ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Тема 1: Причины возникновения и развития государственного регулирования экономики
«Хорошее государство – это не роскошь, а необходимость.»
Из доклада Всемирного банка, 1997 г.
1.1. Государственная экономическая политика в системе экономических наук
До середины 19 века экономическая теория базировалась на трудах английских классиков политической экономии. Как аксиома предполагалась предпочтительность экономического порядка, основанного на либеральном принципе laisstz-faire («позволять делать» - в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее вмешательство государства при таком подходе допускалось в качестве вынужденной меры.
Экономические кризисы, которые приобретали всё более глубокий и затяжной характер, обострение социальных проблем в середине 19 века, обусловили необходимость государственной социально-экономической политики, призванной стабилизировать хозяйственное развитие и обеспечить социальное развитие системы. Эта необходимость нашла отражение в экономической теории.
• Дж. Миль «Принципы политической экономии»
• К.Х. Рау «Учебник политической экономии»
• Джон Кейнс «Предмет и метод политической экономии».
По мере нарастания социально-экономических проблем усиливалась необходимость государственного регулирования экономики. В 30-е годы 20 века стало ясно, что «пожарных мер» государственного регулирования экономики недостаточно для стабилизации рыночной экономики, предотвращения социальных катаклизмов и взрывов.. Появилась потребность в разработке концепции государственной экономической политики. Государственное регулирование экономики превращается в самостоятельную область знаний, в самостоятельную учебную дисциплину.
«Отцом» теории государственного регулирования экономики называют Дж. М.Кейнса. Большой вклад в разработку теории государственного регулирования экономики внесли сторонники неокейнсианской и неолиберальной школ, марксистской теории.
Как учебная дисциплина государственное регулирование экономики появилось в университетах и школах бизнеса Европы, Северной Америки и Японии в 50-60 годы 20 века.
В России государственное регулирование экономики традиционно выполняет роль преодоления отставания страны по ряду технико-экономических показателей от ведущих в экономическом отношении стран мира. Как самостоятельная учебная дисциплина ГРЭ в советский период истории нашей страны не преподавалось. Вопросы, связанные с государственным регулированием экономики, изучались в курсе политической экономии и государственного планирования.
Современная наука в качестве предмета государственного регулирования экономики рассматривает влияние государства на экономические процессы в стране.
Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
ГРЭ в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства.
Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.
Необходимость ГРЭ заключается в нарастании проблем социального, экономического, экологического, мирохозяйственного характера.
1.2. Фиаско рынка и функции государства
При обосновании необходимости государственного вмешательства в экономику, как правило, используют теорию фиаско рынка. Признавая преимущества рыночной экономики, экономическая наука вынуждена признать, что рыночная система не справляется с решением целого ряда проблем или решает их недостаточно эффективно.
Фиаско рынка – ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско предполагает определённый тип государственного вмешательства.
Проявлениями рыночного фиаско являются:
Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов
Рынок не в состоянии отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате образуются положительные и отрицательные побочные эффекты или экстерналии. Эти эффекты затрагивают интересы третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющимися непосредственными участниками сделки.
Отрицательный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других. Возникающие в результате у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды и т.д. В результате переноса компаниями части своих издержек на третьих лиц равновесный объём выпускаемого ими продукта оказывается выше оптимального уровня и ресурсы поступают в его производство в чрезмерном количестве, т.е. имеет место перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами.
Экстерналии могут быть связаны не только с издержками, но и с неожиданными выгодами третьих лиц. Но невозможность усвоения всего эффекта от производства благ с положительными внешними эффектами ведёт к недопроизводству этих благ.
В результате главной задачей государства является ограничение тех видов деятельности, которые имеют значительные отрицательные внешние эффекты, и поощрение тех видов деятельности, которые несут значительные положительные эффекты.
Существует несколько точек зрения на проблему экстерналий и способы борьбы с ними.
1. Корректирующий налог Пигу – это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Он устанавливается по принципу: «Загрязнитель платит». Главным в механизме действия таких налогов является не наказание виновника загрязнения, а поощрение его к финансированию природоохранных мероприятий за свой счёт.
В случае положительных экстерналий стимулируется производственная деятельность субъекта с помощью прямых субсидий или налоговых льгот. Получателями корректирующих субсидий могут быть не только производители, но и покупатели. В этом случае государство наделяет потребителей дополнительной покупательной способностью, которая может быть использована только на приобретение конкретного товара или услуги, связанных с возникновением выгод перелива.
НО корректирующие налоги и субсидии не всегда решают проблему экстерналий.
2. Р. Коуз, лоуреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. доказал, что наличие положительных и отрицательных экстерналий не требует государственного вмешательства, если:
Чётко определены права собственности
Сформирован рынок прав на побочные эффекты
Использование подхода Коуза в ближайшем будущем сможет гарантировать решение экологических проблем.
В свободной рыночной экономике в функции государства входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий. Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при её заключении.
Незаинтересованность рынка в производстве общественных благ.
Общественное благо – услуги, которые оказываются государством в лице центральных и местных органов власти всем жителям станы и финансируемые за счёт налогов и других обязательных сборов и платежей.
К общественным благам относят внешнюю и внутреннюю безопасность, функционирование центральных и муниципальных органов власти, судебных органов, учёбу в школах и вузах, проезд по автомобильным дорогам, мостам и т.д.
Признаки общественных благ
• Общедоступность этих благ независимо от того, кто является инициатором их предоставления.
• Неконфликтность пользования благами в пределах вместимости общественных объектов.
• Неделимость: социальные объекты выполняют свои функции только как единое целое.
Так как общественные блага неделимы, они не могут быть проданы отдельным покупателям. Кроме того, не существует эффективных способов отстранения индивидов-неплательщиков от пользования общественными благами.
Задача ГРЭ в сфере общественных благ заключается в ограничении действия одного из основополагающих принципов рыночного хозяйства – принципе отказа. Суть его в том, что благо становится недоступным потребителю, если он не в состоянии или не готов заплатить за него рыночную цену.
Существует большое количество неделимых товаров, к которым может быть применён принцип отказа (мосты, автодороги, музеи, библиотеки...) Это квазиобщественные блага (смешанные блага), которые также нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства в связи с их высокой социальной значимостью.
Государство в интересах всего населения исключает общественные блага из сферы действия рыночных отношений. Перед государством стоит задача правильно оценить подлинные потребности населения, определить масштабы общественных благ и финансируемость их при помощи принудительных сборов.
В сфере производства квазиобщественных благ типичным является сочетание государственных и частных объектов социально-культурной сферы. В развитых странах развивается частное финансирование смешанных благ.
Существование общественных благ показывает, что рыночное равновесие не всегда соответствует общественному благополучию и государство вынуждено принимать регулирующие меры.
Концентрация и монополизация производства
Безработица, инфляция, макроэкономическая нестабильность
Безразличие рынка к проблеме социальной справедливости
Невозможность посредством рыночного механизма осуществить прорыв в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую перестройку национальной экономики
Чрезмерная дифференциация регионов страны
Необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне
Проблема трансакционных издержек
Т.о. теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определённых недостатков, несовершенств. В связи с этим основной функцией государства является ликвидация несовершенств рыночного механизма. Кроме того, существуют некоторые обстоятельства, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а как исполнителя функций, относящихся к его исключительной прерогативе. Т.о. к экономическим функциям государства относят:
- стабилизационную - состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством антициклической политики;
- распределительную - связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;
- социальную - способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;
- аллокационную - государство обеспечивает элективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.
В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:
- Организацию функционирования государственного сектора. Эта функция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике.
- Формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации.
- Внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.
1.3. Цели и методы государственного регулирования экономики
Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Наряду с генеральной целью ГРЭ существует большое количество более конкретных целей, подчинённых генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей.
Дерево целей – это совокупность целей, расположенных иерархически в зависимости от их детализации.
Д.з. Нарисовать дерево целей ГРЭ сегодня
Цели ГРЭ часто могут вступать в конфликт друг с другом, носить противоречивый характер, взаимоисключать друг друга. Кроме того, достижение цели может вызвать побочные последствия. Они могут быть положительными ил отрицательными. Важной задачей ГРЭ является определение и оценка всех возможных побочных эффектов достижения поставленной цели.
Д.з. Цель – повышение жизненного уровня населения за счёт снижения цен на продукты питания.
Принципы постановки целей ГРЭ:
Соответствие конкретной цели сути существующего социально – экономического строя и генеральной цели ГРЭ
Практическая необходимость осуществления цели и её научная обоснованность
Осуществление цели не должно наносить ущерба другим секторам и отраслям экономики
Нанесённый ущерб должен быть полностью возмещён
Поставленные цели должны находиться в рамках с существующих юридических норм
Для достижения цели должно быть достаточно ресурсов
Цели должны быть ясными, понятными, конкретными
Сегодня цели ГРЭ в правительственных и партийных программах формулируются в виде многоугольника целей.
Наиболее распространён магический четырёхугольник целей. Это 4 взаимосвязанные цели, за реализацию которых отвечает государство. К этим целям относят:
1. Умеренный и постоянный экономический рост.
2. Нормальная занятость (уровень безработицы не более 5%).
3. Стабилизация цен.
4. Внешнее экономическое равновесие.
5-я цель- справедливое образование и распределение доходов и собственности
6-я цель – охрана и улучшение окружающей природной среды.
Каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими углами. Магическим многоугольник называю потому, что необходимо одновременно двигаться ко всем вершинам, а это задача крайне сложная.
Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, на которые они направлены, а также друг с другом.
К объектам ГРЭ относят сферы, отрасли, регионы, а также элементы ситуации, явления и условия социально – экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности или проблемы.
Методы государственного регулирования экономики
Делятся на административные и экономические
Административные средства базируются на силе государственной власти, авторитете правительства. Они не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны государства.
Административные методы основаны на использовании мер запрета, принуждения и разрешения.
Использование мер административного характера противоречит принципам рыночной экономики. Но есть такие сферы хозяйственной деятельности, нормальное функционирование которых невозможно без использования административных методов регулирования. К ним относят проблемы экологической безопасности, социальную сферу, охрану памятников истории и культуры, антимонопольную политику.
Административные методы приобретают преобладающий характер в условиях ЧС, проведения трансформации экономики, военных действий и т. д.
Экономические методы регулирования экономики являются приоритетными в условиях рынка. Их использование связано с экономическим стимулированием. К экономическим методам относят денежно-кредитные, бюджетно-налоговые инструменты, государственный сектор в экономике, государственное экономическое программирование.
Сегодня деление методов ГРЭ на административные и экономические сегодня условно. Редко в реальной жизни можно провести грань между административными и экономическими методами регулирования.
1.4. Основные элементы концепции ГРЭ
Задача ГРЭ заключается в нахождении компромисса между многочисленными и различными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя.
ГР нуждается в теоретическом обосновании и осмыслении, чему служит разработка концепции государственной экономической политики.
Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
1. Анализ положения в экономике.
С него начинается рациональная государственная политика. Оценка положения должна содержать конкретные характеристики ситуации с указанием причин.
Анализ положения должен носить материально – исторический характер, т. е. сравнение с предыдущими периодами и между регионами, с показателями других стран.
Такой анализ позволяет составлять прогнозы и предполагает изучение возможностей национальной экономики с точки зрения имеющихся производственных факторов и степени их использования, а также элементов внешнеэкономических связей и экономического строя в целом.
2. Анализ целей.
3. Анализ соответствия интересам системы.
Важно выяснить, насколько принципы рыночной экономики являются неприкосновенной ценностью и в какой мере от них можно отказаться. От этого зависят возможности применения административных средств регулирования, государственного программирования, национализации и развития государственного сектора.
4. Анализ применимости инструментов государственного регулирования.
Включает выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов из применения, эффективности средств регулирования и обоснование необходимости их применения.
Концепция государственной экономической политики не может носить бесконфликтный характер, так как неизбежно задевает чьи – либо интересы. Поэтому разрабатываемая концепция должна учитывать, какие группы хозяйствующих субъектов выигрывают, а какие проигрывают от её осуществления, и какие новые проблемы могут возникнуть и как они отразятся на социально – экономическом и политическом положении страны.