводились по понедельникам и пятницам, до начала учебных занятий (830) и непосредственно после их окончания (1 5).
Полученные данные подвергнуты статистической обработке на компьютере iВМ-486 с учетом :-критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


Тестирование студенток с помощью анкеты Айзенка выявило принадлежность 60.0% из них к интровертам, а 40.0% — экстравертам. При этом всем обследованным был свойственен средний уровень нейротизма — до 12 баллов. В группу интровертов вошли в основном меланхолики и холерики, а в группу экстравертов — сангвиники и флегматики, которым был свойственен средний уровень интеллекта (показатель IQ Колебался в пределах 115—130 баллов). Наблюдалось равномерное распределение студентов по уровню личностной тревожности (ЛТ). У 50.0% испытуемых выявлялся средний уровень ЛТ (30 < ЛТ с 45 баллов), у 50.0% — Высокий уровень ЛТ(45 баллов). Средний уровень ЛТ был свойственен в основном испытуемым-экстравертам. а высокий — интровертам. Для 66.7% испытуемых, из которых 26.7% были интровертами. а 40.0% — экстравертами, был характерен высокий уровень самооценки (>0.5 баллов). У 33.3% интровертов наблюдался средний уровень самооценки (<0.5 баллов).
Анализ среднестатистических показателей ритма сердца испытуемых в норме выявил высокую динамичность интегрального показателя (ИН) у разных индивидов. При этом анализ градаций по ИН показал, что у 33.4% испытуемых ИН находится в пределах нормы ( 200 усл. ед.. симпатотония). Перераспределения испытуемых по вышеуказанным градациям. границы которых были приняты нами условно. в конце учебного дня и недели не наблюдалось, изменения происходили лишь в пределах групп. По динамике ИН в течение дневной нагрузки (от 1-го до 8-го занятия) все испытуемые были разделены на 2 группы. В 1 группу вошли испытуемые. ИН которых к концу занятий понижался по сравнению с уровнем, наблюдаемым в утренние часы — парасимпатический тип реагирования (53.3% обследуемых), во 11 группу — Испытуемые. ИН которых после занятий находился на повышенном, по сравнению с утренними показателями, уровне — симпатический тип реагирования (46.7% обследуемых). 1 группа была сформирована в основном интровертами со средним уровнем самооценки и высоким показателем ЛТ. 11 группа — экстравертами с высоким уровнем самооценки и средним показателем ЛТ.


Математический анализ изменения интегральных показателей сердечного ритма испытуемых 1 группы в конце учебного дня в понедельник выявил понижение ИН на 33.4% (Р < 0.02) по сравнению с его уровнем до начала занятий, обусловленное ослаблением активности симпатического контура регуляции (АМо) на 11.8% (р < 0.02), повышением АХ И Мо на 22.2% (р <0.01) и 9.0% (р < <0.05) соответственно. ВПР, ПАПР. ИВР уменьшались соответственно на 25.0% (р с 0.02). 18.3% (р <0.05). 28.0% (р < 0.02). При анализе изменений. наблюдаемых в той же группе испытуемых под воздействием дневной учебной нагрузки. в пятницу отмечены несколько более выраженные, чем в понедельник сдвиги интегральных показателей ритма сердца (табл. 1). Следует отметить, что утренние показатели ИН, регистрируемые до начала занятий в понедельник и пятницу. лишь незначительно отличались друг от друга.

58 ГЕВОРКЯН и др.

Однако после окончания учебного дня в пятницу понижение ИН. по сравнению с утренним показателем, было более значимым, чем в понедельник.

Как видно из табл. 1, в конце дня в пятницу наблюдалось незначительное повышение активности гуморального контура регуляции (Мо). ЧСС понижалась на 8 уд/мин. Выраженным было изменение ИН — Понижение на 49.8%(р < 0.001). за счет падения активности симпатического контура регуляции на 23.8% (р < 0.001). Показатели ВП?, ПАП?. ИВР понижались соответственно на 31.7% (р <0.01). 29.6% (р <0.001). 41.9% (р< 0.01).
Подтверждением последних изменений являлась и высокая вариабельность R—R-интервалов, выражением чего было повышение ЛХ На 66.7% (р < <0.01), а также значительное увеличение коэффициента вариации (У/с) На 82.0% (р <0.001).
Изменения, наблюдаемые под воздействием однодневной учебной нагрузки у испытуемых 1 группы реагирования (понижение ИН, высокая степень вариативности R—R-интервалов. увеличение Мо). свидетельствуют о децентрализации процессов регуляции сердечным ритмом и преобладании парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы (ВНС) в пределах автономного контура регуляции. В пользу последнего свидетельствует и наблюдаемое на скаттерграммах в конце учебного дня повышение дисперсии “авторегрессионного облака”, увеличение на ритмограммах амплитуды колебаний R—R-интервалов вокруг их среднего значения и увеличение на автокоррелограммах спектра высоко - и среднечастотных волн. О доминировании холинергических механизмов регуляции сердечного ритма свидетельствует и наблюдаемая синусовая аритмия, а также выраженность на автокоррелограммах дыхательных волн.

В данном временном диапазоне исследований аналогичные изменения происходили и с гемодинамическим показателями. Как в понедельник. так и в пятницу наблюдалось достоверное синхронное понижение уровней ЧСС, АД(. Ад и Пд (табл. 2). Сравнительно меньшее изменение претерпевало СДД (понижение на 10.7%, (р <0.02) и 8.02%. (р < 0.02) соответственно). Известно, что СДД отражает уровень централизации регуляторных механизмов системы кровообращения и результирует все временные значения давления в течение одного сердечного цикла. Следовательно. незначительная вариабельность СДД, наблюдаемая в нашем исследовании. свидетельствует о достаточной прочности регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы у испытуемых данной группы. Понижение уровней СОК и МОК. наблюдаемое после занятий, как в понедельник так и в пятницу обусловлено уменьшением ЧСС и периферического сосудистого сопротивления. Наблюдаемый тип изменения кардногемодинамических показателей может быть обусловлен развитием утомления, падением тонуса ВИС и процессами торможения в ЦНС, что является проявлением защитной реакции организма от перенапряжения [3,4, 10]. Подтверждением последнего является и нарушение величины коэффициента межсистемных взаимоотношений Хильдебранта (Q), обусловленное дисбалансом в кардиореспираторной системе, наиболее выраженным в конце учебного дня в понедельник. Синхронность изменений всех изученных показателей (гемодинамических и интегральных) и выраженность кардиоваскулярных реакций во многом определяется молодым возрастом испытуемых. У пожилых лиц эти изменения носят гетерохронньий характер [11, 12].
Во II группе испытуемых в понедельник после занятий наблюдалось выраженное повышение ИН (на 12б.2%,р <0.001) по сравнению с уровнем, выявлявшимся до начала занятий. Одновременно происходило увеличение АМс на 37.3% (р <0.01), а также показателей ВПР, ПАП? и ИВР соответственно на 74.5% (р < 0.001), 41.1% (р < 0.02), 93.4% (р < 0.001). Наблюдаемые сдвиги свидетельствуют о смещении Вегетативного баланса в сторону выраженного преобладания симпатического отдела ВНС. что является отражением нарастающей централизации управления сердечным ритмом, усиления модулирующего влияния гипоталамуса 1, 3. 4. 9, 13]. Преобладание симпатического тонуса (повышение ИН и АМо) сопровождается соответственным понижением активности гуморального и парасимпатического контуров регуляции на 54.2% (р < 0.1)1)1) и 11.8% (р < 0.0). Подтверждением последнего являлось понижение коэффициента вариации R—R-интервалов на 49.8%, р < 0.001 (табл. 1). Аналогичные изменения наблюдались и после окончания занятий в пятницу. Уровни ИН. ВПР, ИВР. ПАП? и АМо достоверно повышались, по сравнению с показателями до начала занятий, на 813% (р < 0.05), 72.2% (р <0.001), 55.3% (р <0.001). 79.9% (р <0(Х) 1). 24.4% (р < 0.0 1), при понижении коэффициента вариации на 49.8% (р <0.001). На скаттерграммах испытуемых II группы наблюдалось выраженное уменьшение дисперсии авторегрессионного облака, амплитуды колебания R—R-интервалов на ритмограммах и увеличение спектра низко - и среднечастотных компонентов на автокоррелограммах. Однако в отличие от 1 группы, во II группе испытуемых наиболее выраженные изменения интегральных показателей наблюдались после окончания занятий в понедельник. В пятницу происходил некоторый спад уровня функционирования регуляторных механизмов сердечного ритма. Наблюдаемая динамика изменений свидетельствует. что в данной группе испытуемых в понедельник к концу занятий происходит мобилизация резервных возможностей организма, направленная на преодоление учебной нагрузки, тогда как в конце

60 ГЕВОРКЯН и др.

 

 

 

 

 

Недели происходит их некоторое функциональное истощение.

Анализ гемодинамических показателей испытуемых II группы как в понедельник, так и в Пятницу к концу занятий выявил достоверное понижение уровня ЧСС соответственно на 12.2% (р <0.05)
И 15.2% р < 0.02). Артериальное давление и все его составляющие при этом достоверно повышались как в понедельник, так и в конце недели (табл. 2). Соразмерное повышение АД и его составляющих является отражением хорошей сократительной способности миокарда 11]. Наблюдаемое к концу занятий увеличение МОК было обусловлено повышением СОК крови, поскольку ЧСС в данной группе имела тенденцию к Понижению. Повышение же величины коэффициента Хильдебранта свидетельствует о некотором рассогласовании в кардиореспираторных взаимоотношениях.
Испытуемые II группы реагирования представляют собой особую “группу риска”, поскольку избыточный вегетативный компонент реакции организма, многократно повторяясь в течение учебного года, может стать одной из причин развития отклонений в состоянии здоровья. Следует отметить, что студентки, входящие во II группу реагирования, характеризовались сравнительно высоким уровнем интеллекта.
Наблюдаемые нами в двух группах испытуемых разнонаправленные изменения кардиогемодинамических и интегральных показателей ритма сердца соответствуют имеющимся в литературе данным, согласно которым при умственной нагрузке и эмоциях у различных лиц возможна как повышенная вариабельность, так и сглаженность изменений показателей сердечного ритма [3].
Свидетельством ослабления функциональных возможностей организма студентов в течение учебного дня (от начала до конца занятий) и недели (от понедельника до пятницы) являются и наблюдаемые в обеих группах испытуемых однонаправленные изменения показателей опросника САН, среднее значение которых понижалось от начала к концу занятий как в понедельник, так и в пятницу, за счет падения уровня всех составляющих опросника: самочувствия, активности и настроения (табл. З). Согласно данным литературы [1], полученным при изучении функционального состояния учителей, в конце учебного дня у них наблюдалось Понижение среднего уровня САН и его составляющих. При этом было отмечено также изменение артериального давления (4— Б мм рт. ст.) и ЧСС (7-9 уд/мнн).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные нами данные позволяют заключить, что повседневная умственная нагрузка оказывает разнонаправленное влияние на гемодинамические Показатели И регуляторные механизмы управления ритмом сердца. В пользу наших предположений свидетельствуют и результаты, полученные рядом авторов [12, 14] при изучении адаптивных возможностей детей различных возрастных категорий. Наиболее оптимальным типом реагирования на дневную и недельную учебную нагрузки является парасимпатический, симпатический таит в себе опасность истощения адаптационно-компенсаторных возможностей организма, свидетельством чего является динамика наблюдаемых изменений.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ноэдрачев АД.. Щербатых Ю. В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиология человека. 2001. Т. 27. ) 6. С. 95.
2. Сидтиков ФГ ., Шайхелисламова МВ.. Валеев И. Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляция сердечного ритма у девушек 17—18-летнего возраста!! Физиология человека. 2001. Т. 27. 5. С. 60.
3.Щербатых ЮН. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе /1 Физиология человека. 2000. Т. 26. № 5. С. 151.
4. Юматов ЕА.. Кузьменко ВА., Бадиков ВИ. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // физиология человека. 2001. Т. 27. № 2. с. 104

5.Агаджанян НА., Руженкова И. В.. Старшинов Ю. П. и др. Особенности адаптации сердечнососудистой системы юношеского организма // Физиология человека. 1997. Т. 23. №1. С. 93.

