ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные Общероссийскому общественному детскому экологическому движению «Зелёная планета» в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федирации от 30 июня 2007 года №367-рп.
Москва 2008
и др.). Почву, дернину и грунт, вынутые из прикопки, аккуратно сложите рядом, после определения типа слагающих горных пород, аккуратно все ссыпьте в ямку, уложив сверху почву и дернину.
Затем группа изучает растения и животных по профилю (вдоль уложенной веревки), поднимаясь вверх по склону. Растения, животные найденные в воде сравниваются с растениями и животными, которые найдены выше на склоне. В воде учащиеся вылавливают, обитающих у берега живых существ, исследуют более высокие участки вдоль профиля и определяют, кто обитает на/и в них. Данные заносятся в таблицу.
Внимание! Не забудьте после проведения исследования вернуть всех обитателей на место их обитания, а ямки — закопать!!!
(методическая разработка занятия по проблеме бытового мусора)
Цель занятия: формирование у детей экологически грамотной позиции по отношению к проблеме бытового мусора.
Главная задача педагогов — добиться того, чтобы каждый ребенок ощутил свою причастность к возникновению проблемы и уже на занятии начал планировать некоторые изменения в своем образе жизни.
Занятие проводят два педагога: один исполняет роль ведущей, другой — роль Природы.
Оптимальное количество учащихся 16-20 человек.
Продолжительность занятия 1,5-2 академических часа, в зависимости от возраста учащихся.
Оборудование:
• четыре стола и стулья для детей (стоят полукругом);
• четыре подарка Природы на подносе: чаши с почвой, песком и с углем, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью (нефти на донышке);
• продукты и изделия из природных ресурсов на столе: овощи, фрукты, хлеб или их муляжи. Карандаши, линейки, тетрадь, альбом, газеты; стеклянные бутылки, банки, стакан. Изделия из пластика (стол расположен в центре);
• костюм Природы (косынка солнечного цвета, одежда зеленых и коричневых тонов, большой передник с объемистым карманом), задрапированный стул для Природы (стоит перед доской);
• отходы на столе: пищевые в пакете; сломанная линейка, старые карандаши, исписанные с одной стороны тетрадные листки, рекламные газеты; банка из-под майонеза; разнообразная пластиковая упаковка (стол располагается в центре, в начале занятия накрыт бумагой);два маленьких столика или два стула с табличками «Прием стекла» и «Прием макулатуры», 3 монеты по 50 копеек;
• схема или плакат с рисунками по использованию нефти, видеоматериал на 2-4 минуты о внешнем виде городской свалки (например, из видеофильмов «На свалке», «Очистим планету от мусора»); видеомагнитофон, доска, мел;
• 20-30 фишек, которые во время занятия получают дети за удачные идеи, а затем используют их для покупки товаров в Экомагазине (можно оформить фишки в виде монеток, например, «1 чистик»); для Экомагазина: карамель в бумажной обертке и конфеты в пластиковой упаковке, домашний компот в стеклянной бутылке, лимонад в стеклянной и в пластиковой бутылках, разовые пластиковые стаканы и стеклянная или фарфоровая посуда для напитков, печенье в бумажной и пластиковой упаковке; можно использовать другие угощения в опасной и безопасной для Природы упаковке (по парам). Цены на товары в Экомагазине тем выше, чем больший вред наносят Природе отходы от этих товаров. Экомагмагазин размещается в стороне, на отдельном столе и до конца занятия накрыт бумагой.
Ход занятия
В начале занятия дети с помощью ведущей делятся на 4 группы и садятся по группам за столы.
Ведущая. У нас сегодня гостья. (Входит Природа с подарками). Угадайте — кто это? Она большая и красивая. У нее есть и Солнце, и воздух, и вода. У нее есть и деревья, и цветы, и травы. У нее есть и рыбы, и звери, и птицы, и еще много другого. Без нее человек жить не может. — К нам пришла Матушка Природа.
Природа. Здравствуйте, ребята. Я рада побывать здесь сегодня, и пришла я к вам с подарками. Каждая из групп получит по одному подарку, и я прошу представителя первой группы выйти ко мне. Я дарю вам свою плодородную почву. Обращайтесь с ней бережно (дети ставят подарок на свой стол).
Я прошу представителя второй группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам часть моего дерева — крепкую древесину. Можете использовать ее для своих нужд.
Я прошу представителя третьей группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам свой драгоценный песок.
Я прошу представителя четвертой группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам свое сокровище — уголь и нефть. Долгие века я хранила их в своих недрах, можете ими воспользоваться. Правда, нефти осталось совсем немного (Природа садится).
Ведущая. Как человек использует эти многочисленные подарки Природы? Найдите на столе то, что выращивают на почве (1 группа), что делают из дерева (2 группа), из песка (3 группа), из нефти (4 группа). Ученики складывают выбранные вещи на свои столы рядом с подарком Природы. Члены каждой группы показывают выбранные вещи всем остальным, и после обсуждения получают от Природы по 1 фишке за работу.
При работе с дошкольниками Фишки не используются.
Если дети, особенно самые младшие, ошибаются или затрудняются с выбором, ведущая подсказывает им.
Ведущая. Зачем нужна человеку древесина? Из нее изготавливают мебель, карандаши и другие предметы, в т.ч. бумагу. А из песка делают стекло. Зачем нужны человеку нефть и уголь? Благодаря топливу работают заводы, ходят автомашины, в наших домах тепло и светло (демонстрация схемы). Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку (демонстрация).
Спасибо Матушке Природе за ее дары. Из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. Что происходит после их использования? Вы любите сок? (демонстрация упаковки). Куда девается бутылка после того, как сок выпит? На свалку, т.е. упаковка возвращается Природе. Давайте посмотрим, что мы возвращаем Природе в ответ на ее дары? (демонстрация стола с мусором).
(Работа с 1 группой). Найдите на столе то, что остается после еды — пищевые отходы. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Предложите их Природе, примет ли она их?
Природа. Я принимаю пищевые отходы с благодарностью. У меня есть маленькие существа— микробы, которые превратят пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. Крошки хлеба будут клевать мои птицы и радовать всех красивыми песнями (складывает в карман передника).
Ведущая рисует на доске схему круговорота:
Природа--------- ► почва-------- овощи------------ ► пищевые отходы микробы
------ почва.
При работе с дошкольниками схема не используется.
Ведущая (работает со 2 группой). Найдите на столе отходы древесины, которые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Предложите их Природе.
Природа. Я принимаю отходы древесины и со временем их переработаю, однако учтите, что мои деревья растут медленно, а рубят их слишком много для ваших нужд. (Принимает мелкие вещи, остальное ребята складывают у ее ног на газету).
Ведущая. Действительно, если мы вырубим все деревья, не станет кислорода, нечем будет дышать.
(Работа с 3 группой). Найдите на столе отходы стекла и предложите их Природе.
Природа. Я не могу принять стекло. Зачем вы возвращаете такие хорошие вещи. Мне они не нужны, а вам еще пригодятся (кладут у ног Природы).
Ведущая (Работа с 4 группой). Найдите на столе отходы от пластиковой упаковки и предложите их Природе.
Природа. Нет! Нет! Только не это! У меня нет таких микробов, которые перерабатывают пластиковые отходы. Я не могу сделать из них почву. Поэтому пластиковые пакеты будут лежать на земле 200 лет, а пластиковые бутылки — 500 лет. Они засоряют меня, не дают расти моим деревьям и травам. И тогда я начинаю болеть. Нет, я не могу принять пластиковые отходы (кладут, у ног Природы).
Ведущая. Посмотрите, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась свалка. Ведущая дополняет схему:
Природа-------- нефть----------- ► бутылка-------- отходы----------- >■ свалка.
Природа
|
Нефть |
Просмотр видео про городскую свалку (3 мин). Кто же устраивает это безобразие? Мы. Можем ли мы мусорить меньше? Давайте приглядимся к этой куме мусора. Первая группа — самая «чистая», все пищевые отходы Природа приняла.
(Работа со 2 группой). Как же нам поступать с ненужной бумагой, чтобы она не засоряла Природу, и чтобы не рубить много деревьев? (Обсуждение, предложения ребят, Природа дает фишки за удачные идеи). Сдать в макулатуру, чтобы сделали новую бумагу (ребята относят пачку газет на стол «Приём макулатуры и меняют её на монетку). Каждый может использовать вторую сторону исписанного листка на черновик, а прочитанные книги можно предложить друзьям (убирают из кучи и складывают на стол из-под мусора, чтобы использовать повторно).
Ведущая записывает на доске меры, предложенные ребятами.
При работе с дошкольниками записи не ведутся.
(Работа с 3 группой). Что можно сделать с бутылками и банками? (Обсуждение, предложения ребят, раздача фишек). Бутылки можно сдать в пункт приема стеклотары. Каждую стеклянную бутылку можно использовать до 40 раз (обмен бутылки на монетку на столе «Приём стекла»). Банки с крышками можно использовать для домашних заготовок (ставят на стол для повторного использования).
Ведущая продолжает записывать предложения ребят.
(Работа с 4 группой). Природа не может принять пластик. Куда же его девать? (Обсуждение, предложения ребят, раздача фишек). Пластик не принимают, как стекло и бумагу. Когда пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым. Поскольку с пластиком столько проблем, что бы такое придумать, чтобы пластиковых отходов вообще не было? А если не покупать товары в пластиковой упаковке? — Тогда пластик не будет попадать на свалку. Можно купить сок не в пластиковой бутылке, а в стеклянной — он такой же вкусный (ребята меняют пластиковую бутылку на стеклянную, сдают ее, получают монету; баночка из-под мороженого меняется на бумажку из-под пломбира, которую принимает Природа, и т.д.). По мере обмена Ведущая убирает пластиковые отходы и прячет их в коробку, как не попавшие на свалку. Обходы должны быть подобраны так, чтобы дети могли осуществлять подобный «обмен» в повседневной жизни.
Ведущая. Смотрите, мы убрали почти всю мусорную кучу от ног Природы, еще и денег заработали.
Природа. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить.
Окончание занятия для дошкольников.
Природа. В благодарность прошу угостить вас конфетами (Ведущая показывает коробку в пластике), только, пожалуйста, не в пластиковой упаковке!
Ведущая (ссыпает конфеты в бумажный пакет). Угоститесь после обеда. Спасибо Природе за ее дары. До свидания.
Окончание занятия для учеников 1 -3 классов.
Природа. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков. Я приглашаю вас в Экомагазин за покупками. Обслуживаются те, кто помыл руки после работы с отходами.
Ведущая и Природа представляют набор товаров и цены, продают сладости и напитки за фишки.
Выбор товаров учениками является диагностикой результативности занятия.
Е.М. Сергиенко, Л.Г. Простева, Воронежская область
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, и, чтобы он стремился к активной деятельности, важно формировать у него потребность в самостоятельном изучении природы.
|
Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления и мы считает, что одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды является экологическая тропа. Наш опыт работы показал, что экологическая тропа позволяет дошкольнику:
• Наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе.
• Изучить живые объекты в их естественном природном окружении
• Получить навыки простейших экологических исследований
• Определить на доступном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
Мы разработали прогулки и специально оборудованные маршруты в природу, которые адаптированы именно для интерната и рассчитаны на возраст от 3 до 8 лет. Прогулки в природу имеют определенные задачи, свой путь назначения, остановки.