Учись Учиться

Статья
Школьное образование
25 February 2012

Методика «Парные ассоциации»

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • Методика
  • Парные ассоциации
  • метод парные ассоциаций
  • Возрастной диапазон применения
  • младшего школьного возраста
  • Процедура обследования
  • количество правильно воспроизведенных слов

Методика «Парные ассоциации»

В основе методики лежит метод парные ассоциаций, предложенный В.П. Зинченко.

Цель:

1.     Определить объем продуктивности смысловой памяти, основанной на применении словесных опор.

2.     Сравнительное изучение эффективности различных видов ассоциаций при запоминании.

Возрастной диапазон применения – с младшего школьного возраста.

Оборудование: 3 ряда по 15пар слов. В первом ряду связь в парах поверхностно-звуковая: слова начинаются с одной и той же буквы. Во втором ряду между словами в парах связь конкретная смысловая, в третьем ряду – понятийная смысловая. Примерные варианты наборов слов:

1.Связь внешняя (слова начинаются с одной и той же буквы):


1.     Кран – книга

2.     Спичка – собака

3.     Дырка – дерево

4.     Пустыня – посуда

5.     Соль – сахар

6.     Новость – носки

7.     Кожа – капуста

8.     Воротник – встреча

9.     Лягушка – линия

10.           Обида – одуванчик

11.           Листопад – лицо

12.           Санки -справедливость

13.           Ключ – клапан

14.           Перо – поступок

15.           Гиря голос


2.Связь конкретно-смысловая.


1.     Вода – стакан

2.     Лужа – грязный

3.     Зима – коньки

4.     Кисель- варить

5.     Бабушка – очки

6.     Медуза – море

7.     Город – улица

8.     Лопата – снег

9.     Веселый – цирк

10.           Кровать – больной

11.           Утро – петух

12.           Чайник – обед

13.           Разбить – ваза

14.           Ванна – полотенце

15.           Лес – ландыш.


3.Понятийно смысловая связь


1.     Часы – календарь

2.     Дерево – дуб

3.     Почта – связь

4.     Головастик – ципленок

5.     Фундамент – крыша

6.     Транспорт – велосипед

7.     Музей – библиотека

8.     Сарафан – одежда

9.     Хор – балерина

10.           Шашки – игра

11.           Пассажир – покупатель

12.           Размер – длинна

13.           Нора – гнездо

14.           Испуганный – радостный

15.           Ходьба – движение.


Процедура обследования.

Эксперимент может проводится индивидуально и с группой. Исследование включает в себя 3 серии. Все три серии могут быть проведены без большого перерыва, одна за другой либо в разные дни. Предпочтительнее вариант когда только одна серия проводится в день.

Все три процедуры проведения однотипны. Испытуемому зачитываются  слова с интервалом в 3 секунды между парами. Испытуемому дают задание: в каждой паре запомнить только второе слово, а первое слово нужно использовать как средство для запоминания второго. Через 5 секунд после чтения всех 15 пар слов приступают к воспроизведению. Для этого экспериментатор называет только первые слова в каждой паре, причем слова зачитываются в новой, случайной последовательности, с интервалом в 5-6 секунд (если испытуемый воспроизводит слова вслух при индивидуальном исследовании) или около 10 секунд (если воспроизведение письменное при коллективном обследовании).

По окончании каждой серии желательно побеседовать с испытуемым о том, как он запоминал слова, какие способы применял, какие связи устанавливал.

Обработка результатов.

1.     В каждой серии подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибок.

2.     Составить свободную таблицу результатов воспроизведения во всех трех сериях.

№ серии

Количество воспроизведении

правильных

неправильных

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

Интерпретация результатов и выводы.

1.     Количество правильных воспроизведении в 1 серии – показатель объема механической памяти, аналогичные показатели во 2 и 3 серии характеризуют объем смысловой памяти (конкретно-смысловой и понятийно-смысловой).

2.     Сопоставляя результаты одного испытуемого по 3 сериям, можно сделать вывод о том, какой вид памяти у него развит лучше.

3.     Сопоставляя результаты испытуемого со средне групповыми для данного возраста по всем трем сериям отдельно, можно сделать вывод о соответствии (несоответствии) объема механической памяти возрастной норме.

 

    Tags:
  • Методика
  • Парные ассоциации
  • метод парные ассоциаций
  • Возрастной диапазон применения
  • младшего школьного возраста
  • Процедура обследования
  • количество правильно воспроизведенных слов
Rating:
( 3 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА СУПРУГОВ 05 April 2012
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ 26 February 2012
Комплексная подготовка специалистов в высшей школе 12 January 2011
Тест Отечественная история 29 October 2011
ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 29 October 2011
Этапы решения задач на компьютере. Информационная модель. 28 February 2012
ВЛИЯНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 13 March 2012
Путь в науку. Учебно-методическое пособие 29 October 2011
ИЗУЧЕНИЕ СОМАТИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Г. КИРОВА: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА 24 September 2011
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО СПОРАМ ЧАСТНОПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА 25 March 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 29 October 2011
Ключевые проблемы питания в школах 07 April 2012
Тема 7. Вопрос 2. Земли энергетики 02 March 2011
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ПО АЭРОТЕХНОГЕННОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ РАЙОНАХ ГОРОДА 29 October 2011
Циклы наблюдений 05 March 2012
Влияние факторов перинатального анамнеза на физическое развитие первоклассников 29 October 2011
Источники формирования теории и методики обучения экологии 04 March 2012
ГВОЗДИКА БОРБАША 26 March 2012
Политика Малайзии 21 February 2012
Корректурная проба 02 February 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока