Учись Учиться

Статья
Здоровье школьников
29 October 2011

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ ПОПУЛЯЦИОННОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • экология
  • Здоровье детей
  • сохранение
  • реферат
  • доклад
  • заболеваемость
  • интегральная оценка

И. И. Новикова, Г. А. Оглезнев, В. А. Ляпин, Л. Ф. Майер

Центр Госсанэпиднадзора в Омской области,

Омская государственная медицинская академия,

Научный центр клинической и экспериментальной медицины

СО РАМН, г. Омск

Здоровье детей — это основа трудоспособной и экономически ак­тивной нации. Приоритет сохранения и укрепления здоровья человека на всех этапах формирования гармоничной и полноценной личности регламентирован конституционными и законодательными актами.

Вместе с тем на протяжении более чем трех десятилетий отмечается неблагоприятная динамика показателей здоровья детей и подростков, приобретающая в современных условиях черты закономерностей, суще­ственно снижающих общественные ресурсы и качество жизни.

В целях изучения социально-гигиенических и экологических аспек­тов проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, определения закономерностей его формирования и установления резер­вов сбережения были проведены гигиенические, экологические, клинико-статистические и экспериментальные исследования здоровья детей и подростков г. Омска и совокупности здоровьеобразующих фак­торов крупного промышленного центра — социально-экономические, образ жизни, среда обитания. Материалы исследований охватывают период с 1970 г. по настоящее время, что позволило рассматривать изучаемые явления с позиции сравнительной оценки качественных и количественных показателей популяционного здоровья детей трех по­колений — 70-, 80- и 90-х годов. Объемы всех выборок репрезентативны.

Интегральную оценку здоровья осуществляли по совокупности сле­дующих показателей: индекс здоровья; физическое развитие; распространенность патологий, обусловленных негативным влиянием эколо­гических факторов (перинатальная патология, врожденные аномалии и пороки развития); распространенность так называемой "школьной" па­тологии, включающей нарушения зрения, осанки и сколиоз.

Индекс здоровья — инверсированный комплексный показатель, учитывающий уровень заболеваемости по основным классам болезней и темпы ее прироста. Данный показатель у детей поколения 90-х годов был существенно ниже такового в двух предыдущих поколениях (рис. 1). Основная причина в выраженной негативной динамике в 90-е годы распространенности хронической патологии.

Важным интегральным показателем популяционного здоровья слу­жит физическое развитие. В качестве оценочных показателей, демонст­рирующих влияние эндогенных факторов, были использованы показа­тели: масса тела мальчиков и девочек на момент рождения, длина тела и масса тела детей в возрасте 1 год. Ретроспективная их оценка свиде­тельствовала о том, что по всей совокупности показателей физическое развитие детей в третьем поколении было существенно ниже (табл. 1).

Распространенность перинатальной патологии и врожденных поро­ков развития увеличивалась от поколения к поколению, причем пока­затели 90-х годов превышали таковые в первом поколении (70-е годы) более чем на порядок (табл. 2). Распространенность данной группы пато­логий у мальчиков на протяжении всего периода наблюдения была существенно выше, чем у девочек. 



Дети, имеющие отклонения здоровья, обусловлены проявлением отдаленных последствий неблагопри­ятного влияния экологических факторов, формируют группу риска (задержка нервь психического развития, процессов роста и физичес­кого развития, часто болеющие дети, дети с выраженной дезадаптаци­ей в последуют - возрастных периодах).

Ряд патологических состояний ребенка обусловлен негативным воз­действием факторов организованного коллектива — детского дошколь­ного и общеобр: нательного учреждения. К так называемым "школь­ным болезням" : праву отнесены патология зрения, нарушения осан­ки, сколиоз, распространенность которых с момента поступления в детское дошкольное учреждение до окончания общеобразовательного учреждения существенно возрастает. Ее пик приходится на возрастную группу 16—17 лет - К моменту окончания школы патология зрения ре­гистрируется в  с днем у каждого 7-го выпускника школы (до поступ­ления в o6aieo6j ювательное учреждение — у каждого 40-го ребенка); нарушения осанки — У каждого 10-го выпускника; распространенность сколиоза за время обучения в школе возрастает более чем в 4 раза.

В формировании здоровья населения, по признанию ВОЗ, ведущая роль принадлежа социально-гигиеническим факторам.

Для оценки циальной однородности семей трех поколений при­меняли информационную статистику Кульбака. Для статистической об­работки были выбраны наиболее значимые, на наш взгляд, показатели: интегральный показатель дохода семьи, представляющий собой отно­шение подушевного дохода к величине прожиточного минимума, выра­женное в процентах, доля расходов на питание, оздоровление и досуг детей из общего бюджета семьи; жилищные условия; организация от­дыха и досуга; уровень образования родителей; наличие вредных привычек у родителей; возраст родителей на момент рождения ребенка.

Дети 70-х гс;. Росли и развивались в более выгодных социальных условиях: жили — количество комнат в квартире на момент рож­дения ребенка г зличество человек, проживающих совместно.

Мент рождения ребенка; материальных — более высокий доход на каж­дого члена семьи и, следовательно, уровень потребления материальных благ, более низкий удельный вес в общем бюджете семьи затрат на приобретение продовольственных товаров (табл. 3).

В семьях поколения 90-х отмечалось наиболее выраженное перерас­пределение расходов за счет снижения доли затрат на непродовольст­венные товары (приобретались только самые необходимые вещи), от­мечалось также существенное снижение расходов на отдых и досуг детей.

Вредные привычки были более распространены у родителей 90-х годов, они чаще и в большем объеме употребляли алкогольные напит­ки и табачные изделия. Уровень образования родителей за период на­блюдения практически не изменился.

Совокупность факторов среды обитания ребенка: условия воспита­ния и обучения в образовательном учреждении, экологии крупного промышленного центра — также оказывает значимое воздействие на формирование закономерностей изменения здоровья детей и подростков.



Воздействие на здоровье детей и подростков среды учебного заве­дения оценивали по совокупности показателей, определяющих уровень санитарно-эпидемиологического благополучия объектов образования, который в образовательных учреждениях, как и в целом по России, снижался из года в год, из поколения в поколение. Распределение обра­зовательных учреждений Омской области в 90-е годы было следующим: 1-ю группу составляли 19% объектов; 2-я была самой многочисленной — 60%; удельный вес 3-й группы — 21%, т. е. каждое пятое учреждение.

За исследуемый период уровень техногенного загрязнения окружа­ющей среды был стабильно высоким. Оценку среды обитания проводи­ли по результатам исследований атмосферного воздуха, воды и почвы с последующим расчетом индекса техногенного загрязнения. Индекс техногенного загрязнения среды — это комплексный инверсированный показатель, т. е. чем больше показатель, тем выше техногенное загряз­нение. В основе его расчета заложен кластерный анализ (рис. 2).

Экспериментальные и клинико-статистические аргументы, подтвер­ждающие негативное воздействие среды на популяцию, были получе­ны еще в 60—70-х годах прошлого столетия в комплексных исследова­ниях Омской государственной медицинской академии.

Было доказано наличие неблагоприятных эффектов и отдаленных последствий для здоровья в виде гонадотоксического, эмбриотропного, мутагенного и тератогенного действия при хроническом (длитель­ном во времени) воздействии альдегидов (ацетальдегид), ароматичес­ких углеводородов производных бензола (толуол, изопропилбензол, метилстирол и др.) в концентрациях, не превышающих установленные ПДК для изолированного воздействия каждого из них.

Экспериментальные исследования проводили на животных, в ходе которых отмечены изменения, происходящие на цитогенетическом уров­не, в виде нарушений митоза: К-митоз, асимметричный митоз, полая метафаза, мосты, многополюсный митоз (рис. 3).

Вышеперечисленные формы нарушений митоза — основные при­чины формирования патологии опорно-двигательного аппарата и сер­дечно-сосудистой системы потомства (рис. 4).


Таким образом, вся совокупность здоровьеобразуюших факторов, в том числе их социальная, гигиеническая и экологическая составляю­щие, действовавг'ле на протяжении всего периода наблюдения, спо­собствовали зак< омерному формированию потерь здоровья детей и подростков.

Прогноз поп. чционного здоровья детей и подростков на ближай­шую псрспектп:;. — неблагоприятный, так как гигиена остается, как правило, теоретп ской наукой, а профилактика в современных усло­виях lie являете;; >а практике приоритетным направлением государст­венной политики Вместе с тем большинство здоровьеобразуюших фак­торов регулирую1 ■ • Только на государственном уровне. В таких условиях рассмотрение пр - - лемы через призму резервов сбережения здоровья современного ил к■ льника приобретает особую актуальность.

Тенденции к ухудшению здоровья детского населения, наметив­шиеся в 70—90-х годах прошлого столетия, сохранились и в настоящее время. Здоровье детей XXI века, так называемого 4-го поколения, ха­рактеризуется негативной динамикой по всей совокупности показате­лей популяционного здоровья.

Социологическое исследование школьников показало: более 70% детей отмечают, что их здоровье за время обучения в школе ухудши­лось, 23% — не изменилось, 2% — улучшилось. Субъективная оценка здоровья детей родителями была еще менее оптимистичной — ухудше­ние здоровья отмечают 82% опрошенных.

Основные причины ухудшения здоровья, названные школьника­ми: большая школьная нагрузка (55%), отсутствие должного внимания со стороны родителей (36%), предвзятое отношение учителей (14%). материальные проблемы (34%), плохие условия в школе (8%). Мнение родителей по этому вопросу было практически аналогичным: отсутст­вие свободного времени и нерациональное его использование отметили 69% респондентов, нездоровый образ жизни — 24%, материальные проблемы и отсутствие возможности создать оптимальные условия — 48%, нерациональное питание — 52%.

Среди детей, имеющих хронические заболевания органов дыхания и пищеварения, 75% курят более года (некоторые из них курить уже бросили), 83% пробовали алкогольные напитки, 64% отмечают дис­комфорт в межличностных отношениях с друзьями, учителями, роди­телями.

Интегральная оценка показателей образа жизни школьников пока­зала, что у большинства из них отсутствуют навыки здорового образа жизни, а также потребность в их реализации. Отмечена прямая корре­ляционная зависимость между наличием вредных привычек у родителей и детей (г =0,63), это свидетельствует о существенной роли данного фактора в формировании группы риска возникновения патологических процессов на этапе роста и развития. Корреляционной зависимости меж­ду здоровым образом жизни родителей и детей обнаружено не было (г = 0,18), что можно расценить как вероятный результат недостаточно­го внимания родителей к собственным детям. Не оказывает должного воздействия на формирование здорового образа жизни школьников и современное общеобразовательное учреждение.

Выявлена прямая корреляционная зависимость между недостатком свободного времени в течение суток и дискомфортом в межличностных отношениях, преимущественно плохим настроением в течение дня (г = 0,58); между напряженными межличностными взаимоотношения­ми и частотой жалоб на беспричинную головную боль, чрезмерную усталость, плохую успеваемость (г = 0,62).


Для определения приоритетности и оценки эффективности мер профилактики в современных социально-экономических условиях с учетом основных тенденций и закономерностей формирования популя-ционного здоровья и его потерь необходимо, используя адекватный арсенал статистических методов исследования и гигиенической оцен­ки сложившейся ситуации, оценить значимость (весомость) влияния управляемых и неуправляемых социально-гигиенических и экологичес­ких факторов на здоровье подрастающего поколения и призвать к от­ветственности виновных в неправомерности действий или бездействии в охране здоровья детей и подростков; добиться внедрения в практику современных теоретических наработок гигиенической науки; способст­вовать формированию приоритетов профилактики в государственной политике, исполнению действующей законодательной базы в области охраны здоровья детей и подростков. В противном случае общество ждет переход от глубокой стагнации к депопуляции.

    Tags:
  • экология
  • Здоровье детей
  • сохранение
  • реферат
  • доклад
  • заболеваемость
  • интегральная оценка
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Технологии разработки и использования баз данных 17 February 2012
Игры в автобусе 11 January 2011
Влияние организационной культуры на организационную эфективность 09 January 2011
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА 29 October 2011
Психотерапевтические основания 08 May 2012
ГВОЗДИКА БОРБАША 26 March 2012
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ 26 February 2012
УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 12 January 2011
CSS 09 May 2011
Заключение по Hand – тесту Вагнера 04 March 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Тема 8. Вопрос 4. Земли историко-культурного назначения 02 March 2011
ВЛИЯНИЕ ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ МАТЕРИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ РОЖДЕНИИ, В 1 ГОД И В 7-8 ЛЕТ 29 October 2011
29 October 2011
Тема 5. Ценовая политика.1. Ценовая политика 2. Расчёт экспортной цены 14 January 2011
Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности Информационная безопасность IT-службы предприятия 16 February 2012
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АЭРОПОЛЛЮТАНТОВ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ПРИ РОЖДЕНИИ, В 1 ГОД И В 7 ЛЕТ 29 October 2011
ИЗУЧЕНИЕ СОМАТИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Г. КИРОВА: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА 24 September 2011
Конспект урока по теме: «Powerpoint:анимация» 12 January 2011
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ 13 January 2011
Научное познание предмета 08 May 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока