Учись Учиться

Статья
Школьное образование
26 February 2012

Методика изучения уровня самооценки А.С. Будасси

User Rating: 4 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Методика изучения
  • уровня самооценки
  • В структуре характера
  • занимают черты личности
  • изучение индивидуальных особенностей
  • старших школьников
  • коэффициент положительной самооценки

Методика изучения уровня самооценки А.С. Будасси 

         В структуре характера особое место занимают черты личности, в которых  выражается отношение человека к самому себе. Отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, внешнему облику, называется самооценкой.

         Самооценка личности формируется в процессе ее постоянного общения с окружающими. В ходе общения личность получает от других людей оценку своих возможностей, способностей, успехов в учении, работе и т.п. Эти оценочные суждения, усваиваясь личностью превращаются в самооценку. У школьника, например, формируется не только обобщенное отношение к образу своего «Я», но и система частных самооценок – своего внешнего вида, успехов в учении, спортивных достижений и  возможностей. Дифференцированность самооценки человека может рассматриваться как один из важных показателей нравственной ценности его личности.

         Знание самооценки личности важно, поскольку она определяет отношение ученика ко всем его жизненным задачам, и прежде всего к учению, влияет на становление личности и тесно связана с уровнем притязаний.

         Характер самооценки тесно связан с престижностью выбираемой профессии, оказывает существенное влияние на процесс профессионального самоопределения.

Цель работы: изучение индивидуальных особенностей самооценки личности.

Описание методики: для определения самооценки старших школьников может быть использована методика А.С. Будасси, которая основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с эталоном.

Работа состоит из двух частей. Сначала из предложенных черт личности испытуемый должен выбрать по 10 – 20 качеств, характеризующих его идеал и антиидеал. Затем в полученном списке нужно подчеркнуть качества, присущие самому испытуемому.

Инструкция испытуемому: «Перед Вами перечень черт личности. Вам нужно выбрать 10 – 20 черт, характеризующих Ваш идеал, и 10 – 20 качеств, характеризующих Ваш антиидеал. Качества выписать в два столбика. Постарайтесь в каждом случае выбрать не менее 10, но и не более 20 качеств. В обоих столбиках может быть разное число черт».

Фиксация результатов: лист делится на две части, правая обозначается «идеал», левая – «антиидеал» (см. ниже).

 

Идеал

Антиидеал

 

 

 

Продолжение инструкции: «А теперь подчеркните в каждом столбике те качества, которые присущи и Вам».

Обработка результатов: по первому столбику «идеал» подсчитывается коэффициент положительной самооценки Кс+, по второму – коэффициент критичности Кс- . Подсчет в обоих случаях проводится одинаково:

 

          Количество черт, присущих личности

К= ----------------------------------------------------

                   Количество выбранных черт

 

Оценка результатов проводится в соответствии со следующей шкалой:

Коэффициент

Выраженность самооценки (или самокритичности)

0,8 – 0,9

Завышенная самооценка

0,3 – 0,7

Адекватная самооценка

0,1 – 0,2

Заниженная самооценка

 

  Людям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общительность, бодрость, чувство юмора. Людям с завышенной самооценкой часто присущи такие качества, как высокомерие, бестактность, снобизм. Для заниженной самооценки характерны пассивность, повышенная ранимость, неверие в свои силы и возможности.

Важнейшим показателем самооценки является отношение личности к ошибкам и промахам как своим, так и товарищей. Люди с завышенной самооценкой склонны свои ошибки объяснять  за счет случайности, каких-то объективных или внешних обстоятельств (плохое самочувствие, кто-то мешал, не хватило времени и т.д.).  Упущения других такими людьми часто расцениваются как закономерность, как нечто, чему не стоит удивляться. Для заниженной самооценки, наоборот, характерно свои неудачи воспринимать как должное, тогда как ошибки других – нередко чем-то оправдывать.

Другим показателем самооценки личности выступает отношение к успехам, достижениям своим и товарищей. Люди с завышенной самооценкой собственные достижения склонны оценивать высоко и вместе с тем считать их само собой разумеющимися, к успехам же других нередко относятся критически и объясняют их случайностью («повезло»). У людей с заниженной самооценкой отношение к собственным и чужим успехам, как правило противоречивое.

Литература:

1.     Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976 –324с.

2.     Липкина А.И. Самооценка школьника. – Мю: Знание, 1976.- 62 с.

3.     Курочкин И.Н. Методы изучения личности школьника. – Ярославль, 1986. – 87 с.

4.     Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей, Ярославль, 1990. – с.65-67.

         Список черт личности

 

аккуратность

беспечность

вдумчивость

впечатлительность

вспыльчивость

восприимчивость

гордость       

грубость

жизнерадостность

заботливость

зависимость

застенчивость

злопамятность

искренность

капризность

легковерие

медлительность

мечтательность

мнительность

мстительность

навязчивость 

настойчивость

нежность   

непринужденность

нерешительность

несдержанность

неуравновешенность обаяние    

обидчивость

осторожность

отзывчивость

педантичность

подвижность

подозрительность

принципиальность

поэтичность

презрительность

радушие 

 развязность

рассудочность

решительность

равнодушие

сдержанность

сострадательность

стыдливость

сентиментальность

страстность

терпимость   

трусость

увлекаемость

упорство

уступчивость 

холодность 

энтузиазм

 

Список черт личности

 

аккуратность

беспечность

вдумчивость

впечатлительность

вспыльчивость

восприимчивость

гордость       

грубость

жизнерадостность

заботливость

зависимость

застенчивость

злопамятность

искренность

капризность

легковерие

медлительность

мечтательность

мнительность

мстительность

навязчивость 

настойчивость

нежность   

непринужденность

нерешительность

несдержанность

неуравновешенность обаяние    

обидчивость

осторожность

отзывчивость

педантичность

подвижность

подозрительность

принципиальность

поэтичность

презрительность

радушие 

 развязность

рассудочность

решительность

равнодушие

сдержанность

сострадательность

стыдливость

сентиментальность

страстность

терпимость   

трусость

увлекаемость

упорство

уступчивость 

холодность 

энтузиазм

 

    Tags:
  • Методика изучения
  • уровня самооценки
  • В структуре характера
  • занимают черты личности
  • изучение индивидуальных особенностей
  • старших школьников
  • коэффициент положительной самооценки
Rating:
( 2 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Глава 2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ 29 October 2011
Модуль. М. М. Сперанский в системе политической жизни Российской империи в 1800-х годах 09 May 2011
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 29 October 2011
Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Средства АИС предприятия 17 February 2012
Опыт Штерна» (стр. 171), «Идеальный газ. Основное уравнение МКТ 31 October 2013
Программа занятий по каратэ 24 March 2012
Ключевые проблемы питания в школах 07 April 2012
Графические методы в психологии 25 February 2012
Школа национальных учёных в Японии. Школа Конфуция и её значение для становления японистики. 11 March 2012
Игры для детей подготовительной группы 04 March 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Источники формирования теории и методики обучения экологии 03 March 2012
ОПЫТ ВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 29 October 2011
ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА СУПРУГОВ 05 April 2012
Характеристика физического развития детей и подростков г. Кирова 1993-1994 гг. рождения 29 October 2011
«Кактус» графическая методика 24 March 2012
ШКАЛА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (ШСБ) 26 February 2012
Методический анализ темы «Вспомогательные алгоритмы» 08 May 2011
ВЛИЯНИЕ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 29 October 2011
Конспект урока по теме: «Powerpoint:анимация» 12 January 2011
Тема 1. Сущность международного маркетинга.2. Среда международного маркетинга 14 January 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока