Циклы наблюдений
Наблюдение является важным методом экологического воспитания дошкольников, поскольку дает возможность формировать конкретные представления о взаимосвязях в природе, о специфике живого, о воздействии человека на него. Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений.
Педагог организует наблюдения за различными объектами природы. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать. Лучше всего, чтобы эта работа осуществлялась через специально спланированные циклы наблюдений. Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (не схожее с другими) содержание.
Наблюдения 1. "Рассматривание аквариума"
Цель: Обратить внимание на уголок природы, на аквариум, вызвать интерес к ним и положительные эмоции к его обитателям.
Ход наблюдения.
Я предлагаю вам отгадать загадку: Этот предмет находится у нас в группе. Посмотрите: дом стоит, до краев водой налит, без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы - все умелые пловцы. Зачем нам нужен аквариум? Аквариум - это «кусочек речки». А в речке много чего? Какая вода? Зачем нужна вода в аквариуме? Кого мы видим в аквариуме?
Наблюдения 3. " Что есть у рыбки? "
Цель: Дать первоначальное представление о строении рыбки (вытянутое тело, впереди голова, сзади хвост, сверху спина, снизу брюшко). Формировать интерес к жизни рыбок.
Ход наблюдения.
В начале наблюдения я спросила у детей: «Покажите, где в группе находится аквариум?» Посмотрите, какой он красивый, послушайте загадку:
Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом, Он прозрачный Он стеклянный. Много рыбок живет в нем. «Кто отгадал, что это за домик? Кто живет в аквариуме?» Кто знает, чем покрыто тело рыбки? Тело рыбки покрыто чешуей. «Посмотрите и скажите, что есть у рыбки?». Какое тело у рыбки? Что находится в передней части тела? Где у вас голова? Что есть на голове у рыбки? Итак, у рыбки впереди голова, а что сзади? У вас есть хвост? Да, у вас нет хвоста, а рыбки есть. Он находится у неё сзади, помогает ей плавать. Ее хвост двигается из стороны в сторону (показываю движение рыбки рукой и предлагаю детям тоже сделать ручкой так, как рыбки хвостиком). На конце тела рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Сверху у рыбки спинка. Покажите: где у вас спинка? Снизу у рыбки брюшко. А где у вас животик? Покажите! Плавники у рыбки есть и на спинке, на брюшке и на грудке. Посмотрите, сколько игрушечных рыбок я принесла. Возьмите каждый по одной рыбке. Покажите, где у рыбки тело? Где спинка? Брюшко? Какие красивые у вас рыбки! Можете с ними поиграть. Давайте нальём в тазик воды и пустим туда рыбок.
Наблюдение 4. «Рыбка живая - она плавает».
Цель: Дать первоначальное представление о том, что живая рыба передвигается, плавает без чьей-либо помощи. Ход наблюдения.
Ребята, посмотрите на рыбку: что рыбка делает? Куда плывет рыбка? Посмотрите внимательно, как она плавает. Покажите рукой, как она плавает. У меня в руках игрушечная рыбка. Может она плавать так же, как живая? (ставлю игрушку в разные места, обращая внимание на то, что она стоит, не двигается, так как она игрушечная, с ней можно играть).
Наблюдение 5. «Рыбка живая - ее надо кормить».
Цель: Дать первоначальное представление о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает, хочет есть и ее надо кормить.
Ход наблюдения.
(Собрав детей возле аквариума, показываю рыбку). Посмотрите, какая у меня красивая игрушка - игрушечная рыбка. А в аквариуме плавает живая рыбка. Посмотрите на нее, она плавает туда - сюда, она голодная и хочет есть. Кто знает, что это?(Показываю кормушку для рыб). Рыбку мы будем кормить рыбьим кормом, она не ест еду: кашу, кисель. Наша рыбка ест сухой корм. Чтобы корм не расплылся по воде его кладут только в кормушку. Рыбке дают корм не больше, чем она съесть, чтобы не загрязнился аквариум. Для этого используют мерную ложечку. Кормят рыб в одно и то же время. Корм у нас хранится в этой баночке (показываю). Видите, на ней наклеена картинка с рыбкой. Смотрите, рыбка плывет к кормушке на наш стук, значит она слышит (наблюдают как она ест). Рыбка живая или игрушечная? Почему? Чем мы ее будем кормить?
Наблюдение 6. «Что делает рыбка ртом и глазами?»
Цель: Познакомить детей с функциями глаз и рта живой рыбки, показать, что эти рыбки похожи на людей. Ход наблюдения.
(Собрав детей возле аквариума, предлагаю им посмотреть, как плавает рыбка). В аквариуме плавает живая рыбка. У рыбки есть голова, на которой расположены глаза. Покажите свои глаза, закройте и откройте их. Когда у вас глаза закрыты - ничего не видно, когда открыты - видно детей, аквариум и многое другое. Посмотрите на рыбку скажите, как они думает, она видит своими глазами. Она живая и глазами видит все вокруг там же, как и вы. На голове у рыбки есть еще и рот, которым она ест. Понаблюдайте, как будет кушать рыбка, когда в аквариум насыпают корм. Что сейчас делает рыбка? Зачем она поплыла к кормушке. Смотрите как она ест. Как же она это делает? Покажите, как она открывает рот.
Наблюдение 7. «Сравнение живой рыбки и игрушечной».
Цель: Закрепить представления о живой рыбке. Учить отличать живую рыбку
от игрушечной.
Ход наблюдения.
Посмотрите, сколько рыбок я принесла. Какие это рыбки? Послушайте, какое стихотворение я сейчас прочитаю.
Рыбка плавает в водичке. Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка-озорница, Я хочу тебя поймать. Дети, можно ловить рыбку? Какую рыбку можно брать в руки? Возьмите игрушечные рыбки в руки. Покажите, где у рыбки спина, хвост, голова? Что есть на голове? Чем рыбка смотрит? (Дети показывают то, что называют, руками, каждый - на своей игрушке). Итак, можн брать в руки живую рыбку? Можно с ней играть? Живая рыбка должна находиться в воде, без воды она может погибнуть. На нее можно смотреть, ею можно любоваться, ее можно кормить.
Наблюдение 8. «Рассматривание водных растений».
Цель: Обратить внимание, что в аквариуме растут растения, отметить их
многообразие.
Ход наблюдения.
(Собрав детей около аквариума, педагог обращает внимание на то, что рыбки плавают в воде). А что вы еще видите в аквариуме? Как вы думаете, зачем они нужны в аквариуме? Эти растения живут только в воде. Их называют водными растениями. Этим растениям, как и рыбке, нужен свет, тепло и вода. Все растения разные. Одни растут в песке на дне аквариума, другие плавают по поверхности аквариума в воде. У тех, что растут в песке - листочки длинные, узкие. У тех, что плавают на поверхности - листочки мелкие, круглые.
Наблюдение 9. «Как рыбки дышат».
Цель: Дать первоначальное представление о дыхании рыбки, воспитывать заботу о рыбке. Ход наблюдения.
Рыбке для жизни нужен воздух, он есть в воде. Легко ли дышать нашей рыбке? Если рыбка спокойно плавает по всему аквариуму, то дышится ей легко. Если она держится ближе к поверхности, беспокойно - значит, дышать ей трудно, ей недостаточно воздуха. Как помочь рыбке? Нужно поменять воду, поставить специальный прибор, который называется компрессор, он служит для того, чтобы в воде у рыбки были специальные пузырьки: эти пузырьки называются воздухом. Посмотрите, в аквариуме есть эти пузырьки. При помощи эти пузырьков рыбка может дышать. Как называется предмет, который помогает рыбке дышать воздухом?
насыпаем корм? Увидела рыбка корм? Что ей помогло увидеть корм? Чем она ест? Какая наша рыбка: живая или игрушечная? Можно ли брать ее в руки и играть с ней? И мы не будем трогать рыбку. Итак, ребята, для того, чтобы рыбка была здоровой, весело плавала, необходимо не только хорошо за ней ухаживать, но и относиться к ней бережно. Ее нельзя пугать, ловить руками. Ею можно любоваться. Ребята, хотите ли вы помогать мне ухаживать за рыбкой и кормить ее?
Наблюдения 1. «Это что за зверек такой».
Цель: Познакомить детей с новым животным - морской свинкой, вызвать интерес к нему. Объяснить название животного.
Ход наблюдения.
(Воспитатель сдвигает вместе два стола, стелет на них небольшую клеёнку и рассаживает детей). Сейчас я посажу на клеёнку животное (пускаю свинку на стол). Это животное живет в уголке природы нашей группы. Знаете ли вы как называется это животное. Это животное называется морская свинка. Я расскажу вам о свинке. Она была привезена к нам издалека. В далекой южной стране жил маленький симпатичный зверек и у него была уютная сухая норка. Он никого не обижал. Очень любил поесть. Ему нравилось греться днем на солнышке. А вечером он забирался в свою сухую теплую норку и засыпал на постельке из сухой травы. Так он и жил. Сам был спокойный и никого не обижал, а от больших зверей его спасала норка. Но вот однажды появились добрые волшебные руки, они бережно взяли этого зверька и принесли его к нам, чтобы мы о нем позаботились. И стал этот зверек домашним. Вы уже знаете, что его зовут морская свинка. Свинкой называется потому, что повизгивает, как поросенок. У нас свинка живет только в жилище человека, в клетке. Как зовут нашу морскую свинку?
Наблюдение 3. «Что есть у морской свинки».
Цель: Дать представление о внешнем виде морской свинки. Вести наблюдение за повадками животного. Формировать интерес к жизни животного. Активизировать использование в речи детей слов: щетинка. Ход наблюдения.
(Воспитатель предлагает детям сидеть тихо, чтобы не напугать животного, которое она сейчас принесет, затем приносит свинку и пускает ее на стол.) Посмотрите и скажите, что есть у свинки? Какой формы мордочка? Посмотрите, какой длины шея у свинки: длинная или короткая? Какой формы уши? Свинка большая или маленькая? Морская свинка - небольшое животное, форма тела у него овальное, шея короткая, мордочка овальной формы с торчащими полукруглыми ушками. Чем покрыто все тело свинки? Какого цвета шерсть? У свинки шерсть желтая с беленькими пятнышками. Погладьте свинку осторожно от головы к хвосту. Какая у нее шерсть? Мягкая или пушистая, жесткая или гладкая? Посмотрите теперь какие у нее глаза? Какого цвета и формы глаза? На что они похожи? (Беру свинку в руки, глажу ее, показываю детям ноги, пальцы). Посмотрите: у свинки короткие, одинаковой длины ноги имеют четыре пальца на задних ногах и три на передних. Посмотрите ребята, есть ли у свинки хвост? (Воспитатель предлагает погладить свинку). Если свинку не обижать, она не кусается.
Наблюдение 4. «Морская свинка живая - ее надо кормить».
Цель: Показать прием кормления, дать первоначальное представление о том,
что морская свинка живая, хочет есть и ее надо кормить. Продолжать
воспитывать интерес к животному и желание заботиться о нем.
Ход наблюдения.
Посмотрите, что делает Нюша? А у меня в руках картинка, посмотрите, кто на ней изображен? А как вы думаете, если мы дадим ей корм, она сможет его есть. А почему? Посмотрите, а наша Нюша с удовольствием ест. А раз Нюша может есть, значит она живая. А как вы думаете, что любит есть Нюша? Нюшу кормить лучше твердой пищей: овощами, сеном, ветками, сухим хлебом, травкой, зернами. Как вы думаете, чем можно поить морскую свинку. Оказывается, поить можно не только водой, но и молоком. Сейчас я посажу морскую свинку на клеенку и дам ей свеклу. Свинка будет есть, а мы будем за ней наблюдать. (Берем свинку и сажаем на стол и кладем около нее половинку неочищенной свеклы. Свинка быстро принимается за еду и дети смеются). Посмотрите, как свинка ест свеклу? Послушайте, как свинка грызет свеклу? Теперь мы посадим свинку обратно в клетку. Каждый день по очереди вы будете ее кормить. Мы ей будем давать свеклу, морковку, веточки и зелёную травку. (Ставим клетку на место)
Наблюдение 5. «Как ведет себя зверек» (наблюдение за поведением зверька). Цель: Дать первоначальное представление о поведении морской свинки. Воспитывать интерес к животному.
Ход наблюдения.
Посмотрите, свинка начала «умываться». Понаблюдайте за свинкой. Посмотрите, как она чистит себя, лапками достает свою спинку. Оказывается, живые движения и смешные ужимки морской свинки очень забавны. Она то моется и чистится, то резвится, то прыгает, а еще, когда свинка голодная или сердится, хрюкает и визжит, как поросенок. Посмотрите, свинка побежала. Как она передвигается: быстро или медленно. Быстро бегает или по-другому можно назвать семенит; при беге тело ее вытягивается. (Воспитатель предлагает погладить свинку).
Наблюдение 6. «Как мы заботимся о морской свинке».
Цель: Дать первоначальное представление о способах ухода за животным. Воспитывать заботу о животном.
Ход наблюдения.
Для того чтобы свинка была здорова, необходимо постоянно за ней ухаживать. Послушайте, свинка хрюкает, значит она проголодалась. Нужно ее покормить. Куда я накладываю корм? Кормить морскую свинку лучше в одно и то же время. Обратите внимание на поилку. Есть ли там вода? Значит, что нужно сделать? Воду в поилке нужно наливать два раза в неделю. Посмотрите, опил в клетке стал грязным. Его нужно поменять. Клетку от грязного опила нужно чистить регулярно. Только в таких условиях морской свинке будет у нас хорошо. Также к свинке нужно относиться бережно, нельзя пугать, громко разговаривать. Ребята, хотите ли вы помогать мне в дальнейшем ухаживать за Нюшей, кормить ее?