1. Государственный бюджет
Государственные финансы являются главным комплексом средств государственного регулирования. Они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет- годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Государственный бюджет представляет собой компромисс, который отражает соотношение сил основных групп – носителей различных социально – экономических интересов в стране, т.е.:
1. между собственниками и работающими по найму по поводу налогообложения собственности, доходов, з\п, бюджетных расходов на социальные цели;
2. между общегосударственными и местными интересами, между промышленными и сельскохозяйственными районами по поводу распределения налогов и бюджетных дотаций;
3. между интересами отдельных отраслей и компаний по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий.
Важными показателями, характеризующими бюджет, являются:
• доля средств, ежегодно распределяемых через бюджет, в ВВП страны;
• покрываемость бюджетных расходов доходами;
• структура бюджетных расходов (доля затрат на хозяйственные, социальные, оборонные цели, на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов).
2. Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды имеют целевое назначение и формируются за счёт специальных взносов или отчислений и по своей экономической сути являются целевыми, прямыми или косвенными налогами.
Специальные фонды могут прибегать к займам, выпускать собственные ценные бумаги, т.е. они сами помещают временно свои средства в кредиты, инвестируют их в недвижимость.
Специальные внебюджетные фонды имеют несколько функций, дополняя государственный бюджет в сфере государственного регулирования.
• Они не зависят от состояния бюджета и выполняют свою целевую роль при его дефиците. Расходы фондов гарантируют выполнение задач государственной экономической политики (строительство дорог, выплата пенсий);
• Они позволяют манипулировать показателями исполнения бюджета, т.е. укрывать часть или весь дефицит бюджетов в специальных фондах;
• Внебюджетные фонды неподотчётны парламенту, т.е. они дают дополнительные возможности для использования власти.
3. Расходы государственного бюджета.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального, хозяйственного регулирования, а также функцию обеспечения общих условий жизни населения, т.е. управление, осуществление судебных и полицейских функций, финансирование сферы образования, научных исследований, международных связей и обороны.
Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в бюджете в экономике развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и отсутствия военно – политической напряжённости, %:
1. Социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии местным бюджетам) – 40-50%;
2. Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с\х, расходы на осуществление различных хозяйственных программ) – 10-20%;
3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (содержание дипломатических служб и займы иностранных государств) – 10-20%;
4. Административно – управленческие расходы (содержание правительственных органов, юстиции)- 5-10%;
5. Платежи по государственному долгу – 5-10%.
Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи. В этом проявляется главная цель бюджетной политики и главная цель государственной экономической политики в целом. Расходы на социальные сферы призваны смягчить дифференциацию материального положения различных социальных групп.
Наряду с решением социальных задач эти расходы в бюджете оказывают существенное воздействие на размеры и структуру спроса:
• Получатели социальных пособий, помощи, стипендий обеспечивают часть платёжеспособного спроса населения на потребительские товары, услуги;
• Социальные расходы частично направляются на строительство объектов в здравоохранении, образовании. Особое воздействие на состояние экономики оказывают государственные дотации на жилищное строительство.
Виды хозяйственных расходов
1. Государственный кредит
В современных условиях имеет целевой и льготный характер.
Он предоставляется на конкретные цели, сформулированные в государственных экономических программах. Он выгоден получателям, так как имеет преимущество перед частным кредитом по величине кредитной ставки, требованиям к обеспечению, порядку погашения.
2. Государственные субсидии
Это безвозвратная целевая передача бюджетных средств субъектам частного хозяйства.
Субсидии делятся на:
Однократные, которые предоставляются в чрезвычайных обстоятельствах или для достижения краткосрочной цели;
Регулярные – носят характер постоянных дотаций. Они делятся на:
Ценовые, которые предоставляются для снижения цен на конкретные товары и услуги (на горючее и минеральные удобрения для с\х);
Инвестиционные – компенсируют часть капиталовложений частного инвестора в объект;
Дотации на образование и научные исследования;
Участие в международных выставках и ярмарках.
Одним из типов субсидий являются дотации нерентабельным объектам государственного сектора.
3. Поручительство\ гарантии
Некоторые государственные организации выступают в виде гарантов в частной фирме, т.е. поручаются за неё на определённую сумму. На эту сумму компания может взять кредит у частных банков сверх своих возможностей обеспечения.
Если фирма этот кредит отдаёт не в срок, не полностью, не отдаёт вообще вся недостающая сумма будет востребована кредитором с государственного учреждения, выступающего поручителем.
4. Бюджетные доходы
Доходы бюджета делятся на обычные и чрезвычайные.
Чрезвычайные доходы составляют нерегулярные поступления средств. Чрезвычайными поступлениями, ставшими в большинстве стран регулярными, являются государственные займы.
Структура обычных доходов государственного бюджета, %:
Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор – 75-85%;
Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, доходы от государственной торговли) -5-8%;
Взносы в государственные фонды социального страхования - 10-12%.
5. Проблема сбалансированности бюджета.
Идеальным исполнением государственного бюджета является полное покрытие расходов доходами или образование остатков средств, т.е. превышение доходов над расходами.
Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита. Основными пичинами устойчивых бюджетных дефицитов являются:
• Увеличение государственных расходов в военное время и в периоды социальных конфликтов;
• Циклические колебания экономики;
• Сокращение налогов в целях стимулирования экономики без соответствующей корректировки госрасходов.
Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать дополнительную эмиссию наличных денег. В РФ этот с 1994 г. использовать эмиссию в этих целях законодательно запрещено.
Если дефицит возникает на стадии исполнения бюджета, государство может прибегнуть к секвестированию бюджета. Секвестр – это пропорциональное сокращение расходных статей бюджета.
Основным инструментом для решения проблемы дефицита бюджета являются государственные займы.
Займы делятся на внутренние и внешние. Они осуществляются путём продажи государственных ценных бумаг, займов во внебюджетных фондах и в порядке получения кредитов в частных банках.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают негативное воздействие на экономику страны:
• В определённых ситуациях правительства прибегают к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушают рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
• Государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, сокращает возможность получения кредита фирмами.
Увеличение спроса на кредит на рынке ссудного капитала из-за новых государственных займов способствует превышению спроса на ссудный капитал по сравнению с предложением и ведёт к удорожанию кредита, сокращая возможности заёмного финансирования частных компаний.
Использование государственных займов приводит к проблеме государственного долга.
6. Государственный долг.
Государственный долг – это обязательство государства перед банками – кредиторами, физическими и юридическими лицами, являющимися владельцами ценных бумаг, а также внебюджетными фондами, зарубежными правительствами, международными финансовыми институтами.
Государственный долг – это сумма прошлых бюджетных дефицитов за минусом суммы предыдущих бюджетных профицитов.
Государственный долг делится на внутренний и внешний.
По срочности:
• Краткосрочный (до 1 года);
• Среднесрочный (от 1 года до 5 лет);
• Долгосрочный (более 5 лет).
Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги.
Правительства стран – дебиторов, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, что может ограничить доступ к зарубежным финансовым ресурсам, используют следующие пути:
Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов;
Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную. Возможно только с согласия кредиторов.
Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнить международные финансовые обязательства (Лондонский и Парижский клубы кредиторов)
Конверсия – превращение внешнего долга в долгосрочные иностранные инвестиции. В счёт долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране – должнике недвижимость, участие в капитале, участие хозяйствующих субъектов страны – кредитора в приватизации государственной собственности страны – должника. В этом случае заинтересованные фирмы стран – кредиторов выкупают у своего государства\ банка обязательства государства – должника. С его согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция ведёт к увеличению доли иностранного капитала в иностранной экономике без поступлений в страну из – за рубежа финансовых ресурсов, носителей капитала, новых технологий. Однако конверсия влияет на получение новых кредитов из – за рубежа и стимулирует приток частных иностранных инвестиций.
Обмен долга на акционерный капитал (своп) – предоставление возможности иностранным банкам обменивать долговые обязательства данной страны на акции её промышленных корпораций. Иностранный инвестор получает долю в капитале данной страны, а её внешняя задолженность при этом уменьшается.
Обращение страны – должника к международным банкам. Они предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обуславливают их жёсткими требованиями ГЭП:
эмиссионной, кредитной, поощрение конкуренции, сведение до минимума дефицита государственного бюджета.
7. Фискальная политика государства
Это комплекс мер, направленных на сглаживание деловых циклов и обеспечения экономического роста страны путём манипулирования государственным бюджетом и налогами.
Инструменты фискальной политики:
• Государственные инвестиции;
• Государственные закупки товаров и услуг;
• Общественные работы;
• Социальные программы;
• Государственные трансферты;
• Управление налоговым гнётом.
2 модели фискальной политики:
Кейнсианская модель: сочетание масштабных государственных расходов и высоких налогов. Направлена на стимулирование совокупного спроса (Швеция).
Неоклассическая модель: снижение государственных расходов и налогов. Стимулирование совокупного предложения (США).
Виды фискальной политики государства:
1. Дискреционная фискальная политика – направлена на сознательное манипулирование налогами, государственными расходами и сальдо государственного бюджета. Реализация дискреционной фискальной политики требует постоянного принятии решений правительством страны.
Основные правила дискреционной фискальной политики:
• В условиях неполной занятости уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской фискальной политики;
• В условиях роста цен для снижения инфляции используется рестриктивная фискальная политика;
• В условиях полной занятости и стабильных цен реализуется нейтральная фискальная политика.
Бывает 2-х типов:
Фискальная экспансия – снижение налогов, увеличение государственных расходов. Направлена на стимулирование экономического роста в стране.
Фискальная рестрикция – увеличение налогов, снижение расходов государственного бюджета. Направлена на сдерживание инфляции. В долгосрочной перспективе может спровоцировать стагфляцию.
Для стимулирования депрессивной экономики в рамках экспансионистской фискальной политики используют инструменты:
• Налоговые изъятия и скидки – полное или частично освобождение от налогов тех компаний, которые участвуют в реализации целей государства и работают в приоритетных отраслях;
• Налоговые каникулы – освобождение от уплаты налогов на определённый период. Используются в Европе в целях развития малого бизнеса;
• Налоговые кредиты – предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определённые цели. Возможен невозвращаемый налоговый кредит . Отменён в США в 1986 г. используется в странах ЕС для решения проблем неравномерного развития регионов страны.
• Ускоренная амортизация
Впервые введена в США в 1942 г. В фазе спада государство увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, превышающих его износ. В результате растёт спрос на оборудование, что способствует развитию машиностроения и смежных отраслей.
Но может спровоцировать инфляцию; ведёт к сокращению налоговых поступлений в бюджет, так как амортизационные фонды освобождены от уплаты налога на прибыль.
2. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – не требует постоянных решений правительства, реализуется за счёт встроенных стабилизаторов.
Встроенные стабилизаторы – это такие элементы экономической системы, которые автоматически изменяются в зависимости от фазы делового цикла.
К встроенным стабилизаторам относят:
• Прогрессивные налоги;
• Система государственных трансфертных платежей;
• Повышение общего уровня цен без индексации налоговых порогов;
• Наличие в экономике праздного класса
• Государственные программы помощи фермерам