Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специальной психологии
Features of children’s and teenagers’ self-estimation with development deviations in researches on special psychology
В статье представлены теоретические подходы к изучению самооценки у детей и подростков с разными формами дизонтогенеза.
In article theoretical approaches to studying of a self-estimation at children and teenagers with different forms dysontogenesis are presented.
1)Самооценка
2)дети с проблемами в развитии
3)дизонтогенез
4)первичное нарушение
5)вторичное нарушение
6)реакция ребенка на собственный дефект
7)самоотношение
8)противоречивость самооценочных суждений
9)своеобразная самооценка
10)упрощенная самооценка
1) Self-estimation
2) children with problems in development
3) dysontogenesis
4) primary infringement
5) secondary infringement
6) reaction of the child to own defect
7) self-relation
8) discrepancy of self-estimated judgements
9) an original self-estimation
10) simplified self-estimation
В специальной психологии в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развитии. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступает самооценка, которая в свою очередь влияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми. Поскольку самооценка во многом определяет успешность социальной интеграции лиц с нарушениями развития, то её изучение в отношении этой категории людей приобретает особое значение. Однако психологами признаётся явный разрыв между исследованиями познавательной сферы детей и подростков с аномалиями развития и исследованиями их личности с явным преимуществом первых, что было обусловлено на определённом этапе запросами системы образования этих детей. По мере осознания недостаточности изучения только познавательных процессов в отрыве от изучения личности конкретного ребёнка, стали появляться исследования, посвящённые изучению самооценки у детей и подростков с разными формами дизонтогенеза, которые указывают на её своеобразие по сравнению с самооценкой нормально развивающихся сверстников.
В специальной психологии сегодня остаётся открытым следующий вопрос: может ли первичное нарушение оказывать влияние на формирование личности, и в частности на самооценку, и если может, то каковы механизмы этого влияния. В своём сообщении мы представим результаты существующих исследований самооценки детей и подростков с разными формами дизонтогенеза, проанализируем подходы к изучению самооценки у данной категории людей.
Важным при изучении этого вопроса для нас является позиция Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, согласно которой, наличие, какого – либо нарушения вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии. Иными словами вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития [1]. Следовательно, несмотря на меньшую подверженность самосознания, относящегося к достаточно устойчивым психическим феноменам, влиянию первичного дефекта, нарушения психического развития негативно сказываются на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка
В ряде психологических исследований (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, В.И. Лубовский и др.) было отмечено, что при аномальном развитии сохраняются наиболее общие закономерности нормального психического развития детей. Но при этом изменяются его сроки, темпы, и может возникнуть некоторое своеобразие количественных и качественных характеристик того или иного свойства, качества, проявления.
В.М. Сорокиным было отмечено, что сегодня вряд ли может вызывать сомнение идея о негативном влиянии исходного нарушения на процесс формирования личности особого ребёнка, т.к. сам этот процесс составляет одну из сторон онтогенеза психики в целом. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного компонента на определённом этапе с неизбежностью должно сказаться на остальных. Основное содержание проблемы состоит в раскрытии механизма влияния исходного нарушения на процесс формирования личности, роли и значения многочисленных опосредующих факторов, действующих каждый раз по-разному в зависимости от характера нарушения, его выраженности и длительности [2].
Некоторые авторы указывают на определяющую роль в личностном развитии ребёнка его реакции на собственный дефект (А.Р. Лурия, А. Адлер, Л.С. Выготский и др.). Вслед за ними Е.Г. Белякова в своём исследовании, показала, что человек начинает ощущать свой недостаток в результате социального сравнения. Причём осознание дефекта приводит как к чувству неполноценности, так и к возникновению компенсаторной активности, к выработке личностного индивидуального стиля деятельности. В первом случае самоотношение способствует возникновению чувства неполноценности, невротических расстройств. Возникает, например, низкая самооценка, которая создаёт плодотворную почву для формирования болезненной реакции на дефект. Во втором случае самоотношение выступает источником развития личности, направляет её на поиск путей компенсации дефекта [3].
