Учись Учиться

Педагогика
Психодиагностика
02 February 2011

Оценка переключения внимания

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Оценка переключения внимания
  • психодиагностика

 

5. Оценка переключения внимания

Цель

Изучение особенностей переключения внимания.

Диапазон применения

Методика используется начиная со старшего школьного возраста.

Инструкция испытуемым

По сигналу экспериментатора испытуемые должны с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, записанных друг под другом двумя чередующимися способами. Работая по первому способу, вы должны, сло­жив два числа, записанных друг под другом, единицы суммы писать рядом с верхним числом, а верхнее из двух предыдущих слагаемых снести вниз. Например:

3     8

5    3   и т.д.

По второму способу единицы суммы сложенных чисел записывают рядом с нижним чис­лом, а нижнее из предыдущих слагаемых переносят вверх, например:

3     5

5     8  и  т.д.

Первый и второй способ отличаются формой записи слагаемых и суммы. Способы ра­боты меняются через каждую минуту. Вы должны запомнить правила работы по каждому из способов и не допускать путаницы при их применении. Кроме того вы должны запом­нить и применять правила, касающиеся как первого, так и второго способов работы:

При переходе от одного способа сложения к другому дается команда "Черта! Второй способ!". Вы должны поставить в строчке вертикальную черту и продолжить работу по второму способу. Аналогично, по команде "Черта! Первый способ!" вы ставите верти­кальную черту и переходите к первому способу. Так будет происходить несколько раз. Работать нужно как можно быстрее, без ошибок. Если возникает затруднение, поста­райтесь проверить себя, найти ошибку и продолжать работу.

Напишите вверху 7, а внизу 8. Первый способ! Начали работу! Экспериментатор включает секундомер и в конце первой минуты говорит "Черта! Второй способ!". Важно при этом не перепутать команды. Поэтому удобно на листе бумаги написать 1-2-1-2 и т.д. и в начале каждой минуты зачеркивать одну из цифр, соответствующую способу выполнения. В конце 10-й минуты дается команда «Черта! Работа окончена!».  Во время работы необходимо следить за испытуемыми, если у кого-то из них появится ряд типа:

5      0       5

0       5      0,

надо немедленно дать ему два любых однозначных числа, одно из которых нечетное. В качестве исходных пар чисел для выполнения основного задания рекомендуют 8 и 7, 9 и 2, 3 и 2, 9 и 5, 5 и 3, 5 и 8 , 9 и 9, 6 и 9, 9 и 4, которые при отсутствии ошибок дают повторение ряда через 60 сложений. Для облегчения обработки целесообразнее всегда давать одни и те же числа.

Обработка и оценка материалов исследования

Проверку можно облегчить, если учитывать следующую закономерность: сумма двух рядом стоящих цифр в горизонтальном ряду равна третьему числу, стоящему после них. Эта закономерность проявляется вплоть до вертикальной черты, обозначающей переход на новый способ работы. После черты подсчет слагаемых начинается сначала. Подсчитав количество сложений и ошибок в процессе выполнения испытуемым задания, вычисляют среднюю скорость работы испытуемого.

Встречаются два вида ошибок - ошибки переключения внимания и ошибки в сложении. К первому классу относятся непроизвольное продолжение работы по первому способу, несмотря на сигнал о его отмене, самостоятельное (без команды) переключение на другой способ работы, многократное смешение способов, искажение способа. Последнее проявляется так: запись суммы слагаемых не на том месте, которое указано в инструкции; перенос из предыдущей пары не того слагаемого, которое указано в инструкции; запись переносимого из предыдущей пары слагаемого не на том месте, которое указано в инструкции. Подсчитывается все количество ошибок на переключение и количество групп операций, в которых нет ошибок на переключение. Одна группа - это совокупность операций, выполненных за 1 минуту работы одним из способов.

Вторая разновидность ошибок имеет место при неправильном сложении чисел или подстановке случайных чисел вместо требуемых. Бывает, когда одну и ту же ошибку испытуемый допускает постоянно, например, сумма 5 и 6 воспроизводится как 13. Ошибка, допускаемая несколько раз, засчитывается как одна.

Кроме того, подсчитывается скорость работы. Среднее количество операций, выполненных за минуту в условиях переключений, показывает производительность испытуемого в условиях частого переключения с одного вида работы на другой. Обозначается Е. Показатель Е свидетельствует также о подвижности психических процессов. Среднее количество операций за 1 минуту, выполненных в тренировочной серии перед основным экспериментом, когда испытуемому объясняют способ работы и он пробует сделать то, что требуется, обозначают е. Этот показатель характеризует его производительность без переключений. Тренировка длится 4 минуты.

Степень переключаемости определяют как отношение Е к е, обозначают К.

Шкала оценок степени переключаемости внимания старшеклассников

К

Q – степень  переключаемости

0,33-0,79

1 низкая

0.80-0,90

2 средняя

0,91-1,00

3 высокая

1.01-1,33

4 очень высокая

Шкала оценок подвижности психических процессов

(или производительности работы) старшеклассников

в условиях частого переключения внимания

Е

Q Уровни проявления подвижности

4,7 – 11,6

4,7 – 8,8

8,9 – 10,5

10,6 – 11,6

1 низкий

11,7- 14,7

11,7- 12,8

12,9-13,6

13,7- 14,7

2 средний

14,8 –17,9

14,8- 15,4

15,5 – 16,5

16,6 – 17,9

3 высокий

18,0 – 27,2

18,0 – 18,9

19,0 – 20,9

21,0 – 27,2

4 очень высокий

Уровень проявления устойчивости переключения внимания - оценка, представляющая со­бой интегративный показатель переключения внимания, который учитывает и соединяет в себе и скорость и качество работы в условиях переключения. Вычисляется по формуле:

К = 0,1(Е-М) ∙ (10-Н),

где К - коэффициент проявления устойчивости переключения внимания,

Е - величина, характеризующая производительность работы в условиях переключения внимания,

М - среднеарифметическое число ошибок за 1 минуту (количество ошибок сложения, делен­ное на 10),

Н - количество групп операций, в которых допущены ошибки переключе­ния.

Шкала оценок устойчивости переключения внимания старшеклассников

К

Q Уровни проявления

0,54 –8,39

1 низкий

8,40-12,53

2 средний

12,54-16,18

3высокий

16,19-25,02

4 очень высокий

В шкале подвижности психических процессов каждый уровень содержит по три под­уровня, которые используют в случае необходимости более тонкой дифференциации (т.е. шкала может быть превращена из четырехбалльной в двенадцатибалльную). Анало­гично можно выделить подуровни в шкале устойчивости переключения внимания.

Низкий: 1) 0,54 - 4,75; 2) 4,76 - 6,71; 3) 6,72 - 8,39.

Средний: 1) 8,40 -10,03; 2) 10,04 - 11,56; 3) 11,57 - 12,53.

Высокий: 1) 12,54 - 13,49; 2) 13,50 - 14,65; 3) 14,66 - 16,18.

Очень высокий: 1) 16,19 - 17,83; 2) 17,84 - 19,56; 3) 19,57 - 25,02.

    Tags:
  • Оценка переключения внимания
  • психодиагностика
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Тема 2. Собственность и другие права на землю Вопрос 1. Содержание и формы земельной собственности 02 March 2011
Конспект урока по теме: «Сила упругости. Закон Гука.» 11 January 2011
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 05 March 2012
Мероприятие по профилактике алкогольной зависимости 12 March 2012
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ГОРОДА КИРОВА ЗА 2003-2007 ГОД 29 October 2011
Межличностная коммуникация 03 March 2012
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КРУЖКА 05 March 2012
Парламент Малайзии 21 February 2012
С чего обычно начинаются конфликты в офисе? Какие первые признаки непорядка? 07 May 2012
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АЭРОПОЛЛЮТАНТОВ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ПРИ РОЖДЕНИИ, В 1 ГОД И В 7 ЛЕТ 29 October 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ 29 October 2011
Лекция 6. Филологическое сопровождение оформления научной работы 14 January 2011
Тема 12. Мотивация. Сущность 27 April 2011
ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 29 October 2011
Функциональная диагностика 11 March 2012
Моделирование в физике.Модели динамики тел.Планетная система. 11 January 2011
Общая характеристика рыночной экономики 10 May 2012
Задачи спициальной психологии 02 February 2011
Проблемы организации и проведения тестирования на уроках информатики 11 January 2011
Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе 26 February 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока