Гигиена и санитария
Физическое развитие, характеризуя процессы роста и развития ребенка, по праву считается одним из важнейших и информативных критериев состояния здоровья детского населения, результаты оценки физического развития отражают всю совокупность факторов, влияющих на организм человека, и служат информативными гигиеническими критериями [3,4, 6, 9]. Вместе с тем при анализе антропометрических индексов нередко используются различные подходы, которые, по мнению ряда специалистов, могут в итоге приводить к различиям в конечной оценке полученных результатов. В связи с этим представляется актуальным и целесообразным сопоставление результатов, полученных с помощью различных методов оценки физического развития детей. В доступной литературе подобных исследований мы не обнаружили.
К числу наиболее распространенных подходов по оценке физического развития относится использование центильных таблиц как отечественных, так и зарубежных авторов [7, 8], а также показателя Z-скор, который наиболее широко применяется в последние годы [2, 6, 8, 10]. Задачами настоящего исследования явились сравнительный анализ трех различных способов оценки результатов антропометрических измерений отечественные [7] и зарубежные [8] центильные шкалы, а также метод Z-скор [8]; оценка физического развития (масса и длина тела и их соотношения в зависимости от возраста детей) у детей 1-го (6—8 лет) и 5-го
Примечание к такблице. ОД — отечественные, ЗД — зарубежные центильные таблицы.
(10—12 лет) классов московских общеобразовательных школ (следует указать, что систематическая оценка физического развития московских школьников в последние годы не проводилась); сопоставление полученных результатов с данными других авторов.
В исследования были включены московские учащиеся 1-х и 5-х классов 9 общеобразовательных школ из 5 административных округов Москвы. Всего под наблюдением находилось 628 детей, из них 336 учащихся 1-х классов в возрасте от 6 до 8 лет и 292 учащихся 5-х классов в возрасте от 9 до 12 лет.
Для сопоставления различных способов оценки результатов антропометрических измерений была сформирована подвыборка из 168 детей (25% всех обследованных детей).
Данные о возрасте детей были получены при анализе медицинских карт. Возраст учитывался с точностью до месяца.
Измерение массы и длины тела проводилось в первой половине дня, без обуви и одежды. Массу тела измеряли при помощи медицинских весов с точностью до 0,1 кг, длину — при помощи стандартного ростомера с точностью до 0,5 см. Измерения антропометрических показателей проводили в октябре—ноябре 2002 г. (первичное исследование) и в апреле—мае 2003 г. (повторное исследование). Оценку уровня физического развития проводили при помощи двух методов — центильного и Z-скор. В случае центильного метода использовались два вида оценочных шкал: центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития [8] и отечественные центильные таблицы [7]. При использовании всех методов оценки физического развития вычислялись 3 основных антропометрических индекса: длина тела по возрасту, масса тела по возрасту и масса тела по длине тела. В случае центильного метода величина длины или массы тела выражается в центилях стандартной популяции или в процентах от медианы стандарта. При вычислении Z-скор или Z-балла (балл стандартного отклонения) эти показатели рассчитываются как число стандартных отклонений или сигм, на которое исследуемый показатель (масса, длина тела) отличается от медианы стандартной популяции (цит. по [8]).
Первым этапом нашей работы явилось сопоставление оценки результатов полученных данных о массе и длине тела школьников с помощью трех различных оценочных шкал: центильных отечественных и ^зарубежных и с вычислением Z-скор. Данные по сопоставимости антропометрических индексов, полученных с помощью этих таблиц, а также с помощью Z-скор, и корреляционная зависимость между результатами приведены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, сильная положительная корреляционная связь (от 0,85 до 0,99) выявлена между всеми сопоставимыми оценочными шкалами. Наиболее тесная корреляционная связь (от 0,89 до 0,99) выявлена при сравнении отечественных и зарубежных центильных шкал для всех трех показателей (масса по возрасту, длина тела по возрасту и масса тела для длины тела). Все три типа оценочных шкал имеют тесную корреляционную связь (от 0,9 до 0,99) при оценке таких параметров, как масса тела по возрасту и масса тела для длины тела. Полученные результаты свидетельствуют о том, что конечный вывод о состоянии физического развития оказывается практически одинаковым при использовании всех трех типов оценочных шкал. Следовательно, для характеристики физического развития детей школьного возраста в равной мере могут быть использованы как центильный метод определения с помощью и отечественных, и зарубежных таблиц, так и метод Z-скор, который наиболее широко применяется в зарубежных исследованиях.
С учетом этого вывода мы провели дальнейший анализ физического развития обследованных детей с использованием центильных таблиц отечественных авторов и метода Z - скор по трем основным антропометрическим индексам. Полученные данные представлены в таблице 2-4.
Как видно из таблицы 2, среди учащихся первых классов преобладают нормальные показатели длина тела/ возраст (72,6 – 72,7% детей при первичной и повторном наблюдении). Относительно число детей со значительной задержкой роста (Z-скор < -2) не велико(0,2 – 0,4). В тоже время доля детей с очень высоким ростом (Z - >2 ) составляет 22,2 – 22,8%. У большинства первоклассников ( 63,4%) отмечен также нормальные индекс массе тела/ возраст (см. таблицу 3 ), причем при первичном и повторном измерении число детей с нормальной массой тела было одинаково. Дети с очень низкой массой тела состовляли 1,2%, их число также не изменялось при первичном и повторном измерении. Однако отмечалось на 2% больше детей по сравнению с первичным осмотром с избыточной скоростью ( Z- скор >2) массой тела для соответствующего возраста – 10,7-12,6%. Анализ гармоничности физического развития, о которой судят по показателю масса тела/ длина тела, показывает, что таковая была у 2/3 обследованных первоклассников (см. таблицу 4)
В табл. 5-7 представлены аналогичные данные о физическом развитии учащихся 5-х классов. Как видно из представленных таблиц, среди учащихся 5-ч классов преобладают нормальные показатели длины тела для этого возраста ( у 75-75,6% детей, см. табл. 5). Число детей с задержкой роста невелико (2,2-1,5%), однако выше, чем у первоклассников. Так же, как и у учащихся 1-х классов, выявлена значительная доля детей с высоким ростом (Z-скор > 2 ), которая составляет 14,6- 14,7% общего числа пятиклассников. Нормальная масса тела для возраста зарегистрирована ( см, табл. 6) у большинства пятиклассников (63,2 – 64,4%), что очень близко к показателям первоклассников. Однако число детей с низкой и очень низкой массой тела больше, чем у первоклассников, и составляет в среднем 13 -14% ( в том числе у 1,6 – 3,6% детей очень низкая масса тела) Напротив число детей с избыточной (Z-скор > 2 ) массой тела несколько меньше чем у первоклассников (22%). Ещё в большей степени наблюдаются различия между уровнем гармоничности физического развития у первоклассников и пятиклассников. Число детей с гармоничным физическим развитием составило 55-57% у пятиклассников против 64-65% у первоклассников, причем у пятиклассников дисгармоничное физическое развитие наблюдается в основном за счет дефицита массы тела в отличие от первоклассников, у которых преобладает избыточная масса тела.
Первым этапом нашей работы явилось сопоставление трёх наиболее распространённых способов оценки физического развития. проведённое сопоставление выявило практическую идентичность результатов физического развития, полученных с помощью центильного метода и метода Z-скор.
Таким образом, полученные данные позволяют говорить о правомерности использования любого из этих методов. В период подготовки данной статьи аналогичные результаты у детей дошкольного возраста были получены И. М. Якубовой [10]. В связи с этим, с нашей точки зрения, интенсивные дискуссии по вопросу о преимуществах того или иного метода оценки едва ли представляются обоснованными.
Переходя к обсуждению конкретных результатов изучения физического развития московских школьников 1-х и 5-х классов, следует указать, что у значительной части обследованных детей (63-75%) регистрировались нормальные показатели массы и длины тела. Эти результаты согласуются с данными, полученными в результате исследования, проведенного в 7 Федеральных округах Российской Федерации по инициативе НИИ им. Н. А. Семашко, в котором отмечается нормальное физическое развитие у 67% детей [2].
Среди обследованных нами детей дефицит массы тела составил в среднем для учащихся 1-х классов 10,2—11,2%, у 5-х классов — 13—14%. В то же время было выявлено значительное число детей с избыточной массой тела (26% среди учащихся 1-х классов, 22% среди пятиклассников). По данным последних лет [1, 2, 11, 12], дефицит массы тела регистрируется у 10—22% российских детей школьного возраста, а избыток массы тела характерен для 7—16%, что согласуется с нашими данными.
Значительная задержка роста (Z-скор < -2) была выявлена у 0,4% первоклассников и у 2,2% пятиклассников. По данным исследования, проведенного НИИ им. Н. А. Семашко, в различных регионах Российской Федерации доля детей со значительной задержкой роста составила от 1,2% в Центральном федеральном округе до 5,9% в Северо-Западном федеральном округе [2]. Достаточно неожиданными оказались полученные нами результаты, касающиеся высокорослых детей. Их было более 22% среди первоклассников и 14% среди пятиклассников. В середине 90-х годов высокорослых детей зарегистрировано не более 4% [2, 4, 5], и только в 2000—2001 гг. их стало 11,4%, причем доля высокорослых детей в Центральном федеральном округе составила 14,8% [2].
Данные наблюдений за длиной тела и развитием московских школьников во второй половине XX века зафиксировали начало акселерации роста и развития подрастающего поколения в 60-е годы, ее пик в середине 70-х, элементы децелерации в 80-х и ее развитие в 90-е годы [12]. Можно полагать поэтому, что полученные нами данные являются указанием на вновь начавшийся процесс акселерации, который наблюдался в 60—70-е годы, сменившись в 80—90-е годы элементами децелерации. Это предположение требует, однако, дальнейшего изучения с оценкой всего комплекса показателей, характеризующих процесс акселерации. Вместе с тем нельзя исключить, что одной из причин увеличения числа высокорослых детей является гормональный дисбаланс как следствие неблагоприятной экологической обстановки, высокой интенсивности обучения, социального напряжения в обществе.
В то же время увеличилось число детей с дисгармоничным развитием за счет увеличения группы детей со сниженной и низкой массой тела [1, 5, 11, 12]. По данным исследования, проведенного НИИ им. Н. А. Семашко, наибольшее число детей с низкой массой тела зарегистрировано в Уральском федеральном округе (15,8%), а наименьшее — в Центральном федеральном округе (10,2%) [2]. В связи с обсуждаемой проблемой дисгармоничного развития школьников по данным, полученным в ходе нашего исследования, отклонение в физическом развитии детей регистрировалось также преимущественно за счет школьников со сниженной и низкой массой тела (10—14%). Доля детей со сниженным индексом масса тела/длина тела сократилась за наблюдаемый период среди первоклассников на 2,6%, а среди пятиклассников эти изменения были несущественны (около 1%). При этом среди первоклассников доля детей с повышенныминдексом масса тела/длина тела увеличилась на 2,6%, а среди пятиклассников несколько снизилась (на 1%). Увеличение негармонично развитых первоклассников происходит в основном за счет возрастания числа детей с избыточной массой тела.
По результатам оценки физического развития российских детей из разных регионов России, проведенной НИИ им. Н. А. Семашко, к 2001 г. доля детей с нормальным физическим развитием увеличилась и составила 67,1% по сравнению с 1996— 1997 гг., когда этот показатель составлял 55,2%. По сравнению с 1996—1997 гг. к 2001 г. сократилась доля детей, имеющих низкую массу тела (с 16,4 до 11,4%) [10]. Аналогичные данные также были получены по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г.
Таким образом, в последнее время наметились положительные сдвиги в физическом развитии московских школьников, которые характеризуются увеличением числа детей с нормальной массой тела и относительным уменьшением числа детей с низкой массой тела. Вместе с тем серьезной проблемой является значительная распространенность детей с избыточной массой тела и дисгармоничным физическим развитием. Эти данные указывают на необходимость разработки различных подходов к коррекции этих состояний, в частности путем оптимизации двигательного режима и рационализации питания, в том числе питания в школе.
Литература
· Абросимова Л. П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А.,
Шерстобитов Р. Г. // Гиг. и сан. — 1998. — № 2. —
С. 30-31.
· Дети России 2000-2001 гг. - М, 2003.
· Киек О. В., Засорин Б. В., Боев В. М. // Гиг. и сан. —
· 1999. - № 5. - С. 74-76.
· Мартинчик А. Н., Батурин А. К. // Гиг. и сан. —
· 2000. -№ 1. - С. 68-71.
· Матвеева Н. А., Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С.
И др. // Гиг. и сан. - 1998. - № 2. - С. 26-28.
· Методы исследования физического развития детей
и подростков в популяционном мониторинге: Руко
водство для врачей / Под ред. А. А. Баранова, В. Р.
Кучмы. - М., 1999. - С. 86-89.
· Морфофункциональные константы детского орга
низма: Справочник / Доскин В. А., Келлер X., Му-
равенко Н. М. и др. — М., 1997.
· Определение изменений в состоянии питания: По
собие по оценке влияния программ дополнительно
го питания на состояние питания уязвимых групп
населения / Отв. ред. В. Е. Тюменева. — Женева,
1985.
· Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоцкая Е. М,
Гигиена детей и подростков: Руководство для сани
тарных врачей. — М., 1986.
· Якубова И. М., Кузмичев Ю. Г., Поляшова А. С. //
Вопр. дет. диетол. — 2003. — Т. 1, № 4. — С. 5—9.
· Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 2000. — № 1. —
С. 65-68.
· Ямпольская Ю. А. Актовая речь: Физическое разви
тие в исследованиях НИИ гигиены детей и подро
стков. Подходы к стандартизации исследований и
оценки. Физическое развитие детей и подростков во
второй половине XX века. /Москва 22 мая 2003 года/
. - М., 2003.