И. И. Новикова, Г. А. Оглезнев, В. А. Ляпин, Л. Ф. Майер
Центр Госсанэпиднадзора в Омской области,
Омская государственная медицинская академия,
Научный центр клинической и экспериментальной медицины
СО РАМН, г. Омск
Здоровье детей — это основа трудоспособной и экономически активной нации. Приоритет сохранения и укрепления здоровья человека на всех этапах формирования гармоничной и полноценной личности регламентирован конституционными и законодательными актами.
Вместе с тем на протяжении более чем трех десятилетий отмечается неблагоприятная динамика показателей здоровья детей и подростков, приобретающая в современных условиях черты закономерностей, существенно снижающих общественные ресурсы и качество жизни.
В целях изучения социально-гигиенических и экологических аспектов проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, определения закономерностей его формирования и установления резервов сбережения были проведены гигиенические, экологические, клинико-статистические и экспериментальные исследования здоровья детей и подростков г. Омска и совокупности здоровьеобразующих факторов крупного промышленного центра — социально-экономические, образ жизни, среда обитания. Материалы исследований охватывают период с 1970 г. по настоящее время, что позволило рассматривать изучаемые явления с позиции сравнительной оценки качественных и количественных показателей популяционного здоровья детей трех поколений — 70-, 80- и 90-х годов. Объемы всех выборок репрезентативны.
Интегральную оценку здоровья осуществляли по совокупности следующих показателей: индекс здоровья; физическое развитие; распространенность патологий, обусловленных негативным влиянием экологических факторов (перинатальная патология, врожденные аномалии и пороки развития); распространенность так называемой "школьной" патологии, включающей нарушения зрения, осанки и сколиоз.
Индекс здоровья — инверсированный комплексный показатель, учитывающий уровень заболеваемости по основным классам болезней и темпы ее прироста. Данный показатель у детей поколения 90-х годов был существенно ниже такового в двух предыдущих поколениях (рис. 1). Основная причина в выраженной негативной динамике в 90-е годы распространенности хронической патологии.
Важным интегральным показателем популяционного здоровья служит физическое развитие. В качестве оценочных показателей, демонстрирующих влияние эндогенных факторов, были использованы показатели: масса тела мальчиков и девочек на момент рождения, длина тела и масса тела детей в возрасте 1 год. Ретроспективная их оценка свидетельствовала о том, что по всей совокупности показателей физическое развитие детей в третьем поколении было существенно ниже (табл. 1).
Распространенность перинатальной патологии и врожденных пороков развития увеличивалась от поколения к поколению, причем показатели 90-х годов превышали таковые в первом поколении (70-е годы) более чем на порядок (табл. 2). Распространенность данной группы патологий у мальчиков на протяжении всего периода наблюдения была существенно выше, чем у девочек.
Дети, имеющие отклонения здоровья, обусловлены проявлением отдаленных последствий неблагоприятного влияния экологических факторов, формируют группу риска (задержка нервь психического развития, процессов роста и физического развития, часто болеющие дети, дети с выраженной дезадаптацией в последуют - возрастных периодах).
Ряд патологических состояний ребенка обусловлен негативным воздействием факторов организованного коллектива — детского дошкольного и общеобр: нательного учреждения. К так называемым "школьным болезням" : праву отнесены патология зрения, нарушения осанки, сколиоз, распространенность которых с момента поступления в детское дошкольное учреждение до окончания общеобразовательного учреждения существенно возрастает. Ее пик приходится на возрастную группу 16—17 лет - К моменту окончания школы патология зрения регистрируется в с днем у каждого 7-го выпускника школы (до поступления в o6aieo6j ювательное учреждение — у каждого 40-го ребенка); нарушения осанки — У каждого 10-го выпускника; распространенность сколиоза за время обучения в школе возрастает более чем в 4 раза.
В формировании здоровья населения, по признанию ВОЗ, ведущая роль принадлежа социально-гигиеническим факторам.
Для оценки циальной однородности семей трех поколений применяли информационную статистику Кульбака. Для статистической обработки были выбраны наиболее значимые, на наш взгляд, показатели: интегральный показатель дохода семьи, представляющий собой отношение подушевного дохода к величине прожиточного минимума, выраженное в процентах, доля расходов на питание, оздоровление и досуг детей из общего бюджета семьи; жилищные условия; организация отдыха и досуга; уровень образования родителей; наличие вредных привычек у родителей; возраст родителей на момент рождения ребенка.
Дети 70-х гс;. Росли и развивались в более выгодных социальных условиях: жили — количество комнат в квартире на момент рождения ребенка г зличество человек, проживающих совместно.
Мент рождения ребенка; материальных — более высокий доход на каждого члена семьи и, следовательно, уровень потребления материальных благ, более низкий удельный вес в общем бюджете семьи затрат на приобретение продовольственных товаров (табл. 3).
В семьях поколения 90-х отмечалось наиболее выраженное перераспределение расходов за счет снижения доли затрат на непродовольственные товары (приобретались только самые необходимые вещи), отмечалось также существенное снижение расходов на отдых и досуг детей.
Вредные привычки были более распространены у родителей 90-х годов, они чаще и в большем объеме употребляли алкогольные напитки и табачные изделия. Уровень образования родителей за период наблюдения практически не изменился.
Совокупность факторов среды обитания ребенка: условия воспитания и обучения в образовательном учреждении, экологии крупного промышленного центра — также оказывает значимое воздействие на формирование закономерностей изменения здоровья детей и подростков.
Воздействие на здоровье детей и подростков среды учебного заведения оценивали по совокупности показателей, определяющих уровень санитарно-эпидемиологического благополучия объектов образования, который в образовательных учреждениях, как и в целом по России, снижался из года в год, из поколения в поколение. Распределение образовательных учреждений Омской области в 90-е годы было следующим: 1-ю группу составляли 19% объектов; 2-я была самой многочисленной — 60%; удельный вес 3-й группы — 21%, т. е. каждое пятое учреждение.
За исследуемый период уровень техногенного загрязнения окружающей среды был стабильно высоким. Оценку среды обитания проводили по результатам исследований атмосферного воздуха, воды и почвы с последующим расчетом индекса техногенного загрязнения. Индекс техногенного загрязнения среды — это комплексный инверсированный показатель, т. е. чем больше показатель, тем выше техногенное загрязнение. В основе его расчета заложен кластерный анализ (рис. 2).
Экспериментальные и клинико-статистические аргументы, подтверждающие негативное воздействие среды на популяцию, были получены еще в 60—70-х годах прошлого столетия в комплексных исследованиях Омской государственной медицинской академии.
Было доказано наличие неблагоприятных эффектов и отдаленных последствий для здоровья в виде гонадотоксического, эмбриотропного, мутагенного и тератогенного действия при хроническом (длительном во времени) воздействии альдегидов (ацетальдегид), ароматических углеводородов производных бензола (толуол, изопропилбензол, метилстирол и др.) в концентрациях, не превышающих установленные ПДК для изолированного воздействия каждого из них.
Экспериментальные исследования проводили на животных, в ходе которых отмечены изменения, происходящие на цитогенетическом уровне, в виде нарушений митоза: К-митоз, асимметричный митоз, полая метафаза, мосты, многополюсный митоз (рис. 3).
Вышеперечисленные формы нарушений митоза — основные причины формирования патологии опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы потомства (рис. 4).
Таким образом, вся совокупность здоровьеобразуюших факторов, в том числе их социальная, гигиеническая и экологическая составляющие, действовавг'ле на протяжении всего периода наблюдения, способствовали зак< омерному формированию потерь здоровья детей и подростков.
Прогноз поп. чционного здоровья детей и подростков на ближайшую псрспектп:;. — неблагоприятный, так как гигиена остается, как правило, теоретп ской наукой, а профилактика в современных условиях lie являете;; >а практике приоритетным направлением государственной политики Вместе с тем большинство здоровьеобразуюших факторов регулирую1 ■ • Только на государственном уровне. В таких условиях рассмотрение пр - - лемы через призму резервов сбережения здоровья современного ил к■ льника приобретает особую актуальность.
Тенденции к ухудшению здоровья детского населения, наметившиеся в 70—90-х годах прошлого столетия, сохранились и в настоящее время. Здоровье детей XXI века, так называемого 4-го поколения, характеризуется негативной динамикой по всей совокупности показателей популяционного здоровья.
Социологическое исследование школьников показало: более 70% детей отмечают, что их здоровье за время обучения в школе ухудшилось, 23% — не изменилось, 2% — улучшилось. Субъективная оценка здоровья детей родителями была еще менее оптимистичной — ухудшение здоровья отмечают 82% опрошенных.
Основные причины ухудшения здоровья, названные школьниками: большая школьная нагрузка (55%), отсутствие должного внимания со стороны родителей (36%), предвзятое отношение учителей (14%). материальные проблемы (34%), плохие условия в школе (8%). Мнение родителей по этому вопросу было практически аналогичным: отсутствие свободного времени и нерациональное его использование отметили 69% респондентов, нездоровый образ жизни — 24%, материальные проблемы и отсутствие возможности создать оптимальные условия — 48%, нерациональное питание — 52%.
Среди детей, имеющих хронические заболевания органов дыхания и пищеварения, 75% курят более года (некоторые из них курить уже бросили), 83% пробовали алкогольные напитки, 64% отмечают дискомфорт в межличностных отношениях с друзьями, учителями, родителями.
Интегральная оценка показателей образа жизни школьников показала, что у большинства из них отсутствуют навыки здорового образа жизни, а также потребность в их реализации. Отмечена прямая корреляционная зависимость между наличием вредных привычек у родителей и детей (г =0,63), это свидетельствует о существенной роли данного фактора в формировании группы риска возникновения патологических процессов на этапе роста и развития. Корреляционной зависимости между здоровым образом жизни родителей и детей обнаружено не было (г = 0,18), что можно расценить как вероятный результат недостаточного внимания родителей к собственным детям. Не оказывает должного воздействия на формирование здорового образа жизни школьников и современное общеобразовательное учреждение.
Выявлена прямая корреляционная зависимость между недостатком свободного времени в течение суток и дискомфортом в межличностных отношениях, преимущественно плохим настроением в течение дня (г = 0,58); между напряженными межличностными взаимоотношениями и частотой жалоб на беспричинную головную боль, чрезмерную усталость, плохую успеваемость (г = 0,62).
Для определения приоритетности и оценки эффективности мер профилактики в современных социально-экономических условиях с учетом основных тенденций и закономерностей формирования популя-ционного здоровья и его потерь необходимо, используя адекватный арсенал статистических методов исследования и гигиенической оценки сложившейся ситуации, оценить значимость (весомость) влияния управляемых и неуправляемых социально-гигиенических и экологических факторов на здоровье подрастающего поколения и призвать к ответственности виновных в неправомерности действий или бездействии в охране здоровья детей и подростков; добиться внедрения в практику современных теоретических наработок гигиенической науки; способствовать формированию приоритетов профилактики в государственной политике, исполнению действующей законодательной базы в области охраны здоровья детей и подростков. В противном случае общество ждет переход от глубокой стагнации к депопуляции.