Методика изучения уровня самооценки А.С. Будасси
В структуре характера особое место занимают черты личности, в которых выражается отношение человека к самому себе. Отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, внешнему облику, называется самооценкой.
Самооценка личности формируется в процессе ее постоянного общения с окружающими. В ходе общения личность получает от других людей оценку своих возможностей, способностей, успехов в учении, работе и т.п. Эти оценочные суждения, усваиваясь личностью превращаются в самооценку. У школьника, например, формируется не только обобщенное отношение к образу своего «Я», но и система частных самооценок – своего внешнего вида, успехов в учении, спортивных достижений и возможностей. Дифференцированность самооценки человека может рассматриваться как один из важных показателей нравственной ценности его личности.
Знание самооценки личности важно, поскольку она определяет отношение ученика ко всем его жизненным задачам, и прежде всего к учению, влияет на становление личности и тесно связана с уровнем притязаний.
Характер самооценки тесно связан с престижностью выбираемой профессии, оказывает существенное влияние на процесс профессионального самоопределения.
Цель работы: изучение индивидуальных особенностей самооценки личности.
Описание методики: для определения самооценки старших школьников может быть использована методика А.С. Будасси, которая основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с эталоном.
Работа состоит из двух частей. Сначала из предложенных черт личности испытуемый должен выбрать по 10 – 20 качеств, характеризующих его идеал и антиидеал. Затем в полученном списке нужно подчеркнуть качества, присущие самому испытуемому.
Инструкция испытуемому: «Перед Вами перечень черт личности. Вам нужно выбрать 10 – 20 черт, характеризующих Ваш идеал, и 10 – 20 качеств, характеризующих Ваш антиидеал. Качества выписать в два столбика. Постарайтесь в каждом случае выбрать не менее 10, но и не более 20 качеств. В обоих столбиках может быть разное число черт».
Фиксация результатов: лист делится на две части, правая обозначается «идеал», левая – «антиидеал» (см. ниже).
Идеал |
Антиидеал |
|
|
Продолжение инструкции: «А теперь подчеркните в каждом столбике те качества, которые присущи и Вам».
Обработка результатов: по первому столбику «идеал» подсчитывается коэффициент положительной самооценки Кс+, по второму – коэффициент критичности Кс- . Подсчет в обоих случаях проводится одинаково:
Количество черт, присущих личности
К= ----------------------------------------------------
Количество выбранных черт
Оценка результатов проводится в соответствии со следующей шкалой:
Коэффициент |
Выраженность самооценки (или самокритичности) |
0,8 – 0,9 |
Завышенная самооценка |
0,3 – 0,7 |
Адекватная самооценка |
0,1 – 0,2 |
Заниженная самооценка |
Людям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общительность, бодрость, чувство юмора. Людям с завышенной самооценкой часто присущи такие качества, как высокомерие, бестактность, снобизм. Для заниженной самооценки характерны пассивность, повышенная ранимость, неверие в свои силы и возможности.
Важнейшим показателем самооценки является отношение личности к ошибкам и промахам как своим, так и товарищей. Люди с завышенной самооценкой склонны свои ошибки объяснять за счет случайности, каких-то объективных или внешних обстоятельств (плохое самочувствие, кто-то мешал, не хватило времени и т.д.). Упущения других такими людьми часто расцениваются как закономерность, как нечто, чему не стоит удивляться. Для заниженной самооценки, наоборот, характерно свои неудачи воспринимать как должное, тогда как ошибки других – нередко чем-то оправдывать.
Другим показателем самооценки личности выступает отношение к успехам, достижениям своим и товарищей. Люди с завышенной самооценкой собственные достижения склонны оценивать высоко и вместе с тем считать их само собой разумеющимися, к успехам же других нередко относятся критически и объясняют их случайностью («повезло»). У людей с заниженной самооценкой отношение к собственным и чужим успехам, как правило противоречивое.
Литература:
1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976 –324с.
2. Липкина А.И. Самооценка школьника. – Мю: Знание, 1976.- 62 с.
3. Курочкин И.Н. Методы изучения личности школьника. – Ярославль, 1986. – 87 с.
4. Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей, Ярославль, 1990. – с.65-67.
Список черт личности
аккуратность беспечность вдумчивость впечатлительность вспыльчивость восприимчивость гордость грубость жизнерадостность заботливость зависимость застенчивость злопамятность искренность капризность легковерие медлительность мечтательность |
мнительность мстительность навязчивость настойчивость нежность непринужденность нерешительность несдержанность неуравновешенность обаяние обидчивость осторожность отзывчивость педантичность подвижность подозрительность принципиальность поэтичность |
презрительность радушие развязность рассудочность решительность равнодушие сдержанность сострадательность стыдливость сентиментальность страстность терпимость трусость увлекаемость упорство уступчивость холодность энтузиазм |
Список черт личности
аккуратность беспечность вдумчивость впечатлительность вспыльчивость восприимчивость гордость грубость жизнерадостность заботливость зависимость застенчивость злопамятность искренность капризность легковерие медлительность мечтательность |
мнительность мстительность навязчивость настойчивость нежность непринужденность нерешительность несдержанность неуравновешенность обаяние обидчивость осторожность отзывчивость педантичность подвижность подозрительность принципиальность поэтичность |
презрительность радушие развязность рассудочность решительность равнодушие сдержанность сострадательность стыдливость сентиментальность страстность терпимость трусость увлекаемость упорство уступчивость холодность энтузиазм |