Модуль
«М. М. Сперанский в системе политической жизни
Российской империи в 1800-х годах»
Учебный курс[1] – История России. Первая половина ХIХ в. (54 часа)
Название МП – Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи в первой четверти ХIХ в.
Структура МП: М-1 – М-2 – М-3 – М-4[2]
Название и номер модуля: М-2 – «М. М. Сперанский в системе политической жизни Российской империи в 1800-х годах»[3]
Структура модуля № 2 (состав УЭ), необходимых для усвоения различными обучающимися:
1 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ7
2 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ5 – УЭ 7
3 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ5 – УЭ6 – УЭ7
Предполагаемое время, отводимое на освоение материала модуля 4 часа (3 аудиторных в форме семинарского занятия, 1 – самостоятельная работа).
Необходимая для работы по модулю обязательная и дополнительная литература:
1. История России ХIХ начала ХХ в.: учеб. / отв. ред. В.А. Федоров. – М., 2006.
2. Зорин, А. Враг народа. Культурные механизмы опалы М. М. Сперанского [Текст] / А. Зорин // Новое литературное обозрение. 2000. № 1. С. 27–69.
3. Корнилов, И. М. М. Сперанский [Текст] / И. Корнилов // Великие государственные деятели России. 1996. С. 299–321.
4. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале ХIХ века [Текст] / С. В. Мироненко. М., 1989.
5. Первоначальная, полная редакция проекта учреждения министерств (опыт реконструкции) [Текст] / Отечественная история. 2002. № 6. С. 155–162.
6. Реформатор от бюрократии [Текст] / История России в портретах. Т. 1. Смоленск, 1996. С. 28–50.
7. Российские реформаторы ХIХ – начала ХХ вв. [Текст] / Сб. ст. М., 1995.
8. Сафонов, М. М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII–ХIХ вв. [Текст] / М. М. Сафонов. М., 1988.
9. Сперанский, М. М. Руководство к познанию законов [Текст] / М. М. Сперанский. СПб., 2002.
10. Томсинов, В. А. Светило русской бюрократии: Исторический портрет М. М. Сперанского [Текст] / В. А. Томсинов. М., 1997.
11. Федоров, В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев [Текст] / В. А. Федоров. М., 1997.
Содержание модуля
№ УЭ |
Содержание материала |
Методическое руководство по освоению материала модуля |
УЭ 0 |
В результате освоения модуля Вам необходимо: 1 уровень – знать основные вехи политической биографии М. М. Сперанского; – определять специфику его политического мировоззрения, повлиявшего на инициируемые им мероприятия в сфере внутренней политики; – уметь характеризовать основные направления политической деятельности М. М. Сперанского в 1800-1812 гг. 2 уровень – то же, что 1 уровень + анализировать изменения, намечаемые реформами М. М. Сперанского в разных сферах жизни российского общества, а также выявлять комплекс причин, повлиявших на нереализованность большинства его политических проектов 3 уровень – то же, что 2 уровень + оценивать историческую обусловленность реформ М. М. Сперанского в плане ретроспективы политической жизни Российской империи в ХVIII в. и в контексте перспектив экономического, социального и культурного развития государства |
Прочитайте цель Вашей работы над модулем, выберите уровень освоения Вами материалов модуля, обратите внимание на то, какие учебные элементы Вам для этого необходимо освоить. |
УЭ 1 |
Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень готовности к освоению материала модуля: А) традиционный вариант (вопросы) 1. Каково сословное происхождение Михаила Сперанского? 2. Какие политические трактаты и записки, составленные Сперанским, Вам известны? 3. Перечислите конкретные насущные проблемы социальной, экономической, политической жизни Российской империи, которые привлекли внимание Сперанского как реформатора. 4. Назовите причины, которые повлекли за собой отставку Сперанского в 1812 г. Б) Можно использовать прием технологии ЧПРКМ «Ложные-истинные высказывания». Вариант тезисов для оценки на истинность:
|
А) Работайте в парах, поочередно отвечая на вопросы и дополняя друг друга.
Б) Оцените индивидуально предложенные тезисы, помечая их значками «+» (согласие), «–» (несогласие), «+–» (сомнение), соотнесите варианты оценки тезисов в паре. |
УЭ 2 |
Ваша цель состоит в том, чтобы выяснить основные структурные элементы системы организации власти и управления в Российской империи, которые были предложены Сперанским в его трактате 1809 г. «Введение к Уложению государственных законов» в рамках реформы административного переустройства. Для этого прочитайте учебные тексты № 1-2 и выполните учебные задания к ним. |
Выпишите из текста названия документов, содержащих концепцию административного переустройства империи, разработанную Сперанским. Выпишите из текста принципы построения системы власти и управления, организации социальной жизни, определенные Сперанским. Составьте схему государственного устройства империи в том виде, в каком оно виделось Сперанскому. |
УЭ 3 |
Ваша цель состоит в том, чтобы установить причинно-следственные связи между имеющимися проблемами в финансово-экономической ситуации в Российской империи начала ХIХ в. и теми мерами оздоровления экономики, которые были предложены Сперанским. Для этого прочитайте учебный текст № 4. |
Выпишите в первый столбик перечень насущных проблем, с которыми сталкивалась экономика Российской империи в начале ХIХ в. Выпишите во второй столбик перечень мероприятий Сперанского по оздоровлению экономической жизни. С помощью стрелок установите соответствие между двумя получившимися столбиками тезисов. |
УЭ 4 |
Ваша цель состоит в том, чтобы проанализировать изменения в системе светского, духовного, сословного дворянского образования, происходящие в 1800-е гг. в связи с инициированными Сперанским реформами. Для этого прочитайте учебный текст № 3 и параграф учебника под ред. В.А. Федорова (стр. 24-25). Подготовьте устное сообщение о Царскосельском лицее и его первом наборе 1811 г.
