Принципы организации процесса обучения
Учитель в своей работе руководствуется следующими принципами организации процесса обучения:
- принцип научности и доступности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- принцип экологизации и природоохранности;
- принцип единства живого, сезонности природных явлений и ряд других.
На уроках с целью организации активного процесса познания педагог использует методы:
ü объяснительно- иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, используя наглядный материал);
ü проблемный (решение проблемных задач, вопросов, постановка проблемных ситуаций);
ü частично- поисковый (самостоятельная работа с информацией в учебнике, дополнительных источников, просмотр фильма и т.д.);
ü исследовательский (практические, лабораторные работы с выполнением опытов, экспериментов);
ü творческий (написание мини-сочинений, мини- стихотворений, составление сказок, рассказов, загадок, структурно- логических схем, моделирования). Рассмотрим применение педагогом технологии развития критического мышления на уроках биологии учащихся 6 – 9 классов. По мнению учителя – биолога Натальи Алексеевны, современный урок биологии эффективен, если ученики включены в него с первой и до последней минуты, но порой это бывает не всегда.
Принимая это во внимание, учителем были пересмотрены подходы к обучению, что позволило установить закономерность этого процесса и осуществить применение на уроках методов и приемов технологии РКМЧП.
В основе подхода к отбору учебного материала учитель руководствуется целями познавательной деятельности на каждом этапе обучения в школе.
При планировании уроков биологии Наталья Алексеевна особое внимание обращает на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые предполагают разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы, заполнение таблиц, тестовые задания, работа с рисунками, конспектирование текста и другие формы.
Все это учитель решает с помощью методов и приемов технологии РКМЧП. Остановимся на тех методах и приемах, которые нашли свое отражение в технологии развития критического мышления и используются учителем в практике преподавания. Приемы и методы РКМЧП педагог использует на всех типах уроков: актуализации знаний, изучения нового материала, комбинированных уроках, уроках комплексного применения знаний, коррекции знаний, обобщения и систематизации знаний и т.д.; и на всех этапах урока, которые можно представить в виде таблицы.
Таблица 2
Этапы технологии РКМЧП
Стадии РКМЧП |
Этапы урока
|
Вызов |
Актуализация знаний Мотивация Целеполагание |
Осмысление |
Изучение нового материала |
Размышление |
Закрепление материала Контроль знаний Рефлексия Организация домашнего задания |
Стадия вызов. Этап актуализации знаний.