Курсовая работа
по теме: «Природосообразная технология
творческого развития как здоровьесберегающий
способ обучения географии»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..... 3
Глава I. Теоретический анализ применения природосообразной технологии творческого развития на уроках географии
1.1. Характеристика творческого развития учащихся на уроках географии….....5
1.2. Применение природосообразной технологии творческого развития на уроках географии как здоровьесберегающего способа организации учебного процесса…………………………………………………………………....................7
Выводы по I главе………………………………………………………………...15
Глава II. Опытно-практическая часть по применению природосообразной технологии творческого развития как здоровьесберегающего способа обучения географии
2.1. Разработка конспектов уроков географии с применением природосообразной технологии творческого развития ..…………………........16
Выводы по II главе………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………..29
Приложение………………………………………………………………………..32
Введение
Проблема образования и здоровья подрастающего поколения сегодня является общегосударственной, самой актуальной и судьбоносной задачей современного общества. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней».
Актуальность данной проблемы обусловлена резким ухудшением состояния здоровья детского и взрослого населения. Многие российские дети оказываются больными с момента рождения, а 80 % хронических заболеваний у детей развивается за период обучения в образовательных учреждениях. По результатам всероссийской диспансеризации детей выявлено устойчивое снижение доли здоровых детей и одновременно вдвое увеличивается количество детей с хронической патологией и малолетних инвалидов. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе, которой доверено воспитание новых поколений россиян. За последние десятилетия уровень здоровья детей неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально – гигиенических, биологических и учебно – дидактических факторов. В структуре заболеваемости учащихся среднего школьного возраста серьезное место занимают нервно – психические дисфункции, нарушения осанки и близорукость, возникающее под влиянием факторов школьной среды.
Исследованиями было установлено, что дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Выявлена также и обратная картина: если обучать и воспитывать в соответствии с природосообразными и научно эффективными технологиями, то это ведет к укреплению и развитию здоровья детей. Положительный эффект будет выявлен в том случае, если активно применять технологию творческого развития. Здоровьесберегающая природосообразная технология обучения ведет за собой сохранение и развитие телесного, психического, психологического и нравственного здоровья детей.
Из всего вышесказанного была сформулирована тема нашего исследования: «Природосообразная технология творческого развития как здоровьесберегающий способ обучения географии».
Цель исследования – охарактеризовать природосообразную технологию творческого развития как здоровьесберегающий способ обучения географии.
Объект исследования – процесс творческого развития учащихся на уроках географии.
Предмет исследования – природосообразная технология как здоровьесберегающий способ обучения географии.
Гипотеза исследования – применение природосообразной технологии творческого развития на уроках географии будет содействовать здоровьесбережению учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать учебно – методическую литературу по психологии, педагогике и методике обучения географии по теме исследования.
2. Исследовать особенности процесса творческого развития учащихся на уроках географии.
3. Изучить природосообразную технологию как один из способов обучения географии.
4. Разработать конспект урока географии с применением природосообразной технологии обучения для творческого развития учащихся.
Автором природосообразной технологии творческого развития является доктор, академик психологических, педагогических, акмеологических наук, профессор Рахимов Ахмет Закиевич. Свою технологию он разработал, опираясь на труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и других педагогов.
Базой практики является МБОУ СОШ №7 г. Стерлитамака.
Глава I. Теоретический анализ применения природосообразной технологии творческого развития на уроках географии
1.1. Характеристика творческого развития учащихся на уроках географии
Главная задача школы – это развитие и формирование творческой личности. Классическая методика обучения очень проста: учитель объясняет, разъясняет, показывает, доказывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают; учитель предлагает типовые задания, а ученики воспроизводят данный образец. При этом главные психологические механизмы – это механическое запоминание и воспроизведение. Здесь нет место творчеству.
Традиционная объяснительно – догматическая методика передачи готовых знаний ведет к искусственному затормаживанию творческих дарований школьников. Это происходит потому, что здесь дети не мотивированны, не формулируют учебные цели и задачи, не приобретают общие способы мышления, здесь совершенно отсутствуют механизмы развития рефлексивного мышления, т.е. здесь главное – пересказ текста, а не развитие личности.
В обычной школе учитель – главное действующее лицо. Он пытается создать мотивацию, не всегда пользуясь допустимыми приемами, он же ставит цели и задачи, он предлагает способы в готовом виде, он контролирует и оценивает учащихся. А ученик – объект пассивного восприятия педагогического воздействия учителя [18, 15 с.].
Предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействии. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения [20, 203 с.].
Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.
Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии. В основу подготовки учебного занятия по географии могут быть положены принципы занимательности и система творческих заданий, т.к. они способствуют развитию личности (приложение №1,2) [19, 203 с.].
Важными приемами формирования экологической культуры на уроках географии являются работа с фактами, составление экологического паспорта природного объекта (при изучении природных зон, регионов России, своей местности), исследовательские задания на маршруте экологической тропы, изучение природных процессов с использование цитат, афоризмов, стихов из литературных источников. Все они оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней, а следовательно, служат целям патриотического воспитания [14, 6 с.].
Знания рождают мировоззрение, поэтому самым важным для учителя и наставника является воспитание географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим взглядом на жизнь. Применение творческих заданий на уроках географии способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс географии, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.
1.2. Применение природосообразной технологии творческого развития на уроках географии как здоровьесберегающего способа организации учебного процесса
Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современном этапе стали в последнее время занимать здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов [11, 82 с.].
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся [2, 127 с.].
В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся.
Природа ребенка подчиняется строго определенным законам развития и исходит из законов диалектики, т.е. природосообразности обучения и воспитания. Основной закон развития человека заключается в том, что ребенок сам себя не может сделать совершенным. Поэтому в жизни ребенка учитель играет судьбоносное значение и вопрос об учителе является основным вопросом науки об обучении и воспитании.
Решающим фактором проектирования и формирования человека является характер его деятельности. Принцип природосообразности направлен, прежде всего на формирование активной личности в процессе субъективной учебной деятельности, что является капитальной задачей психолого – педагогического исследования. Творчески активная личность не возникает сама собой, это не изначальная данность человека, а является результатом развития и формирования в процессе учебно – познавательной деятельности.
Технологический инновационный урок существенно отличается от обычной методики, и он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности [10, 174 с.].
I. Ориентировочно – мотивационный этап или этап постановки учебной
задачи (вместо традиционной проверки домашнего задания) состоит из четырех элементов или шагов:
1) проверка творческой домашней работы, что было задано на
прошлом уроке. Обычно дети получают домашние задания на трех уровнях:
а) задание на знание программного материала и готовность воспроизвести его, этот уровень воспроизведения обязателен для всех учащихся;
б) задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей – это полутворческий уровень; задание выполняется по желанию, т.е. в соответствии с наличными мотивами;
в) задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности; это задание также выполняется только по желанию, если ученику это интересно.
Качество выполнения домашнего задания проверяется до урока руководителями групп, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие творческие исполнения и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные творческие работы.
Для выполнения обязательным является только задание первого уровня. Остальные два уровня являются добровольными и предлагаются для творческого развития, выполняются лишь на основе внутренних мотивов. Однако ученики, выполнившие задания творческого уровня, могут не выполнять задание на репродукцию, т.к. на первом уровне, если считают, что это для них пустое дело.
По решению класса особо выдающиеся творческие работы принимаются в специальную копилку (сборник, альбом). Затем они участвуют в конкурсе творческих работ по предметам, заносятся в «творческую книжку». Творческое развитие является важнейшим и первым фактором развития и укрепления телесного и психического здоровья детей.
Второй элемент первого этапа - выравнивание знаний учащихся. Традиционная система никогда не сможет выровнить знания. Учащиеся класса неизбежно расслаиваются по успеваемости. Поэтому существует пятибалльная система оценки результатов. На этой основе у детей безошибочно развивается комплекс неполноценности, а у других развивается комплекс превосходства над всеми. Здесь создаются благоприятные условия для развития психических и психологических заболеваний [17, 112 с.].
Идея развивающего обучения и творческого развития заключается в уверенности в том, что все нормальные дети способны усвоить программный учебный материал. Нет сомнения, что это так. Вопрос в том, как добиться одинаково хорошего усвоения материала всеми учащимися.
На этом этапе ученики повторяют не просто прошлый урок, но активизируют все необходимые знания, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Здесь происходит выравнивание знаний учащихся, чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Тем самым гарантируется успешное движение всех учеников без отстающих. Чувство полноценности, удовлетворенность учебными успехами гарантируют развитие здоровья детей.
Чтобы добиться развивающего и выравнивающего эффекта на этом этапе урока, учитель заранее продумывает и готовит ключевые вопросы для организации групповой и индивидуальной работы, что и обеспечивает вспоминание, припоминания, дополнение, выравнивание знаний, снимается постоянный страх, неуверенность, стресс, что становится основой развития здоровья.
После ориентации в не6обходимом материале учитель посредством цепочки проблемных вопросов учащихся подводит к формулировке учебной задачи к данному уроку и создает ориентиры и мотивы ее изучения. Это начинается с последнего вопроса, на что ученики не могут ответить и входят в затруднение, в проблемную ситуацию, как следствие продуманного педагогического приема.
На этом первый этап урока завершается, на что планируется до 10 минут времени. Итак, за это время учитель получил полную ориентацию о характере выполнения домашнего задания на трех уровнях. Узнали о качестве творческого развития детей. Все были оценены [17, 113 с.].
Во-вторых, актуализировали ранее усвоенные знания и способы деятельности, выровнили всех по необходимым знаниям, создали ситуацию уверенности, мотивации к усвоению нового материала, устранили разделение учащихся по успеваемости и сняли у большинства учащихся чувство закомплексованности и неспособности успешно усвоить материал. В этом выражается природосообразность технологии, где доминирует создание положительных эмоций.
В-третьих, сформулировали новую учебную задачу, зарядили энергетические ресурсы, мобилизовав эмоционально – волевую сферу, как психологическую основу становления здоровья детей.
Четвертый элемент первого этапа заключается в том, что он завершается общей самооценкой. За первые десять минут все учащиеся получают свои первые оценки, что заряжает их на дальнейшую творческую работу.
II. Операционально – исполнительский этап урока. Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий (вместо традиционного объяснения нового материала).
Здесь основные функции разработчика технологии урока заключается в профессиональном и умелом расчленении учебной задачи на составляющие частные, элементарные, простейшие, проблемные задания, через решение которых идет диалектический процесс восхождения от абстрактных, (т.е. самых простых и доступных) компонентов к конкретному, т.е. к системному, структурному, полному синтетическому понятию. Происходит поэтапное всестороннее раскрытие внутренней структуры изучаемого понятия [14, 6 с.].
Учащиеся в процессе собственной предметно – преобразующей, умственно – практической деятельности постепенно, пошагово усваивают все свойства, признаки и отношения объекта. Здесь реализуется три принципа программированного обучения: не усвоив один шаг, т.е. одно задание нельзя переходить к следующему заданию, что гарантирует усвоению материала всеми учениками одновременно; второй принцип – немедленный контроль выполнения задания через систему групповой работы; третий принцип – оперативная, регулярная, пошаговая оценка результатов решения. Все это гарантирует успех школьного учения и укрепляет здоровье школьников. В этом выражается диалектический метод познания, где учащиеся сами постепенно открывают генетическую «клеточку» изучаемого понятия, развивают ее до конкретного познания целого. Это обеспечивает учащимся полное гарантированное усвоение материала, что и создает психологические условия развития высоко положительного эмоционального фона.
Процесс решения учебной задачи сопровождается выделением учебных действий и формированием общего способа мышления, т.е. способа, необходимого для решения всех задач – проблем данного класса. Решение учебной задачи происходит также в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в знаковой, графической или другой символической форме.
По технологии творческого развития каждое элементарное задание выполняет развивающую функцию. Это заключается в том, что при выполнения данного задания открывают и усваивают одно умственное (на психическом уровне) или учебное (на дидактическом уровне) действие.
За формулировкой способа далее следует его графическое моделирование. Эти обязательные атрибуты технологии являются важнейшими механизмами творческого развития. Индивидуальные и групповые формы работы сочетаются по необходимости.
Каждое задание организационно выделяется как самостоятельный шаг. Выполнение каждого шага сопровождается групповым обсуждением, хоровым и индивидуальным проговариванием, затем доводится до умственных действий, где дети начинают оперировать внутренними образами усвоенных способов действий [9, 203 с.].
Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе. Если они на уроке выполнили 10 заданий, следовательно, у них будет по 10 промежуточных оценок, а затем итоговая оценка.
В этой системе шаговая самооценка имеет принципиально важное значение. Если учащиеся за весь урок выставляют только одну общую самооценку, как предусматривается в теории учебной деятельности, то возникают серьезные трудности в объективной, адекватной самооценке знаний. Многие учащиеся даже отказываются от нее. Поэтому технология исходит из принципа частоты и немедленности самооценок за каждое задание.
Шаговая система решения учебной задачи обеспечивает:
- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;
- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;
- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.
Второй этап урока занимает 25 – 30 минут времени, обеспечивает полное усвоение материала, создание полного душевного комфорта, развитие творческих способностей, укрепление соматического и психического здоровья.
III. Рефлексивно – оценочный этап урока. Здесь имеется в виду шаговая рефлексия и завершение урока общей самооценкой. При традиционной методике контроль и оценка учеников возлагается на учителя. Это такая же неблагодарная работа учителя, как и объяснение нового материала или проверка домашнего задания.
Контрольно – оценочную функцию новая технология также передает самим учащимся через организацию системы самоконтроля и самооценки. Однако эти действия на уроке производятся не только как особый, третий этап, дети контролируют и оценивают себя в течение всего урока. Итоговая рефлексия и самооценка выводится с учетом поэтапной рефлексии пошаговых миниоценок, выставляемых себе по результатам степени усвоения или решения учебной задачи, расчлененной на простые, абстрактные, проблемные задания.
Главное педагогическое правило – не расслаивать ученика на сильных и слабых, организовать взаимообучение детей методом совместно – групповой учебной деятельности, гарантировать учебные успехи и развитие познавательных интересов и потребностей [4, 36 с.].
Таким образом, технология творческого развития такая учебная система, которая гарантирует получение заданного дидактического результата, ведет к психическому развитию личности учащегося и способствует становлению психического и психологического здоровья [16, 164 с.].
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.
Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам.
• дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;
• упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 – поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).
Природосообразность в преподавании – это основа развития психики учащихся, где обучение строится в соответствии с естественными законами человеческой природы, а познание начинается в процессе собственной деятельности и заканчивается творческим мышлением [17, 85 с.].
Задача здоровьесберегающей технологии - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни [1, 150 с.].
Вывод по I главе
В этой главе мы познакомились с теоретическим анализом применения природосообразной технологии творческого развития на уроках географии. Мы узнали, какое место занимает география в общей системе знаний.
Здоровьесберегающие технологии обучения обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, позволяют использовать полученные знания в повседневной жизни.
Узнали, что технологический инновационный урок состоит из трех этапов, в который входит четыре компонента, исследовали особенности процесса творческого развития учащихся на уроках географии.
Таким образом, технология творческого развития это такая учебная система, которая гарантирует получение заданного дидактического результата, ведет к психическому развитию личности учащегося и способствует становлению психического и психологического здоровья.
Применение природосообразной технологии творческого развития на уроках географии оказывает здоровьесберегающий эффект организации учебного процесса.
Глава II. Опытно-практическая часть по применению природосообразной технологии творческого развития как здоровьесберегающего способа обучения географии
2.1. Разработка конспектов уроков географии с применением природосообразной технологии творческого развития
Урок 1
Тема: План местности
Цели: 1) Образовательная - сформировать понятие "план местности", выявить отличия в изображении участ¬ка местности на плане, рисунке, фотографии и аэрофото¬снимке;
2) Развивающая - используя ПП для усвоения учащи¬мися понятия "план местности", обучить общему способу формулирования определения понятия на основе составле¬ния его структурной модели;
3) Воспитательная - способствовать формированию интереса к овладению общим приемом усвоения понятий и общим способом формулирования его определения.
Оборудование - учебные таблицы "Правила позна¬ния", "Модель изучения географии в 6 классе", атласы, фо¬тографии, рисунок, аэрофотоснимок и план одного и того же участка местности.
ЭПИГРАФ: "До чего же люди любят планы и кар¬ты! А почему? Да потому, что там, на картах и планах, можно потрогать север, восток, запад и юг рукой, а потом сказать: вот мы, а вот неизвестное - мы будем расти, а оно будет уменьшаться". (Жюль Верн)
Содержание урока.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Выравнивание знаний
Какой способ решения УЗ мы усвоили на прошлом уроке? Проговорите друг другу последовательно учебные действия, которые необходимо выполнять познавая неизвестное. (Учащиеся, работая в парах проговаривают друг другу общий способ).
Задание 1.
Вычертить модель изучения географии в 6 классе. Проверить вычерченную модель друг у друга. Вычертить на доске в виде модели план изучения выбранного вами в окрестностях школы географического объекта. Прогово¬рить и оценить себя.
Информация учителя:
2. Постановка учебной задачи и мотивация деятельности учащихся.
Взгляните на модель курса географии 6 класса. Что нам предстоит изучить по плану? (Землю). Но мы не можем приступить к изучению Земли, пока не усвоим самую важную в географии тему "План местности и географическая карта", ведь без карты невозможно познавать Землю. Карта об очень многом может поведать тому, кто в ней разбирается. Поэтому перед нами стоит очень важная задача: научиться понимать ее. Для решения этой задачи нам понадобятся несколько уроков. Понимание карты начинается с плана местности. Поэтому сегодня на уроке у нас задача: узнать, что называется планом местности. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадях).
3. О планировании решения учебной задачи (УЗ).
Для решения любой задачи мы должны знать способ ее решения. Воспользуемся известным нам способом (учитель вывешивает учебную таблицу "Правила познания"). В какой последовательности мы должны решить эту задачу?
Предполагаемый ответ: Первое действие - дать об¬щую характеристику; второе действие - разделить на части и изучить каждую по отдельности; третье действие - соединить части, чтобы установить, как они взаимодействуют в целом.
II. Операционально-исполнительский этап.
Задание 2.
Сравнить фотографию, рисунок, аэрофотоснимок од¬ного и того же участка местности и найдите черты сходст¬ва и отличия.
Предполагаемый ответ: "Сходство заключается в том, что изображен один и тот же небольшой участок земной поверхности, который уменьшен по сравнению с действи¬тельными размерами. Отличительные черты: на плане предметы изображены условными знаками, имеются над¬писи и цифры, можно узнать, откуда и куда течет река, куда ведут дороги и т.д."
Самооценка.
Задание 3.
Выделить элементы (части), которые являются обяза¬тельными для любого плана местности (условные знаки, масштаб, стрелка с указанием направления "Север-юг").
Части плана местности оформляются в виде карточек, прикрепляются к магнитной доске.
Задание 4.
Используя способ, определить последовательность изучения темы "План местности" и схематично изобразить его структурную модель.
Учащиеся с помощью учителя выстраивают структурную модель "План местности":
План местности
Масштаб
1:100000
В 1см –
Масштаб
Условные знаки
С
Ю
Направления сторон горизонта
100 0 100
Составление плана местности
Информация учителя:
О мотивации усвоения общего способа. В результате выполнения предыдущих двух заданий мы установили части (элементы) из которых состоит план местности. Для того, чтобы ответить на вопрос "Что называется планом местности?", мы должны сформулировать определение его. Умение формулировать определения понятий - это общеучебная задача. Изучая географию, нам часто придется сталкиваться с ней. Ведь знание любого предмета, и география в том числе, состоит, в первую очередь из понятий. Впереди нам предстоит формулирование определе¬ния понятий "географическая карта", "равнина" "озеро" "климат" и.т.д. Поэтому очень важно сегодня на уроке ус¬воить этот общий способ на примере понятия "план мест¬ности".
Об общем способе формулирования определений. Формулирование определения любого понятия складыва¬ется из двух операций; определения родового понятия (что это? - дерево) и выявления видового понятия и элементов, которые его характеризуют (что это? - береза). Определе¬ние понятия можно смоделировать следующим образом:
Понятие
=
Родовое слово (что это?) дерево
+ Признаки (части, которые его характеризуют - береза)
Задание 3.
Сформулируйте определение понятия "план местно¬сти" используя структурную модель плана местности и схему определения понятия.
Для этого подставьте в схематичное изображение понятия соответствующие им слова. Получим:
План местности
Чертеж небольшого участка земной поверхности
+ 1. В определенном масштабе,
2. При помощи условных знаков,
С учетом направлений сторон горизонта.
Задание 6.
Проговорить определения понятия «план местности», которое вы сформулировали и оцените себя.
Вывод: "План местности - это чертеж небольшого участка земной поверхности, выполненный в определенном масштабе при помощи условных знаков и с учетом направлений сторон горизонта".
Самооценка.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Какие задачи были поставлены на уроке? (Усвоить общий способ формулирования определения понятия и на его основе сформулировать определение понятия "план местности").
2. Начертить в тетради и проверить друг у друга схему определении понятия.
3. Сформулируйте на основе этой схемы и проговорите друг другу определение понятия "План местности".