|
На основании полученной информации составьте схему, отражающую вводимую реформами структуру системы духовного образования. Сравните результаты индивидуальной работы в парах. Соотнесите эту структуру со структурой учреждаемой светской образовательной системой. Выделите и запишите общее и особенное. Обсудите в парах критерии сравнения образовательных систем в России второй половины ХVIII и начала ХIХ века. Составьте сравнительную таблицу по предложенным для сопоставления периодам развития образовательной системы Российской империи. |
УЭ 5 |
Ваша цель состоит в том, чтобы обобщить информацию о деятельности Сперанского в 1800-е гг. по различным направлениям экономической, социальной, политической жизни с учетом содержания инициируемых реформ, а также с учетом их политической востребованности или отторжения самодержавной властью, дворянством как социальной опорой государственности. |
Работая в парах, составьте графический организатор (кластер) на тему «Направления политической деятельности М. М. Сперанского». Учтите при составлении кластера следующие ракурсы: что осталось нереализованным и почему? Приготовьтесь к устной презентации кластера фронтально. |
УЭ 6 |
Ваша цель состоит в том, чтобы оценить историческую обусловленность реформ Сперанского и причины нереализованности большинства его политических проектов. На основе информации, содержащейся в текстах, напишите эссе по одной из предложенных тем (по выбору): 1) Какие изменения в системе российской государственности, на рубеже ХVIII–ХIХ вв. были необходимы с точки зрения соответствия мировой практике того времени? 2) Какие необходимые изменения в системе российской государственности, экономической и социальной жизни в начале ХIХ в. отразили бы специфику исторического процесса в России и национального менталитета? |
Индивидуально составьте эссе на 1,5-2 стр. Обсудите эссе в парах. Поместите его в портфолио.
Составьте перечень причин, которые привели к отставке и ссылке Сперанского в марте 1812 г. Запишите его в формате графического организатора «Классифи-цирующая лестница» |
УЭ 7 |
Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень освоения материала модуля. Первый уровень. А) Ответьте на вопросы теста-альтернативы I. Что из нижеперечисленного не входит в систему органов государственного управления в России в середине XIX в.? А) Сенат как высший судебный и административный орган Б) министерства как центральные органы государственного управления В) Государственная Дума как высшее законосовещательное учреждение Российской империи Г) Государственный Совет как высший законосовещательный орган II. 1 января 1810 г. был создан: А) Непременный совет Б) Государственный совет В) III отделение СЕИВК Г) Библейское общество III. Кто из этих людей не входил в состав Негласного комитета? А) В. П. Кочубей Б) М. М. Сперанский В) А. Чарторыйский Г) Н. Н. Новосильцев IV. Что из ниже перечисленного не входило в созданную по реформе 1803-1804 гг. систему образовательных учреждений Российской империи? А) приходское училище Б) цифирная школа В) уездное училище Г) гимназия V. Указ о правах Сената, как верховного органа Российской империи был издан: А) в 1801 г. Б) в 1802 г. В) в 1803 г. Г) в 1804 г. VI. В какой город Сперанский был отправлен в ссылку? А) Нижний Новгород Б) Вятка В) Тобольск Г) Красноярск
Б) Второй уровень: составление своего перечня ложных-истинных высказываний В) Третий уровень: написание эссе |
А) выберите правильный ответ в предложенных тестовых заданиях;
Б) Составьте свой перечень ложных-истинных высказываний по теме модуля, обменяйтесь перечнями в парах. Оцените работу друг друга.
Результаты работы по учебным элементам модуля, освоенным Вами, поместите в портфолио. |
[1] Применяемые аббревиатуры: МП – модульная программа; УЭ – учебный элемент;
[2] Структура модульной программы «Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи в первой четверти ХIХ в.» по учебной дисциплине «История России»:
М-1 – Социально-экономическое развитие России в первой четверти ХIХ в.; М-2 – М.М. Сперанский в системе политической жизни Российской империи в 1800-х годах; М-3 – Военные поселения: история, историография, источники. М-4 – Декабризм как мировоззренческий и эстетический феномен.
[3] Основные вопросы для освоения М-2 (соответствуют плану семинарского занятия в УМК):
1. Начало политической биографии М. М. Сперанского.
2. «Введение к Уложению государственных законов» – проект реформирования системы государственной власти в России.
3. Мероприятия по реформированию системы духовного и сословного дворянского образования. Царскосельский лицей.
4. Мероприятия по стабилизации финансовой системы империи.
5. Опала и ссылка М. М. Сперанского: люди, события, оценки.