Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра дидактики физики и математики
Доклад
Усова. Особенности управления познавательной деятельностью..
Выполнил
студент 1 курса
Кислицын Николай Сергеевич
КИРОВ
2010
Усова. Особенности управления познавательной деятельностью.
Прежде чем начать рассматривать особенности управления познавательной деятельностью, необходимо разобраться, что же такое познавательная деятельность. Это деятельность человека направленная на самостоятельное приобретение знаний. Успешность этой деятельности зависит от умений человека, а точнее от познавательных умений. Еще умения бывают практические, организационные, самоконтроля и оценочные. А все вместе эти умения входят группу учебных умений, где их главное отличие друг от друга состоит только в виде учебной деятельности. Посмотрите разделение учебных умений в приложении на рис.1.
Среди всех этих умений, как считает Усова, первостепенное значение имеют именно познавательные умения. Это связано в первую очередь с повышенной учебной нагрузкой на ученика, из-за возрастающего объема знаний, который является следствием научно-технического прогресса. Необходимо трезво относится к сложившейся ситуации и понять, что весь объем необходимых знаний дать ученику просто невозможно. Выход: необходимо научить находить знания самостоятельно, и работать с ними, т.е. развить в учениках познавательные умения.
К познавательным умениям Усова относит:
1. умение работать с учебником и дополнительной литературой
2. умение наблюдать
3. владение техникой эксперимента.
По современным основам, все виды деятельности имеют структуру, т.е. состоит из действий и операции. Психологи считают, что операция это способ осуществления действия.
Поговорим о действиях. Важнейшей частью психологического механизма действия является ориентировочная основа (ООД). Различают три типа ориентировки в заданиях.
1. Ориентировочную основу первого типа, т.е. когда ученикам не дается никаких указаний, как выполнять задание. И они сами методом проб и ошибок ищут пути выполнения. В результате, как показывает практика, действия, с помощью которых решено задание остаются не устойчивыми при изменении условий и почти не дает эффекта при переносе на новые задания.
2. Ориентировочная основа второго типа. Ученикам даются не только образцы действий, но и все указания на то, как правильно выполнять их с новым заданием. В итоге действия остаются устойчивыми к изменению условий и переносятся на новые задания. Однако перенос ограничен наличием в составе новых заданий элементов, идентичных элементам уже освоенных заданий.
3. ООД третьего типа. Учитель должен создать такие условия, при которых побуждается самостоятельно составлять ООД. Для этого нужно научить учеников выделять в предложенном материале такие существенные свойства и отношения, которые могли бы служить ориентирами, опорными точками для выполнения любого частного задания данной области. Надо вооружить пониманием общего принципа построения изучаемого материала, и такими приемами анализа, которые позволили бы обнаружить эти принципы. Таким образом, обучаемый должен составить ООД сам.
Практика показала, что, несмотря на то, что обучение третьему типу намного сложнее и требует намного больше времени, зато последующие задания выполняются сразу правильно и вполне самостоятельно. Проведенные Усовой и её коллегами экспериментальное исследование показало, что рассмотренные типы обучения могут быть использованы при формировании более сложных интеллектуальных умений и навыков, в частности при формировании умения самостоятельно работать с литературой, вести наблюдения и ставить опыты.
Для успешного формирования умения необходимо, прежде всего, самому учителю провести анализ структуры действия, четко представить, из каких элементов (операций) складывается его выполнение.
Вычленив отдельные элементы в структуре действия, необходимо определить наиболее целесообразную последовательность их исполнения и наметить систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, а затем организовывать их выполнение.
На основе этой работы можно формировать умения выполнять более сложные действия, что осуществляется специально подобранными для этой цели задачами.
При обучении по третьему типу выделяют этапы:
1. осознание учащимися значения овладения умениями выполнять данное действие (мотивационная основа действия);
2. определение цели действия;
3. уяснение научных основ действия;
4. определение основных структурных компонентов действия, общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выполняют роль опорных пунктов действия);
5. определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается действие, т.е. построение модели (алгоритма) действия (пути коллективных или самостоятельных поисков);
6. организация наибольшего количества упражнений, в которых действия подлежат контролю со стороны учителя;
7. обучение учащихся методам самоконтроля;
8. организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие, если условия меняются;
9. использование определенного умения при выполнении действия для овладения новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности.
В результате выполнения этих этапов учителем обеспечивается развитее у учащихся более высокого уровня самостоятельности и творческого подхода к выполнению учебных заданий. Познакомившись с обобщенными планами действий на каком-нибудь уроке, например физике, учащиеся с легкостью смогут их перенести на другой предмет. Следствием этого является более глубокое и прочное усвоение знаний при меньших затратах времени, умственных и физических усилий учащихся. При этом создаются существенные условия существенного изменения содержания домашней работы учащихся. Механическое зазубривание учебника вытесняется анализом текста, выделением в нем главного, существенного. Создается также условие для организации домашних опытов и наблюдений, работы с научно популярной литературой.
Источник: Усова А.В. «Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики» - М.: Просвещение, 1988.- 112 с.
Приложение.