В-первые, особенности самооценки были выявлены у умственно отсталых детей. В начале 20 века французский исследователь де Греефе открыл у них «симптом», который в последствие получил его имя. «Симптом де Греефе» заключался в том, что умственно отсталые дети считали себя умнее взрослых – учителей, родителей и т.д. В дальнейших исследованиях было показано, что у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью качественно своеобразная самооценка, что проявляется в отставании её формирования от нормы, завышении по критерию адекватности, она отличается своей упрощённостью, нерасчленённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений (С.Г. Байкенов, Е.А. Билевич, А.Д. Виноградова, Л.С. Выготский, Ч.Б. Кожалиева, Н.Л. Коломинский, Т.И. Кузьмина, М.И. Кузьмицкая, Ж.И. Намазбаева, О.С. Назаревич, С.Я. Рубинштейн, И.П. Ушакова, Ж.И. Шиф и др.). В работе Ж.И. Намазбаевой и Ж.И .Шиф отмечается, что с пятого по восьмой класс у учащихся коррекционных школ происходит постепенное повышение адекватности, устойчивости, дифференцированности самооценки. Психологи объясняют это влиянием обучения, воспитания, умственного развития и становления личности. В.А.Варянен отмечает медленное развитие самооценки только к восьмому классу, при сохранности её неадекватности.
А.Д. Виноградова, изучая самооценку у умственно отсталых школьников, констатирует следующую динамику её развития: в младшем школьном возрасте - завышенная и заниженная, в среднем – наиболее адекватная, в старшем – преимущественно завышенная. Автор объясняет завышенную самооценку в младшем школьном возрасте незрелостью личности, неумением анализировать достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными, а завышенную самооценку в старшем школьном возрасте тем, что происходит осознание своего умственного дефекта и возникает псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. А.Д. Виноградовой также отмечена зависимость уровня притязаний от самооценки. Она считает, что у олигофренов с уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения постепенно вырабатывается адекватный уровень притязаний, а у умственно отсталых с проявлением эмоциональной тупости (текущей шизофренией, грубым недоразвитием личности) нарушена какая бы то ни было зависимость между трудностью задания и уровнем притязаний [4].
Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова, посвящённые изучению самооценки детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР), показали, что для младших школьников с ЗПР, обучающихся какое–то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что дети претерпевали длительные учебные неудачи на фоне успевающих нормально развивающихся учеников.
В экспериментальном исследовании под руководством Т.А.Власовой, было доказано, что обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, учащиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка приближается к адекватной. Н.А. Жулидова в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе. Такую же закономерность автор обнаруживает и при анализе уровня притязаний у младших школьников с ЗПР: чем в большей степени выражена задержка, тем выше уровень притязаний. В среднем, считает исследователь, у учащихся с ЗПР преобладал средний УП [5].
И.В. Коротенко пришла к выводу, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка [6].
В нашем исследовании, посвящённому изучению самооценки и её связи с некоторыми личностными качествами у младших школьников с ЗПР (обучающихся в коррекционных классах), мы пришли к выводу, что уровень общей самооценки и уровень притязаний ниже у школьников с ЗПР, чем у сверстников с нормой психического развития, а уровень тревожности выше. Была показана незрелость самооценки у школьников с ЗПР как личностного явления [7].
Г.В. Грибанова, исследуя личностные особенности подростков с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания подростками своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения этих детей. Причём автор, сравнивая подростков с ЗПР, обучающихся в массовых и специальных школах, пришла к выводу, что в условиях специального обучения внутренние критерии самооценки у подростков достаточно сформированы и более устойчивы. В среднем самооценка ниже, у подростков, обучающихся в специальной школе, что является стимулом к критическому сравнению себя с окружающими, развитию самоанализа [8]. К подобным выводам приходит Е.Г. Дзугкоева, сравнивающая подростков с нормальным психическим развитием и подростков с ЗПР церебрально-органического генеза. Исследователем показана неустойчивая и часто заниженная самооценка у подростков с ЗПР, повышенная внушаемость и наивность [9]. По данным И.А. Коневой у подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе не обнаруживается склонность к негативным самохарактеристикам, в отличие от подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения[10].
Таким образом, существующие исследования самооценки у детей и подростков с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению исследователей, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.
Своеобразие формирования самооценки также обнаруживается у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.
Т.В. Розанова, анализируя работу Д. Джервиса, изучающего самооценку лиц с нарушениями зрения пишет, что они склонны оценивать себя либо крайне высоко, либо крайне низко по шкале самооценки. То есть слепые считают себя или неспособными к выполнению своих жизненных задач, или при завышенной самооценке игнорируют факт слепоты. Анализируя исследования Т. Руппонен и Т. Маевского, Т.В. Розанова отмечает, что изменения в самооценке слепых связаны с адаптацией к своему состоянию и с тем, что дети с врождённой слепотой в процессе своего развития переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие как их сверстники. А в подростковом возрасте особо обостряются социальные отношения, так как дети начинают осознавать свой дефект [11].
А.М. Виленская, Р.А. Курбанов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, И.Н. Никулина приводят данные, в которых показано весьма выраженное расхождение «Я реального» и «Я идеального» у подростков в условиях зрительной депривации, вследствие чего формируется повышенная обидчивость, замкнутость, упрямство, вражда, неустойчивый уровень притязаний и заниженная самооценка.
И.Н. Никулина, анализируя уровень общей самооценки у школьников с различным характером и глубиной зрительных нарушений, показала её следующую динамику: от младшего школьного возраста к подростковому - снижается, от подросткового к юношескому – возрастает. Причём глубина зрительных нарушений отрицательно влияет на уровень общей самооценки (у слепых младших школьников зафиксирована самая низкая общая самооценка)[12].
Изучением особенностей становления самооценки у лиц с нарушениями слуха занимались В.Г. Петрова, В.Л. Белинский, М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Т.Н. Прилепская, И.В. Кривонос и др. Эти исследования показали, что в развитии самосознания и самооценки у детей с нарушениями слуха наблюдаются те же стадии, что и у слышащих, но переход от одной стадии к другой совершается на два - три года позже. Например, Т.Н. Прилепской было показано, что от младшего к старшему школьному возрасту наблюдается увеличение устойчивости самооценок и адекватности притязаний. В младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к переоценке себя, ситуативность самооценки, зависящей от мнения педагога. К восьмому классу отмечается большая адекватность самооценок, школьники с нарушенным слухом правильнее начинают оценивать свою успеваемость, увеличивается и устойчивость самооценок [13].
Все исследователи подчёркивают зависимость высоты и устойчивости самооценок у детей с нарушениями слуха от того, слышат их родители или нет. Дети, воспитанные в семьях глухих родителей обладают большей социальной зрелостью, уверенностью в себе, более устойчивой и высокой самооценкой. В семьях слышащих родителей проявляется гиперопека по отношению к своему больному ребёнку, что приводит в сою очередь к формированию черт инфантильности, неуверенности.
Работы, посвящённые изучению самооценки при речевых нарушениях, немногочисленны (Л.С. Волковой, Л.Е. Гончарук, Л.А. Зайцевой, В.И. Селиверстова, О.С. Орловой, О.Н. Усановой, О.А. Слинько, Л.М. Шипициной и др.). В них исследование самооценки проводится чаще всего косвенно, не системно и не у всех категорий детей с нарушениями речи. Так в работе О.Н. Усановой, О.А. Слинько показана более завышенная самооценка и переоценка своих возможностей у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи, нежели у детей с нормой речевого развития [14].
В экспериментальном исследовании Ж.М. Глозман, Н.Г. Калита, анализирующих уровень притязаний у больных с афазией (с сосудистой этиологией) в возрасте от 7 до 60 лет, приводятся следующие данные: существует зависимость между уровнем притязания (при выполнении речевых и перцептивных заданий) и тяжестью речевого дефекта только в группе больных с поражениями передних отделов мозга, их УП ниже в 3 раза, чем у больных с лёгкими речевыми нарушениями. Не обнаружена зависимость УП от тяжести речевых дефектов у больных с поражениями задних отделов речевой зоны, что объясняется недостаточным осознанием своего дефекта, вследствие нарушения контроля и восприятия собственной речи. При улучшении контроля за своей речью УП в этой группе больных уменьшался [15].
Применительно к заикающимся детям (в работах С.С.Ляпидевского, С.И. Павловой, В.И. Селивестрова, Л.А. Зайцевой) и детям с нарушениями голоса (в работах О.С. Орловой, Л.Е. Гончарук) изучалось осознание своего речевого дефекта, степень фиксированности на нём. Исследователями были выделены разные степени отношения к своему дефекту: от тягостного чувства собственной неполноценности до нулевой степени фиксированности на своем дефекте, когда дети даже не замечают недостатков своей речи.
Анализ также немногочисленных работ, посвящённых изучению особенностей развития личности детей с церебральным параличом (ДЦП), показывает преобладание у них завышенной самооценки и уровня притязаний, эгоцентризм, отсутствие адекватной реакции на успех (Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко). Это объясняется тем, что среди видов аномального развития детей с церебральным параличом чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма, при котором недоразвитие личности является ведущим и определяющим симптомом. Так же часто имеет место при воспитание таких детей безграничная гиперопека и гиперпротекция, что в значительной степени дисгармонизирует личность детей с ДЦП (И.И. Мамайчук, С. Чавес).
В работах других авторов изучалось отношение детей с нарушениями двигательной сферы к своему дефекту (Э.С. Калижнюк, Т.В. Есипова). Было установлено, что осознание дефекта у детей с ДЦП возникает чаще в возрасте 7-8 лет и связано с переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны сверстников, а также с социальной депривацией. Усиливаются переживания физической недостаточности в подростковый и юношеский период. Были выделены разные типы отношения к своему дефекту в этом возрасте: от понимания последствий заболевания, готовности преодолевать трудности до потери веры в себя, опасения оказаться смешным в обществе незнакомых людей.
При дисгармонии психического развития (как правило, выражающихся в детском возрасте в виде психопатических синдромов, патологическом формировании личности), как показывают исследования, возникают относительно устойчивые аномалии личности под влиянием эндогенных и экзогенных факторов. Существующие трудности изучения самооценки у детей и подростков при психопатических синдромах обусловлены следующими факторами: многообразием психопатических вариантов развития личности и промежуточным положением психопатических вариантов развития личности между нормой и психическими заболеваниями.
Нами не обнаружено направленных исследований самосознания и самооценки у данной категории детей и подростков, однако ряд исследователей (В.В. Лебединский, В.В. Ковалёв и др.) в целом отмечают у этой категории детей неадекватную самооценку, отсутствие критичности, слабую рефлексию, что объясняется авторами недостаточной регуляцией высокого интеллекта (как правило) над эмоционально-волевой сферой. И.И. Мамайчук отмечает важность адекватного осознания и последовательного эмоционально – ценностного отношения личности к себе для регуляции социального поведения у подростков при дисгармонии психического развития [16].
Итак, анализ психологических источников, посвящённых изучению самооценки детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, показывает недостаточную изученность данной проблемы. Очевидно, что аномальное развитие негативно влияет на становление самооценки и определяет её своеобразие. Исследователями остаётся не до конца изучен вопрос, каковы механизмы формирования нарушений в развитии личности детей и подростков с ограниченными возможностями, и в частности, какие факторы оказывают большее влияние на становление своеобразной самооценки этой категории людей. Поэтому данная проблема применительно к лицам с нарушениями развития требует своего дальнейшего изучения.
Примечания
1. Выготский, Л.С. Детская психология. [Текст]/Л.С. Выготский. Собрание сочинений: в 6т: Т.4.-М.,1984.
2. Сорокин, В.М. Специальная психология. [Текст]/В.М. Сорокин: Учебное пособие./Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь».2003.–216с.
3. Белякова, Е.Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида. [Текст]/ Е.Г. Белякова // Проблемы социальной и психолого–педагогической реабилитации инвалидов: Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной и медицинской психологии, реабилитации инвалидов. – Тюмень, 1996. – 224 с.
4. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. [Текст]//под ред. А.Д. Виноградовой, 1985.
5. Жулидова, Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития [Текст]/ Н.А. Жулидова //Дефектология, 1981.-№ 4. - с.17-24.
6. Коротенко, И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития [Текст]/И.В.К оротенко.- Дис…канд. псих. наук.- Н.Новгород,2005.
7. Смирнова, С.И. Изучение взаимосвязи самооценки с некоторыми личностными качествами у младших школьников с задержкой психического развития. [Текст]/С.И. Смирнова//Вестник ВГГУ, 2008.-№ 3-с.167-172
8. Грибанова, Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. [Текст]/Г.В.Грибанова// Дефектология.1986.№3.с.13-20.
9. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии. [Текст]/ Е.Г. Дзугкоева //Дефектология,1999.- №2.- с.19 -25.
10. Конева, И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР [Текст]/И.А.Конева: Дисс…канд. псих. наук.- Н.Новгород, 2002.-217с.
11. Специальная психология. [Текст]/Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солгцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.,2005. – 464 с.
12. Никулина, И.Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения. [Текст]/И.Н. Никулина: Учебно – методическое пособие. – СПб.,2008-192 с.
13. Прилепская, Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников. [Текст]/ Т.Н. Прилепская//Дефектология, 1989.-№ 5, с. 26-32.
14. Усанова, О.Н., Слинько, Т.Н. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов для детей с нарушениями речи: Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. [Текст] / О.Н. Усанова, Т.Н. Слинько. - М.,1987.
15. Глозман, Ж.М., Калита, Н.Г.И сследование уровня притязаний у больных с афазией. [Текст] /Ж.М. Глозман, Н.Г. Калита// Дефектология, 1983. - №1, с.3-8.
16. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] / И.И. Мамайчук.- СПб.: Речь,2004.-400 с.