Гигиена и санитария
Одной из актуальных проблем, стоящих перед отечественным здравоохранением, является сохранение здоровья детей, подростков и молодежи, которое ухудшается с каждым годом. За последнее 10-летие уровень общей заболеваемости детей до 14 лет повысился в 1,5 раза, а подростков — на 20,5% [3]. Важнейшей характеристикой состояния здоровья ребенка и подростка служит его физическое развитие (ФР), понимаемое как совокупность морфологических и функциональных признаков, в конечном итоге определяющая запас его физических сил [1, 6].
В связи с тем что ФР оценивали по совокупности признаков, а в последнее время в ряде гигиенических исследований ФР отмечена дисгармония процессов роста с отставанием весовых, широтных и обхватных параметров от длиннотных [5, 9], представляет интерес вклад каждого из параметров ФР в его общий уровень. Особую актуальность имеет сопоставление морфологических (длина и масса тела — ДТ и МТ, окружность грудной клетки - - ОГК) и функциональных (жизненная емкость легких — ЖЕЛ, динамометрия) показателей ФР, так как в отдельных исследованиях гигиенистов встречаются сведения, что даже при нормальных размерах тела физические возможности детей являются заметно сниженными [9]. Представляется важным выяснить: присуще ли это только детям мегаполисов или это общая тенденция по стране в целом? Сравнение различных параметров ФР ребенка позволит сделать выводы о причинах его низкого или высокого уровня и дать рекомендации по его коррекции с использованием различных оздоровительных мероприятий.
В системе общероссийского мониторинга ФР населения обследование школьников проводили по перечню морфологических и функциональных показателей ФР: ДТ (в см), МТ (в кг), ОГК (в см), кистевая динамометрия (в кг), ЖЕЛ (в мл). Мониторинг осуществляли на базовых площадках в пилотных городах 5 федеральных округов: Центрального (Москва), Северо-Западного (Санкт-Петербург), Южного (Нальчик), Сибирского (Иркутск), Уральского (Екатеринбург). В эксперименте приняло участие 21,5 тыс. детей, подростков, молодежи в возрасте 7—17 лет, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях. Результаты оценивали по 5-уровне-вой шкале: "высокий", "выше среднего", "средний", "ниже среднего" и "низкий" с расчетом интегрального показателя ФР, оцененного по 3-балльной системе (низкий, средний, высокий уровни).
Анализ в целом морфологического статуса детей, подростков, молодежи, обучающихся в средних образовательных учреждениях указанных территорий, показал, что процент лиц женского пола с низким, средним и высоким уровнем ФР составил 31,7, 47,7 и 20,7% соответственно, процент лиц мужского пола — 31, 48,9 и 20,1% соответственно. Для этих параметров характерными являются возрастная динамика и половые различия, которые заключаются в основном в изменениях доли детей с низким и высоким уровнем ФР, тогда как процент детей со средним ФР сравнительно постоянный [4].
Анализ возрастной динамики отдельных параметров ФР школьников, как морфологических, так и функциональных, показывает преобладание во всех возрастах среднего уровня развития признаков. Однако, если число детей со средней МТ является практически постоянным с 7 до 17 лет и составляет примерно 50% выборки, то для остальных признаков характерны возрастные колебания различной интенсивности, более выраженные у девочек.
Доля детей со средним уровнем ДТ уменьшается у мальчиков наиболее заметно в 9 и 13 лет. У школьниц наибольший процент (61,3) имеющих среднюю ДТ отмечен в 7 лет; затем с 8 до 10 лет показатель снижается почти на 20% и вновь резко повышается в 11—12 лет (рис. 1). В 13 лет, как и у мальчиков, происходит его небольшое, но заметное снижение с последующим повышением в 14— 17 лет. Все случаи уменьшения доли детей со средней ДТ сопровождаются повышением доли детей с малой ДТ. Доля мальчиков с большой ДТ мало изменяется с возрастом. Колебания этого показателя у девочек более значительны: его минимальные значения приходятся на возраст 15 и 17 лет.
Рис 1. Полиномиальные тренды процентного распределения ДТ по уровням развития. Здесь и на рис. 2—5: А — Мальчики/юноши в возрасте 7—17 лет; Б — Девочки/девушки в возрасте 7—17 лет. Н — Низкий уровень развития; с — средний уровень; В — Высокий уровень. По оси ординат — проценты; по оси абсцисс — возраст (в годах). |
При исследовании возрастных изменений дефицита и избытка МТ обнаружено преобладание первого над вторым во всех возрастах как у мальчиков, так и у девочек (рис. 2).
Рис 2. Полиномиальные тренды процентного распределения МТ по
уровням развития.
В младших классах преобладание низкой МТ над высокой более значительно. С 9 до 13 лет наблюдается заметное увеличение доли детей с высокой МТ и некоторое уменьшение — с низкой, так что в 14 лет численность этих двух категорий школьников почти уравнивается, а затем доля детей с низкой МТ вновь начинает преобладать.
В возрастной динамике ОГК прослеживаются четкие половые различия: преобладание среднего уровня ее величины является более выраженным в мужской половине выборки (рис. 3). Снижение этого показателя у мальчиков отмечается в 11 — 12 лет при одновременном увеличении числа детей с малой величиной ОГК. Это можно объяснить изменением телосложения при происходящем в этом возрасте препубертатном скачке повышения продольных размеров тела, особенно конечностей, при замедленном увеличении диаметров и периметров тела [2, 8].
Рис 3. Полиномиальные тренды процентного распределения ОГК по уровням развития.
Большая величина ОГК во всех возрастах составляет менее 20%, и колебания этого показателя незначительные. У девочек процент средней величины ОГК с возрастом изменяется волнообразно, плавно уменьшаясь с 7 до 9 лет, вновь возрастая с 10 до 12 лет (когда у мальчиков он минимальный), несколько снижаясь в 13—14 лет, когда он почти равен проценту низкой величины, резко возрастая в 15 лет и уменьшаясь в 16—17 лет. В соотношении малых и больших значений ОГК прослеживается та же закономерность, что и для других размеров тела: в большинстве возрастов малые значения признака встречаются чаще больших. Но в 7 и 15 лет отмечается обратное — доля школьниц с большой величиной ОГК хотя и ненамного, но превышает долю с малой. Процент девочек с большими значениями ОГК с возрастом изменяется также более заметно, чем у мальчиков. Он является максимальным в 7—10 лет и превышает 20%. Столь резкие возрастные колебания, помимо закономерностей роста, могут быть связаны с тем, что у школьниц в связи с развитием молочных желез изменяется методика измерения ОГК [2].
Рис 4. Полиномиальные тренды процентного распределения ЖЕЛ по уровням развития.
Соотношение трех уровней функциональных параметров ФР — ЖЕЛ и кистевой динамометрии в возрастно-половом аспекте является более изменчивым, чем морфологических.
Для среднего значения ЖЕЛ у мальчиков характерны волнообразные колебания с 1— 2-годичной периодикой вокруг 50% величины (рис. 4). При этом в динамике высокого уровня ЖЕЛ отмечается 2 заметных подъема — в 8 и 15 лет. Доля низкой величины ЖЕЛ в младшем школьном возрасте (7— 11 лет) несколько более высокая, чем в среднем и старшем. У девочек преобладание средней величины ЖЕЛ отмечено в 7 лет и затем с 11 до 17 лет. В 8—10 лет различия в частоте низкой и средней величины ЖЕЛ небольшие, в 9 и 10 лет частота ее высоких значений соизмерима с таковой в двух предыдущих возрастных периодах. С 11 до 17 лет доли низких и высоких значений ЖЕЛ практически не различаются и значительно отстают от доли средних. Следует отметить частичное совпадение возрастной динамики морфологической (ОГК) и функциональной (ЖЕЛ) характеристик дыхательной системы.
В возрастной динамике кистевой динамометрии у мальчиков в отличие от девочек отмечается преобладание среднего уровня. В мужской выборке выделяется несколько "пиков" частоты среднего уровня, превышающих 50%: в 7, 10 и 16 лет (рис. 5).
Рис 5. Полиномиальные тренды процентного распределения силы кисти по уровням развития.
У девочек аналогичное явление отмечено в 12, 14 и 16 лет. Низкий уровень силы сжатия кисти встречается у 20—30% мальчиков, и его частота минимальна в 10 и 16 лет. Доля мальчиков с высоким уровнем кистевой динамометрии повышается в 2 раза с 7 до 10 лет и затем волнообразно колеблется с максимумами в 13, 15 и 17 лет, слегка превосходящими 20%. У девочек в 7—9 лет различия трех уровней развития кистевой силы намного меньше, чем у мальчиков. Значительное преобладание средней уровня отмечается с 10 до 16 лет Частота низкого уровня является максимальной в 7 и 17 лет \ Большая в 10 лет. Доля высоки; значений кистевой динамометрии повышается с 7 до 9 лет, рез ко снижается в 10 лет, повышается в 11 лет, затем незначительно колеблется до 16 лет. У 17-летних школьников обоего пола отмечается резкое ухудшение силовых показателей, выражавшееся в снижении доли под ростков со средним уровнем раз вития кистевой силы и повышении — с низким, которая у деву шеек даже превосходит среднюю величину. Это согласуется с данными гигиенистов об ухудшении здоровья и функционального состояния учащихся выпускных классов школ [7].
Выводы.
1. Во всех возрастах у школьников преобладает средний уровень развития как морфологических, так и функциональных признаков. Доля низкого уровня при этом больше, чем высокого.
2.Число детей со средней МТ является практически постоянным с 7 до 17 лет и составляет примерно50% выборки; для среднего уровня остальных признаков характерны возрастные колебания различной интенсивности, более выраженные у девочек.
3.В женской половине выборки из морфологических признаков более вариабельными являются ДТ и ОГК, чем МТ. В мужской выборке отмечается снижение доли школьников со средней величиной ОГК в 11 — 12 лет в пользу доли с низкой ее величиной.
4.Функциональные параметры ФР в возрастном аспекте более изменчивы, чем морфологические. С 7 до 10 лет доля детей с низким уровнем функционального развития является большей, чем с высоким. У девочек в этом возрасте численность группы со средним уровнем функционального развития не доминирует. Возрастная динамика морфологической (ОГК) и функциональной (ЖЕЛ) характеристик дыхательной системы частично совпадает.
5.Возрастную изменчивость соотношения уровней ФР в целом можно отнести за счет: а) гетерохронии процессов увеличения морфологических
признаков (длиннотных и широтных); б) значительной вариабельности функциональных параметров.
6. Необходимо корректировать низкий уровень МТ и ОГК у школьников, особенно в младших классах, с использованием диеты и физического
воспитания, направленного на развитие мышц и механизма полного дыхания.
7. Необходимо уделять постоянное внимание развитию функциональных показателей ФР на протяжении всего школьного возраста, особенно в начальной школе и в выпускном классе.
Литература
1. Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. — М., 1962.
2. Година Е. 3. // Антропология: Учебник для вузов. —М., 2003. - С. 113-172.
3. Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2002 г.". - М., 2003.
4. Изаак С. И., Панасюк Т. В. // Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ "Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения". — М.,
2003. - С. 147-149.
5. Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М., 2002.
6. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и
подростков в гигиенической диагностике системы
"Здоровье населения — среда обитания". — М., 2003.
7. Сухарева Л. М. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". — М., 2004. — Т. 3. — С. 184—
196.
8. Физиология развития ребенка/Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М., 2000.
9. Ямпольская Ю. А. // Вести. РАМН. - 2003. - № 8.
- С. 15-23.