Подготовка будущих специалистов в информаионно-обучающей среде вуза

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
Мякишев С.Л.

 

Подготовка будущих специалистов в информаионно-обучающей среде вуза

Сегодня в научно-педагогической сфере часто используется понятие информационно-обучающей среды. В.В.Ильин определяет информационно-обучающую среду образовательного учреждения как единую систему аппаратных средств, программного обеспечения, специалистов и пользователей, баз данных и баз знаний, и других элементов, реализующих информационные процессы. Так, например, инфорационно-обучающая среда вуза включает в себя следующие элементы:

• - информационно-содержательную часть, состоящую из обучающих программных средств и информационных ресурсов глобальных сетей,

• - программно-техническую часть, состоящую из прикладных обучающих программных средств и коммуникационных технологий,

• - субъектов учебного процесса - студентов и профессорско-преподавательский состав вуза.

Для высшего образования актуальность приобретает задача использования инфорационно-образовательной среды вуза в исследовательской и профессиональной деятельности. Информационно-обучающая среда вуза, созданная средствами новых информационных технологий, рассматривается как составная часть среды обучения, она также начинает влиять на становление личности будущего специалиста. Одной из характерных черт данной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам вуза в любое время и в любой точке пространства.

В процессе обучения в вузе студент, в основном обращается к информации, которая накоплена обществом и находится в различных информационных хранилищах, в каналах распространения, осуществляя при её освоении целостный познавательный процесс. Поэтому традиционно предметом внимания отечественных педагогов являются вопросы формирования умений работы с источниками информации. Достаточно традиционным является обучение студентов самостоятельному поиску информации с целью подготовки к эффективному использованию доступных библиотечных ресурсов, справочного аппарата, в том числе развитие умений получения нужной информации с помощью автоматизированных систем и сетей.

Обучение специалиста в режиме непрерывного образования имеет дело не с готовыми системными знаниями, а с информацией, из которой новое знание нужно ещё суметь получить, предполагает не просто владение некоторыми навыками работы с всё возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а способность с их помощью добывать это новое знание. Чем больше готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширение социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость.

В настоящее время учеными определен ряд проблем, возникающих в информационно-обучающей среде вуза. Так А.А.Андреев называет следующие проблемы:

• отсутствие теории обучения в современной информационно-обучающей среде;

• проблема оптимального состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения;

• проблема оптимизации психолого-эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде;

• проблема готовности преподавателей и обучаемых к вхождению в современную информационно-обучающую среду;

• воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса;

• валеологические проблемы.