Реферат на тему «Магистратура в России»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
ВятГГУ

 

Физико-математический факультет

Реферат на тему

«Магистратура в России»

Выполнили

студенты 5 курса

группы Ф-51/2

Гафиулин Т. Н.,

Скрябин А.М.

Киров 2006

Откуда что пошло.

Магистерская степень зародилась в недрах средневековых европейских университетов в XII-XIII веках, когда выкристаллизовывалась их структура. Термины «Doctor», «Professor», «Magister» сначала не различались в употреблении и использовались для обозначения преподавательского состава первых университетов. Преподаватели, стремясь защитить свои права, объединялись в гильдию, и именно её члены могли преподавать в данном университете. Таким образом, диплом магистра или доктора был пропуском в гильдию преподавателей. Уже в те времена присуждение магистерской степени осуществлялось по результатам сдачи экзаменов и защиты диссертации. Система, при которой степень магистра предшествует на иерархической образовательной лестнице степени доктора, сложилась в XV-XVII веках.

В отечественном высшем образовании степень магистра появилась в 1803 году, когда императорским указом были введены ученые степени кандидата, магистра и доктора наук. Российский магистр, однако, лишь по названию, но не по сути, соответствовал своему европейскому собрату, «Положение о производстве в ученые степени» 1819 года выделяло четыре степени в университетском образовании:

1. действительный студент (степень присваивается все, успешно окончившим университет);

2. кандидат (им становились выпускники с дипломом первой степени и выполнившие специальную работу – кандидатскую диссертацию, соответствующую современной дипломной работе);

3. магистр (для получения этой степени было необходимо сдать специальные магистерские экзамены и защитить магистерскую диссертацию, соответствующую современной кандидатской диссертации);

4. доктор (эта степень присуждалась исследователям, защитившим после магистерской также докторскую диссертацию).

После революции ученые степени были ликвидированы, а когда в 1932 году их решили ввести вновь, речь шла уже только о кандидате и докторе наук.

Принятое в 1993 году «Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования» вернуло в российскую образовательную действительность степень магистра, хотя не в ее прежнем, дореволюционном, а в новом – европейском понимании.

Исследователь или практик: студент на пороге выбора.

Когда речь заходит о внедрении на российской почве двухуровневой системы «бакалавр-магистр», неизбежно сравнение отечественной схемы с зарубежными образцами, При попытке механического переноса модели, сложившейся в одних условиях, в другую среду, да еще при наложении этой модели на уже существующую систему образования, возникают различные проблемы и неувязки.

Системы высшего образования традиционно принято разделять на две модели – так называемую «англосаксонскую» (или «англо-американскую») и «континентальную». К первой модели относятся Великобританию, Ирландию, США, Канаду. Австралию, Новую Зеландию. Ко второй – Францию, Германию, Голландию, Швейцарию. При этом обращается внимание на изначальную близость «англо-американской» модели Болонской схеме - это выражается, в частности, в системе ученых степеней «бакалавр–магистр–доктор».

В британских и ирландских университеты принято четкое деление магистерских программ на два типа: учебные (taught) и исследовательские (research). Учебные программы обычно рассчитаны на 12 месяцев очного обучения. В течение первых 6-9 месяцев студенты занимаются углубленным изучением предметов по выбранной специальности, остальное время отводится на проведение исследования, подготовку и написание магистерской диссертации. Учебная часть программы включает в себя как обязательные предметы (касающиеся общих вопросов методологии научного знания и научно-исследовательского подхода), так и курсы по выбору, связанные с узкой специализацией. Также сдаются экзамены. На исследовательскую деятельность отводится 3-4 месяца (как правило, летом), за это время студент должен подготовить письменную работу по выбранной теме. Объем диссертации на учебных магистерских программах – 10-15 тысяч слов.

Продолжительность исследовательских магистерских программ обычно составляет два года. В течение этого времени студент, под руководством наставника, проводит самостоятельную исследовательскую работу, выливающуюся в диссертацию, которая и по объему (30-60 тысяч слов), и по глубине отличается от итоговой работы выпускников учебной магистратуры и носит более серьезный исследовательский характер. Именно этот тип магистерских программ рассматривается как подготовительная ступень к дальнейшей научно–исследовательской работе. Логическим (хотя и не обязательным) продолжением становится учеба в докторантуре (аспирантуре) с написанием диссертации, ведущей к получению степени PhD. О тесной связи с докторантурой свидетельствует и тот факт, что порой абитуриенту, подавшему заявку на аспирантскую программу, сначала предлагается зачисление в исследовательскую магистратуру с возможностью дальнейшего перевода в докторантуру.

У американских магистерских программ есть некоторые отличительные черты. Их, в принципе, тоже можно разделить на два основных типа: программы, ведущие к профессиональной деятельности, и программы, готовящие к научно-исследовательской работе. «Профессиональная» магистратура рассматривается в качестве завершающего звена вузовского обучения – на данном этапе студенты получают все необходимые для практической деятельности знания и умения. Этот тип магистерских программ предлагается в таких областях, как бизнес, администрирование, журналистика, международные отношения, социальная работа. Хотя для поступления в магистратуру необходимо наличие степени бакалавра, не обязательно, чтобы она была получена по той же специальности, что и будущий магистерский диплом. Магистратура в американских вузах – двухгодичная. Британские и ирландские учебные магистерские программы, как правило, на год короче, тем не менее, поскольку высшее образование на Британских островах более узко специализированное, чем в США, они считаются эквивалентными американским. Проявляется данное различие и на уровне бакалавриата (американский студент вообще не обязан определяться со специальностью вплоть до третьего года обучения), и в «профессиональной» магистратуре (первый год обычно посвящен изучению общих для специальности предметов, а узкая специализация начинается только на втором курсе). Написание диссертации на таких программах обычно не предполагается.

Обучение в исследовательской магистратуре в американском вузе, как и в Англии и Ирландии, длится два года и тоже рассматривается как логический шаг на пути к PhD (некоторые университеты вообще принимают в магистратуру по гуманитарным специальностям только при условии, что студент продолжит обучение в аспирантуре). Однако непосредственно исследовательского компонента в американской магистратуре меньше (все еще значительное внимание уделяется учебным дисциплинам), программу скорее можно рассматривать как подготовку к будущей научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, важным принципом организации учебного процесса на уровне магистратуры в странах англо-американской образовательной модели становиться возможность выбора между двумя основными направлениями дальнейшего обучения – профессиональным и научно-исследовательским. Конечно, значительное влияние на этот выбор оказывает специфика конкретных дисциплин – есть специальности, предоставляющие простор для исследовательской деятельности, есть – более прикладные. Но помимо этого существенную роль играют индивидуальные интересы и предпочтения студента – ведь в рамках многих специальностей возможен как исследовательский, так и прикладной подход. Какой путь избрать – дело студента, и возможность этого уровня предоставляется именно на уровне магистратуры. В российской же магистратуре вместо этой вариативности, принципиальной возможности выбора предпринята попытка совместить в рамках одной программы углубленной специализированное образование и подготовку к научно-исследовательской деятельности

Какая реальность стоит за магистерской программой?

Членение образовательной системы на самостоятельные уровни предполагает возможность не только остановиться на определенной ступени, но и комбинировать их в соответствии со своими потребностями и интересами. Конечно, подобное комбинирование должно происходить не в произвольном порядке, а в рамках определенной парадигмы, иначе под угрозой окажется сама целостность образования.

И в Европе, и в Америки весьма распространена практика, когда студент, получив диплом бакалавра, поступает в магистратуру не сразу, а проработав пару лет. Порой это объясняется причинами весьма прозаическими – требуется время, чтобы накопить денег на следующий этап обучения (особенно в странах с платным высшим образованием). Но есть и более глубокий смысл, непосредственно связанный с принципами организации образования: получив базовые знания по специальности, многие предпочитают на практике выяснить, какое направление должно принять их дальнейшее образование, какой тип работы им ближе, каких конкретных навыков не хватает, наконец, какие реальные требования к данной профессии предъявляются на рынке труда. Таким образом, поступление в магистратуру становиться именно следующей ступенью на образовательное лестнице, а не просто механическим продолжением обучения в вузе. В последнее время на студенческих скамьях в британской магистратуре все чаще можно видеть учащихся, которым не 21-22 года, а 25-30 лет.

Российская магистратура формально тоже предоставляет возможность сделать перерыв в обучении между бакалавриатом и магистратурой, но на практике эти два уровня пока воспринимаются как части единого целого. Это и не удивительно – во-первых, велика сила сложившихся за многие годы традиций, во-вторых, у нас нет условий, при которых бакалавриат и магистратура могли бы существовать не зависимо друг от друга. Во многом это связанно с тем странным положением, которое занимает первая ступень вузовского обучения – бакалавриат. До тех пор, пока он остается «урезанным» вариантом обучения дипломированного специалиста, он не будет вызывать доверия не у студентов, не у работодателей. Поэтому и магистратура многими воспринимается не как самостоятельный этап высшего образования со своим внутренним стержнем, а лишь как доучивание бакалавров.

Вариативность в комбинировании бакалаврских и магистерских программ дает возможность получать дипломы последующих уровней не только в различных университетах, но и в других странах. Именно постдипломные (post-graduate) программы привлекают больше всего студентов в европейских странах. Пресловутая академическая мобильность – один из основных Болонских принципов, и вовлеченными в нее в наибольшей мере оказываются учащиеся магистерских и докторских программ. Получив диплом бакалавра, любой российский студент теоретически может продолжить обучение в магистратуре европейского вуза. Однако за этим будет стоять совсем иная действительность, чем, например, за поступлением в английскую магистратуру итальянского бакалавра. Для последнего это будет всего лишь перемещение в рамках единого безвизового пространства с единым рынком труда. Фактически он остается на своей территории, поскольку за болонской академической мобильностью стоит экономическая и правовая мобильность жителей Европы.

Ориентируясь на Болонскую модель, не стоит забывать о том, что это не механическая схема, принятая лишь для упрощения процесса признания зарубежных дипломов. наполнение этой схемы реальным содержанием зависит в каждой стране и от национальных образовательных традиций, и от экономической действительности. Соблюсти формальные критерии при организации российской магистратуры не трудно, этот этап уже пройден. Сложнее выстроить обучение таким образом, чтобы оно адекватно вписывалось в существующую образовательную традицию и соответствовало реальным потребностям национального рынка труда.

Список литературы

1. Григорович Л.А. Психологические дисциплины в магистратуре как средство формирования профессионального педагогического сознания// Психология в вузе – 2005, №1, с. 45-50.

2. Гусева О. Российская магистратура в поисках себя// Платное образование – 2006, №6, с. 32-34.

3. Климов А.А. Модели финансирования образовательных программ// Вопросы образование – 2006, №1, с. 276-288.

Недавно добавили