КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному (государственному) праву Российской Федерации
Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Оглавление
Введение……………..………………………………………………………….…3
Глава 1. Омбудсмен как институт конституционного права
1.1. Институт омбудсмена: цели и задачи деятельности………………..……...5
1.2. Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ……………9
1.3. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Кировской области …………………....12
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ
2.1 Функции Уполномоченного по правам человека……………………….....15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека……..……………………………………………………….…..19
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека………………………….…………..…21
Заключение………..………………………………………………………..……29
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Должность Уполномоченного по правам человека в современном мире занимает очень важное место. Этот орган помогает сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих.
Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.
Актуальность темы заключается в том, что в реформировании российского общества охватываются политические, социальные, экономические и культурные сферы, в которых решающими фактически являются права и свободы человека, без обеспечения, которых невозможно движение к демократии, свободе правового государства. Особый интерес представляет собой неизвестный ранее нашему государству правовой механизм как Уполномоченный по правам человека.
Целью работы является анализ правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Данный институт рассматривается с точки зрения его понятия, социального назначения, а также места в механизме защиты прав человека и гражданина. Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) Рассмотреть институт Омбудсмена как институт конституционного права.
2) Определить правовой статус Уполномоченного по правам человека в Кировской области
3) Рассмотреть деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в связи с деятельностью Федеральных, субъектных Уполномоченных по правам человека – сформулировать по-русски.
Предметом являются нормы права, регламентирующие деятельность Уполномоченного, практическая его деятельность, а также судебная практика.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, исторический, социологический и сравнительно-правовой.
Структура обусловлена предметом, целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, а также библиографического списка.
Отправной точкой для написания работы послужил Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института. Ввиду новизны института омбудсмена для российского конституционного права основными источниками для написания работы послужили монографии отдельных авторов, сборники статей и материалы по семинарам некоторых общественных правозащитных организаций. Важными источниками послужили также доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за последние три года, а также комментарий к вышеупомянутому закону.
Глава 1.ОМБУДСМЕН КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
1.1. Институт омбудсмена: цели и задачи деятельности.
Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность омбудсмена юстиции. Однако сам термин "омбудсмен" появился в Швеции еще в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение, и его корни восходят к раннему периоду истории германских племен. Омбудсменом называлось лицо, которое избиралось для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово "омбудсмен" как "поверенный", "управляющий делами", "доверенное лицо". Предполагают также, что корни компетенции этой фигуры просматриваются в римских должностях цензоров, трибунов, провинциальных прокураторов. Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии омбудсмен становится парламентским органом.
Сегодня несколько десятков государств мира имеют такой институт, хотя он обладает различной компетенцией, возможностями, правовым статусом. При всех национальных отличиях основные функции омбудсмена состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. И хотя эти заключения носят рекомендательный характер (то есть чиновники не обязаны им следовать), в подавляющем большинстве случаев рекомендации омбудсмена принимаются к исполнению.
В целом омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. Согласно определению международной ассоциации юристов, народный защитник – "омбудсмен" – это "служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады".
В мировой практике известны три модели института омбудсмена, которые различаются его местом в государственно-правовой системе, порядком его назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объемом полномочий и т.д. Эти три модели – следующие:
1.Исполнительный омбудсмен. Он является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Это довольно редко встречающийся вариант, который существует во Франции (Медиатор) и назначается Советом Министров. Также похожий институт действует в некоторых штатах США. В России историческим предшественником института омбудсмана также были еще сохраняющиеся в ряде регионов комиссии по правам человека "при Президенте" и "при губернаторе".
2.Независимый омбудсмен. Он представляет собой особую и самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу. Такая модель омбудсмена существует в Португалии (Проведор юстиции), Намибии и Нидерландах.
3.Парламентский омбудсмен. Он находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Основным направлением деятельности классического парламентского омбудсмена является контроль над деятельностью администрации и ее должностных лиц (в отличие от двух других моделей, в которых его контроль распространяется как на исполнительную, так и на законодательную власть).
В большинстве стран, где существует институт омбудсмена, он принадлежит именно парламентской модели. Это естественно, поскольку исторически омбудсмен – дитя парламента.
