6. Методика «Объем внимания» (по Шульте)
Цель
Определение объема динамического внимания.
Диапазон применения
Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.
Оборудование
Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр –
Образцы таблиц
14 |
18 |
7 |
24 |
21 |
|
22 |
25 |
7 |
21 |
11 |
|
21 |
12 |
7 |
1 |
20 |
22 |
1 |
10 |
9 |
6 |
|
6 |
2 |
10 |
3 |
23 |
|
6 |
15 |
17 |
3 |
18 |
16 |
5 |
8 |
20 |
11 |
|
17 |
12 |
16 |
5 |
18 |
|
19 |
4 |
8 |
25 |
13 |
23 |
2 |
25 |
3 |
15 |
|
1 |
15 |
20 |
9 |
24 |
|
24 |
2 |
22 |
10 |
5 |
19 |
13 |
17 |
12 |
4 |
|
19 |
13 |
4 |
14 |
8 |
|
9 |
14 |
11 |
23 |
16 |
№ 1 |
|
№ 2 |
|
№ 3 |
|
|
|
9 |
5 |
11 |
23 |
20 |
|
5 |
14 |
12 |
23 |
2 |
|
|
|
|
|
|
14 |
25 |
17 |
1 |
6 |
|
16 |
25 |
7 |
24 |
13 |
|
|
|
|
|
|
3 |
21 |
7 |
19 |
13 |
|
11 |
3 |
20 |
4 |
18 |
|
|
|
|
|
|
18 |
12 |
24 |
16 |
4 |
|
8 |
10 |
19 |
22 |
1 |
|
|
|
|
|
|
8 |
15 |
2 |
10 |
22 |
|
21 |
15 |
9 |
17 |
6 |
|
|
|
|
|
|
№ 4 |
|
№ 5 |
|
|
|
Процедура эксперимента
Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»
Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.
Образец протокола
№ таблицы |
Время поиска цифр (сек.) |
Ошибки |
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Сумма |
|
|
Обработка результатов
1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.
Стандартизация методики проведена на учащихся школ г. Кирова в 1999 – 2000 годах. Объем выборки - 514 испытуемых. Результаты представлены в таблице возрастных норм.
Возраст испытуемых |
t2 |
t3 |
t4 |
t5 |
Σ t |
Ошибки |
|||||
М |
δ |
М |
δ |
М |
δ |
М |
δ |
М |
δ |
||
7-8 (n=95) |
94 |
41 |
98 |
49 |
104 |
51 |
109 |
53 |
405 |
178 |
0,8 |
9-10 (100) |
59 |
19 |
62 |
24 |
68 |
25 |
69 |
26 |
257 |
82 |
0,2 |
11-12 (n=75) |
51 |
17 |
52 |
19 |
56 |
17 |
55 |
18 |
246 |
62 |
0,2 |
13-14 (n=78) |
41 |
9 |
44 |
14 |
47 |
16 |
51 |
48 |
177 |
41 |
0,2 |
15-16 (n=77) |
38 |
10 |
38 |
14 |
42 |
15 |
42 |
15 |
159 |
48 |
0,1 |
17-18 (n=89) |
35 |
7 |
36 |
9 |
38 |
10 |
39 |
14 |
148 |
31 |
0,1 |
М – среднее значение,
d - стандартное отклонение.
2. Возможен иной вариант обработки. Он состоит в том, что суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, а затем интерпретируется шкальная оценка. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводиться с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания (см. методику «Корректурная проба»).
Интерпретация шкальной оценки проводится традиционно:
ШО |
Характеристика объема внимания |
0-3 |
Низкий |
4-7 |
Ниже среднего |
8-11 |
Средний |
12-15 |
Выше среднего |
16-19 |
Высокий |
Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку
ШО |
Объем внимания младших школьников |
Объем внимания взрослых |
ШО |
Объем внимания младших школьников |
Объем внимания взрослых |
19 |
<115 |
<113 |
9 |
215 – 235 |
- |
18 |
- |
- |
8 |
235 – 265 |
183 – 203 |
17 |
115 – 125 |
- |
7 |
265 – 295 |
203 – 213 |
16 |
125 – 135 |
113 – 123 |
6 |
295 – 335 |
213 – 243 |
15 |
135 – 145 |
- |
5 |
335 – 375 |
243 – 263 |
14 |
145 – 155 |
123 – 143 |
4 |
375 – 405 |
263 – 283 |
13 |
155 – 165 |
- |
3 |
405 – 455 |
283 – 293 |
12 |
165 – 175 |
143 – 163 |
2 |
- |
- |
11 |
175 – 195 |
- |
1 |
- |
- |
10 |
195 – 215 |
163 - 183 |
0 |
>455 |
>293 |
Вывод
В выводе указывается на соответствие или на несоответствие объема внимания испытуемого возрастной норме.