Методический анализ темы «ОРГАНИЗАЦИЯ ДАННЫХ. ВЕЛИЧИНЫ»
I. Цели
- Сформировать понятие величины как способа организации (представления) данных.
- Ввести понятие имени и значения как характеристик величины.
- Сформировать понятие ТИПа величины, обосновать его использование.
- Сформировать понятие «присваивания» (БЕЗ слов «оператор» и «команда»).
- Научить использовать присваивание в составлении алгоритма.
II. Место в курсе
Вариант 1: тема «Величины» изучается перед введением в ЯП
Вариант 2: тема изучается непосредственно при введении в ЯП
Вариант 3: Тема отделяется от алгоритмизации, изучается перед ТЭТ и СУБД
III. Мотивация (самостоятельно)
IV. Содержание теоретической части
- Величина как способ организации данных, удобный для восприятия человеком с одной стороны, и для перевода данных в двоичную форму записи – с другой стороны.
- Имя и значение как характеристики величины (единственность значения величины в данный момент времени)
- Представление о допустимых значениях величины, понятие типа величины.
Что определяет тип? (самостоятельно).
- Понятие константы и переменной
- Понятие присваивания (как действие, в результате которого величина получает значение) БЕЗ слов «оператор» и «команда»!
- Граница между « := » и « = » («нашим повелением» и «независимо от нас»)
Ex: в Бейсике: Let a=s («сделать равным»)
V. Содержание практической части
- Выполнение заданий под руководством учителя (без компьютера)
- Выполнение заданий на компьютере (обучающая программа)
Варианты заданий:
- · Дается ряд значений, определить их тип
4 Integer
‘4’ Char
4,0 Real (Доказать!)
- · Дан список имен величин с указанием типов и список значений. Присвоить величинам допустимые значения
- · Перевести с русского на язык команды присваивания фразы:
«Удвоить значение a»
«Увеличить а на 1»
«Разделить а на 5»
[!!!] Объяснить, почему нельзя так:
If а – положительное число
then а + 50
else a – 100
[Д/З по теме семинара]:________________________________________________________
- Обзор учебников по теме «Величины. Организация данных»
(Обязательно – Ершов, Монахов, 1985 г.)
- Показать фрагмент урока по теме «Величины»
- Подготовить задания для закрепления по вариантам (минимум 3 варианта)
- Образ тетради ученика после изучения данной темы