ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
I. В решении проблем взаимодействия природы и общества важную роль играет формирование экологической культуры, экологического мировоззрения.
Младший школьный возраст является периодом накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Поэтому необходимо учитывать высокий познавательный интерес детей младшего школьного возраста к своему ближайшему природному и социальному окружению, их особую чувствительность к различным воздействиям окружающей среды, а также психофизические особенности детей данного возраста: преобладание у них наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, доминирование предметно- чувственной деятельности.
Осуществлять экологическое образование в начальной школе возможно через предметы естественного цикла: природоведение, естествознание, окружающий мир. Эти предметы решают две основные задачи:
1. Пропедевтическая. Задача раннего формирования естественнонаучных представлений и понятий. На уроках учащиеся знакомятся со многими понятиями, которые используются в предметах естественного цикла в среднем звене, выявляют некоторые закономерности окружающего мира. Дети подготавливаются к восприятию и пониманию диалектики.
2. Мотивационная. Предметы, несущие экологическую направленность, вводят учащихся в окружающий мир, открывают им на описательном уровне разные стороны мира, побуждают к формированию собственного видения этого мира, целостной картины природы. Тем самым активизируется любознательность школьников, инициируется интерес к изучению природы, выявлению взаимосвязей между человеком и природой. Уроки природоведения предлагают постановку перед учащимися множества вопросов, побуждающих к самостоятельному поиску ответов, дающих возможность детям ощутить себя первооткрывателями.
Занимаясь экологическим образованием детей, необходимо в первую очередь разбудить и развить чувства ребенка, а затем ввести знания и чувства в конструкцию личности. И тогда маленький человек никогда не сломает ветку дерева — не потому, что это кто-то увидит, а потому, что ощутит внутренний нравственный и эмоциональный запрет. Воспитательный процесс длительный и непрерывный, поэтому бессмысленно изучать предмет «Экология» с пятого или, скажем, с девятого класса общеобразовательной школы. Начинать процесс экологического образования надо очень рано, задолго до наступления школьного возраста.
II. Основные компоненты содержания экологического образования в начальной школе.
1. Научно-познавательный. Раскрывает свойства предметов, их многообразие, связи между ними; проблемы окружающей среды, представления о научной картине мира.
Понимание целостности природы возможно, если:
- рассматривать все изучаемые природные объекты (растения, животных, человека) и явления (жизнь, сезонность и т.д.), используя системный подход. Он дает возможность понимать объект как систему, т.е. как совокупность элементов, взаимосвязанных между собой. Например, дерево представляет собой образец динамической системы. Между его элементами (корнями, стеблями, листьями и т.д.) осуществляются сложные взаимодействия, которые приводят к образованию новых систем, новых типов взаимосвязей, что будет отличать эту систему от других. В то же время эта система сама является подсистемой более широкой системы «растение»;
- выделять все существенные связи между объектами и явлениями живой и неживой природы;
- изучать природные объекты как изменяющиеся и развивающиеся.
2. Ценностный. Раскрывает многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
Типичным недостатком практики начальной школы является недооценка чувственно-эмоционального восприятия природы. Только при условии взаимосвязи знаний и чувств у детей формируется положительное отношение к природе. Нередко у детей начальной школы имеется запас знаний о природе и ее представителях, о нормах поведения в природе, но воспользоваться ими они не могут. Личностное отношение к природе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Экспериментальная проверка некоторых школ показала, что совершенно отсутствуют ответы детей, показывающие природу как источник красоты, наслаждения, отдыха. Их знания отражают только материальную значимость природы, а поэтому необходимость ее охраны они обосновывают с практических позиций, позиций пользы, которую она приносит людям. Такой однозначный подход неправомерен. Он является причиной потребительского отношения к природе. Бедность чувств и недостаток знаний, отсутствие взаимосвязи между ними сказываются на поведении детей в природе.
При знакомстве с природой, окружающим миром необходим комплексный, целостный подход к ее изучению. В учебный материал необходимо включать элементы экологических связей, отражающих единство природы, связи живой и неживой природы, единство организма и среды обитания, приспособленность к условиям существования, пищевые связи, деятельность человека в сельском хозяйстве в связи с погодными условиями. При этом важно показывать не только экономическую и гигиеническую ценность природы, но и эмоционально-эстетическую.
3. Нормативный. Раскрывает правила поведения человека и его деятельности в природе и социальном окружении. Только при условии понимания и осознания того, что человек делает в природе и социальной среде, будут закладываться основы экологической культуры. Экологическое образование предполагает гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на передний план моральных (а не потребительских) ценностей, духовное развитие личности. Начальная школа имеет все возможности единения естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования. Представление ребенка о своем месте в мире должно проявиться в понимании того, что человек есть часть природы и часть общества. Он не может существовать вне природы и вне общества.
В современных условиях гуманистический смысл начального образования, построенного на основе интегрирования, заключается в том, чтобы дать младшему школьнику целостное, емкое и яркое представление об окружающей природной и социальной реальности, о взаимосвязи явлений, взаимодействии людей; направить его по пути определения личностной позиции в мире.
Нормативные аспекты содержания экологического воспитания детей предполагают овладение нормами и правилами экологического характера. Детям по силам овладение правилами общения с объектами природы, а также запретами и ограничениями. Основное правило — не причинять вреда живому: не нарушать его целостности, не нарушать условий его жизни, оказывать помощь и т.д.
Дети должны знать и запреты экологического воспитания — не засорять, не загрязнять территорию, не шуметь в лесу и т.п. Так ребенок будет постепенно овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.
4. Практически-деятелъностный. Критерием и условием эффективности экологического воспитания признается не только глубина и прочность знаний о природе, взаимодействии человека с природой, но и потребность действия и реальный вклад ребенка в улучшение состояния окружающей среды. Поэтому необходима и важна практическая, экологически ориентированная деятельность детей. Характерным показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание и умение детей принимать активное участие по уходу за ними (в уголке природы, на пришкольном участке, в огороде, саду). У детей необходимо воспитывать трудолюбие, самостоятельность, потребность трудиться. Только в этом случае труд станет средством экологического воспитания. Дети должны сами определять и понимать необходимость того или иного труда; самостоятельные дела и поступки детей — это уже ростки, начало складывающейся экологической культуры. Труд в природе должен быть насыщен физическими, интеллектуальными, этическими и эстетическими усилиями, направленными на получение полезного, правильного, красивого результата. Эффект трудового усилия проявляется не сразу, а через длительное время и, следовательно, этот труд является для ребенка бескорыстным.
В процессе труда дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животного от труда человека. Интерес к живому принимает при этом стойкие формы, превращается в привязанность и своего рода дружбу. Все это делает ребенка добрее, отзывчивее.
III. В экологическом воспитании и образовании младших школьников нельзя ограничиваться только обновлением его содержания. Экологическое воспитание надо осуществлять такими методами, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе, связях человека с природой и результатах его деятельности в ближайшем природном окружении. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы ребенок из постороннего наблюдателя превратился в участника всех природных процессов.
Необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, понимания неразрывности с ней. Эта воспитательная задача более трудная, чем отработка теоретических программ. Отсюда следует, что ведущими формами и методами в познании мира ребенком должны стать экскурсии и прогулки в природу, исследовательская и экспериментальная работа, наблюдения в природе. В окружающем мире дети ищут причинно-следственные зависимости, описывают их.
На таких занятиях развиваются умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, задавать вопросы и выдвигать версии-ответы; дети учатся видеть необычное в привычном, развивают образное художественное видение, чувственно познают мир. На этой основе появляется возможность помочь ребенку содержательно общаться и взаимодействовать с окружающим миром: с миром вещей, науки, искусства, с природой, сверстниками, с самим собой.
Экологический проект.
Одним из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду, является экологический проект. Метод проектов в начальной школе способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды. Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких этапов:
1. Составление плана.
2. Выполнение данного проекта:
a. сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учениками;
b. группировка материала и установление общих положений;
c. применение полученных знаний на практике.
3. Подведение итогов проведенной работы, коллективное обсуждение, оценка и составление отчета о ней.
В начальной школе могут практиковаться как кратковременные, простые проекты, так и длительные проекты или программы. Например, проект «Строим город Экоград» представляет собой длительную игру-программу экологического воспитания младших школьников, акцентирующую внимание на социальной среде, экологии города. Или другой проект «Школа добрых волшебников» ставит своей целью воспитание экологической культуры детей начальной школы. Проект «Экомир моей семьи» рассматривается как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании детей и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей.
Экологические задачи.
Экологические знания составляют научную основу охраны и преобразования природы. Обучение на уроке должно быть направлено не на заучивание знаний о явлениях и предметах природы, а на осмысление детьми того, как протекает жизнь. Наиболее эффективным средством, обеспечивающим творческий уровень применения экологических знаний, являются экологические задачи. Их можно использовать, работая по всем существующим программам.
Все вокруг подчиняется определенным законам природы. И простой «житейский» вопрос уже можно считать экологической задачей. Например, дети часто наблюдают после дождя массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Все в природе имеет свои причины и следствия. Второе дети наблюдают, а вот в причинах им следует разобраться.
Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. При изучении природных сообществ в теме «Растения и животные луга» можно предложить детям такую ситуацию: «Что будет с природным сообществом, если разорить на лугу гнезда шмелей? » При решении задачи дети знакомятся с одним из основных «законов» экологии — «Все связано со всем», раскрывающим связь процессов и явлений в природе. Если нарушить одно из звеньев сложной экологической цепи, то это приведет к гибели всех живых компонентов экосистемы. В лучшем случае произойдет смена сообщества, т.к. при исчезновении шмелей исчезнут опыляемые ими растения, уменьшится количество трав, насекомых и птиц, других животных. Вместо них появятся другие.
Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по теме, так и независимо от темы урока. В любом случае они будут активизировать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, отчего появятся творчество и инициатива, повысится эмоциональный фон урока.
Игра.
Залогом успешного экологического воспитания младших школьников становится создание на уроке атмосферы, способствующей развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции — могучий стимул человеческой деятельности. В младшем школьном возрасте такой деятельностью, безусловно, является игра.
Экологические игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление.
Играя, ребенок всегда стремится вперед. Его подсознание, разум и фантазия работают синхронно, постоянно участвуя в осмыслении и отражении окружающего мира. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры — это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих идеалов.
В процессе игры школьники учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи, уточняют, закрепляют и обобщают полученные ранее знания, расширяют кругозор.
Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость и отзывчивость, доверчивость, интерес к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному выполнению задач экологического воспитания и образования.
Но какие бы формы и методы обучения ни использовал учитель в своей работе, ему важно понять, что экология сегодня не должна рассматриваться как чисто биологическая наука. Междисциплинарность состава знаний предполагает включение экологического содержания в целостный педагогический процесс установления связей между разными знаниями программ и разными видами деятельности. Этот принцип предполагает согласованное единство элементов экологического содержания в структуре отдельных программ (русский язык, литература, ИЗО, музыка и др.), направленное на развитие познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного аспектов формирующегося отношения детей к природе.