ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

 

1. Государственный бюджет

Государственные финансы являются главным комплексом средств государственного регулирования. Они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет- годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Государственный бюджет представляет собой компромисс, который отражает соотношение сил основных групп – носителей различных социально – экономических интересов в стране, т.е.:

1. между собственниками и работающими по найму по поводу налогообложения собственности, доходов, з\п, бюджетных расходов на социальные цели;

2. между общегосударственными и местными интересами, между промышленными и сельскохозяйственными районами по поводу распределения налогов и бюджетных дотаций;

3. между интересами отдельных отраслей и компаний по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий.

Важными показателями, характеризующими бюджет, являются:

• доля средств, ежегодно распределяемых через бюджет, в ВВП страны;

• покрываемость бюджетных расходов доходами;

• структура бюджетных расходов (доля затрат на хозяйственные, социальные, оборонные цели, на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов).

2. Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение и формируются за счёт специальных взносов или отчислений и по своей экономической сути являются целевыми, прямыми или косвенными налогами.

Специальные фонды могут прибегать к займам, выпускать собственные ценные бумаги, т.е. они сами помещают временно свои средства в кредиты, инвестируют их в недвижимость.

Специальные внебюджетные фонды имеют несколько функций, дополняя государственный бюджет в сфере государственного регулирования.

• Они не зависят от состояния бюджета и выполняют свою целевую роль при его дефиците. Расходы фондов гарантируют выполнение задач государственной экономической политики (строительство дорог, выплата пенсий);

• Они позволяют манипулировать показателями исполнения бюджета, т.е. укрывать часть или весь дефицит бюджетов в специальных фондах;

• Внебюджетные фонды неподотчётны парламенту, т.е. они дают дополнительные возможности для использования власти.

3. Расходы государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального, хозяйственного регулирования, а также функцию обеспечения общих условий жизни населения, т.е. управление, осуществление судебных и полицейских функций, финансирование сферы образования, научных исследований, международных связей и обороны.

Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в бюджете в экономике развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и отсутствия военно – политической напряжённости, %:

1. Социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии местным бюджетам) – 40-50%;

2. Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с\х, расходы на осуществление различных хозяйственных программ) – 10-20%;

3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (содержание дипломатических служб и займы иностранных государств) – 10-20%;

4. Административно – управленческие расходы (содержание правительственных органов, юстиции)- 5-10%;

5. Платежи по государственному долгу – 5-10%.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи. В этом проявляется главная цель бюджетной политики и главная цель государственной экономической политики в целом. Расходы на социальные сферы призваны смягчить дифференциацию материального положения различных социальных групп.

Наряду с решением социальных задач эти расходы в бюджете оказывают существенное воздействие на размеры и структуру спроса:

• Получатели социальных пособий, помощи, стипендий обеспечивают часть платёжеспособного спроса населения на потребительские товары, услуги;

• Социальные расходы частично направляются на строительство объектов в здравоохранении, образовании. Особое воздействие на состояние экономики оказывают государственные дотации на жилищное строительство.

Виды хозяйственных расходов

1. Государственный кредит

В современных условиях имеет целевой и льготный характер.

Он предоставляется на конкретные цели, сформулированные в государственных экономических программах. Он выгоден получателям, так как имеет преимущество перед частным кредитом по величине кредитной ставки, требованиям к обеспечению, порядку погашения.

2. Государственные субсидии

Это безвозвратная целевая передача бюджетных средств субъектам частного хозяйства.

Субсидии делятся на:

 Однократные, которые предоставляются в чрезвычайных обстоятельствах или для достижения краткосрочной цели;

 Регулярные – носят характер постоянных дотаций. Они делятся на:

 Ценовые, которые предоставляются для снижения цен на конкретные товары и услуги (на горючее и минеральные удобрения для с\х);

 Инвестиционные – компенсируют часть капиталовложений частного инвестора в объект;

 Дотации на образование и научные исследования;

 Участие в международных выставках и ярмарках.

Одним из типов субсидий являются дотации нерентабельным объектам государственного сектора.

3. Поручительство\ гарантии

Некоторые государственные организации выступают в виде гарантов в частной фирме, т.е. поручаются за неё на определённую сумму. На эту сумму компания может взять кредит у частных банков сверх своих возможностей обеспечения.

Если фирма этот кредит отдаёт не в срок, не полностью, не отдаёт вообще вся недостающая сумма будет востребована кредитором с государственного учреждения, выступающего поручителем.

4. Бюджетные доходы

Доходы бюджета делятся на обычные и чрезвычайные.

Чрезвычайные доходы составляют нерегулярные поступления средств. Чрезвычайными поступлениями, ставшими в большинстве стран регулярными, являются государственные займы.

Структура обычных доходов государственного бюджета, %:

 Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор – 75-85%;

 Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, доходы от государственной торговли) -5-8%;

 Взносы в государственные фонды социального страхования - 10-12%.

5. Проблема сбалансированности бюджета.

Идеальным исполнением государственного бюджета является полное покрытие расходов доходами или образование остатков средств, т.е. превышение доходов над расходами.

Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита. Основными пичинами устойчивых бюджетных дефицитов являются:

• Увеличение государственных расходов в военное время и в периоды социальных конфликтов;

• Циклические колебания экономики;

• Сокращение налогов в целях стимулирования экономики без соответствующей корректировки госрасходов.

Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать дополнительную эмиссию наличных денег. В РФ этот с 1994 г. использовать эмиссию в этих целях законодательно запрещено.

Если дефицит возникает на стадии исполнения бюджета, государство может прибегнуть к секвестированию бюджета. Секвестр – это пропорциональное сокращение расходных статей бюджета.

Основным инструментом для решения проблемы дефицита бюджета являются государственные займы.

Займы делятся на внутренние и внешние. Они осуществляются путём продажи государственных ценных бумаг, займов во внебюджетных фондах и в порядке получения кредитов в частных банках.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают негативное воздействие на экономику страны:

• В определённых ситуациях правительства прибегают к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушают рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

• Государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, сокращает возможность получения кредита фирмами.

Увеличение спроса на кредит на рынке ссудного капитала из-за новых государственных займов способствует превышению спроса на ссудный капитал по сравнению с предложением и ведёт к удорожанию кредита, сокращая возможности заёмного финансирования частных компаний.

Использование государственных займов приводит к проблеме государственного долга.

6. Государственный долг.

Государственный долг – это обязательство государства перед банками – кредиторами, физическими и юридическими лицами, являющимися владельцами ценных бумаг, а также внебюджетными фондами, зарубежными правительствами, международными финансовыми институтами.

Государственный долг – это сумма прошлых бюджетных дефицитов за минусом суммы предыдущих бюджетных профицитов.

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

По срочности:

• Краткосрочный (до 1 года);

• Среднесрочный (от 1 года до 5 лет);

• Долгосрочный (более 5 лет).

Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги.

Правительства стран – дебиторов, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, что может ограничить доступ к зарубежным финансовым ресурсам, используют следующие пути:

 Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов;

 Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную. Возможно только с согласия кредиторов.

Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнить международные финансовые обязательства (Лондонский и Парижский клубы кредиторов)

 Конверсия – превращение внешнего долга в долгосрочные иностранные инвестиции. В счёт долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране – должнике недвижимость, участие в капитале, участие хозяйствующих субъектов страны – кредитора в приватизации государственной собственности страны – должника. В этом случае заинтересованные фирмы стран – кредиторов выкупают у своего государства\ банка обязательства государства – должника. С его согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция ведёт к увеличению доли иностранного капитала в иностранной экономике без поступлений в страну из – за рубежа финансовых ресурсов, носителей капитала, новых технологий. Однако конверсия влияет на получение новых кредитов из – за рубежа и стимулирует приток частных иностранных инвестиций.

 Обмен долга на акционерный капитал (своп) – предоставление возможности иностранным банкам обменивать долговые обязательства данной страны на акции её промышленных корпораций. Иностранный инвестор получает долю в капитале данной страны, а её внешняя задолженность при этом уменьшается.

 Обращение страны – должника к международным банкам. Они предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обуславливают их жёсткими требованиями ГЭП:

эмиссионной, кредитной, поощрение конкуренции, сведение до минимума дефицита государственного бюджета.

7. Фискальная политика государства

Это комплекс мер, направленных на сглаживание деловых циклов и обеспечения экономического роста страны путём манипулирования государственным бюджетом и налогами.

Инструменты фискальной политики:

• Государственные инвестиции;

• Государственные закупки товаров и услуг;

• Общественные работы;

• Социальные программы;

• Государственные трансферты;

• Управление налоговым гнётом.

2 модели фискальной политики:

Кейнсианская модель: сочетание масштабных государственных расходов и высоких налогов. Направлена на стимулирование совокупного спроса (Швеция).

Неоклассическая модель: снижение государственных расходов и налогов. Стимулирование совокупного предложения (США).

Виды фискальной политики государства:

1. Дискреционная фискальная политика – направлена на сознательное манипулирование налогами, государственными расходами и сальдо государственного бюджета. Реализация дискреционной фискальной политики требует постоянного принятии решений правительством страны.

Основные правила дискреционной фискальной политики:

• В условиях неполной занятости уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской фискальной политики;

• В условиях роста цен для снижения инфляции используется рестриктивная фискальная политика;

• В условиях полной занятости и стабильных цен реализуется нейтральная фискальная политика.

Бывает 2-х типов:

Фискальная экспансия – снижение налогов, увеличение государственных расходов. Направлена на стимулирование экономического роста в стране.

Фискальная рестрикция – увеличение налогов, снижение расходов государственного бюджета. Направлена на сдерживание инфляции. В долгосрочной перспективе может спровоцировать стагфляцию.

Для стимулирования депрессивной экономики в рамках экспансионистской фискальной политики используют инструменты:

• Налоговые изъятия и скидки – полное или частично освобождение от налогов тех компаний, которые участвуют в реализации целей государства и работают в приоритетных отраслях;

• Налоговые каникулы – освобождение от уплаты налогов на определённый период. Используются в Европе в целях развития малого бизнеса;

• Налоговые кредиты – предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определённые цели. Возможен невозвращаемый налоговый кредит . Отменён в США в 1986 г. используется в странах ЕС для решения проблем неравномерного развития регионов страны.

• Ускоренная амортизация

Впервые введена в США в 1942 г. В фазе спада государство увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, превышающих его износ. В результате растёт спрос на оборудование, что способствует развитию машиностроения и смежных отраслей.

Но может спровоцировать инфляцию; ведёт к сокращению налоговых поступлений в бюджет, так как амортизационные фонды освобождены от уплаты налога на прибыль.

2. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – не требует постоянных решений правительства, реализуется за счёт встроенных стабилизаторов.

Встроенные стабилизаторы – это такие элементы экономической системы, которые автоматически изменяются в зависимости от фазы делового цикла.

К встроенным стабилизаторам относят:

• Прогрессивные налоги;

• Система государственных трансфертных платежей;

• Повышение общего уровня цен без индексации налоговых порогов;

• Наличие в экономике праздного класса

• Государственные программы помощи фермерам

Сейчас читают