Вятский государственный гуманитарный университет
Разработка внеклассного мероприятия «Час занимательной физики с демонстрацией экспериментов» по предмету и его анализ
проводившегося у 8а класса
школы МОУ СОЩ №27 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района г. Кирова 29.01.2010.
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА
ГРУППЫ Ф-41
КИСЛИЦЫН Н.С.
Г.Киров
2010 г
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика определенной возрастной группы детского коллектива.
В классе 100% успеваемость, 65% учащихся закончили прошлый учебный год без троек, по итогам года: 3 отличника (девочки), 16 ударников, причем многие имеют по 1-й четверке. Большинство ребят учатся хорошо, старательно; они активно работают на уроке, добросовестно относятся к подготовке домашнего задания. В классе есть сильное ядро, на которое учитель может всегда опереться, но есть дети, которые нуждаются в индивидуальной помощи, контроле, как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Правда, таких в классе немного (3 мальчика), но часто они вызывают серьезные проблемы на уроках.
В целом на уроках класс достаточно внимателен и работоспособен, хотя иногда возникают проблемы с дисциплиной. Дети шумные, активные, не всегда слышат учителя, некоторые долго настраиваются на работу, легко переключают внимание на отвлекающие факторы.
Ребята участвуют во всех общешкольных мероприятиях, есть творческие, талантливые дети. Даже в силу своей занятости во внеурочное время готовы выступать за честь класса и школы.
В классе есть лидеры, как среди мальчиков, так и среди девочек, но не все лидеры полностью положительные. Не все дети добрые и отзывчивые, есть такие, кто может легко обидеть или унизить слабого, беззащитного.
Большинство ребят в классе имеют свои поручения, ответственно относятся к их выполнению. Многие ребята во внеурочное время посещают спортивные секции, кружки, музыкальные школы. Некоторые имеют хорошие достижения в спорте, музыке, танцах.
Общая характеристика класса: активные, работоспособные, старательные, подвижные, шумные, требующие постоянного внимания и контроля, как со стороны учителей, так и родителей.
2. Обоснование избрание данной темы
обусловлено
• общешкольными традициями: ежегодно ученики какого-нибудь класса вместе с учителем физики проводят демонстрационные эксперименты в начальных классах;
• желанием детей и учителей начальных классов о проведении подобных мероприятий;
• необходимостью усилить желание учеников средней школы и младшей школы изучать физику.
3. Цели:
Образовательные:
• Ознакомить с практическим действием теоретических знаний;
• Углубить знания по темам, затрагиваемым в опытах;
Воспитательные цели:
• Воспитать чувство ответственности за порученное дело.
• Воспитать в доброе, заботливое и ответственное отношение к воспитанию подрастающего поколения;
• формирование понимания важности и необходимости изучения физики.
Развивающие цели:
• развивать умение вести беседу;
• развить умения объяснять;
• развить умения выступать перед публикой;
• развить умения и знания правил общения с представителями младшего возраста.
• Развить умения проведения экспериментов;
3. Содержание.
Содержание мероприятия состоит из двух этапов. Первый заключается в показе ученикам пяти демонстрационных экспериментов в течение 20 минут с объяснением происходящих в них физических процессов. Второй этап представляет собой демонстрацию тех же экспериментов в младших классах, только проводят и объясняют их ученики, которые участвовали в предыдущем этапе. Второй этап проводится на следующий день после первого.
4. Организация подготовки.
Подготовка к мероприятию заключается в выборе демонстрационных экспериментов, а также в заблаговременном разговоре с учителем младших классов о времени проведения. Перед первым этапом учитель должен пробно провести все эксперименты. Подготовка ко второму этапу заключается в распределений ролей между учениками, предварительном проведении этими учениками намеченных экспериментов, и в корректировке учителем их речи при объяснении протекающих процессов. Так же должна быть проведена краткая беседа о нормах поведения и о том, как общаться с учениками младших классов.
5. Методика проведения.
Первый этап:
а) Учитель показывает ученикам демонстрационные эксперименты, после каждого предлагает ученикам самим их объяснить, а затем делает это сам.
б) После демонстрации ученикам предлагается по желанию принять участие в показе этих экспериментов в младших классах. Составляется список желающих. Проводится краткий инструктаж подготовки ко второму этапу.
Второй этап:
а) Учитель вместе с учениками в оговоренное время заходят в класс к детям, ученики представляются. Учитель находится на втором плане и контролирует процесс.
б) Ученики демонстрируют эксперименты. Затем объясняют их доступным языком. Проходят между рядами и дают потрогать или рассмотреть приборы. В некоторых безопасных опытах участвуют дети. Некоторые опыты сначала могут показываться как волшебство, но затем должно происходить их разоблачение.
в) Ученики прощаются и вместе с учителем удаляются.
6. Оборудование:
• артезианский водолаз;
• прибор, раскладывающий свет в спектр;
• насос Камовского со стеклянным сосудом;
• электрофорная машина с двумя султанами;
• несколько поляризойдов.
7. Литература:
• учебник по физике для 7, 8 и 11 класса;
• материал из Интернета.
Анализ подготовки мероприятия
1. Инициатором мероприятия был классный руководитель 8а класса Алла Георгиевна Юркус. Она предложила мне организовать его и провести. План проведения составлялся совместно.
2. Учет интересов школьников при выборе мероприятия не был основополагающим, но они отнеслись к нему с интересом, увлеченно и ответственно. В ходе самостоятельной подготовки учениками второго этапа отмечена достаточная активность, самостоятельность и инициативность.
3. При подготовке к мероприятию ученики луче глубже узнали некоторые физические процессы. При инструктаже были сформированы правила поведения на подобных мероприятиях. Так же были сформированы правила общения и ведения беседы с учениками младших классов.
Анализ хода мероприятия и общая оценка мероприятия.
1. Степень достижения поставленных целей и задач довольно высокая, это достигнуто путем удачного подбора содержания и хорошей подготовки.
2. В ходе мероприятия ученики углубили свои знания в физике. У учеников сложилось положительное отношение к её изучению предмета. Школьники приобрели умения вести беседу, правильно проводить мероприятия перед публикой. А так же получили опыт общения с детьми младших классов. Благодаря хорошей подготовке учеников ко второму этапу мероприятия и их увлеченности при его проведением, дети с удовольствием слушали выступление и были очень заинтересованы новой для них наукой.
3. Результативность мероприятия
• Причиной успехов является достаточная подготовка к обоим этапам мероприятия, интерес учащихся и активность их в подготовке и проведении дела. В целом мероприятие прошло без ошибок
• На межличностные отношения в классе данное дело отразилось не сильно, т.к. коллективная работа проводилась только с небольшой частью класса. Зато пробудился интерес к вопросам, которым посвящалось дело. Это произошло благодаря увлекательному проведению учителем первого этапа, и подготовке учеников ко второму.
• Основной причиной снизившей эффективность первого этапа мероприятия была усталость учеников, мероприятие проводилось после шести уроков, к тому же класс был дежурным по школе, что тоже сыграло немаловажную отрицательную роль. Второй этап проходил во время занятий, в связи, с чем пришлось ученикам пропускать уроки. При проведении подобных мероприятий в следующий раз целесообразно выбирать более подходящее время. Так же эффективность была бы выше, если бы в наличии было более исправное оборудование.
• Вывод:
в целом дело прошло хорошо, в чем огромная заслуга учеников, «на чьи плечи легла» основная ответственность за проведение второй части мероприятия, учителю отводилась роль организатора. Организация мероприятия была на должном уровне, о чем говорит слаженность действий учеников и самого учителя. Предлагаю активнее работать по участию учеников средней школы в мероприятиях проводимых в начальных классах.