ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является дошкольное детство.
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры.
Формирование начал экологической культуры — это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.
«Отношение» — конечный результат экологического воспитания дошкольников.
Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.
Преобладание познавательного аспекта в отношении — это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.
Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребёнка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах природных явлений и объектов.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
Методы и формы экологического воспитания дошкольников
Создание экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный процесс, который включает в себя организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших». Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Игра — это еще один очень важный метод экологического воспитания.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.
Основу классификации детских игр заложил Я. Ф. Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, событий), по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые); по виду (игры-драматизации — разыгрывание сказок, рассказов; строительные).
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. К таким играм можно отнести, например, «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Краски» и т.д. Отличие между этими видами игр заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, в играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.
Игрушка — обязательный спутник детских игр. А.С. Макаренко делил игрушки на три типа: готовые, полуготовые, игрушки — материал.
Готовые игрушки (куклы, животные) используются на занятиях кружка «Мир вокруг нас». При изучении различных тем применяются персонажи: Незнайка, Буратино, Медвежонок и др., т.е. персонажи произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Сказочные персонажи «выходят» за пределы сюжета своего произведения, действуют в новых обучающих ситуациях, но обязательно продолжают характерную им них линию поведения. Например, Чипполино много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Карлсон, большой хвастунишка, баловник и любитель поесть, он может сообщить много интересного о воздухе в округе, изменениях в погоде и сезонах года. Незнайка часто попадает впросак, делает неверные предположения, дает неправильные советы. Этот персонаж очень часто используется на занятиях.
Полуготовые игрушки — кубики, мозаики, конструкторы применяются для моделирования объектов. Например, при изучении темы «Растения», мы используем разрезной картонный макет: корень, стебель, лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение, объясняют назначение частей. Контролируют друг друга, замечая ошибки соседа.
Особо ценной можно считать игрушку — материал (глина, песок, картон, бумага, природный материал), которая дает простор детской фантазии. Например, наблюдая осенние изменения в природе, в частности — листопад, дети собрали коллекцию листьев, наклеили их на лист бумаги и получили коллективную работу-панно. Изучая тему «Песок», педагог с детьми на прогулке играли в песок и еще раз закрепили его свойства — сыпучесть, водопроницаемость и т.д.
Возможность использования игрушек-материалов очень велика: поделки из шишек, желудей, веток; аппликация из бумаги, листьев; по итогам изучения каждой темы делаются выставки творческих работ детей: рисунки, оригами и т.д. При изучении темы «Домашние питомцы» мы используем игру-практикум. Каждый ребенок приносит игрушку — кошку или собачку. Разыгрываем сценки — ситуации: животное хочет есть — дети кормят его, комментируя — чем; питомец испачкался — купаем его; гуляем и играем с домашним любимцем. В процессе такой игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными, ответственность, заботливость и любовь к «братьям нашим меньшим».
Игры-иллюстрации мы используем чтобы показать свойства веществ. Например, при изучении темы «Воздух». Показать детям воздух наглядно можно используя мыльные пузыри. Для этого требуются трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства — летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем: у кого самый большой мыльный пузырь? Чей ярче? Свойства воды, песка, глины тоже можно показать в процессе игровой деятельности.
В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала, используем игру «Правильно — неправильно». Когда педагог дает правильное утверждение — дети должны хлопнуть в ладоши, неправильное — не хлопают. Например, при изучении темы «Летающие семена»: одуванчик — хлопок, клен — хлопок, желудь — тишина. Дети учатся концентрировать внимание. Ошибки сразу становятся видны. Вариантом такой игры является игра с мячом. Вместо хлопка ребенок должен поймать или отбросить брошенный ему мяч. В данном случае для каждого ребенка произносится конкретное утверждение. Дети развивают ловкость, скорость реакции.
Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления материала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Медведь, Волк, Лиса и т.д.). Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты. Например, изучая поведение животных весной, мы читали сказку В.Бианки «Заяц, Медведь, Косач и Весна». Сначала дети обсуждают услышанное, выясняют значение незнакомых слов (Косач — это тетерев), отмечают особенности поведения этих животных весной. Потом мы распределяем роли и проигрываем сказку, не заучивая дословно текст, а говоря «своими словами». Важно обратить внимание на то, что активность обычно проявляют одни и те же дети с артистическими способностями, поэтому нужно давать роли разным ребятам.
Дошкольники с удовольствием играют в различные настольно-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Кто где живет?» и т.д.
Игровой момент в занятия вносит широкое использование загадок. Загадки можно использовать на занятиях, экскурсиях, в играх. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей. Формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития.
Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Народные игры можно усложнить, например, «У медведя во бору», дети должны собрать разбросанные по площадке карточки с изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом убегать от «медведя». Дети любят играть в «Лесные пятнашки», когда нельзя «посалить» пару игроков, успевших взяться за руки вокруг определенного древа — береза, клен, липа и т.д.
