Бережных Я. В.
ГОУ Вятская гуманитарная гимназия
Данная работа ставит своей целью выявить физические закономерности сложных гимнастических элементов и создать математические модели их выполнения. Для достижения цели было поставлено несколько задач:
· Выяснить физические основы выполнение гимнастических элементов
· Изучить теорию равновесия, вращения и падения тел.
· Освоить математический аппарат описания данных явлений.
· Выявить физическое обоснование степени сложности гимнастических элементов
· Создать математическую модель выполнения сложных гимнастических упражнений (формула, геометрический образ, графическая зависимость).
· Придумать новые сложные элементы, физически обосновав возможность их выполнения.
· Научно, но при этом доступно, объяснить гимнасткам специфику выполнения упражнения.
Основная часть представлена в двух разделах.
1. Физическое обоснование гимнастических элементов и математическое моделирование их чистого выполнения.
Данное исследование проводится на гимнастических упражнениях трёх видов, названных гимнастками наиболее трудными в исполнении:
· упражнение на равновесие;
· повороты;
· броски.
Часть 2 посвящена созданию новых сложных гимнастических элементов, основанных на знаниях законов физики и математических вычислениях.
В работе были использованы следующие методы исследования:
Теоретические – отбор, обобщение и систематизация информации.
Эмпирические - наблюдение, эксперимент, математический расчет, моделирование, анкетирование, статистические методы.
Установив связь гимнастического и физического равновесия можно сделать вывод о технике его выполнения с точки зрения физики и сконструировать модель физической основы его выполнения.
Во время исполнения гимнастического элемента – поворота, момент инерции напрямую зависит от массы тела и её распределения, поэтому нужно рассчитать не только толчок, из-за которого начинается и длится поворот, но и найти точку равновесия, чтобы не упасть. Проведённый в работе эксперимент помогает выяснить условия, необходимые для совершения максимального количества поворотов.
Выполняя бросок ленты ногой, необходимо следить не только за силой броска (начальной скоростью полёта), но и углом наклона ноги к полу (угол направления скорости ленты к горизонту). Математической моделью данного упражнения может служить парабола, как линия, характеризующая траекторию полёта ленты. Лента совершает сложный вид движения, одновременно перемещаясь вдоль двух осей x и y.
Таким образом, если спортсмен понимает физические основы гимнастического упражнения, представляет математическую модель его успешного выполнения, то повышается качество и сложность используемых им элементов.
В работе приводится электронный справочник гимнастических упражнений, позволяющий спортсменке основываться на математических моделях и физических законах выполнения элемента, а так же акцентирует внимание на группе тех мышц, которые необходимы для правильного распределения физической нагрузки.
Автором разработаны наглядные физические приборы, раскрывающие суть выполнения основных элементов. Данная работа может быть использована тренерами по художественной гимнастике, студентами педагогических специальностей, гимнастками, желающими улучшить свои достижения.
Список использованной литературы
1. Бутиков Е. И., Кондратьев А. С. Физика: книга I механика. – М., ВО «Наука» 1994. – с. 264-280
2. Енохович А. С. Справочник по физике и технике. – М., «Просвещение»,1983.– с. 69.
3. Билимович Б. Ф. Законы механики в технике. – М., «Просвещение», 1975, стр.27.
4. Брадис В. М. Четырехзначные математические таблицы. – М., «Просвещение», 1988, стр.52
5. Элементарный учебник физики под редакцией академика Г. С. Ландсберга, том 1: Механика, – М., «Наука», 1985.