Институт омбудсмена в правовых системах цивилизованных стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов. Широкие надзорные функции за деятельностью аппарата и должностных лиц всех уровней, которыми наделен омбудсмен с целью защиты прав и законных интересов граждан, определяют его высокий авторитет и широкое признание общественностью. Это связано со многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсутствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений; бесплатностью оказания гражданам помощи и т.д. Все эти принципы и процедуры, на которых основывается деятельность омбудсмена, имеют особое значение для выполнения им функции защиты прав и свобод человека от злоупотреблений и произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц.
Сегодня, институт омбудсмена создается и во многих странах бывшего СССР и Восточной Европы, в том числе и в России. Теперь следует остановиться на том, какое оформление он получил в государственно-правовой системе России.
1.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА В РФ
В России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был разработан проект закона "О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации", в который были заложены черты, близкие к классической модели парламентского омбудсмена.
Однако в Конституции РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587. Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина. Первым омбудсменом в России был Сергей Ковалев.
Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Средствами, указанными в данном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).
Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации.
Рассмотрим функции уполномоченного, порядок назначения его на должность, те полномочия, которыми он обладает, правовые механизмы и средства воздействия, которые он может использовать для воздействия на подконтрольных субъектов, в том числе на государственных служащих (включая должностных лиц), нарушивших права граждан.
1.3 ПРАВОВОЙ СТАТУС ОМБУДСМЕНА В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Закон Кировской области об Уполномоченном по правам человека в Кировской области Принят Законодательным Собранием Кировской области 29 октября 2009 года.
Уполномоченный по правам человека в Кировской области Владимир Владимирович Климов - должностное лицо, призванное осуществлять контроль над соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивающих в соответствии с действующим законодательством защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Уполномоченный замещает государственную должность Кировской области.
Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Кировской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам.
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
2) участие в совершенствовании законодательства области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, приведении его в соответствие с федеральным законодательством, общепризнанными нормами и принципами международного права;
3) содействие распространению знаний о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;
4) содействие развитию международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина;
5) содействие государственным органам Кировской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в создании условий для развития институтов гражданского общества;
6) сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, общественными, религиозными, неправительственными правозащитными организациями в целях обмена информацией и опытом своей деятельности.
На должность Уполномоченного назначается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Кировской области, не моложе 30-летнего возраста, имеющий необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан (далее - заявители) на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления Кировской области, должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на нормативные правовые акты Кировской области, муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.
В случае установления факта нарушения прав человека и гражданина Уполномоченный готовит заключение, в котором должны содержаться выводы:
1) об установлении факта нарушения прав человека и гражданина;
2) о причинах и условиях, способствовавших совершению нарушения;
3) о лицах, действия (бездействие) которых привели к нарушению;
4) о мерах по устранению причин нарушения.
Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Кировской области с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба Кировской области. Работники аппарата Уполномоченного являются государственными гражданскими служащими Кировской области.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека.
В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.
Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:
-рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
-анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
-развитие международного сотрудничества в области прав человека;
-правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
-подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ;
-выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
-направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;
-обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
-обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;
-принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
-анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
-информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;
-направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий, в рамках установленной законом компетенции.
Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе специальных соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее.
Важное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.
Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.
В 1998-2000гг. Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ были направлены также четыре специальных доклада Уполномоченного, посвященных тем сферам нашей действительности, где систематически нарушаются права человека:
- О нарушениях прав граждан, страдающих психическими расстройствами;
- О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;
- О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в РФ;
- О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.
2.2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного определяется главой 2 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ". Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.
На должность Уполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника.
Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного.
Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.
Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой:
- в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом;
- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
- ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам;
- в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.
2.3. ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Как уже упоминалось, основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом законом установлено, что Уполномоченного не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, - эти решения исключены из пределов его компетенции. (п. 1,2 ст. 16 Закона).
Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Согласно п. 1 ст. 3, государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы, которая не является слишком сложной.
Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1.принять жалобу к рассмотрению;
2.разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3.передать жалобу государственному органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции, которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
4.отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются. При этом жалоба – не единственный способ инициирования рассмотрения дела. Так, статья 21 устанавливает, что при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При этом немаловажно уточнение, что такая проверка не может быть поручена тому органу или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Важные положения содержит статья 23 Закона. Она устанавливает права и полномочия, которыми обладает российский омбудсмен при рассмотрении жалобы. Им корреспондируют соответствующие обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих в их взаимодействии с Уполномоченным. Так, при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Кроме того, по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФ органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
Всем перечисленным выше правам соответствуют определенные обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих, которые вытекают из смысла приведенных выше положений:
•обеспечивать доступ в соответствующие органы и на заседания;
•бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий (они должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок) – эта обязанность должностных лиц отрегулирована в статье 34 ФКЗ; •давать объяснения по подлежащим выяснению вопросам;
•содействовать в проведении проверок;
•проводить по поручению омбудсмена экспертные исследования и готовить заключения;
•обеспечивать доступ к материалам указанных в Законе уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях; •обеспечивать реализацию права безотлагательного приема Уполномоченного руководителями и другими должностными лицами указанных в Законе структур.
Что касается права Уполномоченного знакомиться с материалами судебных дел, то механизм реализации этого правомочия был закреплен путем внесения изменений в соответствующее процессуальное законодательство сразу после принятия ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".
Федеральный закон "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 17 марта 1997 года №51-ФЗ дополнил УПК нормой, которая обязывает соответствующих лиц по ходатайству Уполномоченного истребовать в пределах своей компетенции уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда либо постановление судьи. В УПК также зафиксировано право Уполномоченного знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, либо с делом, производство по которому прекращено, а также с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела.
Следует отметить также, что при рассмотрении жалобы должны быть выслушаны обе стороны, как говорили еще древние римляне. Статья 25 ФКЗ устанавливает обязанность Уполномоченного при рассмотрении жалобы предоставить государственном органу, должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
По итогам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан направить соответствующему органу или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (статья 27). Такое заключение должно быть рассмотрено в месячный срок, и о принятых мерах в письменной форме должно быть сообщено Уполномоченному (статья 35).
При этом в случае необходимости принятое заключение публикуется в печати.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (п. 1 ст. 29):
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5)обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию. Так, согласно положениям ст. 31, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
На взгляд большинства российских правозащитников,ряд положений рассматриваемого закона требуют пересмотра. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в часть 1 статьи 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.
Это не единственный недостаток Закона. Однако это и другие возможные предложения по его совершенствованию предполагают изменение самой концепции института омбудсмена в направлении существенного повышения его статуса и роли в государственно-правовой системе страны. Например, стоило бы наделить Уполномоченного правом обращения в Конституционный Суд не только в порядке части 4 статьи 125, но также и в порядке части 2 и 5 той же статьи Конституции, то есть обращаться с запросами о соответствии Конституции указанных нормативных правовых актов и договоров, а также с запросами о толковании Конституции.
Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека – не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем этот институт сможет заслужить к себе уважение – как со стороны общества, так и со стороны тех, чью деятельность он призван контролировать.
Пока не радует и отношение иных государственных институтов к деятельности Уполномоченного. Материальное и финансовое обеспечение российского омбудсмена находится на крайне низком уровне. Так, в 2000 году бюджет Уполномоченного и его аппарата составляет всего 41 млн. рублей (в несколько раз меньше, чем, например, у Счетной палаты). Аппарат Миронова за два года уже 6 раз подвергался реорганизации и составляет на сегодня 150 человек, а это примерно столько же, сколько в Польше (130 человек), где значительно меньше населения, чем в России. Кроме того, офис омбудсмена находится в здании, где размещаются еще 45 организаций и действует пропускная система. Это также не способствует улучшению имиджа Уполномоченного, который по смыслу своей деятельности должен быть максимально открыт и доступен для граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проанализированных задач приходим к такому выводу:
Рассмотрев институт Уполномоченного по правам человека как институт конституционного права можно сказать, что институт Уполномоченного по правам человека пока находится в начальной стадии своего становления. Прогнозируя тенденции развития института Омбудсмена в России можно предположить, что не исключена децентрализация функций Уполномоченного по правам человека и образование специализированных служб, Уполномоченного по делам Здравоохранения, Уполномоченного по делам тюрем, Уполномоченного по военной службе, Уполномоченного по правам национальных и этнических меньшинств, Уполномоченного по охране частной жизни. В дальнейшем законодательство об омбудсмене, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля над деятельностью государственных органов.
Проанализировав статус Уполномоченного в Кировской области можно сказать, что институт появился совсем недавно и находится на стадии развития. Однако уже сейчас полностью выполняет свои функции.
Изучив правовой статус Омбудсмена в РФ можно сделать вывод, что развитие института Уполномоченного по правам человека может стать важным шагом в этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями.
Выводы носят поверхностный характер, слабо связаны с задачами, поставленными во введении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1)Конституция Российской Федерации.
2)ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.2.97 N 1-ФКЗ. // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
3)ФЗ "О внесении дополнения и изменения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 13 марта 1997 года №49-ФЗ. // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, №9, 21 марта 1997 года, ст. 392.
4)ФЗ "О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" от 17 марта 1997 года №50-ФЗ. // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, №9, 21 марта 1997 года, ст. 393.
5)ФЗ "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 17 марта 1997 года №51-ФЗ. // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, №9, 21 марта 1997 года, ст. 394.
6)Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587
7)Закон Санкт-Петербурга "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 11 сентября 1998 года).
8)Декларация прав человека и гражданских свобод. ВС РСФСР, постановление от 22 ноября 1991 г. № 1920-1
9)Альваро Хиль-Роблес. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана).- М.: Ad Marginem, 1997.
10)Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. М., 1996. С. 353.
11)Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в РФ". – М.: Норма, 1997.
12)Гражданское общество - в поисках пути / Под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб., 1997. С. 204.
13)Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 1998 г. // Российская газета, 10 и 11 марта 1999 г.
14)Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 1999 г.
15)Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2000 г.
16)Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999, с. 72-84.
17)Майорано Х.Л. Омбудсмен - Народный защитник // Государство и право, 1997 №9
18)Общая теория прав человека. /Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е.А. Лукашева. – М.: Издательство НОРМА, 1996.
19)Пустынцев Б. Региональный омбудсман… или еще один депутат? // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999
20)Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека – первые шаги в России. // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб., 1999
21)Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана. // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Том 2. Региональный омбудсман. /Под редакцией А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". – СПб
22)Цымбалова Н.А. Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование. // Государство и право, 2000 №8
23)Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. // Государство и право, 1999, №9
24)Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. // Московский журнал международного права, №1/2000/37, январь-март,
25)Хаманева Н. Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. № 9.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты и договоры
1. Российская Федерация. Конституция. [Текст] : [Конституция: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ]. – СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
2. Российская Федерация. Законы. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации [Текст] : [федер. конст. закон : принят Гос. Думой 25 ноября 2001 г. : в ред. федер. конст. закона от 31.10.2005]. – СЗ РФ. – 2001. – № 52 (1 ч.). – Ст. 4916.
3. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 22 сентября 1999 г. : в ред. федер. закона от 21.04.2011]. – СЗ РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
4. Союз Советских Социалистических Республик. Договор. Об образовании Союза Советских Социалистических Республик [Текст] : [Договор: принят на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. ]. - Съезды Советов в документах. 1917 - 1936. Т. III.- М., 1960. С. 18 - 22.
5. Российская Федерация. Договор. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации [Текст] : [Договор: утвержден постановлением Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. N 2689-I.]. - Федеративный договор: Документы. Комментарий", М., 1994.
6. Российская Федерация. Договор. О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан [Текст] : [Договор от 15 февраля 1994 г.]. - Вестник ВАС РФ. – 1994. - N 6.
7. Российская Федерация. Договор. О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы [Текст] : [Договор от 16 июня 1998 г.]. - Российская газета. – 1998. – 23 июня.
8. Союз Советских Социалистических Республик. Указ. О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР [Текст] : [Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 г.]. - Ведомости ВС СССР. – 1954. - N 4. - Ст. 64.
Научная и специальная литература
9. Чертков, А.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [Текст] : постатейный / А.А. Чертков. – М., Юстицинформ, 2006.
Закон Кировской области от 09.11.2009 № 442-ЗО
Хаманева Н. Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. № 9. С. 28.
Здесь и далее см.: Цымбалова Н.А. Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование