Учись Учиться

Статья
Здоровье школьников
29 October 2011

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • экология
  • здоровье детей
  • заболеваемость детей
  • уровень
  • девочки
  • мальчики.

Гигиена и санитария

Одной из актуальных проблем, стоящих перед отечественным здравоохранением, является сохра­нение здоровья детей, подростков и молодежи, ко­торое ухудшается с каждым годом. За последнее 10-летие уровень общей заболеваемости детей до 14 лет повысился в 1,5 раза, а подростков — на 20,5% [3]. Важнейшей характеристикой состояния здоро­вья ребенка и подростка служит его физическое развитие (ФР), понимаемое как совокупность мор­фологических и функциональных признаков, в ко­нечном итоге определяющая запас его физических сил [1, 6].

В связи с тем что ФР оценивали по совокупно­сти признаков, а в последнее время в ряде гигие­нических исследований ФР отмечена дисгармония процессов роста с отставанием весовых, широтных и обхватных параметров от длиннотных [5, 9], представляет интерес вклад каждого из параметров ФР в его общий уровень. Особую актуальность имеет сопоставление морфологических (длина и масса тела — ДТ и МТ, окружность грудной клет­ки - - ОГК) и функциональных (жизненная ем­кость легких — ЖЕЛ, динамометрия) показателей ФР, так как в отдельных исследованиях гигиенистов встречаются сведения, что даже при нормальных размерах тела физические возможности детей являются заметно снижен­ными [9]. Представляется важ­ным выяснить: присуще ли это только детям мегаполисов или это общая тенденция по стране в целом? Сравнение различных параметров ФР ребенка позволит сделать выводы о причинах его низкого или высокого уровня и дать рекомендации по его кор­рекции с использованием раз­личных оздоровительных меро­приятий.

В системе общероссийского мониторинга ФР населения об­следование школьников прово­дили по перечню морфологиче­ских и функциональных показа­телей ФР: ДТ (в см), МТ (в кг), ОГК (в см), кистевая динамомет­рия (в кг), ЖЕЛ (в мл). Монито­ринг осуществляли на базовых площадках в пилотных городах 5 федеральных округов: Централь­ного (Москва), Северо-Западно­го (Санкт-Петербург), Южного (Нальчик), Сибирского (Ир­кутск), Уральского (Екатерин­бург). В эксперименте приняло участие 21,5 тыс. детей, подрост­ков, молодежи в возрасте 7—17 лет, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях. Результаты оценивали по 5-уровне-вой шкале: "высокий", "выше среднего", "средний", "ниже среднего" и "низкий" с расчетом интеграль­ного показателя ФР, оцененного по 3-балльной системе (низкий, средний, высокий уровни).

Анализ в целом морфологического статуса де­тей, подростков, молодежи, обучающихся в сред­них образовательных учреждениях указанных тер­риторий, показал, что процент лиц женского пола с низким, средним и высоким уровнем ФР соста­вил 31,7, 47,7 и 20,7% соответственно, процент лиц мужского пола — 31, 48,9 и 20,1% соответственно. Для этих параметров характерными являются воз­растная динамика и половые различия, которые за­ключаются в основном в изменениях доли детей с низким и высоким уровнем ФР, тогда как процент детей со средним ФР сравнительно постоянный [4].

Анализ возрастной динамики отдельных пара­метров ФР школьников, как морфологических, так и функциональных, показывает преобладание во всех возрастах среднего уровня развития призна­ков. Однако, если число детей со средней МТ яв­ляется практически постоянным с 7 до 17 лет и составляет примерно 50% выборки, то для остальных признаков характерны возрастные колебания различ­ной интенсивности, более выраженные у девочек.

Доля детей со средним уровнем ДТ уменьшается у мальчиков наиболее заметно в 9 и 13 лет. У школьниц наибольший процент (61,3) имеющих среднюю ДТ отмечен в 7 лет; затем с 8 до 10 лет показатель снижается почти на 20% и вновь резко повышается в 11—12 лет (рис. 1). В 13 лет, как и у мальчиков, происходит его небольшое, но замет­ное снижение с последующим повышением в 14— 17 лет. Все случаи уменьшения доли детей со сред­ней ДТ сопровождаются повышением доли детей с малой ДТ. Доля мальчиков с большой ДТ мало изменяется с возрастом. Колебания этого показателя у девочек более значительны: его минимальные значения приходятся на возраст 15 и 17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Полиномиальные тренды процентного распределения ДТ по уровням раз­вития. Здесь и на рис. 2—5: А — Мальчики/юноши в возрасте 7—17 лет; Б — Де­вочки/девушки в возрасте 7—17 лет. Н — Низкий уровень развития; с — сред­ний уровень; В — Высокий уровень.

По оси ординат — проценты; по оси абсцисс — возраст (в годах).

 

 

 

При исследовании возрас­тных изменений дефицита и из­бытка МТ обнаружено преобла­дание первого над вторым во всех возрастах как у мальчиков, так и у девочек (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Полиномиальные тренды процентного распределения МТ по

уровням развития.

В младших классах преобла­дание низкой МТ над высокой более значительно. С 9 до 13 лет наблюдается заметное увеличе­ние доли детей с высокой МТ и некоторое уменьшение — с низ­кой, так что в 14 лет численность этих двух категорий школьников почти уравнивается, а затем доля детей с низкой МТ вновь начи­нает преобладать.

В возрастной динамике ОГК прослеживаются четкие половые различия: преобладание среднего уровня ее величины является более выраженным в мужской по­ловине выборки (рис. 3). Сниже­ние этого показателя у мальчи­ков отмечается в 11 — 12 лет при одновременном увеличении чис­ла детей с малой величиной ОГК. Это можно объяснить изменени­ем телосложения при происходя­щем в этом возрасте препубертатном скачке повышения про­дольных размеров тела, особенно конечностей, при замедленном увеличении диаметров и пери­метров тела [2, 8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3. Полиномиальные тренды процентного распределения ОГК по уровням развития.

Большая величина ОГК во всех возрастах составляет менее 20%, и колебания этого показа­теля незначительные. У девочек процент средней величины ОГК с возрастом изменяется волнооб­разно, плавно уменьшаясь с 7 до 9 лет, вновь возрастая с 10 до 12 лет (когда у мальчиков он мини­мальный), несколько снижаясь в 13—14 лет, когда он почти равен проценту низкой величины, рез­ко возрастая в 15 лет и уменьша­ясь в 16—17 лет. В соотношении малых и больших значений ОГК прослеживается та же закономерность, что и для других размеров тела: в большинстве возрастов малые значения признака встречаются чаще больших. Но в 7 и 15 лет отме­чается обратное — доля школьниц с большой ве­личиной ОГК хотя и ненамного, но превышает до­лю с малой. Процент девочек с большими значе­ниями ОГК с возрастом изменяется также более за­метно, чем у мальчиков. Он является максималь­ным в 7—10 лет и превышает 20%. Столь резкие возрастные колебания, помимо закономерностей роста, могут быть связаны с тем, что у школьниц в связи с развитием молочных желез изменяется ме­тодика измерения ОГК [2].

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 4. Полиномиальные тренды процентного распределения ЖЕЛ по уровням развития.


Соотношение трех уровней функциональных параметров ФР — ЖЕЛ и кистевой динамометрии в возрастно-половом аспекте является более из­менчивым, чем морфологических.

Для среднего значения ЖЕЛ у мальчиков харак­терны волнообразные колебания с 1— 2-годичной периодикой вокруг 50% величины (рис. 4). При этом в динамике высокого уровня ЖЕЛ отмечается 2 заметных подъема — в 8 и 15 лет. Доля низкой величины ЖЕЛ в младшем школьном возрасте (7— 11 лет) несколько более высокая, чем в среднем и старшем. У девочек преобладание средней величи­ны ЖЕЛ отмечено в 7 лет и затем с 11 до 17 лет. В 8—10 лет различия в частоте низкой и средней величины ЖЕЛ небольшие, в 9 и 10 лет частота ее высоких значений соизмерима с таковой в двух пре­дыдущих возрастных периодах. С 11 до 17 лет доли низких и высо­ких значений ЖЕЛ практически не различаются и значительно отстают от доли средних. Следует отметить частичное совпадение возрастной динамики морфоло­гической (ОГК) и функциональ­ной (ЖЕЛ) характеристик дыха­тельной системы.

В возрастной динамике кисте­вой динамометрии у мальчиков в отличие от девочек отмечается преобладание среднего уровня. В мужской выборке выделяется не­сколько "пиков" частоты средне­го уровня, превышающих 50%: в 7, 10 и 16 лет (рис. 5).

 

Рис 5. Полиномиальные тренды процентного распределения силы кисти по уровням развития.