6. Сидоров ПИ., Соловьев А. Г., Новикова ИА. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию // Гигиена и санитария. 2001. №4. С. 46.
7. Геворкян ЭС., Даян АВ., Адамян Ц. И. и др. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и ритм сердца студентов 1/ Жури. высш. нерв, деятельности. 2003. Т. 53. № 1. С. 46.
8. Геворкян Э. С..Даян АВ.. Адамян Ц. И. и др. Изменение некоторых психофизиологических показателей студентов в период экзаменационной сессии// Гигиена и санитария. 2002. 3. С. 41.
9. Баевский РМ., Кириллов ОИ., Клицкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 221 с.
10. Ванюшин Ю. С., Ситдиков Ф. Г. Адаптация сердечной деятельности Подростков к нагрузке повышающейся мощности // Физиология человека. 2001 Т. 27. № 2. с. 91.
11. Навакартикян АО., Крыжановская ВВ. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев: Здоровье, 1979. 208 с.
12. Рубанович В. Б.. Гиренко ЛА., Айаман РИ. Особенности морфофункционального развития мальчиков 7—14 лет разных типов адаптивного реагирования // Физиология человека. 2003. Т. 29 № 3, С. 48.
13. Доцоев ЛЯ.. Усыпин АМ.. Вагнер НИ. и др. Функциональное состояние учащихся 11—12 лет в условиях Интенсивных учебных нагрузок по данным анализа вариабельности Сердечного ритма// Физиология человека. 2003. Т. 29. № 4. С. 62.
14. Антропова МВ., Кузнецова Л. М., Манке ГГ. И др. Морфофункциональное созревание дошкольников в условиях раннего, систематического обучения // физиология человека. 2003. Т. 29. № 3. С. 41.

 

Физиология человека, 2006, том 32, № 4.с. 57-63

© 2006 г. Э. С. Геворкян, С. М. Минасян, Ц. И. Адамян, А. В. Даян, Н. Н. Ксаджикян 
Ереванский государственный университет, Армения 
Поступила в редакцию 13.05.2004 г.

    Tags:
  • сердечный ритм
  • учебная нагрузка
  • здоровье населения
  • студент
  • анкета айзенка
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Тема 2. Изучение внешних рынков. 1. Источники информации о международных рынках 14 January 2011
Методический анализ темы «ВВОД/ ВЫВОД ИНФОРМАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА». 08 May 2011
Разработка внеклассного мероприятия викторины "Физический футбол" 11 January 2011
Основы языка HTML 05 June 2012
Юродство в русской культуре 12 January 2011
Тема 5. Вопрос 2. Правообладатели участков сельскохозяйственного назначения 02 March 2011
Психологическое сопровождение выбора профессии у старших школьников 01 February 2011
Методика диагностики личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления А. 26 February 2012
Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ»1.3. Основное содержание учебного материала 14 January 2011
"Государство и регионы: управленческий аспект" 04 January 2014

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Требования к конспекту урока (занятия) 05 June 2012
Местное самоуправление в Великобритании 03 March 2012
Тема 6. Физический уровень OSI 14 January 2011
Работа с текстом или редактирование текста в редакторе MS Word 25 September 2011
Тема 5. Вопрос 2. Правообладатели участков сельскохозяйственного назначения 02 March 2011
Судебные прения 08 May 2012
Актуальные проблемы современного общества Сборник статей 11 January 2011
ГЛИНА. ГИПС. ОПОКА. 11 January 2011
Некоторые подходы к определению самооценки и её природы в научных исследованиях 15 February 2012
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛЬЧИКОВ 12-14 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИОЛОГИЧЕСКОГО И КАЛЕНДАРНОГО ВОЗРАСТА 29 October 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока