5. Оценка переключения внимания
Цель
Изучение особенностей переключения внимания.
Диапазон применения
Методика используется начиная со старшего школьного возраста.
Инструкция испытуемым
По сигналу экспериментатора испытуемые должны с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, записанных друг под другом двумя чередующимися способами. Работая по первому способу, вы должны, сложив два числа, записанных друг под другом, единицы суммы писать рядом с верхним числом, а верхнее из двух предыдущих слагаемых снести вниз. Например:
3 8
5 3 и т.д.
По второму способу единицы суммы сложенных чисел записывают рядом с нижним числом, а нижнее из предыдущих слагаемых переносят вверх, например:
3 5
5 8 и т.д.
Первый и второй способ отличаются формой записи слагаемых и суммы. Способы работы меняются через каждую минуту. Вы должны запомнить правила работы по каждому из способов и не допускать путаницы при их применении. Кроме того вы должны запомнить и применять правила, касающиеся как первого, так и второго способов работы:
При переходе от одного способа сложения к другому дается команда "Черта! Второй способ!". Вы должны поставить в строчке вертикальную черту и продолжить работу по второму способу. Аналогично, по команде "Черта! Первый способ!" вы ставите вертикальную черту и переходите к первому способу. Так будет происходить несколько раз. Работать нужно как можно быстрее, без ошибок. Если возникает затруднение, постарайтесь проверить себя, найти ошибку и продолжать работу.
Напишите вверху 7, а внизу 8. Первый способ! Начали работу! Экспериментатор включает секундомер и в конце первой минуты говорит "Черта! Второй способ!". Важно при этом не перепутать команды. Поэтому удобно на листе бумаги написать 1-2-1-2 и т.д. и в начале каждой минуты зачеркивать одну из цифр, соответствующую способу выполнения. В конце 10-й минуты дается команда «Черта! Работа окончена!». Во время работы необходимо следить за испытуемыми, если у кого-то из них появится ряд типа:
5 0 5
0 5 0,
надо немедленно дать ему два любых однозначных числа, одно из которых нечетное. В качестве исходных пар чисел для выполнения основного задания рекомендуют 8 и 7, 9 и 2, 3 и 2, 9 и 5, 5 и 3, 5 и 8 , 9 и 9, 6 и 9, 9 и 4, которые при отсутствии ошибок дают повторение ряда через 60 сложений. Для облегчения обработки целесообразнее всегда давать одни и те же числа.
Обработка и оценка материалов исследования
Проверку можно облегчить, если учитывать следующую закономерность: сумма двух рядом стоящих цифр в горизонтальном ряду равна третьему числу, стоящему после них. Эта закономерность проявляется вплоть до вертикальной черты, обозначающей переход на новый способ работы. После черты подсчет слагаемых начинается сначала. Подсчитав количество сложений и ошибок в процессе выполнения испытуемым задания, вычисляют среднюю скорость работы испытуемого.
Встречаются два вида ошибок - ошибки переключения внимания и ошибки в сложении. К первому классу относятся непроизвольное продолжение работы по первому способу, несмотря на сигнал о его отмене, самостоятельное (без команды) переключение на другой способ работы, многократное смешение способов, искажение способа. Последнее проявляется так: запись суммы слагаемых не на том месте, которое указано в инструкции; перенос из предыдущей пары не того слагаемого, которое указано в инструкции; запись переносимого из предыдущей пары слагаемого не на том месте, которое указано в инструкции. Подсчитывается все количество ошибок на переключение и количество групп операций, в которых нет ошибок на переключение. Одна группа - это совокупность операций, выполненных за 1 минуту работы одним из способов.
Вторая разновидность ошибок имеет место при неправильном сложении чисел или подстановке случайных чисел вместо требуемых. Бывает, когда одну и ту же ошибку испытуемый допускает постоянно, например, сумма 5 и 6 воспроизводится как 13. Ошибка, допускаемая несколько раз, засчитывается как одна.
Кроме того, подсчитывается скорость работы. Среднее количество операций, выполненных за минуту в условиях переключений, показывает производительность испытуемого в условиях частого переключения с одного вида работы на другой. Обозначается Е. Показатель Е свидетельствует также о подвижности психических процессов. Среднее количество операций за 1 минуту, выполненных в тренировочной серии перед основным экспериментом, когда испытуемому объясняют способ работы и он пробует сделать то, что требуется, обозначают е. Этот показатель характеризует его производительность без переключений. Тренировка длится 4 минуты.
Степень переключаемости определяют как отношение Е к е, обозначают К.
Шкала оценок степени переключаемости внимания старшеклассников
К |
Q – степень переключаемости |
0,33-0,79 |
1 низкая |
0.80-0,90 |
2 средняя |
0,91-1,00 |
3 высокая |
1.01-1,33 |
4 очень высокая |
Шкала оценок подвижности психических процессов
(или производительности работы) старшеклассников
в условиях частого переключения внимания
Е |
Q Уровни проявления подвижности |
4,7 – 11,6 4,7 – 8,8 8,9 – 10,5 10,6 – 11,6 |
1 низкий |
11,7- 14,7 11,7- 12,8 12,9-13,6 13,7- 14,7 |
2 средний |
14,8 –17,9 14,8- 15,4 15,5 – 16,5 16,6 – 17,9 |
3 высокий |
18,0 – 27,2 18,0 – 18,9 19,0 – 20,9 21,0 – 27,2 |
4 очень высокий |
Уровень проявления устойчивости переключения внимания - оценка, представляющая собой интегративный показатель переключения внимания, который учитывает и соединяет в себе и скорость и качество работы в условиях переключения. Вычисляется по формуле:
К = 0,1(Е-М) ∙ (10-Н),
где К - коэффициент проявления устойчивости переключения внимания,
Е - величина, характеризующая производительность работы в условиях переключения внимания,
М - среднеарифметическое число ошибок за 1 минуту (количество ошибок сложения, деленное на 10),
Н - количество групп операций, в которых допущены ошибки переключения.
Шкала оценок устойчивости переключения внимания старшеклассников
К |
Q Уровни проявления |
0,54 –8,39 |
1 низкий |
8,40-12,53 |
2 средний |
12,54-16,18 |
3высокий |
16,19-25,02 |
4 очень высокий |
В шкале подвижности психических процессов каждый уровень содержит по три подуровня, которые используют в случае необходимости более тонкой дифференциации (т.е. шкала может быть превращена из четырехбалльной в двенадцатибалльную). Аналогично можно выделить подуровни в шкале устойчивости переключения внимания.
Низкий: 1) 0,54 - 4,75; 2) 4,76 - 6,71; 3) 6,72 - 8,39.
Средний: 1) 8,40 -10,03; 2) 10,04 - 11,56; 3) 11,57 - 12,53.
Высокий: 1) 12,54 - 13,49; 2) 13,50 - 14,65; 3) 14,66 - 16,18.
Очень высокий: 1) 16,19 - 17,83; 2) 17,84 - 19,56; 3) 19,57 - 25,02.