У девочек аналогичное явле­ние отмечено в 12, 14 и 16 лет. Низкий уровень силы сжатия кисти встречается у 20—30% мальчиков, и его частота минимальна в 10 и 16 лет. Доля маль­чиков с высоким уровнем кисте­вой динамометрии повышается в 2 раза с 7 до 10 лет и затем волнообразно колеблется с макси­мумами в 13, 15 и 17 лет, слегка превосходящими 20%. У девочек в 7—9 лет различия трех уровней развития кистевой силы намного меньше, чем у мальчиков. Значительное преобладание средней уровня отмечается с 10 до 16 лет Частота низкого уровня является максимальной в 7 и 17 лет \ Большая в 10 лет. Доля высоки; значений кистевой динамометрии повышается с 7 до 9 лет, рез ко снижается в 10 лет, повышается в 11 лет, затем незначительно колеблется до 16 лет. У 17-летних школьников обоего пола отмечается резкое ухудшение силовых показателей, выражавшееся в снижении доли под ростков со средним уровнем раз вития кистевой силы и повышении — с низким, которая у деву шеек даже превосходит среднюю величину. Это согласуется с данными гигиенистов об ухудшении здоровья и функционального со­стояния учащихся выпускных классов школ [7].

Выводы.

1. Во всех возрастах у школьников преобладает средний уровень развития как морфо­логических, так и функциональных признаков. До­ля низкого уровня при этом больше, чем высокого.

2.Число детей со средней МТ является практиче­ски постоянным с 7 до 17 лет и составляет примерно50% выборки; для среднего уровня остальных при­знаков характерны возрастные колебания различной интенсивности, более выраженные у девочек.

3.В женской половине выборки из морфологи­ческих признаков более вариабельными являются ДТ и ОГК, чем МТ. В мужской выборке отмечается снижение доли школьников со средней величиной ОГК в 11 — 12 лет в пользу доли с низкой ее вели­чиной.

4.Функциональные параметры ФР в возрастном аспекте более изменчивы, чем морфологические. С 7 до 10 лет доля детей с низким уровнем функционального развития является большей, чем с высо­ким. У девочек в этом возрасте численность группы со средним уровнем функционального развития не доминирует. Возрастная динамика морфологиче­ской (ОГК) и функциональной (ЖЕЛ) характери­стик дыхательной системы частично совпадает.

5.Возрастную изменчивость соотношения уров­ней ФР в целом можно отнести за счет: а) гетеро­хронии процессов увеличения морфологических
признаков (длиннотных и широтных); б) значи­тельной вариабельности функциональных пара­метров.

6. Необходимо корректировать низкий уровень МТ и ОГК у школьников, особенно в младших классах, с использованием диеты и физического
воспитания, направленного на развитие мышц и механизма полного дыхания.

7. Необходимо уделять постоянное внимание развитию функциональных показателей ФР на протяжении всего школьного возраста, особенно в начальной школе и в выпускном классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии че­ловека. — М., 1962.

2. Година Е. 3. // Антропология: Учебник для вузов. —М., 2003. - С. 113-172.

3. Государственный доклад "О санитарно-эпидемио­логической обстановке в Российской Федерации в 2002 г.". - М., 2003.

4. Изаак С. И., Панасюк Т. В. // Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене ок­ружающей среды РАМН и МЗ РФ "Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения". — М.,
2003. - С. 147-149.

5. Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиени­ческие проблемы. — М., 2002.

6. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и
подростков в гигиенической диагностике системы
"Здоровье населения — среда обитания". — М., 2003.

7. Сухарева Л. М. // Материалы Международного кон­гресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". — М., 2004. — Т. 3. — С. 184—
196.

8. Физиология развития ребенка/Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М., 2000.

9. Ямпольская Ю. А. // Вести. РАМН. - 2003. - № 8.
- С. 15-23.

    Tags:
  • экология
  • здоровье детей
  • заболеваемость детей
  • уровень
  • девочки
  • мальчики.
Rating:
( 2 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 7-8-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ 29 October 2011
Требования к конспекту урока (занятия) 05 June 2012
Компьютерные обучающие программы 04 November 2013
Алгоритмы построения суффиксных деревьев 13 February 2012
Судьба семьи в судьбе страны 29 October 2011
Тема 2. Собственность и другие права на землю Вопрос 1. Содержание и формы земельной собственности 02 March 2011
Информатика. Лекция 5 13 January 2011
Классный час "Феноменальная память" 13 January 2011
ВЛИЯНИЕ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ХАРАКТЕР ПРОТЕКАНИЯ ПРЕНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА, ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ 14 March 2012
Изучение электрической проводимости кожи человека в биологически активных точках 05 June 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

МЕДИАЦИЯ - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА 25 March 2012
Круглый стол "Студенческие научные общества - проблемы и перспективы" 29 October 2011
Этапы решения задач на компьютере. Информационная модель. 28 February 2012
Компьютерные обучающие программы 04 November 2013
Информатика. Текстовый редактор MS Word 28 May 2012
Лекция 8. Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями. 14 January 2011
Методика «Большие и малые числа» 02 February 2011
Местное самоуправление в Великобритании 03 March 2012
С чего обычно начинаются конфликты в офисе? Какие первые признаки непорядка? 07 May 2012
Методическая разработка «Дня здоровья» 11 January 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока