Учись Учиться

Педагогика
Экология
05 March 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • ДОШКОЛЬНИКОВ
  • МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • средства государственной поддержки
  • Занятие проводят два педагога
  • методическая разработка занятия
  • Цель занятия
  • формирование у детей экологически грамотной позиции

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные Общероссийскому общественному детскому экологическому движению «Зелёная планета» в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федирации от 30 июня 2007 года №367-рп.

Москва 2008


и др.). Почву, дернину и грунт, вынутые из прикопки, аккуратно сложи­те рядом, после определения типа слагающих горных пород, аккуратно все ссыпьте в ямку, уложив сверху почву и дернину.

Затем группа изучает растения и животных по профилю (вдоль уложен­ной веревки), поднимаясь вверх по склону. Растения, животные найденные в воде сравниваются с растениями и животными, которые найдены выше на склоне. В воде учащиеся вылавливают, обитающих у берега живых су­ществ, исследуют более высокие участки вдоль профиля и определяют, кто обитает на/и в них. Данные заносятся в таблицу.

Внимание! Не забудьте после проведения исследования вернуть всех обитателей на место их обитания, а ямки — закопать!!!

ВЕРНИ ПРИРОДЕ ЧИСТОТУ

(методическая разработка занятия по проблеме бытового мусора)

Цель занятия: формирование у детей экологически грамотной пози­ции по отношению к проблеме бытового мусора.

Главная задача педагогов — добиться того, чтобы каждый ребенок ощу­тил свою причастность к возникновению проблемы и уже на занятии начал планировать некоторые изменения в своем образе жизни.

Занятие проводят два педагога: один исполняет роль ведущей, дру­гой — роль Природы.

Оптимальное количество учащихся 16-20 человек.

Продолжительность занятия 1,5-2 академических часа, в зависимости от возраста учащихся.

Оборудование:

•       четыре стола и стулья для детей (стоят полукругом);

•       четыре подарка Природы на подносе: чаши с почвой, песком и с уг­лем, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью (нефти на донышке);

•        продукты и изделия из природных ресурсов на столе: овощи, фрук­ты, хлеб или их муляжи. Карандаши, линейки, тетрадь, альбом, газе­ты; стеклянные бутылки, банки, стакан. Изделия из пластика (стол расположен в центре);

•       костюм Природы (косынка солнечного цвета, одежда зеленых и ко­ричневых тонов, большой передник с объемистым карманом), за­драпированный стул для Природы (стоит перед доской);

•        отходы на столе: пищевые в пакете; сломанная линейка, старые ка­рандаши, исписанные с одной стороны тетрадные листки, реклам­ные газеты; банка из-под майонеза; разнообразная пластиковая упаковка (стол располагается в центре, в начале занятия накрыт бумагой);два маленьких столика или два стула с табличками «Прием стекла» и «Прием макулатуры», 3 монеты по 50 копеек;

•       схема или плакат с рисунками по использованию нефти, видеомате­риал на 2-4 минуты о внешнем виде городской свалки (например, из видеофильмов «На свалке», «Очистим планету от мусора»); видео­магнитофон, доска, мел;

• 20-30 фишек, которые во время занятия получают дети за удачные идеи, а затем используют их для покупки товаров в Экомагазине (можно оформить фишки в виде монеток, например, «1 чистик»); для Экомагазина: карамель в бумажной обертке и конфеты в пласти­ковой упаковке, домашний компот в стеклянной бутылке, лимонад в стеклянной и в пластиковой бутылках, разовые пластиковые ста­каны и стеклянная или фарфоровая посуда для напитков, печенье в бумажной и пластиковой упаковке; можно использовать другие уго­щения в опасной и безопасной для Природы упаковке (по парам). Цены на товары в Экомагазине тем выше, чем больший вред наносят Природе отходы от этих товаров. Экомагмагазин размещается в сто­роне, на отдельном столе и до конца занятия накрыт бумагой.

Ход занятия

В начале занятия дети с помощью ведущей делятся на 4 группы и са­дятся по группам за столы.

Ведущая. У нас сегодня гостья. (Входит Природа с подарками). Угадай­те — кто это? Она большая и красивая. У нее есть и Солнце, и воздух, и вода. У нее есть и деревья, и цветы, и травы. У нее есть и рыбы, и звери, и птицы, и еще много другого. Без нее человек жить не может. — К нам при­шла Матушка Природа.

Природа. Здравствуйте, ребята. Я рада побывать здесь сегодня, и при­шла я к вам с подарками. Каждая из групп получит по одному подарку, и я прошу представителя первой группы выйти ко мне. Я дарю вам свою пло­дородную почву. Обращайтесь с ней бережно (дети ставят подарок на свой стол).

Я прошу представителя второй группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам часть моего дерева — крепкую древесину. Можете использовать ее для своих нужд.

Я прошу представителя третьей группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам свой драгоценный песок.

Я прошу представителя четвертой группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам свое сокровище — уголь и нефть. Долгие века я хранила их в своих недрах, можете ими воспользоваться. Правда, нефти осталось совсем немного (Природа садится).

Ведущая. Как человек использует эти многочисленные подарки Приро­ды? Найдите на столе то, что выращивают на почве (1 группа), что делают из дерева (2 группа), из песка (3 группа), из нефти (4 группа). Ученики скла­дывают выбранные вещи на свои столы рядом с подарком Природы. Члены каждой группы показывают выбранные вещи всем остальным, и после об­суждения получают от Природы по 1 фишке за работу.

При работе с дошкольниками Фишки не используются.

Если дети, особенно самые младшие, ошибаются или затрудняются с выбором, ведущая подсказывает им.

Ведущая. Зачем нужна человеку древесина? Из нее изготавливают ме­бель, карандаши и другие предметы, в т.ч. бумагу. А из песка делают стекло. Зачем нужны человеку нефть и уголь? Благодаря топливу работают заводы, ходят автомашины, в наших домах тепло и светло (демонстрация схемы). Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку (демонстрация).

Спасибо Матушке Природе за ее дары. Из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. Что происходит после их использо­вания? Вы любите сок? (демонстрация упаковки). Куда девается бутылка после того, как сок выпит? На свалку, т.е. упаковка возвращается Природе. Давайте посмотрим, что мы возвращаем Природе в ответ на ее дары? (де­монстрация стола с мусором).

(Работа с 1 группой). Найдите на столе то, что остается после еды — пи­щевые отходы. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Предложите их Природе, примет ли она их?

Природа. Я принимаю пищевые отходы с благодарностью. У меня есть маленькие существа— микробы, которые превратят пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. Крошки хлеба бу­дут клевать мои птицы и радовать всех красивыми песнями (складывает в карман передника).

Ведущая рисует на доске схему круговорота:

Природа--------- ► почва-------- овощи------------ ► пищевые отходы микробы

------ почва.

При работе с дошкольниками схема не используется.

Ведущая (работает со 2 группой). Найдите на столе отходы древесины, кото­рые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Предложите их Природе.

Природа. Я принимаю отходы древесины и со временем их перерабо­таю, однако учтите, что мои деревья растут медленно, а рубят их слишком много для ваших нужд. (Принимает мелкие вещи, остальное ребята скла­дывают у ее ног на газету).

Ведущая. Действительно, если мы вырубим все деревья, не станет кис­лорода, нечем будет дышать.

(Работа с 3 группой). Найдите на столе отходы стекла и предложите их Природе.

Природа. Я не могу принять стекло. Зачем вы возвращаете такие хоро­шие вещи. Мне они не нужны, а вам еще пригодятся (кладут у ног Приро­ды).

Ведущая (Работа с 4 группой). Найдите на столе отходы от пластиковой упаковки и предложите их Природе.

Природа. Нет! Нет! Только не это! У меня нет таких микробов, кото­рые перерабатывают пластиковые отходы. Я не могу сделать из них почву. Поэтому пластиковые пакеты будут лежать на земле 200 лет, а пластиковые бутылки — 500 лет. Они засоряют меня, не дают расти моим деревьям и травам. И тогда я начинаю болеть. Нет, я не могу принять пластиковые от­ходы (кладут, у ног Природы).

Ведущая. Посмотрите, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась свалка. Ведущая допол­няет схему:

Природа-------- нефть----------- ► бутылка-------- отходы----------- >■ свалка.

Природа


 

Почва

Нефть


 

Просмотр видео про городскую свалку (3 мин). Кто же устраивает это безобразие? Мы. Можем ли мы мусорить меньше? Давайте приглядимся к этой куме мусора. Первая группа — самая «чистая», все пищевые отходы Природа приняла.

(Работа со 2 группой). Как же нам поступать с ненужной бумагой, что­бы она не засоряла Природу, и чтобы не рубить много деревьев? (Обсуж­дение, предложения ребят, Природа дает фишки за удачные идеи). Сдать в макулатуру, чтобы сделали новую бумагу (ребята относят пачку газет на стол «Приём макулатуры и меняют её на монетку). Каждый может ис­пользовать вторую сторону исписанного листка на черновик, а прочитан­ные книги можно предложить друзьям (убирают из кучи и складывают на стол из-под мусора, чтобы использовать повторно).

Ведущая записывает на доске меры, предложенные ребятами.

При работе с дошкольниками записи не ведутся.

(Работа с 3 группой). Что можно сделать с бутылками и банками? (Об­суждение, предложения ребят, раздача фишек). Бутылки можно сдать в пункт приема стеклотары. Каждую стеклянную бутылку можно использо­вать до 40 раз (обмен бутылки на монетку на столе «Приём стекла»). Бан­ки с крышками можно использовать для домашних заготовок (ставят на стол для повторного использования).

Ведущая продолжает записывать предложения ребят.

(Работа с 4 группой). Природа не может принять пластик. Куда же его девать? (Обсуждение, предложения ребят, раздача фишек). Пластик не принимают, как стекло и бумагу. Когда пластик сжигают, в воздух подни­мается ядовитый дым. Поскольку с пластиком столько проблем, что бы такое придумать, чтобы пластиковых отходов вообще не было? А если не покупать товары в пластиковой упаковке? — Тогда пластик не будет по­падать на свалку. Можно купить сок не в пластиковой бутылке, а в стек­лянной — он такой же вкусный (ребята меняют пластиковую бутылку на стеклянную, сдают ее, получают монету; баночка из-под мороженого меняется на бумажку из-под пломбира, которую принимает Природа, и т.д.). По мере обмена Ведущая убирает пластиковые отходы и прячет их в коробку, как не попавшие на свалку. Обходы должны быть подобраны так, чтобы дети могли осуществлять подобный «обмен» в повседневной жизни.

Ведущая. Смотрите, мы убрали почти всю мусорную кучу от ног При­роды, еще и денег заработали.

Природа. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне бу­дет легче жить.

Окончание занятия для дошкольников.

Природа. В благодарность прошу угостить вас конфетами (Ведущая показывает коробку в пластике), только, пожалуйста, не в пластиковой упаковке!

Ведущая (ссыпает конфеты в бумажный пакет). Угоститесь после обе­да. Спасибо Природе за ее дары. До свидания.

Окончание занятия для учеников 1 -3 классов.

Природа. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков. Я приглашаю вас в Экомагазин за покупками. Обслужи­ваются те, кто помыл руки после работы с отходами.

Ведущая и Природа представляют набор товаров и цены, продают сла­дости и напитки за фишки.

Выбор товаров учениками является диагностикой результативнос­ти занятия.

ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ

Е.М. Сергиенко, Л.Г. Простева, Воронежская область

В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, и, чтобы он стремился к активной деятельности, важно формировать у него потребность в самостоятельном изучении природы.


 

Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую сре­ду экологического направления и мы считает, что одним из важнейших компо­нентов экологической развивающей среды является экологическая тропа. Наш опыт работы показал, что экологическая тропа позволяет дошкольнику:

•        Наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происхо­дящими в природе.

•        Изучить живые объекты в их естественном природном окружении

•        Получить навыки простейших экологических исследований

•        Определить на доступном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

Мы разработали прогулки и специально оборудованные маршруты в природу, которые адаптированы именно для интерната и рассчитаны на возраст от 3 до 8 лет. Прогулки в природу имеют определенные задачи, свой путь назначения, остановки.

    Tags:
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • ДОШКОЛЬНИКОВ
  • МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • средства государственной поддержки
  • Занятие проводят два педагога
  • методическая разработка занятия
  • Цель занятия
  • формирование у детей экологически грамотной позиции
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Программа занятий по каратэ 24 March 2012
Язык – индикатор внутреннего состояния организма 29 October 2011
Подготовка специалиста дошкольного образования к культурно-оздоровительной работе с детьми 12 January 2011
Памятники природы города Кирова 03 March 2012
Применение законов Ньютона 03 December 2011
Разработка классного часа "Диспут по конфликтам " 13 January 2011
Тема 11. Планирование. Изучение стратегических альтернатив 27 April 2011
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МЕГАПОЛИСА 29 October 2011
Реферат на тему «Магистратура в России» 11 January 2011
Информатика. Лекция 5 13 January 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Корректурная проба
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Правовое регулирование медиации в России
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА. 03 March 2012
Тема 1. Сущность международного маркетинга. 1. Понятие международного маркетинга 14 January 2011
МЕДИАЦИЯ - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА 25 March 2012
Музей истории села – системообразующий элемент краеведческой работы Среднеивкинской школы 12 January 2011
ОПЫТ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 29 October 2011
Подготовка специалиста дошкольного образования к культурно-оздоровительной работе с детьми 12 January 2011
Лабораторная работа Двухэтапный симплекс-метод 16 February 2012
Организация уроков физики новых типов 12 January 2014
Процедурные типы. Паскаль. Конспект урока 04 November 2013
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 29 October 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока