Дополнительная образовательная программа «Азбука туризма и краеведения» туристко-краеведческой направленности
Дополнительная образовательная программа «Азбука туризма и краеведения» туристко-краеведческой направленности ориентирована на активное приобщение детей к здоровому образу жизни и носит образовательный характер.
Рассчитана на учащихся начального звена, возраст от 7 до 11 лет.
Цель программы — создание условий для воспитания физически здоровой, всесторонне-развитой личности ребенка,с развитой мотивацией к познанию и творчеству.
Программа концентрирует образовательно-воспитательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач: Обучающие:
1. Усвоение и овладение обучающимися базовым уровнем знаний, умений и навыков по туризму и краеведению.
2. Формирование потребности в получении новых знаний, т.е. развитие потребности самосовершенствования.
Воспитательные:
1. Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
2. Воспитание и повышение общей культуры поведения обучающихся на личных примерах общения с людьми, природой,
3. Воспитание характера, воли, чувства ответственности, целеустремлённости через преодоление трудностей.
4. Воспитание уважения и любви к родному краю на примере богатства природных ресурсов.
5. Воспитание трудолюбия посредством организации своего быта в походных условиях.
Развивающие:
1. Развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся.
2. Физическое совершенствование воспитанников.
3. Развитие у обучающихся внимания, памяти, логического и образного мышления, культуры речи, воображения путём создания на занятиях активной познавательной атмосферы.
Оздоровительные:
1. Организация активного отдыха детей в период каникул.
2. Укрепление физического здоровья обучающихся через включение в образовательный процесс большого блока общеразвивающих физических упражнений.
Формы занятий : учебное занятие, игры на местности, занятие–практикум в помещении или на местности, тренировочные занятия, учебные соревнования, учебные экскурсии, итоговые соревнования в рамках Центра.
Задачи и ожидаемые результаты обучения по дополнительной образовательной программе «Азбука туризма и краеведения»:
1-й год обучения.
Задачи.
1.Выявление задатков и способностей обучающихся к спортивной деятельности.
2.Привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом,туризмом и ориентированием.
3.Формирование знаний, умений и навыков по спортивному ориентированию, туризму и краеведению на уровне представлений.
4. Формирование умения «понимать» спортивную карту.
5. Укрепление здоровья обучающихся.
Формы занятий: учебное занятие, игры на местности, занятие–практикум в помещении или на местности, тренировочные занятия, учебные экскурсии, учебные соревнования, итоговые соревнования в рамках Центра.
Ожидаемые результаты обучения: укрепление физического здоровья обучающихся, овладение элементарными навыками работы с картой и компасом, с туристским оборудованием, преодоление «боязни леса», появление возможностей и желания участвовать в различных видах соревнований по туризму и ориентированию.
2-й год обучения
Задачи.
1.Формирование базовых знаний, умений и навыков по спортивному ориентированию, туризму и краеведению.
2. Развитие физических качеств обучающихся в соответствии с возрастными особенностями.
2.Воспитание потребности к ведению здорового образа жизни.
3.Приобретение соревновательного опыта.
Формы занятий : учебное занятие, игры на местности, занятие–практикум в помещении или на местности, тренировочные занятия, учебные соревнования, итоговые соревнования в рамках Центра, соревнования городского масштаба, тренинги, учебные экскурсии, учебно-тренировочные сборы.
Ожидаемые результаты обучения: приобретение умений и навыков работы с картой и компасом, с туристским оборудованием, повышение физических качеств и укрепление здоровья, готовность к участию в соревнований по туризму и ориентированию городского и областного рангов.
3-й год обучения
Задачи.
1.Формирование углублённых знаний, умений и навыков по спортивному ориентированию и туристской подготовке.
2.Совершенствование техники и тактики приёмов и способов ориентирования.
3.Приобретение и накопление соревновательного опыта.
4.Выполнение нормативов юношеских спортивных разрядов по ориентированию и туризму.
5.Повышение уровня общекультурного и нравственного развития.
Формы занятий: учебное занятие, игры на местности, занятие–практикум в помещении или на местности, тренировочные занятия, учебные соревнования, итоговые соревнования в рамках Центра, соревнования городского и областного масштаба, тренинги, учебные экскурсии, учебно-тренировочные сборы.
Ожидаемые результаты обучения: овладение повышенным уровнем техники и тактики спортивного ориентирования и туристской подготовки; участие в соревнованиях районного, городского, областного ранга; умение применять полученные знания и навыки в жизненных ситуациях.
4-й год обучения
Задачи.
1. Освоение возрастающих тренировочных и соревновательных нагрузок
2. Развитие специальных физических качеств
3.Выполнение нормативов юношеских спортивных разрядов по ориентированию и туризму.
Формы занятий: учебное занятие, , занятие–практикум в помещении или на местности, тренировочные занятия, учебные соревнования, соревнования городского, областного и российского масштаба, тренинги, экскурсии, учебно-тренировочные сборы.
Ожидаемые результаты обучения: закрепление умений и навыков работы с картой и компасом, с туристским оборудованием, повышение физических качеств и укрепление здоровья, участие в соревнованиях по туризму и ориентированию городского и областного рангов.
Организация образовательного процесса.
Образовательный процесс по дополнительной образовательной программе «Азбука туризма и краеведения» подчинен общему учебному процессу в начальных классах и направлен на помощь обучающимся и классному руководителю (работа идет с целым классом) в организации внеклассной работы. Поэтому в УТП включены (согласно письму МИНобразования) массовые внеклассные мероприятия в соответстсвии с планом работы классного руководителя.
В 2010-2011 уч.году работа по программе идет с 1г и 3в классом МОУ СОШ № 57 г. Кирова. Объем – 3 часа в неделю в каждом классе. Один час работы с детьми включен в расписание уроков. 2 часа – по мере их накопления «выливаются» в организацию :
· однодневных походов (8 часов)
· экскурсий (4 часа)
· массовых внеклассных мероприятий(выходы в театр, цирк, спортивные праздники, «утренники» и т.д.) (4 часа)