«Без промаха» — собираем до 5 еловых шишек и бросаем в цель-мишень, кто попал 5 из 5, становится победителем. «Следопыты» — педагог просит детей найти на определенном участке «несообразности», подготовленные им заранее: на березе — желудь, под яблоней — шишка, на каштане — гроздь рябины и др. Кто быстрее и внимательнее, тот и победил. Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями заряд бодрости и здоровья.
Интересно провести в детском саду длительную сюжетно-ролевую игру «Экологическая почта». На протяжении игры каждый ребенок выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем и отправителем корреспонденции, а главное — автором писем, причем не только от себя как ребенка, но и от первого лица тех или иных представителей животного и растительного мира. Приведу примерное содержание работы «Экологической почты» на каждый месяц учебного года.
Сентябрь. Старт игры. Распределение ролей. Введение символики. Предложение адресов.
Октябрь. Открытое рисованное письмо «Какой я хотел бы видеть Землю». Созданию письма предшествуют знакомство с заповедниками, рассказы о вымерших в результате антропогенного воздействия животных и растениях, просмотр видеофильмов и чтение книг экологического содержания. Созданные письма-рисунки оформляются в виде большой выставки в фойе сада, чтобы с ними могли познакомиться родители.
Ноябрь. Открытое письмо «От имени природы». Каждый ребенок выбирает конкретного представителя животного или растительного мира, от имени которого будет создано письмо к Человеку. Созданные письма «От имени природы» дети пишут вместе с родителями, бабушками и дедушками, иллюстрируют их рисунками, аппликациями и т.д. Из этих писем желательно сделать рукописную книгу.
Декабрь. Новогодняя почта. Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей.
Январь. Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи — подкормке. Наибольший эффект этого письма будет достигнут, если его написание будет сопровождаться созданием кормушек, их рекламой и ярмарками-раздачами кормушек всем желающим подкормить птиц.
Февраль. Письма в Красную книгу. Дети знакомится с животными и растениями, занесенными в Красную книгу своей области. Читают книги, рассматривают картинки, рисуют иллюстрации. По итогам делается выставка рисунков детей.
Март. Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей природы. Берёзка пишет о том, что боится весны из-за любителей сока. Птицы просят ребят заботиться о безопасности птенцов. Соответственно, ответами ребят будут не только слова, но и рисунки, изображающие правила поведения в природе, программ действий в конкретных ситуациях.
Апрель. Ко Дню Земли (22 апреля) экологическая почта «завалена» праздничной корреспонденцией. Все поздравляют Землю. Все — это дети, взрослые, родители, животные и растения. Послания самые разные — письма, рисунки, телеграммы, музыкальные поздравления. Это озвучивается на празднике, посвященном Дню Земли.
Май. Поскольку в этом месяце повышается активность дачников, туристов и других категорий любителей пребывания на природе, корреспонденция, отправляемая с экологической почты, обращена к ним. Это листовки-призывы, плакаты, призывающие бережно относиться к окружающему миру. Дети могут распространять их в своем дворе, опустить в соседние почтовые ящики.
В итоге, дети, играя, получают новую информацию, переживают ее, доносят до других людей.
При использовании игр следует помнить несколько правил:
1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
2. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
3. Добровольность — основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре — не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним — пусть и не на первой игре.
4. Не затягивать игру во времени.
5. Помнить, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.
6. Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
7. После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.
Требования к проведению наблюдений:
1. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать запах, подержать его в руках, если это возможно.
2. Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. 3-10 минут — оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без утомления.
3. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Во второй, основной части, педагог задает вопросы, выслушивает ответы. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов.
Экскурсия — еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий. В процессе экскурсии решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсия — это комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.
На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек, домиков для птиц, ограждение муравейников и т.д. Хорошо организовать уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где проходит экскурсия. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор нужно в перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом относят в контейнеры.
Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те экскурсии, которые правильно подготовлены и организованы. Экскурсия должна иметь цель и решать поставленные задачи. Очень важно, чтобы дети сделали выводы по окончании экскурсии и закрепили полученные знания, впечатления, эмоции в рисунках, поделках, творческих работах.
Экологические занятия, как одна из традиционных форм организации экологического обучения и воспитания детей, имеют важную функцию — они позволяют накопить представления о природе и качественно их преобразовать — расширить, углубить, систематизировать. Занятия имеют четкую структуру:
Название отражает тему и область природоведческих знаний.
Программное содержание — это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи.
Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее где его провести, как преобразовать пространство, как подготовить атрибутику, оборудование и т.д.
Ход занятия — последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов, вопросов, физкультминуток и т.д.
Можно выделить несколько типов занятий:
Первично-ознакомительный тип. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, которых нет в ближайшем окружении, которые нельзя наблюдать в реальности. Главным компонентом таких занятий становится наглядность — демонстрационные пособия, литература, иллюстрации, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.
Обучение на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу, то есть первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания.
Обобщающий тип занятий позволяет интенсивно развивать интеллект детей — умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения. Развивает речь и абстрактное мышление дошкольников.
Комплексные занятия — это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи и строятся на различных видах деятельности. Например, в конце осени обычно подводится итог, формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей. Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: уточняются и обобщаются представления детей об осени, выделяются характерные особенности этого сезона. Активно используется календарь природы.
Вторая часть занятия предполагает иной род деятельности. К занятию организуется небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций картин знаменитых художников, художественные фотографии. Можно включить музыку, иллюстрирующую данный сезон. На выставке педагог побуждает детей всматриваться и замечать красоту осенней природы, отраженной в произведениях искусства, дети делятся впечатлениями.
Третья часть занятия — художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование, аппликация, поделка из природного материала, составление букета из осенних листьев и т. д.)
Еще одним видом итогового занятия по теме может стать «литературное путешествие». Целями и задачами литературного путешествия является знакомство детей с художественными произведениями; привитие любви к чтению; воспитанием нравственных качеств, развитие речи.
Подготовка занятия, как правило, начинается с оформления тематической выставки книг. Детские рисунки, которые они рисовали, изучая данную тему, обязательно выставляются на специальном стенде. Если это занятие по блоку «Воздух», то в оформлении кабинета присутствует нарисованный воздушный шар, как средство передвижения. После изучения воды проводим морское путешествие: из голубых лент выкладываем «волны», по которым плывут многочисленные бумажные кораблики, которые были сделаны детьми ранее.
В «литературное путешествие» на тему «Животные» мы отправляемся на машине-джипе, как на сафари. В течение нескольких предыдущих недель мы говорили о животных, знакомились с их внешним видом, особенностями поведения, читали о них стихи, сказки, басни, рассказы. Это позволяет детям ярко и образно представлять тему занятия. Для разминки дети разгадывают загадки, ребусы о животных. Потом знакомятся с книгами на выставке. Вспоминаем, что мы уже читали, о чем эти книги, какие в них главные герои. На выставке есть несколько новых произведений. Хорошо, если они ярко иллюстрированы.
Очередная остановка в нашем путешествии, например, книга рассказов Льва Толстого. Рассказ «Лев и Собачка» всегда находит живой и искренний отклик у детей. Они очень внимательно слушают рассказ. История дружбы двух животных вызывает неподдельный эмоциональный всплеск. Дети начинают делиться впечатлениями, предлагать свои варианты событий. Они искренне сочувствуют и сопереживают героям рассказа. Задача педагога — направлять разговор в нужное русло, задавать наводящие вопросы, подводить детей к главной мысли произведения. Важно следить, чтобы возможность высказаться была у всех детей.
За одно занятие, как правило, мы успеваем познакомиться с 2 литературными произведениями. Таким образом, «литературные путешествия» помогают расширять кругозор детей, стимулируют читательский интерес, способствуют развитию речи.
Акции — это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми, желательно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Например, «Зеленая елочка — живая иголочка» — акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом:
• цикл наблюдений за елью;
• создание плакатов в защиту живой ели;
• традиционный новогодний утренник, проведенный вокруг искусственной елки, чем демонстрируется бережное отношение к живым деревьям;
• праздник-досуг вокруг живой ели на участке с фольклорными элементами, песнями, хороводами, катанием на санках и т.д.
• осмотр выброшенных елок в середине января, их подсчет: цель этого заключительного этапа — вызвать сочувствие ребят к засохшим елочкам, сформировать понимание того, что даже праздник не стоит жизни замечательного дерева.
Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду — это экологические праздники и досуги.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т.д. Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли. Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых хорошо знают: С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, и т.д.
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени, например, репчатого лука.
Для проведении опытов не всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке. Вот так мы определяем чистоту воздуха: подготовить три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во время прогулки разложить на территории детского сада: первый — недалеко от проезжей части, второй — возле прогулочной зоны, третий — в глубине территории, в зеленой зоне. Оставить картонки на 2-3 дня и потом сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый.
Сегодня выходит много литературы, где приведены интересные опыты для детей.
Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:
1. Педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло ли травке под снегом?)
2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один — опытный, другой — контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие — нет).
3. Обязательное руководство опытом: вопросы, побуждающие ребенка рассуждать, объяснять, сравнивать.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектом.
Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарем природы, схемами, таблицами и т.д. занимает значительное место на занятиях. Например, с детьми можно сделать самодельный глобус из папье-маше на мяче или воздушном шаре. Такой глобус можно использовать в течение всего учебного года, практически моделируя первые географические познания, флажками обозначают полюса, нанося изображения животных, значком SOS обозначая экологически неблагополучные территории на Земле.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.
Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица— это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие речи детей;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.