Учись Учиться

Статья
Здоровье школьников
29 October 2011

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ ПОПУЛЯЦИОННОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • экология
  • Здоровье детей
  • сохранение
  • реферат
  • доклад
  • заболеваемость
  • интегральная оценка

И. И. Новикова, Г. А. Оглезнев, В. А. Ляпин, Л. Ф. Майер

Центр Госсанэпиднадзора в Омской области,

Омская государственная медицинская академия,

Научный центр клинической и экспериментальной медицины

СО РАМН, г. Омск

Здоровье детей — это основа трудоспособной и экономически ак­тивной нации. Приоритет сохранения и укрепления здоровья человека на всех этапах формирования гармоничной и полноценной личности регламентирован конституционными и законодательными актами.

Вместе с тем на протяжении более чем трех десятилетий отмечается неблагоприятная динамика показателей здоровья детей и подростков, приобретающая в современных условиях черты закономерностей, суще­ственно снижающих общественные ресурсы и качество жизни.

В целях изучения социально-гигиенических и экологических аспек­тов проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, определения закономерностей его формирования и установления резер­вов сбережения были проведены гигиенические, экологические, клинико-статистические и экспериментальные исследования здоровья детей и подростков г. Омска и совокупности здоровьеобразующих фак­торов крупного промышленного центра — социально-экономические, образ жизни, среда обитания. Материалы исследований охватывают период с 1970 г. по настоящее время, что позволило рассматривать изучаемые явления с позиции сравнительной оценки качественных и количественных показателей популяционного здоровья детей трех по­колений — 70-, 80- и 90-х годов. Объемы всех выборок репрезентативны.

Интегральную оценку здоровья осуществляли по совокупности сле­дующих показателей: индекс здоровья; физическое развитие; распространенность патологий, обусловленных негативным влиянием эколо­гических факторов (перинатальная патология, врожденные аномалии и пороки развития); распространенность так называемой "школьной" па­тологии, включающей нарушения зрения, осанки и сколиоз.

Индекс здоровья — инверсированный комплексный показатель, учитывающий уровень заболеваемости по основным классам болезней и темпы ее прироста. Данный показатель у детей поколения 90-х годов был существенно ниже такового в двух предыдущих поколениях (рис. 1). Основная причина в выраженной негативной динамике в 90-е годы распространенности хронической патологии.

Важным интегральным показателем популяционного здоровья слу­жит физическое развитие. В качестве оценочных показателей, демонст­рирующих влияние эндогенных факторов, были использованы показа­тели: масса тела мальчиков и девочек на момент рождения, длина тела и масса тела детей в возрасте 1 год. Ретроспективная их оценка свиде­тельствовала о том, что по всей совокупности показателей физическое развитие детей в третьем поколении было существенно ниже (табл. 1).

Распространенность перинатальной патологии и врожденных поро­ков развития увеличивалась от поколения к поколению, причем пока­затели 90-х годов превышали таковые в первом поколении (70-е годы) более чем на порядок (табл. 2). Распространенность данной группы пато­логий у мальчиков на протяжении всего периода наблюдения была существенно выше, чем у девочек. 



Дети, имеющие отклонения здоровья, обусловлены проявлением отдаленных последствий неблагопри­ятного влияния экологических факторов, формируют группу риска (задержка нервь психического развития, процессов роста и физичес­кого развития, часто болеющие дети, дети с выраженной дезадаптаци­ей в последуют - возрастных периодах).

Ряд патологических состояний ребенка обусловлен негативным воз­действием факторов организованного коллектива — детского дошколь­ного и общеобр: нательного учреждения. К так называемым "школь­ным болезням" : праву отнесены патология зрения, нарушения осан­ки, сколиоз, распространенность которых с момента поступления в детское дошкольное учреждение до окончания общеобразовательного учреждения существенно возрастает. Ее пик приходится на возрастную группу 16—17 лет - К моменту окончания школы патология зрения ре­гистрируется в  с днем у каждого 7-го выпускника школы (до поступ­ления в o6aieo6j ювательное учреждение — у каждого 40-го ребенка); нарушения осанки — У каждого 10-го выпускника; распространенность сколиоза за время обучения в школе возрастает более чем в 4 раза.

В формировании здоровья населения, по признанию ВОЗ, ведущая роль принадлежа социально-гигиеническим факторам.

Для оценки циальной однородности семей трех поколений при­меняли информационную статистику Кульбака. Для статистической об­работки были выбраны наиболее значимые, на наш взгляд, показатели: интегральный показатель дохода семьи, представляющий собой отно­шение подушевного дохода к величине прожиточного минимума, выра­женное в процентах, доля расходов на питание, оздоровление и досуг детей из общего бюджета семьи; жилищные условия; организация от­дыха и досуга; уровень образования родителей; наличие вредных привычек у родителей; возраст родителей на момент рождения ребенка.

Дети 70-х гс;. Росли и развивались в более выгодных социальных условиях: жили — количество комнат в квартире на момент рож­дения ребенка г зличество человек, проживающих совместно.

Мент рождения ребенка; материальных — более высокий доход на каж­дого члена семьи и, следовательно, уровень потребления материальных благ, более низкий удельный вес в общем бюджете семьи затрат на приобретение продовольственных товаров (табл. 3).

В семьях поколения 90-х отмечалось наиболее выраженное перерас­пределение расходов за счет снижения доли затрат на непродовольст­венные товары (приобретались только самые необходимые вещи), от­мечалось также существенное снижение расходов на отдых и досуг детей.

Вредные привычки были более распространены у родителей 90-х годов, они чаще и в большем объеме употребляли алкогольные напит­ки и табачные изделия. Уровень образования родителей за период на­блюдения практически не изменился.

Совокупность факторов среды обитания ребенка: условия воспита­ния и обучения в образовательном учреждении, экологии крупного промышленного центра — также оказывает значимое воздействие на формирование закономерностей изменения здоровья детей и подростков.



Воздействие на здоровье детей и подростков среды учебного заве­дения оценивали по совокупности показателей, определяющих уровень санитарно-эпидемиологического благополучия объектов образования, который в образовательных учреждениях, как и в целом по России, снижался из года в год, из поколения в поколение. Распределение обра­зовательных учреждений Омской области в 90-е годы было следующим: 1-ю группу составляли 19% объектов; 2-я была самой многочисленной — 60%; удельный вес 3-й группы — 21%, т. е. каждое пятое учреждение.

За исследуемый период уровень техногенного загрязнения окружа­ющей среды был стабильно высоким. Оценку среды обитания проводи­ли по результатам исследований атмосферного воздуха, воды и почвы с последующим расчетом индекса техногенного загрязнения. Индекс техногенного загрязнения среды — это комплексный инверсированный показатель, т. е. чем больше показатель, тем выше техногенное загряз­нение. В основе его расчета заложен кластерный анализ (рис. 2).

Экспериментальные и клинико-статистические аргументы, подтвер­ждающие негативное воздействие среды на популяцию, были получе­ны еще в 60—70-х годах прошлого столетия в комплексных исследова­ниях Омской государственной медицинской академии.

Было доказано наличие неблагоприятных эффектов и отдаленных последствий для здоровья в виде гонадотоксического, эмбриотропного, мутагенного и тератогенного действия при хроническом (длитель­ном во времени) воздействии альдегидов (ацетальдегид), ароматичес­ких углеводородов производных бензола (толуол, изопропилбензол, метилстирол и др.) в концентрациях, не превышающих установленные ПДК для изолированного воздействия каждого из них.

Экспериментальные исследования проводили на животных, в ходе которых отмечены изменения, происходящие на цитогенетическом уров­не, в виде нарушений митоза: К-митоз, асимметричный митоз, полая метафаза, мосты, многополюсный митоз (рис. 3).

Вышеперечисленные формы нарушений митоза — основные при­чины формирования патологии опорно-двигательного аппарата и сер­дечно-сосудистой системы потомства (рис. 4).


Таким образом, вся совокупность здоровьеобразуюших факторов, в том числе их социальная, гигиеническая и экологическая составляю­щие, действовавг'ле на протяжении всего периода наблюдения, спо­собствовали зак< омерному формированию потерь здоровья детей и подростков.

Прогноз поп. чционного здоровья детей и подростков на ближай­шую псрспектп:;. — неблагоприятный, так как гигиена остается, как правило, теоретп ской наукой, а профилактика в современных усло­виях lie являете;; >а практике приоритетным направлением государст­венной политики Вместе с тем большинство здоровьеобразуюших фак­торов регулирую1 ■ • Только на государственном уровне. В таких условиях рассмотрение пр - - лемы через призму резервов сбережения здоровья современного ил к■ льника приобретает особую актуальность.

Тенденции к ухудшению здоровья детского населения, наметив­шиеся в 70—90-х годах прошлого столетия, сохранились и в настоящее время. Здоровье детей XXI века, так называемого 4-го поколения, ха­рактеризуется негативной динамикой по всей совокупности показате­лей популяционного здоровья.

Социологическое исследование школьников показало: более 70% детей отмечают, что их здоровье за время обучения в школе ухудши­лось, 23% — не изменилось, 2% — улучшилось. Субъективная оценка здоровья детей родителями была еще менее оптимистичной — ухудше­ние здоровья отмечают 82% опрошенных.

Основные причины ухудшения здоровья, названные школьника­ми: большая школьная нагрузка (55%), отсутствие должного внимания со стороны родителей (36%), предвзятое отношение учителей (14%). материальные проблемы (34%), плохие условия в школе (8%). Мнение родителей по этому вопросу было практически аналогичным: отсутст­вие свободного времени и нерациональное его использование отметили 69% респондентов, нездоровый образ жизни — 24%, материальные проблемы и отсутствие возможности создать оптимальные условия — 48%, нерациональное питание — 52%.

Среди детей, имеющих хронические заболевания органов дыхания и пищеварения, 75% курят более года (некоторые из них курить уже бросили), 83% пробовали алкогольные напитки, 64% отмечают дис­комфорт в межличностных отношениях с друзьями, учителями, роди­телями.

Интегральная оценка показателей образа жизни школьников пока­зала, что у большинства из них отсутствуют навыки здорового образа жизни, а также потребность в их реализации. Отмечена прямая корре­ляционная зависимость между наличием вредных привычек у родителей и детей (г =0,63), это свидетельствует о существенной роли данного фактора в формировании группы риска возникновения патологических процессов на этапе роста и развития. Корреляционной зависимости меж­ду здоровым образом жизни родителей и детей обнаружено не было (г = 0,18), что можно расценить как вероятный результат недостаточно­го внимания родителей к собственным детям. Не оказывает должного воздействия на формирование здорового образа жизни школьников и современное общеобразовательное учреждение.

Выявлена прямая корреляционная зависимость между недостатком свободного времени в течение суток и дискомфортом в межличностных отношениях, преимущественно плохим настроением в течение дня (г = 0,58); между напряженными межличностными взаимоотношения­ми и частотой жалоб на беспричинную головную боль, чрезмерную усталость, плохую успеваемость (г = 0,62).


Для определения приоритетности и оценки эффективности мер профилактики в современных социально-экономических условиях с учетом основных тенденций и закономерностей формирования популя-ционного здоровья и его потерь необходимо, используя адекватный арсенал статистических методов исследования и гигиенической оцен­ки сложившейся ситуации, оценить значимость (весомость) влияния управляемых и неуправляемых социально-гигиенических и экологичес­ких факторов на здоровье подрастающего поколения и призвать к от­ветственности виновных в неправомерности действий или бездействии в охране здоровья детей и подростков; добиться внедрения в практику современных теоретических наработок гигиенической науки; способст­вовать формированию приоритетов профилактики в государственной политике, исполнению действующей законодательной базы в области охраны здоровья детей и подростков. В противном случае общество ждет переход от глубокой стагнации к депопуляции.

    Tags:
  • экология
  • Здоровье детей
  • сохранение
  • реферат
  • доклад
  • заболеваемость
  • интегральная оценка
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

ШТУР - Школьный тест умственного развития 25 February 2012
Тема 15. Управление трудовыми ресурсами. Структура и динамика рабочей силы организации 03 May 2011
Разработка классного часа "Диспут по конфликтам " 13 January 2011
Научное обоснование возможностей, предоставленных бизнесменам и лидерам среднего уровня. 21 February 2012
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО СПОРАМ ЧАСТНОПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА 25 March 2012
Тест ОБЖ и ЗОЖ 29 October 2011
Отчет по производственной практике 11 January 2011
Лекция 14. Правила оформления презентаций и докладов. 14 January 2011
Функциональная диагностика 11 March 2012
Разработка внеклассного мероприятия викторины "Физический футбол" 11 January 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Гендерная психология 26 March 2012
Визуальные фильтры 09 May 2011
Состояние проблемы информатизации общества 09 January 2011
Изучение аппарата виброакустического воздействия «Витафон-2» 10 January 2014
Анализ качественного состава молока 29 October 2011
Методическая разработка «Дня здоровья» 11 January 2011
Нарушение осанки и их влияние на функциональные системы, физическое развитие и физическую подготовленность человека 14 March 2012
Кредитно‑денежная система и рынок ценных бумаг в современных условиях 10 May 2012
Тема 4. Соединительное оборудование. 14 January 2011
Информатика. Текстовый редактор MS Word 28 May 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока