10. Перепутанные линии
Цель
Определить степень устойчивости внимания при его сосредоточении и оценить концентрацию внимания.
Диапазон применения: начиная с младшего школьного возраста.
Оборудование
Секундомер, карандаш, специальные бланки (см. Приложение N 7 )
Ход работы
Испытуемым дается следующая инструкция: «На бланке перед Вами ряд линий, перепутанных между собой. Вам необходимо взглядом, без помощи пальца или карандаша, проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, затем перейти ко второй и т.д. Все линии заканчиваются на правой стороне бланка. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу время, за которое Вы выполнили задание и которое Вы должны записать на нижней части бланка». После чтения инструкции дать указание приступить к работе и одновременно включить секундомер.
Другой вариант проведения исследования предусматривает ограничение времени выполнения задания 10 минутами, после чего по команде «стоп» работа прекращается. Методика может использоваться в индивидуальном и в групповом исследованиях, но группа должна включать не более 8-10 человек.
Обработка результатов
Результаты выполнения задания обработать с помощью «ключа». Подсчитать количество правильно прослеженных линий.
При определении количественных показателей учитывать время, за которое исследуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания испытуемым.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к концу. В исследованиях К.К. Платонова время выполнения задания различными испытуемыми колебалось от 3 минут 33 секунд (лучший результат) до 13 минут (худший результат), число ошибок - от 0 до 7. При наблюдении следует отметить, что преобладает у испытуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет.
Высчитывается показатель продуктивности выполнения задания П:
П = N пр. - N ош., где
N пр. - количество правильно прослеженных линий;
N ош. - количество ошибок, причем полученные оценки продуктивности переводятся затем в баллы:
19 и выше - 3 балла /отлично/;
10 - 18 - 2 балла /хорошо/;
4 - 9 - 1 балл /удовлетворительно/;
3 - 2 - 0 баллов /плохо/.
Ключ к методике «Перепутанные линии»
N линии |
N ответа |
N линии |
N ответа |
N линии |
N ответа |
1 |
5 |
11 |
19 |
21 |
25 |
2 |
12 |
12 |
22 |
22 |
24 |
3 |
4 |
13 |
23 |
23 |
17 |
4 |
9 |
14 |
6 |
24 |
13 |
5 |
14 |
15 |
21 |
25 |
15 |
6 |
16 |
16 |
2 |
|
|
7 |
1 |
17 |
20 |
|
|
8 |
8 |
18 |
3 |
|
|
9 |
18 |
19 |
10 |
|
|
10 |
7 |
20 |
11 |
|
|
Если ограничить время выполнения задания 2 минутами, то 5 правильно прослеженных линий будут соответствовать оценке «отлично»; 4 линии – «хорошо»; 3 линии – «удовлетворительно».
Высокий показатель П свидетельствует о хорошей концентрации и устойчивости внимания испытуемого.