Киноиндустрия как компонент индустрии развлечения
Основные тенденции развития киноиндустрии в России и мире
Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства. Великий английский режиссёр Альфред Хичкок однажды скачал: «Фильм – это жизнь, с которой вывели пятна скуки» . Действительно, хорошее кино завораживает, удивляет, заставляет задуматься над происходящими в жизни человека явлениями. Также как книга для писателя, музыка для музыканта или картина для художника, кино для режиссёра – это способ выражения собственных мыслей, чувств и желаний. Зачастую кино показывает нам идеальную жизнь, жизнь о которой мечтают многие, жизнь, которая для многих не достижима. Кинематограф является своеобразным мотивом, побудительным действием к активному вмешательству в свою жизнь и изменению её к лучшему на пути к идеалу.
Ещё до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако впоследствии Уильям Диксон, соавтор Эдисона, утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинематофонограф— прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова. В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путём записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьёзный недостаток. В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Тем не менее 17 сентября 1922 года в Берлине впервые в мире был показан звуковой фильм. В 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся в тот момент на грани банкротства, вложилась в рискованный звуковой проект. Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с фильмом «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры «Певца Джаза» — принято считать днём рождения звукового кино.
За последние несколько десятилетий сложно представить себе более развивающуюся отрасль развлечений, чем индустрия кино. От черно-белых фильмов пятидесятых годов до компьютерных современных эффектов нас отделяет не только время , но внедрение инноваций в индустрию, огромные бюджеты на производство фильмов. В последние годы киноиндустрия в мире достигла невероятных высот в своем развитии. Сейчас на рынке кино, фильмы выходят почти каждую неделю, а темпы внедрения новых технологий в них поражает зрителя .Конечно в современном мире есть доминирующие страны в этом деле, к таким относится американская киноиндустрия. Голливуд уже на протяжении более 100 лет создает самые кассовые фильмы и применяет все новые технологии. Голливуд тратит большие деньги на производства фильмов, некоторые с лихвой окупаются, становясь лидерами кинопроката в мире. Американская киноиндустрия является передовой в мире по внедрению компьютерных спецэффектов, 3D технологий и др. В целом мировая киноиндустрия развивается планомерными шагами, в странах с развитой киноиндустрией идет финансовый поток в экономику и эта отрасль является передовой в некоторых государствах.
Хотелось затронуть отечественную киноиндустрию и рассказать о ее плановых направлениях. Киноиндустрия в России поменяла свой имидж совсем недавно. В не далеком прошлом , в период сокращения производства фильмов многие профессионалы говорили о российской киноиндустрии, как о отмирающей отрасли в экономике. Но постепенно отечественная кинематография укрепляет свои позиции и часто делегирует на мировом уровне. Этому стимулировало и то, что в кино стали направлять свободные средства негосударственные телевизионные каналы, идут доходы от рекламы и др. Важным направлением индустрии нужно считать: приватизация киностудий, развитие новых проектов создания киностудий полного цикла, внедрение новых технологий и инноваций, расширения прокатной площадки для обеспечения равного доступа населению России к услугам кинопоказа. Также в не малую роль можно отнести поддержку в виде субсидии кинотеатрам( кинозалам), осуществляемую показ специализированной продукции. С началом нынешнего века наблюдается интенсивный рост числа современных кинотеатров и кинозалов от 180 кинотеатров и 290 кинозалов в2002 году, до 650 кинотеатров, и 1,5 тысячи кинозалов в 2007 году. Возрос общий объем зрительской аудитории отечественных фильмов, российские кинотеатры медленно, но верно привлекают в кинозалы все более широкую аудиторию. Кинопроизводством занимается от 200 до 400 кинокомпаний, по разным оценкам, существует около 30 частных дистрибьюторских компаний. Инфраструктура отрасли динамично развивалась в последний период, имеются большое количество компаний, оказывающих услуги производителям кино. Существовало на конец 2007 года 27 компаний по аренде техники и оборудования для съемок, 22 студии постпродакшн,1 студия компьютерной графики и спецэффектов. В настоящее время в России имеется 7 производственных комплексов, размещенных на территории более 100га, в которых действует более 50 павильонов общей площадью около 30 тысяч квадратных метров. Качественные изменения коснулись на рынке кинопоказа, засчет использования цифровых и электронных технологий, что приводит к меньшим финансовым затратам. Киноиндустрия в России пока не может стать экономически самостоятельной отраслью экономики, способной развиваться на основе современных рыночных механизмов.
Кино как техническое изобретение вошло в жизнь человечества на исходе девятнадцатого века и уже через десятилетия после дня рождения успело стать великим искусством, занять в сознании человечества равноправное место с литературой, театром, музыкой, живописью, скульптурой, существующими тысячелетия. Но произойти это могло лишь потому, что предчувствие движущегося и звучащего изображения возникло за много веков до технического изобретения кинематографа и его художественные принципы рождались и столетиями зрели в недрах старших искусств. Кинематограф изначально изобретался с целью научного исследования движения, а стал величайшим зрелищем современного мира. Съемочная камера казалась созданной для копирования реальности, а начала воплощать мечты и сновидения. Нравится нам или нет, но именно кино формирует больше, чем что-либо еще, мнения, вкусы, язык, одежду, поведение и даже внешний вид публики, составляющей более чем 60 процентов населения земли.
1.2 Характеристика основных элементов киноиндустрии
Современная киноиндустрия состоит из множества компонентов, из неких цепочек, некоторые из которых не могут существовать друг без друга. Эти составляющие и определяют всю отрасль в целом, затрагивая компоненты с самых определяющих компонентов, до ниже степенных. Наша работа предоставляет такие компоненты как: киностудии, кинофабрики, кинотеатры, кинорынки, прокатчики, независимые кинокомпании, компании сервиса кино, профессиональные гильдии, ассоциации, комиссии, фонды и министерства, отделы маркетинга, кинофестивали, видео, рейтинги как форма регулирования кинематографии, и все те, кто задействован в съемочном процессе. В ходе рассказа о компонентах киноиндустрии, мы раскроем наиболее важные компоненты.
Начнем с одного из главных компонентов индустрии кино - киностудии. Киностудия-организация, предоставляющая технические и иные средства, необходимые для снятия кинофильма. В зависимости от характера фильмов различают киностудии: художественных, документальных, научно-популярных и учебных, мультипликационных фильмов. Отличительная особенность киностудии это павильон. Киностудия специализированное предприятие, обеспечивающее полный процесс от написания сценария, заканчивая выпуском готовой продукции. Современная киностудия – сложный организм, в котором сочетаются художественно-творческие и производственно-технические процессы. Киностудия состоит из: павильона, помещенья для съемочных групп, цеха подготовки к съемке( гримерный реквизит), миграционный комплекс, прочие склады, светотехнический цех, цех съемочной техники, звукотехнический цех, цех монтажа, цех обработки пленки, фотоцех, фотохозяйство, гараж спецмашин, оружейно-пиротехническое хозяйство, каскадерский цех, цех комбинирования съемок, общестудийное хозяйство, энергетическое хозяйство, сантехнический цех, разного рода административно-управленческие цеха.
Кинотеатр – общественное учреждения, для публичного показа кинофильмов. Главное помещенья кинотеатра – зрительный зал со специальным широким экраном до 30 метров и акустической системой, но в современных кинотеатрах имеется несколько зрительных залов, обязательна система кондиционирования воздуха, а нынешние акустические системы состоят из множества раздельных звуковых каналов. В кинотеатре также имеются фойе для зрителей, гардероб, буфет, служебные помещения. Количество посадочных мест колеблется от 200-300 мест в одном кинозале. Кинопроекционный комплекс зачастую состоит из одного или несколько кинопроекторов для демонстрации фильмов с кинопленкой шириной 36 мм, но и есть и специальные кинотеатры, приспособленные для демонстрации трехмерного кино.
Место, где «бурлит» весь мир кино является кинорынок и второстепенным звеном являются кинопрокатчики. Кинорынок представляет собой, как сферу обращения кинопродукции как товара, купля продажа фильмов различными странами. Кинорынки проходят при кинофестивалях, например такие как: кинорынок в рамках кинофестиваля «Кинотавр», берлинский международный кинорынок, каннский международный кинорынок. В России проводится международный кинорынок ежегодно. Кинопрокатчики это те люди, которые выпускают кинофильмы для демонстрации на экранах и передаче их во временное пользование ( прокат) кинотеатрам, клубам и т.п. К ряду таких субъектов в Российской федерации относится « ЦентралПартнерШип», «Каро фильм», «West», « Юниверсал Пикчерз Рус» и др.
Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Когда зрители голосуют покупкой билетов — это безусловная оценка качества фильма. Но считать этот показатель единственно верным было бы ошибкой. Ведь все фильмы изначально находятся в разных условиях: одни широко разрекламированы и анонсированы, для других даже не изготовляется качественных афиш; одни фильмы блещут именами звёзд с афиши — другие делаются начинающими кинематографистами, которым не по карману приглашение звезды. Есть ещё целый ряд психологических факторов, которые влияют на финансовые показатели фильма. Кроме того, условия проката во всех странах разные, поэтому сопоставить сбор фильма в разных странах бывает трудно. Очевидно, что и национальные и культурные особенности могут влиять на популярность фильма. А помимо всего, сбор с проката может оценить лишь успех фильма в целом, но не вклад отдельных членов съёмочной группы.
Для решения указанных проблем оценки кино, в мире регулярно проводится множество кинофестивалей, разыгрывается множество кинопремий. Кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съёмочных групп. Кинопремии в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, но их задачи те же. Конечно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, оценки фильмов на кинофестивалях сугубо субъективны. Но фестивалей очень много, и у каждого фестиваля со временем складывается своя особая репутация, выделяются направления киноискусства особо поощряемые (или не поощряемые) данным кинофестивалем. Есть также жанровые кинофестивали. Таким образом, у любителя кино, имеющего свои жанровые или стилистические предпочтения, всегда есть возможность найти «свой» кинофестиваль — и по его итогам ориентироваться в фильмах текущего года.
В ходе большинства фестивалей проводится конкурс фильмов, по результатом которого вручаются призы (гран-при, приз зрительских симпатий и прочие). Результаты конкурса обычно оценивает экспертное жюри, реже проводится голосование экспертов. Наиболее престижными кинофестивалями являются смотры с конкурсной программой, имеющие аккредитацию Международной федерации ассоциации кинопродюсеров. Для того , чтобы получить аккредитацию, кинофестиваль должен соответствовать нескольким критериям: быть международным, проводится ежегодно, пользоваться поддержкой местной киноиндустрии, в конкурсе не должно быть фильмов, которые ранее участвовали в других фестивалях. Кроме того, в одной стране может быть только один подобный фестиваль. На сегодняшний день в мире имеется 13 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов: Берлинский кинофестиваль, Каннский кинофестиваль, Шанхайский кинофестиваль, Московский кинофестиваль, фестиваль в Карловых Варах, кинофестиваль в Локарно, Монреальский кинофестиваль, Венецианский кинофестиваль, Сан-себастьянский кинофестиваль, кинофестиваль в Варшаве, кинофестиваль в Токио, кинофестиваль в Мар-дель-Плато, Каирский кинофестиваль. Также аккредитованы 5 кинофестивалей документального и короткометражного кино: международный кинофестиваль « Послание к человеку» в Санкт-Петербурге, кинофестиваль в Тампере , кинофестиваль в Оберхаузене, кинофестиваль в Кракове, кинофестиваль в Бильбао. В общей сложности аккредитацию имеют 52 фестиваля.
Профессиональные гильдии и ассоциации включают в себя: ассоциация анимационного кино, ассоциация военного кино, ассоциация каскадеров, гильдия актеров кино; гильдия звукорежиссеров, художников, композиторов, редакторов; гильдия киноведов, кинокритиков; гильдия кинодраматургов, кинооператоров, кинорежиссеров. Гильдия организаторов производства, кинотехникой; гильдия продюсеров; государственный фонд кинофильмов; комиссия ветеранов кино; комиссия неигрового кино; министерства культуры и массовых коммуникаций.
Также существует в сервис для кино, который обеспечивает киностудии всем необходимым реквизитам и другой важной частью для производства кинопродукции. К их числу можно отнести: агентства по аренде животных, транспорта, актерские агентства, аренда павильонов, аренда техники и спецоборудования для съемок, изготовления и аренда костюмов, изготовления пастижа и грима. Изготовления сайтов, аренда реквизита, каскадерские студии, маркетинг, организация и проведения фестивалей и специальных мероприятий, питание на съемочной площадке, рекламные агентства, страхование, страхование. Также студии компьютерной графики и спецэффектов, студия по постпродакшн, студия по строительству декораций, услуги в регионах и юридические услуги.
1.3 Техническое оснащение кинотеатров
Еще недавно люди ходили в кинотеатр, чтобы увидеть фильм первыми, до появления его в телевизоре. У зрителя был основной интерес в сюжете фильма, а звуковое сопровождение и качества фильма играла тогда не особо важную роль, как сейчас у современных киноманов. Индустрия кино, конечно же, не стоит на месте, и постоянно придумывает новые изюминки. И чтобы удивлять зрителя, в кинотеатрах стоят огромные киноэкраны, звук дающий невероятный эффект, удобные кресла почти как в самолетах, кондиционеры и многое другое. В последнее время почти все кинотеатры соответствуют современным стандартам и оборудованию, увеличивается число залов в кинотеатрах, улучшается качества показа фильмов, благодаря дорогим кинопроекторам и пленке, об экранах даже не стоит говорить, что они уже достигают невиданных размеров, пример такого это киноэкран площадью 1428 квадратных метров.
Описание технической стороны кинотеатра нужно конечно начать с его главной сущности это киноэкрана. Размеры и виды экранов бывают разными, так и материал, из которого сделан экран. Проекционные экраны отображают информацию, от проектора. Существуют проекционные экраны прямой проекции – когда проектор и аудитория зрителей находятся по одну сторону относительно экрана. А также обратной проекции, когда проектор стоит за экраном. По типу конструкций различают такие виды проекционных экранов: моторизованные, подпружиненные и мобильные. Моторизованные экраны имеют электромотор, при помощи которого можно опускать и поднимать экран. Подпружиненный – это экран с ручным приводом, разворот и другие действия осуществляется вручную. Мобильные экраны человек может разворачивать, сворачивать и переносить. А те экраны, которые устанавливаются раз и навсегда называются стационарными. Размеров экрана зависит от самого кинотеатра, в больших залах стоит большой, в малых меньшего размера.
На кинопроекторе никогда ни появится картинка, пока не будет кинопроектора. Кинопроектор транспортирует киноленту с подающей бобины на принимающую, обеспечивая прерывистое движение ее в фильмовом канале и равномерное, с помощью маховика на валу гладкого барабана в звукочитающей системе. Лентопротяжный тракт включает в себя: подающую бобину, тянущий зубчатый барабан, фильмовый канал, механизм прерывистого движения ( скачковый барабан или ведущий зуб грейферной рамки), задерживающий зубчатый барабан, гладкий барабан, принимающая бобина. Осветительно-проекционная система : источник света, конденсор зеркально-линзовый, теплофильтр, обтюратор, кадровое окно фильмового канала, объектив. В качестве источника света в кинопроекторах используются лампы накаливания и газоразрядные лампы, а для стационарных проекторов – ксеноновые лампы высокого давления. Звукочитающая система состоит с прямым или обратным чтением фотографической фонограммы или с блоком магнитных головок для чтения магнитных фонограмм. В последнее время для демонстрации кино все чаще используется цифровые кинопроекторы. Цифровой кинопроектор по сути представляет собой видеопроектор высокой мощности ( до 7 кВт) и высокого разрешения (1920 x 1080 и выше).