Учись Учиться

Статья
Экология
29 October 2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТЕРРИТОРИИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • здоровье населения
  • среда обитания
  • Коэффициент опасности
  • экология
  • реферат
  • вода
  • анализ
  • токсичный

Т. В. Трухина, А.П. Еськов, Р. И. Каюмов, Т. С. Савельева

 

 

Охрана здоровья детского населения является главной проблемой региональной политики, направленной на сохранение интеллектуаль­ного, трудового и репродуктивного потенциала.

В крупных промышленных городах, таких как г. Липецк, имеет место комплексное влияние неблагоприятных факторов, оказывающих как прямое, так и неспецифическое воздействие на здоровье населения [1]. Анализ данных мониторинга качества среды обитания в последние годы показал, что в условиях г. Липецка ведущим загрязняющим фак­тором продолжает оставаться атмосферный воздух. Гигиеническое ран­жирование территорий города по уровню антропотехногенной нагрузки на атмосферный воздух позволило выделить "условно чистый" район с суммарным показателем загрязнения воздушной среды Ка™ = 2,38 — это 19-й микрорайон (территория обслуживания городской детской боль­ницы № 2) и "условно загрязненный" район (Катм= 2,87) — в основ­ном районы обслуживания медсанчастей "Новолипецкого металлурги­ческого комбината" (Катм = 2,6), "Свободного Сокола" (Катм = 2,85), "Тракторного завода" (Катм = 2,6) [2].

В "условно загрязненном" районе вклад промышленных источни­ков в общий объем валовых выбросов составил 81,2—93,0%, автомо­бильного транспорта 7,0—18,8%; а в "условно чистом" районе — соот­ветственно 64,3 и 35,7%.

Коэффициент опасности (HQ) веществ, обнаруженных в воздухе городской среды, свидетельствует о превышении допустимых величин в "условно загрязненном" районе по сероводороду (HQ = 1,75), дву­окиси азота (HQ = 1,53), формальдегиду (HQ = 6,36), что свидетельст­вует о существенной вероятности развития у человека вредных эффек­тов при ежедневном их поступлении.

Комплексная антропотехногенная нагрузка на окружающую среду "условно загрязненного" района, рассчитанная по сумме факторов (ат­мосферный воздух, питьевая вода, пищевые продукты, почва), соста­вила 4,3, в "условно чистом" районе — 2,64. При этом на долю атмосферного воздуха в "условно загрязненном" районе приходилось 43,0%, питьевой воды — 35,7%, на продукты питания — 2,4%, на почву — 18,7%.

Анализ заболеваемости детского населения за последние пять лет показал негативные тенденции в уровне общей заболеваемости. При анализе показателей общей заболеваемости у подростков определены районы города с высоким, повышенным и умеренным риском для здоровья, у детей — только с повышенным и умеренным риском об­щей заболеваемости.

Самой неблагополучной территорией города при ранжировании по рискам для здоровья детского населения по среднемноголетней общей заболеваемости за последние 10 лет оказался "условно загрязненный" район — территории обслуживания медсанчастей "Новолипецкого ме­таллургического комбината" (НИП = 1,07), "Липецкого тракторного за­вода" (НИП = 1,19), "Свободного Сокола" (НИП = 1,09), городской детской поликлиники № 5 (НИП = 1,07).

В целях расширения методической базы для оценки воздействия негативных факторов среды обитания на организм детского населения были проведены дополнительные исследования с применением инте­грального показателя — токсичности мочи, отражающего степень за­грязнения внутренней среды организма.

Обследованы дети 2—6 лет, посещающие муниципальные дошколь­ные образовательные учреждения (МДОУ), сходные по распорядку дня, архитектурно-планировочному решению и образовательным програм­мам, но расположенные на контрастных территориях по уровню за­грязнения объектов окружающей среды.

Контрольная группа была сформирована из 50 детей, живущих и посещающих МДОУ, расположенные в 19-м микрорайоне ("условно чистая" территория), а опытная — из 50 детей, живущих и посещаю­щих МДОУ, расположенные в "условно загрязненном" районе.

Забор мочи проводили непосредственно после дневного сна. В каж­дом образце мочи определяли индекс токсичности (Ь) по методу, основанному на оценке влияния исследуемого раствора (мочи) на изменение подвижности кратковременной суспензионной культуры под­вижных клеток млекопитающего — суспензии сперматозоидов быка; значение Is равно отношению суммарной подвижности суспензии сперма­тозоидов опытного образца к суммарной подвижности суспензии спер­матозоидов контрольного образца, выраженному в процентах [3,4]. В качестве контрольного образца использована глюкозно-цитратная среда (4 г глюкозы, 1 г цитрата натрия, 100 мл дистиллированной воды).

Нативный образец воды доводили до изотонии добавлением сухих глюкозы и цитрата натрия, а затем разводили глюкозно-цитратной средой до соотношения 1:2. Индекс токсичности измеряли на анализаторе изо­бражений (токсичности) АТ-05, принцип работы которого основан на автоматическом компьютерном анализе микроскопических видеоизоб­ражений суспеизии сперматозоидов. Оценку результатов проводили пу­тем построения частотных распределений индексов токсичности мочи для соответствующиХ Выборок (см. рисунок).

 

Количественно распределения сравнивали по средней величине индекса токсичности. Сравнение любых двух выборок может дать досто­верное отличие при уровне значимости Р < 0,001. Установлено, что среднее значение индекса токсичности для "условно чистого" района составило 72,9%, "условно загрязненного" — 40,9%. На рисунке проде­монстрировано, что в г. Липецке частотное распределение индексов ток­сичности, соответствующее группе детей, проживающих на "гигиени­чески неблагополучной" территории, смещено в сторону более низких значений, что свидетельствует о более высокой цитотоксичности ис­следованных образцов мочи и определенных сдвигах в состоянии неспе­цифической резистентности организма.

Полученные данные позволяют заключить, что установление ток­сичности мочи детей может явиться определенным маркером гигиени­ческого благополучия территории их проживания. Использованный методический прием дополняет базу лабораторного контроля при уста­новлении критериев оценки гигиенического благополучия территории проживания населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савельев С. И. и др. Гигиеническая оценка территорий области по комп­лексному показателю антропотехногенной нагрузки // Научные подходы к решению региональных гигиенических проблем сохранения здоровья человека / Научные труды Федерального научного центра гигиеныим. Ф. Ф. Эрисмана Вью. 15. — Липецк, 2005. — С. 132—135.

2. Комплексное определение антропотехногенной нагрузки на водные объ­екты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения. Мето­дические рекомендации 01-19/17-17.Госкомсанэпиднадзор России.—М., 1996. -41с.

3. Еськов А. П. и др. Скрининг токсичности биологических жидкостей // Кли­ническая лабораторная диагностика. — 2002. — № 5. — С 45—47.

4. Биотестирование продукции из полимерных и других материалов. Методи­ческие указания МУ 1.1.037—95. —- Госкомсанэпиднадзор России. — М., 1996.

    Tags:
  • здоровье населения
  • среда обитания
  • Коэффициент опасности
  • экология
  • реферат
  • вода
  • анализ
  • токсичный
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Конспект урока Вес тела. Невесомость 03 December 2011
Федерализм в Азии 21 February 2012
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ 26 February 2012
Основные компоненты содержания экологического образования в начальной школе 04 March 2012
Лекция 5. Оформление научной работы 14 January 2011
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. РЯЗАНЬ ЗА ПОСЛЕДНЮЮ ЧЕТВЕРТЬ XX СТОЛЕТИЯ ^ 29 October 2011
Организация товароснабжения в магазине «Н*** 01 November 2013
Тема 5. Сетевые протоколы и модели. 14 January 2011
Психотерапевтические методы 11 January 2011
Разработка применения компютерной игры CrazyMachines на уроке физики 13 January 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Разработка, расчет и изготовление низковольтного регулируемого источника тока 12 January 2011
Информатика. Лекция 4 13 January 2011
Лекция 2. Постановка гипотезы 29 October 2011
Разработка методических материалов для курса «Векторная графика» на примере COREL DRAW 12 January 2011
Оглавление. Введение. 14 January 2011
Классный час "Знакомство" 01 November 2013
Основы информационных систем. Базы данных 11 January 2011
Историческая география 24 March 2012
Тема 10. Самоменеджмент. Система планирования времени. 25 April 2011
Тема 13. Управление персоналом. Формирование персонала. Развитие персонала. Обучение персонала 03 May 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока