Методика «Парные ассоциации»
В основе методики лежит метод парные ассоциаций, предложенный В.П. Зинченко.
Цель:
1. Определить объем продуктивности смысловой памяти, основанной на применении словесных опор.
2. Сравнительное изучение эффективности различных видов ассоциаций при запоминании.
Возрастной диапазон применения – с младшего школьного возраста.
Оборудование: 3 ряда по 15пар слов. В первом ряду связь в парах поверхностно-звуковая: слова начинаются с одной и той же буквы. Во втором ряду между словами в парах связь конкретная смысловая, в третьем ряду – понятийная смысловая. Примерные варианты наборов слов:
1.Связь внешняя (слова начинаются с одной и той же буквы):
1. Кран – книга
2. Спичка – собака
3. Дырка – дерево
4. Пустыня – посуда
5. Соль – сахар
6. Новость – носки
7. Кожа – капуста
8. Воротник – встреча
9. Лягушка – линия
10. Обида – одуванчик
11. Листопад – лицо
12. Санки -справедливость
13. Ключ – клапан
14. Перо – поступок
15. Гиря голос
2.Связь конкретно-смысловая.
1. Вода – стакан
2. Лужа – грязный
3. Зима – коньки
4. Кисель- варить
5. Бабушка – очки
6. Медуза – море
7. Город – улица
8. Лопата – снег
9. Веселый – цирк
10. Кровать – больной
11. Утро – петух
12. Чайник – обед
13. Разбить – ваза
14. Ванна – полотенце
15. Лес – ландыш.
3.Понятийно смысловая связь
1. Часы – календарь
2. Дерево – дуб
3. Почта – связь
4. Головастик – ципленок
5. Фундамент – крыша
6. Транспорт – велосипед
7. Музей – библиотека
8. Сарафан – одежда
9. Хор – балерина
10. Шашки – игра
11. Пассажир – покупатель
12. Размер – длинна
13. Нора – гнездо
14. Испуганный – радостный
15. Ходьба – движение.
Процедура обследования.
Эксперимент может проводится индивидуально и с группой. Исследование включает в себя 3 серии. Все три серии могут быть проведены без большого перерыва, одна за другой либо в разные дни. Предпочтительнее вариант когда только одна серия проводится в день.
Все три процедуры проведения однотипны. Испытуемому зачитываются слова с интервалом в 3 секунды между парами. Испытуемому дают задание: в каждой паре запомнить только второе слово, а первое слово нужно использовать как средство для запоминания второго. Через 5 секунд после чтения всех 15 пар слов приступают к воспроизведению. Для этого экспериментатор называет только первые слова в каждой паре, причем слова зачитываются в новой, случайной последовательности, с интервалом в 5-6 секунд (если испытуемый воспроизводит слова вслух при индивидуальном исследовании) или около 10 секунд (если воспроизведение письменное при коллективном обследовании).
По окончании каждой серии желательно побеседовать с испытуемым о том, как он запоминал слова, какие способы применял, какие связи устанавливал.
Обработка результатов.
1. В каждой серии подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибок.
2. Составить свободную таблицу результатов воспроизведения во всех трех сериях.
№ серии |
Количество воспроизведении |
|
правильных |
неправильных |
|
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Интерпретация результатов и выводы.
1. Количество правильных воспроизведении в 1 серии – показатель объема механической памяти, аналогичные показатели во 2 и 3 серии характеризуют объем смысловой памяти (конкретно-смысловой и понятийно-смысловой).
2. Сопоставляя результаты одного испытуемого по 3 сериям, можно сделать вывод о том, какой вид памяти у него развит лучше.
3. Сопоставляя результаты испытуемого со средне групповыми для данного возраста по всем трем сериям отдельно, можно сделать вывод о соответствии (несоответствии) объема механической памяти возрастной норме.