ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

Тема 1: Причины возникновения и развития государственного регулирования экономики

«Хорошее государство – это не роскошь, а необходимость.»

Из доклада Всемирного банка, 1997 г.

1.1. Государственная экономическая политика в системе экономических наук

До середины 19 века экономическая теория базировалась на трудах английских классиков политической экономии. Как аксиома предполагалась предпочтительность экономического порядка, основанного на либеральном принципе laisstz-faire («позволять делать» - в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее вмешательство государства при таком подходе допускалось в качестве вынужденной меры.

Экономические кризисы, которые приобретали всё более глубокий и затяжной характер, обострение социальных проблем в середине 19 века, обусловили необходимость государственной социально-экономической политики, призванной стабилизировать хозяйственное развитие и обеспечить социальное развитие системы. Эта необходимость нашла отражение в экономической теории.

• Дж. Миль «Принципы политической экономии»

• К.Х. Рау «Учебник политической экономии»

• Джон Кейнс «Предмет и метод политической экономии».

По мере нарастания социально-экономических проблем усиливалась необходимость государственного регулирования экономики. В 30-е годы 20 века стало ясно, что «пожарных мер» государственного регулирования экономики недостаточно для стабилизации рыночной экономики, предотвращения социальных катаклизмов и взрывов.. Появилась потребность в разработке концепции государственной экономической политики. Государственное регулирование экономики превращается в самостоятельную область знаний, в самостоятельную учебную дисциплину.

«Отцом» теории государственного регулирования экономики называют Дж. М.Кейнса. Большой вклад в разработку теории государственного регулирования экономики внесли сторонники неокейнсианской и неолиберальной школ, марксистской теории.

Как учебная дисциплина государственное регулирование экономики появилось в университетах и школах бизнеса Европы, Северной Америки и Японии в 50-60 годы 20 века.

В России государственное регулирование экономики традиционно выполняет роль преодоления отставания страны по ряду технико-экономических показателей от ведущих в экономическом отношении стран мира. Как самостоятельная учебная дисциплина ГРЭ в советский период истории нашей страны не преподавалось. Вопросы, связанные с государственным регулированием экономики, изучались в курсе политической экономии и государственного планирования.

Современная наука в качестве предмета государственного регулирования экономики рассматривает влияние государства на экономические процессы в стране.

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

ГРЭ в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

Необходимость ГРЭ заключается в нарастании проблем социального, экономического, экологического, мирохозяйственного характера.

1.2. Фиаско рынка и функции государства

При обосновании необходимости государственного вмешательства в экономику, как правило, используют теорию фиаско рынка. Признавая преимущества рыночной экономики, экономическая наука вынуждена признать, что рыночная система не справляется с решением целого ряда проблем или решает их недостаточно эффективно.

Фиаско рынка – ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско предполагает определённый тип государственного вмешательства.

Проявлениями рыночного фиаско являются:

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов

Рынок не в состоянии отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате образуются положительные и отрицательные побочные эффекты или экстерналии. Эти эффекты затрагивают интересы третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющимися непосредственными участниками сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других. Возникающие в результате у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды и т.д. В результате переноса компаниями части своих издержек на третьих лиц равновесный объём выпускаемого ими продукта оказывается выше оптимального уровня и ресурсы поступают в его производство в чрезмерном количестве, т.е. имеет место перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами.

Экстерналии могут быть связаны не только с издержками, но и с неожиданными выгодами третьих лиц. Но невозможность усвоения всего эффекта от производства благ с положительными внешними эффектами ведёт к недопроизводству этих благ.

В результате главной задачей государства является ограничение тех видов деятельности, которые имеют значительные отрицательные внешние эффекты, и поощрение тех видов деятельности, которые несут значительные положительные эффекты.

Существует несколько точек зрения на проблему экстерналий и способы борьбы с ними.

1. Корректирующий налог Пигу – это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Он устанавливается по принципу: «Загрязнитель платит». Главным в механизме действия таких налогов является не наказание виновника загрязнения, а поощрение его к финансированию природоохранных мероприятий за свой счёт.

В случае положительных экстерналий стимулируется производственная деятельность субъекта с помощью прямых субсидий или налоговых льгот. Получателями корректирующих субсидий могут быть не только производители, но и покупатели. В этом случае государство наделяет потребителей дополнительной покупательной способностью, которая может быть использована только на приобретение конкретного товара или услуги, связанных с возникновением выгод перелива.

НО корректирующие налоги и субсидии не всегда решают проблему экстерналий.

2. Р. Коуз, лоуреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. доказал, что наличие положительных и отрицательных экстерналий не требует государственного вмешательства, если:

 Чётко определены права собственности

 Сформирован рынок прав на побочные эффекты

Использование подхода Коуза в ближайшем будущем сможет гарантировать решение экологических проблем.

В свободной рыночной экономике в функции государства входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий. Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при её заключении.

Незаинтересованность рынка в производстве общественных благ.

Общественное благо – услуги, которые оказываются государством в лице центральных и местных органов власти всем жителям станы и финансируемые за счёт налогов и других обязательных сборов и платежей.

К общественным благам относят внешнюю и внутреннюю безопасность, функционирование центральных и муниципальных органов власти, судебных органов, учёбу в школах и вузах, проезд по автомобильным дорогам, мостам и т.д.

Признаки общественных благ

• Общедоступность этих благ независимо от того, кто является инициатором их предоставления.

• Неконфликтность пользования благами в пределах вместимости общественных объектов.

• Неделимость: социальные объекты выполняют свои функции только как единое целое.

Так как общественные блага неделимы, они не могут быть проданы отдельным покупателям. Кроме того, не существует эффективных способов отстранения индивидов-неплательщиков от пользования общественными благами.

Задача ГРЭ в сфере общественных благ заключается в ограничении действия одного из основополагающих принципов рыночного хозяйства – принципе отказа. Суть его в том, что благо становится недоступным потребителю, если он не в состоянии или не готов заплатить за него рыночную цену.

Существует большое количество неделимых товаров, к которым может быть применён принцип отказа (мосты, автодороги, музеи, библиотеки...) Это квазиобщественные блага (смешанные блага), которые также нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства в связи с их высокой социальной значимостью.

Государство в интересах всего населения исключает общественные блага из сферы действия рыночных отношений. Перед государством стоит задача правильно оценить подлинные потребности населения, определить масштабы общественных благ и финансируемость их при помощи принудительных сборов.

В сфере производства квазиобщественных благ типичным является сочетание государственных и частных объектов социально-культурной сферы. В развитых странах развивается частное финансирование смешанных благ.

Существование общественных благ показывает, что рыночное равновесие не всегда соответствует общественному благополучию и государство вынуждено принимать регулирующие меры.

Концентрация и монополизация производства

Безработица, инфляция, макроэкономическая нестабильность

Безразличие рынка к проблеме социальной справедливости

Невозможность посредством рыночного механизма осуществить прорыв в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую перестройку национальной экономики

Чрезмерная дифференциация регионов страны

Необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне

Проблема трансакционных издержек

Т.о. теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определённых недостатков, несовершенств. В связи с этим основной функцией государства является ликвидация несовершенств рыночного механизма. Кроме того, существуют некоторые обстоятельства, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а как исполнителя функций, относящихся к его исключительной прерогативе. Т.о. к экономическим функциям государства относят:

- стабилизационную - состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством антициклической политики;

- распределительную - связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;

- социальную - способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;

- аллокационную - государство обеспечивает элективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

- Организацию функционирования государственного сектора. Эта функция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике.

- Формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации.

- Внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.

1.3. Цели и методы государственного регулирования экономики

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Наряду с генеральной целью ГРЭ существует большое количество более конкретных целей, подчинённых генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей.

Дерево целей – это совокупность целей, расположенных иерархически в зависимости от их детализации.

Д.з. Нарисовать дерево целей ГРЭ сегодня

Цели ГРЭ часто могут вступать в конфликт друг с другом, носить противоречивый характер, взаимоисключать друг друга. Кроме того, достижение цели может вызвать побочные последствия. Они могут быть положительными ил отрицательными. Важной задачей ГРЭ является определение и оценка всех возможных побочных эффектов достижения поставленной цели.

Д.з. Цель – повышение жизненного уровня населения за счёт снижения цен на продукты питания.

Принципы постановки целей ГРЭ:

 Соответствие конкретной цели сути существующего социально – экономического строя и генеральной цели ГРЭ

 Практическая необходимость осуществления цели и её научная обоснованность

 Осуществление цели не должно наносить ущерба другим секторам и отраслям экономики

 Нанесённый ущерб должен быть полностью возмещён

 Поставленные цели должны находиться в рамках с существующих юридических норм

 Для достижения цели должно быть достаточно ресурсов

 Цели должны быть ясными, понятными, конкретными

Сегодня цели ГРЭ в правительственных и партийных программах формулируются в виде многоугольника целей.

Наиболее распространён магический четырёхугольник целей. Это 4 взаимосвязанные цели, за реализацию которых отвечает государство. К этим целям относят:

1. Умеренный и постоянный экономический рост.

2. Нормальная занятость (уровень безработицы не более 5%).

3. Стабилизация цен.

4. Внешнее экономическое равновесие.

5-я цель- справедливое образование и распределение доходов и собственности

6-я цель – охрана и улучшение окружающей природной среды.

Каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими углами. Магическим многоугольник называю потому, что необходимо одновременно двигаться ко всем вершинам, а это задача крайне сложная.

Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, на которые они направлены, а также друг с другом.

К объектам ГРЭ относят сферы, отрасли, регионы, а также элементы ситуации, явления и условия социально – экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности или проблемы.

Методы государственного регулирования экономики

Делятся на административные и экономические

Административные средства базируются на силе государственной власти, авторитете правительства. Они не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны государства.

Административные методы основаны на использовании мер запрета, принуждения и разрешения.

Использование мер административного характера противоречит принципам рыночной экономики. Но есть такие сферы хозяйственной деятельности, нормальное функционирование которых невозможно без использования административных методов регулирования. К ним относят проблемы экологической безопасности, социальную сферу, охрану памятников истории и культуры, антимонопольную политику.

Административные методы приобретают преобладающий характер в условиях ЧС, проведения трансформации экономики, военных действий и т. д.

Экономические методы регулирования экономики являются приоритетными в условиях рынка. Их использование связано с экономическим стимулированием. К экономическим методам относят денежно-кредитные, бюджетно-налоговые инструменты, государственный сектор в экономике, государственное экономическое программирование.

Сегодня деление методов ГРЭ на административные и экономические сегодня условно. Редко в реальной жизни можно провести грань между административными и экономическими методами регулирования.

1.4. Основные элементы концепции ГРЭ

Задача ГРЭ заключается в нахождении компромисса между многочисленными и различными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя.

ГР нуждается в теоретическом обосновании и осмыслении, чему служит разработка концепции государственной экономической политики.

Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

1. Анализ положения в экономике.

С него начинается рациональная государственная политика. Оценка положения должна содержать конкретные характеристики ситуации с указанием причин.

Анализ положения должен носить материально – исторический характер, т. е. сравнение с предыдущими периодами и между регионами, с показателями других стран.

Такой анализ позволяет составлять прогнозы и предполагает изучение возможностей национальной экономики с точки зрения имеющихся производственных факторов и степени их использования, а также элементов внешнеэкономических связей и экономического строя в целом.

2. Анализ целей.

3. Анализ соответствия интересам системы.

Важно выяснить, насколько принципы рыночной экономики являются неприкосновенной ценностью и в какой мере от них можно отказаться. От этого зависят возможности применения административных средств регулирования, государственного программирования, национализации и развития государственного сектора.

4. Анализ применимости инструментов государственного регулирования.

Включает выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов из применения, эффективности средств регулирования и обоснование необходимости их применения.

Концепция государственной экономической политики не может носить бесконфликтный характер, так как неизбежно задевает чьи – либо интересы. Поэтому разрабатываемая концепция должна учитывать, какие группы хозяйствующих субъектов выигрывают, а какие проигрывают от её осуществления, и какие новые проблемы могут возникнуть и как они отразятся на социально – экономическом и политическом положении страны.

Недавно добавили