9. Методика Пьерона - Рузера
Цель
Методика дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, позволяет получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о развитии моторики руки.
Диапазон применения дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Оборудование
Для выполнения методики используется стандартный бланк, содержащий кружки, квадраты, ромбы и треугольники, выстроенные в строчки и чередующиеся в случайном порядке (см. Приложение N 6)
Процедура эксперимента
Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты), - отмечает точкой или чертой прямо на бланке.
Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.
Обработка результатов
При обработке данных учитывается общее количество заполненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.
Хорошим результатом считается:
- заполнение в среднем от 70 до 86 фигур за 3 минуты;
- быстрое запоминание условных обозначений;
- после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;
- ошибки - в незначительном количестве (1-2 за 3 минуты).
Заключительная беседа
Включена в структуру исследования с тем, чтобы выяснить, насколько критичен ребенок в оценке собственных достижений.
Ребенку задаются вопросы в такой последовательности:
- «Понравилась тебе эта работа?»
- «Тебе было интересно?»
- «Что было интереснее всего?»
- «Что было трудно? Что легко?»
После того, как ребенок ответил на эти вопросы, его спрашивают: «Какую отметку ты бы сам себе поставил?»
Время, затрачиваемое на заключительную беседу, равняется в среднем 3 - 4 минутам.
Примечание
В большинстве случаев дети, легко справившиеся с большинством заданий, работавшие серьезно и старательно, несколько занижают оценку собственных достижений, придавая большое значение допущенным ошибкам. Дети же, испытавшие в ходе исследования частые затруднения и допускавшие много ошибок, напротив, обнаруживали тенденцию к явному завышению оценки качества своей деятельности, однако после напоминания психологом об имевших место трудностях понижали оценку до более или менее объективного уровня.