ВЛИЯНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Двигательные качества – это фундаментальные понятия возрастной физиологии. Вопрос об уровне их развития у младших школьников, не занимающихся активно спортом, в зависимости от различных факторов, изучен недостаточно. Разработка этого вопроса, по нашему мнению, имеет прямое отношение к пониманию закономерностей становления двигательных систем мозга на этапах раннего онтогенеза, в том числе в отношении факторов, влияющих на этот процесс. С этих позиций представляет интерес исследование осложненного течения перинатального периода на уровень развития двигательных качеств первоклассников.
Известно, что наличие осложненного течения беременности и родов негативно отражается на физическом развитии детей [10], а у девочек более старшего возраста – на темпах полового созревания [12].
Мы предполагали, что указанные факторы могут оказать негативное влияние и на развитие двигательной сферы ребенка. Однако прямых доказательств этого предположения в литературе мы не нашли.
Цель исследования – изучить уровень развития основных двигательных качеств первоклассников в зависимости от характера протекания перинатального этапа развития и половой принадлежности.
Материалы и методы исследования. Нами были исследованы данные пренатального анамнеза 500 первоклассников 11-ти школ г. Кирова.
Данные, касающиеся течения беременности и родов матери, собирались путем выкопировки из медицинских карт (из учетной формы № 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка») и «Анкеты для родителей первоклассников» [9].
Исследование пренатального анамнеза включало в себя анализ более 50 показателей, в т.ч. возраст родителей, наличие вредных привычек, влияние производственных и психологических факторов на организм матери во время беременности.
Учитывались интегральные показатели пренатального анамнеза, такие, как осложненный акушерский анамнез, осложненное течение беременности, осложненное течение родов. Каждый из показателей включал наличие целого ряда патологий (табл. 1).
Таблица 1
Показатели и патологии перинатального анамнеза, учитывающиеся в исследовании
Показатели перинатального анамнеза |
Патологии |
Осложненный акушерский анамнез |
Наличие абортов, выкидышей, рождение мертвых детей до данной беременности, юные первородящие – до 18 лет и возрастные первородящие – после 30 лет, 4-е и последующие роды |
Осложненное течение беременности |
Токсикоз 1-й и/или 2-й половины беременности, анемия, угроза прерывания беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекции |
Осложненное течение родов |
Быстрые или стремительные роды, роды путем экстренного кесарева сечения, дискоординация родовой деятельности, отслойка плаценты, узкий таз, слабость родовой деятельности, пособия в родах, раннее излитие околоплодных вод; асфиксия, гипоксия плода, острые нарушения мозгового кровообращения, патология пуповины, родовая травма, затрудненное выведение плечиков |
Затем нами были отобраны школьники с физиологичным перинатальным этапом развития, т.е. без осложнений акушерского анамнеза, беременности и родов. Таких детей оказалось 43 (25 мальчиков и 18 девочек). Далее методом случайной выборки были взяты 43 ребенка (25 мальчиков и 18 девочек) с осложненным перинатальным этапом развития, который включал осложненный акушерский анамнез, осложненное течение беременности и родов.
У этих детей (86 человек, 50 мальчиков, 36 девочек) по стандартным методикам мы оценивали уровень развития двигательных качеств: быстрота, координация, скоростная сила, гибкость, силовая выносливость, статокинетическая устойчивость, статокинетическая координация и уровень физической работоспособности.
В условиях спортивного зала и школьного стадиона на основании возрастно‑половых нормативов школьной программы проводили тестирование основных физических качеств в упражнениях: бег 30 м (быстрота), челночный бег 3 х 10 м (координация), прыжок в длину с места (скоростная сила), наклон из положения сидя на полу (гибкость), подтягивание на перекладине для мальчиков и подтягивания на низкой перекладине из виса лежа для девочек (силовая выносливость).
Пробу Воячека, характеризующую статокинетическую устойчивость [5], проводили из исходного положения – стопы вдоль прямой линии одна за другой, с открытыми глазами и руками, вытянутыми вперед. Ребенку предлагалось выполнить движения головой в сагиттальной плоскости – запрокидывание головы назад, затем возвращение в исходное положение. Регистрировалось количество движений головой, после которых ребенок сохранял устойчивость. В случае если это число достигало 8, исследование далее не проводилось.
Адаптированную пробу Ромберга, характеризующую статокинетическую координацию [5], проводили в исходном положении: стопы вдоль прямой линии одна за другой, с закрытыми глазами при вытянутых вперед руках. Оценивалось время сохранения равновесия (при норме для 7‑летних детей – 16 с, для 8‑летних – 21 с).
Уровень физической работоспособности оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК), используя метод косвенного расчета МПК [3,6] по мощности работы и частоте сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении степ‑теста (восхождение на скамейку высотой 0,35 м в течение 4 мин. с частотой 20 циклов в минуту).
Мощность работы N, в кгм/мин находили по формуле: