Учись Учиться

Педагогика
Психодиагностика
02 February 2011

Методика «Объем внимания» (по Шульте)

User Rating: 4 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Методика «Объем внимания» (по Шульте)
  • психодиакностика

 

6. Методика «Объем внимания» (по Шульте)

Цель

Определение объема динамического внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.

Оборудование

Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.

Образцы таблиц

14

18

7

24

21

22

25

7

21

11

21

12

7

1

20

22

1

10

9

6

6

2

10

3

23

6

15

17

3

18

16

5

8

20

11

17

12

16

5

18

19

4

8

25

13

23

2

25

3

15

1

15

20

9

24

24

2

22

10

5

19

13

17

12

4

19

13

4

14

8

9

14

11

23

16

№ 1

№ 2

№ 3

9

5

11

23

20

5

14

12

23

2

14

25

17

1

6

16

25

7

24

13

3

21

7

19

13

11

3

20

4

18

18

12

24

16

4

8

10

19

22

1

8

15

2

10

22

21

15

9

17

6

№ 4

№ 5

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»

Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

Образец протокола

№ таблицы

Время поиска цифр (сек.)

Ошибки

2

3

4

5

Сумма

Обработка результатов

1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

Стандартизация методики проведена на учащихся школ г.  Кирова в 1999 – 2000 годах. Объем выборки - 514 испытуемых. Результаты представлены в таблице возрастных норм.

Возраст испытуемых

t2

t3

t4

t5

Σ t

Ошибки

М

δ

М

δ

М

δ

М

δ

М

δ

7-8 (n=95)

94

41

98

49

104

51

109

53

405

178

0,8

9-10 (100)

59

19

62

24

68

25

69

26

257

82

0,2

11-12 (n=75)

51

17

52

19

56

17

55

18

246

62

0,2

13-14 (n=78)

41

9

44

14

47

16

51

48

177

41

0,2

15-16 (n=77)

38

10

38

14

42

15

42

15

159

48

0,1

17-18 (n=89)

35

7

36

9

38

10

39

14

148

31

0,1

М – среднее значение,

d -  стандартное отклонение.

2. Возможен иной вариант обработки. Он состоит в том, что суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, а затем интерпретируется шкальная оценка. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводиться с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания (см. методику «Корректурная проба»).

Интерпретация шкальной оценки проводится традиционно:

ШО

Характеристика объема внимания

0-3

Низкий

4-7

Ниже среднего

8-11

Средний

12-15

Выше среднего

16-19

Высокий

Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку

ШО

Объем внимания младших школьников

Объем внимания взрослых

ШО

Объем внимания младших школьников

Объем внимания взрослых

19

<115

<113

9

215 – 235

-

18

-

-

8

235 – 265

183 – 203

17

115 – 125

-

7

265 – 295

203 – 213

16

125 – 135

113 – 123

6

295 – 335

213 – 243

15

135 – 145

-

5

335 – 375

243 – 263

14

145 – 155

123 – 143

4

375 – 405

263 – 283

13

155 – 165

-

3

405 – 455

283 – 293

12

165 – 175

143 – 163

2

-

-

11

175 – 195

-

1

-

-

10

195 – 215

163 - 183

0

>455

>293

Вывод

В выводе указывается на соответствие или на несоответствие объема внимания испытуемого возрастной норме.

    Tags:
  • Методика «Объем внимания» (по Шульте)
  • психодиакностика
Rating:
( 6 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Путь в науку. Учебно-методическое пособие 29 October 2011
Экологический закон. Глобальные проблемы человечества 05 April 2012
Удивительные превращения капустной белянки 29 October 2011
Методический анализ темы «Вспомогательные алгоритмы» 08 May 2011
Влияние факторов перинатального анамнеза на физическое развитие первоклассников 29 October 2011
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО СПОРАМ ЧАСТНОПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА 25 March 2012
Некоторые подходы к определению самооценки и её природы в научных исследованиях 15 February 2012
Исследование характеристик тканеимитирующих материалов для УЗИ сканеров 27 October 2013
Механизм функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции 10 May 2012
Урок химии в 10 классе, Тема: "Бензол" 12 January 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Памятники природы города Кирова 03 March 2012
ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОГО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ОСТРЫМИ РЕСПИРАТОРНЫМИ ВИРУСНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ 29 October 2011
Анализ урока "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" 09 January 2011
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КРУЖКА 05 March 2012
Структура управления развитием организации 11 January 2011
Информация и общество. Проблема информатизации обществ 09 January 2011
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА КИРОВА 29 October 2011
Путь в науку. Учебно-методическое пособие 29 October 2011
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 13 January 2011
Методический анализ темы «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ» 08 May 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока