Воспитание культуры речевого общения у детей 5-6 лет посредством словесных игр и упражнений
Оглавление Введение 4 Глава 1. Теоретические основы проблемы 6 1.1. Сущность культуры речевого общения детей 5-6 лет 6 1.2. Методика воспитании культуры речевого общения детей 5-6 лет 9 1.3. Возможность словесных игр и упражнений в воспитании культуры речевого общения детей 5-6 лет 13 Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий воспитания культуры речевого общения детей 5-6 лет в дошкольном учреждении 16 2.1. Методики по выявление уровня культуры речевого общения детей 5-6 лет и педагогов 16 2.2. Воспитание культуры речевого общения детей 5-6 лет посредством словесных игр и упражнений 21 2.3. Реализация педагогических условий воспитания культуры речевого общения в детском саду 21 Заключение 22 Список литературы 23 Приложение 25 Введение По тому, что говорит человек, можно судить о его культуре, а также при анализе речи людей можно выявить уровень овладения нормами словесного общения. Культура, по мнению М. Н. Ночевник выступает как предмет общения, поэтому наполняет его ценностным содержанием. Проблема общения многогранна и имеет нравственную сущность, предлагает дифференцированный подход к пониманию общения и культуры общения. Проблемой общения детей с взрослыми и сверстниками занимались Г. П. Лаврентьева, Р. С. Буре, Л. Ф. Островская, М. И. Лисина, Л. В. Чернецкая, М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова и другие. Из названных исследователей рассматривали аспект культуры общения Г. П. Лаврентьева, М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова, Л. Ф. Островская, С. В. Петерина, М. С. Сазанова и другие. Каждый из названных авторов приводит свое определение культуры речевого общения, не совпадающие между собой. Поэтому данное определение с нашей стороны должно быть уточнено на основе уже имеющихся. М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова, А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова подчеркивают в своих работах трудности овладения дошкольниками культурой речевого общения, из-за неумения налаживать контакт друг с другом. Средством объединения детей группы между собой является игра. В ней ребенок может устанавливать контакты, налаживать их и накапливает опыт общения. В игре дети усваивают мораль общества. Проблемой детских игр занимались С. Н. Карпова, Л. Г. Лисюк, П. А. Рудик, Д. В. Меджерицкая, Е. Д. Татищева, А. П. Усова, М. Б. Мчедлидзе и другие. Проблемой словесных игр и упражнений, как вид дидактических, занимался М. Б. Мчедлидзе. По его мнению, словесные игры и упражнения отвечают задачам развития речевого общения дошкольников и являются средством формирования навыков совместного взаимодействия детей. Также такие игры доступны, не требуют специального наглядного материала. Словесные игры и упражнения не выдвигают высокие требования к умению ребенка взаимодействовать с товарищами, преследуют своей целью налаживание взаимодействия дошкольников, что относиться к положительным особенностям этого вида игр. Проблема с одной стороны кажется исследованной, но из-за того, что много авторов обращалось к ней, она требует теоретического осмысления и разработки серии игр, направленных на ее решение. Проблема: каковы педагогические условия воспитания культуры речевого общения у детей 5-6 лет посредством словесных игр и упражнений. Цель: выявить педагогические условия воспитания культуры речевого общения у детей 5-6 лет посредством словесных игр и упражнений Объект: процесс воспитания культуры речевого общения. Предмет: педагогические условия воспитания культуры речевого общения у детей 5-6 лет посредством словесных игр и упражнений. Гипотеза: Наиболее эффективными педагогическими условиями воспитания культуры речевого общения у детей 5-6 лет являются: 1. 2. Задачи: 1. Уточнить понятие «культура речевого общения дошкольников». 2. Подобрать и апробировать серию словесных игр и упражнений, способствующих повышению культуры речевого общения детей 5-6 лет. Методы: 1) анализ специальной и научно-методической литературы по проблеме воспитания культуры речевого общения; 2) беседа с детьми; 3) наблюдение за педагогическим процессом в группе; 4) тестирование для педагога; 5) эксперимент; 6) методы математической обработки данных. Теоретическая значимость: уточнено понятие «культура речевого общения дошкольников». Практическая значимость: подобрана и апробирована серия игр, направленных на решение проблемы воспитания культуры речевого общения у детей 5-6 лет. Глава 1. Теоретические основы проблемы 1.1. Сущность культуры речевого общения детей 5-6 лет О высоком культурном уровне общения говорит стремление человека обмениваться культурными ценностями с другими людьми, способность улавливать тонкие интимные оттенки человеческого настроения, самочувствия окружающих людей, с которыми он входит в контакт отмечает М. Н. Ночевник. «Культура проявляется в том, что человек управляет своими эмоциями, сдерживает и изживает отрицательные черты характера, не переносит свое настроение на окружающих» [12, 95]. То есть, культура общения предполагает умение владеть собственными эмоциями по отношению к окружающим, отсутствие переноса отрицательных эмоций на собеседников. Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета, то есть «совокупности правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям» [18, 219]. Оба вышеприведенных определения рассматривают культуру речевого общения как часть культуры поведения, не отражая речевые проявления людей. Культура речевого общения – «умение грамотно, ясно, красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [14, 31]. Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач. [10]. Е. Ю. Малахова и Л. Ф. Островская раскрывают вербальную сторону понятия «культура речевого общения», которая предполагает отношение человека к собеседнику, соблюдение норм языка, культуру его поведения. Поэтому данные определения более объемные и полные. Все раскрытые выше определения свидетельствуют о нравственной воспитанности личности, внешней доброжелательности, соблюдении речевых норм человека обладающего культурой речевого общения, но рассматривают ее с какой-то одной стороны, поэтому требуют уточнения. Таким образом, культура речевого общения – это совокупность качеств, сложившихся в процессе воспитания, включающие чувство такта, выдержанность, уважительное отношение к собеседнику, а также предполагающее соблюдение речевого этикета. Речевой этикет основывается на соблюдении правил речи, отмечает М. С. Сазанова, то есть культура речевого общения предполагает соблюдение правил речи, поэтому ее воспитание - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанный человек чувствует как вести разговор в зависимости от обстановки, от сложившейся ситуации, степени знакомства и даже личностных качеств собеседника – выделяет Л. Ф. Островская. Все это требует опыта, знаний и умений. Ребенку старшего дошкольного возраста не всегда доступно соблюдение культуры речевого общения из-за отсутствия достаточного опыта. Поэтому понятие культура речевого общения видоизменено С. В. Петериной, которая пишет, что «культура речевого общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанными на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, общественных местах» [15, 35]. О. Клименкова дополняет определение, данное С. В. Петериной, «формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения дошкольника [4, 7]. Итак, культура общения дошкольника – совокупность качеств дошкольника, включающая внимание к собеседнику, проявление вежливости, желание понять его, умение владеть собственными чувствами и эмоциями, не перенося отрицательные на собеседника. М. С. Сазанова выделяет правила красивой беседы (правила речи) для дошкольников (Приложение 1). Среди важнейших качеств вежливости автор выделяет вежливость, корректность, сдержанность, внимательность, спокойствие и другие. Выше было отмечено, что особенности культуры речевого общения своеобразны, отличаются от особенностей взрослых людей. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выделили особенности культуры речевого общения старших дошкольников: 1. Дети испытывают трудности, особенно при организации совместной деятельности, в процессе общения с взрослыми и сверстниками (М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова, А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова). Им трудно договориться друг с другом. 2. Подражательность речевого общения. Эффективность механизма подражания чрезмерно велика, особенно при восприятии детьми поступков взрослых, что определяет высокие требования к их речи. 3. Зависимость межличностных отношений от содержания, форм и способов общения воспитателя с детьми (Т.А.Репиной, Т.В.Антоновой, А. А. Рояк, Р. Б. Стеркиной, Р.А.Иванковой) рассматриваются социально-психологические особенности взаимоотношений и общения детей дошкольного возраста со сверстниками. 4. Высокий уровень притязаний (О. Г. Лопатин). Ребенок может в этом возрасте самостоятельно координировать взаимодействия и сотрудничать с ровесником. У детей 6 лет сверстник может выступать как помощником, так и препятствием для достижения цели общения в зависимости от установок, положительных отношений с детьми. 5. Произвольно-контекстная форма общением с взрослыми и кооперативно-соревновательный тип сотрудничества со сверстниками (Е. Е. Кравцова). Что говорит о произвольности общения. Оно не служит целям достижения практического результата или установления интимно-личностных отношений с взрослым, а направлено на изменение самого себя, на усвоение новых способов действия и произвольно регулируется в соответствии с поставленной задачей. Выделенные авторами особенности культуры речевого общения старших дошкольников свидетельствуют о произвольности, зависимости проявления культуры от условий развивающей среды, подражательности детей, что создает трудности в работе с данной возрастной группой. Итак, существуют разные точки зрения на определения понятия «культура речевого общения». Ряд авторов рассматривает ее как одно из правил поведения (С. Кон, М. Н. Ночевник), другие психологи и педагоги как составляющую речевых норм, правил (Л. Ф. Островская, Е. Ю. Малахова). Культура речевого общения – совокупность качеств (выдержанность, чувство такта, уважительное отношение к собеседнику), выражающееся в проявлении речевого этикета. Специфичность данного понятие для дошкольников заключается в упрощенности требований, предъявляемым к качествам дошкольников (вежливость, корректность, сдержанность, внимательность, спокойствие). Воспитание культуры речевого общения является актуальной проблемой развития детей старшего дошкольного возраста, так как их коммуникации характеризуются произвольностью, а поведение является подражательным и зависит от условий развивающей среды. Культура речевого общения не формируется сама по себе, а требует целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать уже в дошкольном детстве, поэтому рассмотрим методику воспитания культуры речевого общения у детей 5-6 лет. 1.2. Методика воспитания культуры речевого общения у детей 5-6 лет В. А. Сухомлинский большое значение придавал воспитательному воздействию на этику общения для детей, подростков и взрослых: «Воспитание и развитие таких чувств, как коллективизм, дружба, доброжелательность, уважение к внутреннему миру другого человека, приобретают все более общественный вес. Эмоциональное бескультурье к людям рождает эгоизм… Корни аморального поведения людей, которые не знают что такое эксплуатация человека человеком, в эмоциональном и моральном невежестве, которое соединяется с общей убогостью духовного мира». Выходом из сложившейся ситуации выступает необходимость обогащения опыта общения детей в процессе совместной деятельности, выполнение субъектами необходимых норм и правил в общении. Поэтому в качестве удачного процесса, при котором возможно воспитание культуры речевого общения, выступает игра, как наиболее увлекательный и интересный вид деятельности для дошкольника. На установление оптимального характера педагогического общения, считает Т.А.Репина, особое влияние оказывает «владение воспитателем различными способами общения - умением выражать в обращениях доброжелательность к детям, аргументировать свои требования и оценки, достаточно гибко использовать их» (1988, с. 193). М. С. Сазанова уверяет, что работа воспитателя должна быть направлена на обучение детей вести доброжелательную беседу спокойным тоном, побуждение соблюдение детьми правил культуры поведения в детском саду и общественных местах, выполнять их без напоминания и в отсутствии взрослых. «Нормы общения людей, определяющие характер общественного поведения, осваиваются детьми в процессе различных видов совместной деятельности. Сюда, прежде всего, относится игровая деятельность, в которой взаимоотношения детей отличаются особым многообразием» [1, 188]. То есть, именно в этот период можно начинать активную работу по формированию культуры речевого общения у дошкольников. По определению Л. С. Выготского, игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием новых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие [I964, т.4, с.348], т.e. образованием знаков. С точки зрения культурного развития ребенка, игра является главным трактом развития его символической, знаковой деятельности. На основе стимулов-средств (знаков) формируются в онтогенезе высшие психические функции, которые носят в зависимости от этого непрямой (опосредованный) характер и в функциональном отношении выполняют в поведении новую роль, осуществляя организованное приспособление к ситуации с предварительным овладением собственным поведением [Л. С. Выготский, 1984, т. 6]. Г. П. Лаврентьева тоже отмечает значимость игры: «Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, взаимопомощь, умение учитывать интересы общества, считаться с ними» [7, 31]. А. П. Усова придавала большое значение формированию взаимоотношений в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Она подчеркивала, что формы организации совместной деятельности определяет интенсивность общения. При этом вербальная коммуникация становится неотъемлемой частью игры, и реализуется она как на личностном, так и на ролевом уровнях. Все вышеизложенные мнения соответствуют действительности и раскрывают игру как важный вид деятельности дошкольников. Н. Б. Мчедлидзе предлагает следующую классификацию игр (общепринятая классификация) [11, 162]: 1) игры творческие и их разновидности: игры-драматизации и строительные игры (ролевые игры); 2) подвижные игры с правилами; 3) дидактические игры. Ролевая игра - собственная деятельность ребенка; подвижные и дидактические игры — явление, отличное от ролевой игры. Подвижные и дидактические игры по своей природе явления чисто педагогические; они созданы в целях развития у детей разных возрастов определенных свойств и качеств личности, в целях передачи детям определенных знаний. Поэтому целесообразнее использовать классификацию игр, которую предлагает П. Г. Саморукова. Игры делятся: 1. Игры, как детская деятельность (игры творческие и их разновидности: игры-драматизации и строительные игры). Ролевая игра имеет свои закономерности развития, для развития ее сюжета нужно, чтобы ребенок имел впечатления и выражал их в своих играх. 2. Игры, созданные для детей (подвижные игры с правилами, дидактические игры). Созданы в целях развития у дошкольников разных возрастов определенных свойств и качеств личности, в целях передачи определенных знаний. Дидактические и подвижные игры создаются взрослыми. Для того чтобы создать подвижную или дидактическую игру, необходимо установить: 1) какие свойства мы хотим развить в детях, какие знания хотим им дать; 2) для какого возраста мы хотим составить игру; 3) каковы психологические особенности детей данного возраста. Из всех перечисленных игр мы рассмотрим только дидактическую игру, так как словесные игры и упражнения входят в ее состав. «В педагогическом процессе игра выступает в различных функциях: как средство воспитания, форма организации обучения, форма организации воспитания, метод, прием воспитания и обучения детей» [11, 153]. Мы согласны с рядом исследователей: Р. И Жуковской, Д. А. Менджерицкой, А. П. Усовой, П. Г. Саморуковой и другими; которые считали дидактическую игру средством обучения, так как она помогает решать важнейшие задачи развития ребенка, так как она направляется и ей руководят. Иванкова Р.А. рассматривает игру как средство разрешения широких воспитательных задач по формированию поведения детей. Так как в играх с правилами особенно четко предусмотрены требования к поведению детей. Г. Г. Кравцов и ряд других авторов сообщают о том, что дети дошкольного возраста часто не владеют навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Суть совместной деятельности – ориентация на объект деятельности, а не на коррекцию своих действий с партнером. Дидактические игры в некоторых элементах направлены на сотрудничество и ориентацию на партнера. А. П. Усова констатирует, что формирование детского общества обеспечивается игровой деятельностью дошкольников. Игровая деятельность позволяет создавать иные формы общения. Каждому ребенку нужно войти в число играющих, но для этого необходимо владеть особой группой качеств – вежливостью, общительностью и другими. О. Клименкова «игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми». С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк после проведенного ими эксперимента выявляющего особенности и отличия поведения детей в ситуации по поводу игры и в реальной жизненной ситуации делают следующие выводы, что выполнение нравственной нормы в ситуациях по поводы игры выше, чем в реальных ситуациях. В проведенном О. Г. Лопатиной исследовании доказано, что дидактическая игра способствует ограниченному сотрудничеству дошкольников и взаимообменом между партнерами. Организация совместных дидактических игр детей является приемом формирования навыков совместного взаимодействия. От взрослого при организации игр требуется такт, доброжелательность и желание сохранить игру. Г. П. Лаврентьева высказывает мнение, что в игре, подражая взрослым, ребенок усваивает мораль общества, в котором он живет. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими воспринимаются им, как реальные. Овладение культурой речи способствует активному общению в совместных играх, пишет С. В. Петерина. Для воспитания культуры речевого общения чаще используют сюжетно-ролевые игры, но не обращено должного внимания словесным играм и упражнениям. В работах Р.А.Иванковой показано, что уровни развития взаимоотношений детей зависят от возраста детей и характера их деятельности. Подчеркивая роль игры в формировании личности ребенка, она отмечает, что дети в жизненных отношениях не всегда руководствуются нормами, усвоенными через сюжет игры (поэтому целесообразно использование словесных игр, которые не всегда имеют правила), так как не существует их прямого переноса в реальные взаимоотношения. С. Л. Новоселова поддерживает точку зрения, что словесные игры и упражнения направлены на развитие выразительности речи, формирование слухового внимания, умение прислушаться к своей и чужой речи, упражнение детей в правильном произношении слов, а главное овладение эмоциональным сопереживанием и переживанием. Т. В.Антонова подчеркивает, что на развитие игровой деятельности, в большей степени словесные игры и упражнения, создание благоприятного микроклимата в игровых объединениях влияет владение техникой общения, разнообразными коммуникативными умениями: адресовать свои высказывания сверстнику, привлечь его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме. Е. Смирнова отмечает, что с помощью художественной литературы дети наблюдают образцы нравственного поведения, а в игре они непосредственно сами проявляют их. Общение может быть на основе интереса друг к другу. В словесной игре не достаточно владеть языком игры, но нужно и владеть языком общения, то есть приноравливать свои действия к действиям других, оказать помощь и другое. С помощью игры создается условия, в которых дети чувствуют себя частью целого, общностью отмечает А. П. Усова. По мнению Л. В. Артемовой сильным стимулом для детей к соблюдению норм общения являются требования взрослых и пятилеток за счет правил игры. Имея определенное содержание, зная особенности психофизиологического развития детей, мы придадим игре определенную структуру, установим правила и содержание, доступное и необходимое детям. Таким образом, игра – подготовительная ступень для усвоения правил взаимоотношений, которая обеспечивает последующий перенос в реальные события норм поведения. Через игру ребенок приобщается к правилам поведения непосредственно в коллективе сверстников. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими воспринимаются им, как реальные. Поэтому необходимо иное руководство процессом общения в игровой деятельности. Для этого необходимы своеобразные педагогические условия. 1.3. Возможность словесных игр и упражнений в воспитании культуры речевого общения детей 5-6 лет Воспитание культуры речевого общения – проблема, которая имеет социальную значимость. Ряд ученых (Д. В. Головикова, Л. В. Артемова, С. Е. Кулачковская) отметили большую роль взрослого в процессе речевого общения и приобретения нравственного опыта, что возможно лишь при учете единства и целостности воспитательных процессов, то есть взаимосвязи задач, методов приемов, применяемых в обучении и воспитании, а также при соблюдении педагогических условий. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили следующие педагогические условия, способствующие воспитанию культуры речевого общения у детей 5-6 лет в процессе взаимодействия с педагогом: 1. Взаимодействие с семьей, выработка единых требований к речевому общению ребенка. Работа с родителями, направленная на обогащение опыта соблюдения норм культурного обращения друг с другом и повышение их педагогической компетентности. Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением - и, подражая, копируют услышанное. Поэтому обязанностью педагога является разъяснение родителям, что вредно подражать детскому "словотворчеству". Необходимо разговаривать с ребенком на «взрослом языке», используя литературную речь. 2. Применяемые методы воспитания должны быть реальными, осуществимыми, гуманными, вариативными и логически завершенными [6, 108]. 3. Тактичный подход к процессу воспитания. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если бережно относиться к детям. 4. Терпение и терпимость в получении результата. Использование новых методов в совокупности с теми, которое долгое время применяются педагогом. В процессе воспитания настойчиво следовать к своей цели. 5. Создание эмоционально-положительной атмосферы, положительно-эмоционального климата в детском саду. А. И. Божович, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др. подчеркивают, что реализация данного условия возможна при понимании каждого участника педагогического процесса значимости данного условия. В условие входит учет тональности речевого общения как значительного фактора, определяющего нравственно-эмоциональный климат в дошкольном учреждении и влияющий на качество воспитания детей. 6. Необходимым условием является непосредственное руководство и контроль за речью детей. Старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью, но делать это педагогически грамотно, чтобы ребенок не потерял интерес к выражению своих мыслей и не боялся этого. Н. Юдина выделяет методы воздействия воспитателя на детей: - организующие (наставления, совет, предупреждения и т.д.) - оценочные (похвала, критическое поучение, обсуждение, товарищеская насмешка и т.д.) - дисциплинирующие (повышенная интонация, замечания-утверждения, замечания - вопрос). 7. Личный пример педагога. Воспитатель в своей работе должен исходить их того, что если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Четкая и ясная речь воспитателя является показателем ясности мысли, культуры мышления и эталоном подражания дошкольников. 8. Организация содержательной совместной деятельности, проведение инсценировок, проигрывание ситуаций, наглядно показывающих культуру общения и ее отсутствие. Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении, поэтому условие является эффективным. Таким образом, процесс воспитания культуры речевого общения – сложный педагогический процесс, поэтому необходимо выполнение педагогических условий в совокупности, педагог не только должен придерживаться вышеперечисленных условий, но и быть заинтересованным в данной работе для того, чтобы достичь результата в повышении уровня культуры речевого общения у детей. Итак, дошкольник, обладающий культурой речевого общения, вежлив, корректен, сдержан, внимателен, спокоен. Общение детей 5-6 лет со сверстниками и взрослыми носит произвольно-контекстный характер. Поэтому в качестве удачного процесса, при котором возможно воспитание культуры речевого общения, выступает игра, как наиболее увлекательный и интересный вид деятельности для дошкольника. Для воспитания культуры речевого общения необходимо не только организовать словесные игры и упражнения, но и выполнять педагогические условия, выделенные нами, в совокупности. Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий воспитания культуры речевого общения детей 5-6 лет в дошкольном учреждении 2.1. Методики по выявление уровня культуры речевого общения детей 5-6 лет и педагогов Анализ психолого-педагогической литературы показал необходимость воспитания культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте дошкольники испытывают трудности в налаживании контактов между сверстниками, которым необходимо их обучить. По нашему мнению, культура общения могут развиваться различными средствами, в том числе через словесные игры и упражнения. Это определило содержание экспериментального исследования, которое проводилось в ДОУ №122 г. Кирова. Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; контрольный эксперимент; Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень культуры речевого общения детей 5-6 лет. Цель формирующего эксперимента: повысить уровень культуры речевого общения детей 5-6 лет, выявленный в процессе констатирующего эксперимента. Цель контрольного – выявить результативность использования речевых игр и упражнений в процессе воспитания культуры речевого общения у детей 5-6 лет. Для выявления уровня культуры общения и этикета педагогов нами была использована методика С. В.Максимова, Ю.А. Лобейко (Приложение 2). Ответы педагогов представлены в таблице 1 (Приложение 3): Полученные баллы суммировались. Педагог №1 набрал 135 баллов, педагог №2 – 175 баллов. Подведение итогов происходит по шкале, представленной в Приложении 4. По результатам теста получилось, что оба значения находиться в одном числовом интервале. Только у педагога №1 значение ближе к интервалу 50-100, а другой к интервалу 200-280. Это и определяет специфику каждого из них. У первого педагога больше выражено желание побыть в одиночестве, в семейном кругу. Но данный педагог испытывает затруднения в общении с людьми разных кругов. То есть не в полной мере проявляет этикет и культуру общения с разными людьми. Другой педагог наоборот знает, как общаться с разными по типу людьми и имеет к ним подход, то есть в полной мере выражает умение вежливо общаться. Таким образом, оба педагога обладают культурой общения, согласно тесту, но педагог № 2 в большей степени умеет ее применить к разным людям. Для выявления уровня культуры общения и этикета у детей мы использовали метод беседа. Вопросы для беседы с детьми были составлены при помощи выделенных М. С. Сазановой правил речевого этикета (правил красивой беседы) (Приложение 1). Беседа проводилась по вопросам (Приложение 5). В опросе участвовало 7 детей. Ответы на вопросы детей представлены в Приложении 6. Анализируя ответы детей можно сказать, что 100% опрашиваемых детей знают, что такое вежливые слова, могут привести их примеры (Приложение 7). Большинство ребят умеют использовать их в жизненных ситуациях. 2 ребенка применяют слова ко всем людям, 5 детей преимущественно к воспитателям и родным. В проблемных ситуациях по поводу игрушки большинство из опрашиваемых детей, идут на компромисс, двух детей сложно объединить между собой в одной игре. Данные, полученные в процессе беседы, проанализированы и представлены в таблице 1. Таблица 1 Умение детей 5-6 лет применять вежливые слова Критерий Ситуации Мама Игрушка Музей, театр, автобус Итог Умеют применять вежливые слова 4 5 5 14 Не умеют использовать вежливые слова 3 2 2 7 То есть, 67 % детей умеют применять вежливые слова, а 33 % не умеют или просто не знают, как использовать их. Для того, чтобы более объективно оценить уровень культуры речевого общения у детей 5-6 лет было осуществлено наблюдение. Наблюдение проводилось по методике «Изучение навыков общения детей» Е. Ю. Малаховой. Исследование проводилось за детьми в естественных условиях - на занятии, в свободной деятельности и на прогулках. Наблюдение было длительным и осуществлялось в течение 1 недели на протяжении 5 часов ежедневно. Результаты наблюдения протоколировались в свободной форме. Схема обработки данных протокола представлена в Приложении 8. Данные наблюдения заносились в таблицу, представленную в Приложении 9. 2.2. Воспитание культуры речевого общения детей 5-6 лет посредством словесных игр и упражнений 2.3. Реализация педагогических условий воспитания культуры речевого общения в детском саду Заключение Список литературы 1. Артемовой Л. В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. 1966 188 стр. 2. Ильяшенко, М. В., Ушакова, О. С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие [Текст]. / М. В. Ильяшенко. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. – 122с 3. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников 1986 4. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание 2002 № 4 (7) 5. Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Г. Кравцова (отв. ред) и др.: М.: изд. АПН СССР, 1990 4 стр. 6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебник для среднего проф. образования по специальности №0313 – Дошкольное образование / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 6-е изд., Ипр. – М.: Академия, 2006. -144с. – (Среднее профессиональное образование). 7. Лаврентьева, Г. П. Культура общения дошкольников 1988. 128 с. 8. Лопатина О. Г. Развитие сотрудничества у дошкольников в дидактической игре // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Г. Кравцова (отв. ред) и др.: М.: изд. АПН СССР, 1990 122 стр. 9. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 1994. 10. Малахова Е.Ю. Технология "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста" 2004 11. Мчедлидзе Н. Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. 1966 151 стр. 12. Ночевник, М. Н. Культура и этика общения [Текст] / М. Н. Ночевник. - Т.: Узбекистан, 1985. – 118с. 13. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной; 1985 (208)с. 14. Островская, Л. Ф. Культура речевого общения 1988. -№3. (29) 15. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста 1986 (96) с. 16. Сазанова, М. С. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста 1997. (34) с. 17. Саморукова П. Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. 1966 164 стр. 18. Словарь по этике [Текст] / Под ред. И. С. Кона. – 4-е изд. – М. : Политиздат, 1981. -219с. 19. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам 2003 г № 8 (73). 20. Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. 1966 38 стр.