История отечественного государства и права
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………… …………… 3
Глава 1.История деятельности М. М. Сперанского …………………. 5
1.1 Биография Михаила Михайловича Сперанского……………… 5
1.2 Основные работы…………………………………………………. 7
Глава 2. Проекты государственных преобразований М. Сперанского… 9
2.1 Политические и правовые идеи Сперанского М. М……………… 9
2.2 Структура трёх видов власти……………………………………… 11
2.3 Проект государственной Думы…………………………………… 12
2.4 Проект Судебной власти…………………………………………… 13
2.5 Проект министерств……………………………………………….. 15
2.6 Проект Государственного Совета………………………………… 16
2.7 Преобразования центрального управления………………………. 19
Глава 3. Итоги работ Михаила Михайловича Сперанского…………….. 20
4.1 Судьба плана государственных преобразований М. М. Сперанского ……………………………………………………………………………….. 20
4.2 Отзыва о Сперанском……………………………………………….. 23
Заключение………………………………………………………………….. 25
Библиографический список…………………………………………………. 27
ВВЕДЕНИЕ
Имя графа Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), члена Государственного совета, действительного тайного советника, полного кавалера высших российских орденов, принадлежит к не столь уж пространному списку имен крупнейших государственных деятелей России за всю ее многовековую историю. Реформатор, сопоставлявшийся с титаническими фигурами Петра Великого и Александра II, государственный муж, служивший трем государям, непревзойденный кодификатор ("русский Трибониан"), основатель российских юридической науки, теоретического правоведения и специального "законоведческого" образования, основатель современного русского юридического языка, Сперанский вызывал искреннее восхищение и столь же искренние неприязнь, отторжение (вплоть до ненависти) у современников и потомков. ¹
Моя работа посвящена именно ему, Михаилу Михайловичу Сперанскому. Так, объектом моей работы является М. М. Сперанский, а предметом исследования – его государственно-правовые взгляды, выраженные в планах реформ.
Целью работы стало: изучение государственно-правовых взглядов М. М. Сперанского. Для достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие задачи:
- рассмотреть основные планы реформ Михаила Михайловича Сперанского;
- проанализировать успешность планов его реформ;
- проанализировать отношение современников и последующих поколений к работе М. М. Сперанского.
_________________________________________________
¹ Корф М.А., барон. Жизнь графа Сперанского. Т. 1-2. СПб., 1861;
Методы, используемые в работе:
- исторический метод, данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания;
- системно-структурный метод, он эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов, их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.
Лoгикa иccлeдoвaния oбуcлoвилa cтруктуру рaбoты, cocтoящeй из ввeдeния, трёх глaв, зaключeния и библиографического списка. Пeрвaя глaвa пocвящeнa биографии Михаила Михайловича Сперанского. Втoрaя глaвa рaccмaтривaeт проекты государственных преобразований. В третьей главе выделяютсяитоги работ М. М. Сперанского. В зaключeнии пoдвoдятcя итoги прoвeдeннoгo изучения.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. М. СПЕРАНСКОГО
1.1 БИОГРАФИЯ М. М. СПЕРАНСКОГО
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.) - выходец из среды мелкого духовенства, ставший крупным царским чиновником благодаря незаурядным способностям к государственной службе и обширным знаниям. В 1808-1811 гг. по поручению царя он разрабатывает один за другим три проекта государственных реформ, вызывавших большое неудовольствие помещиков-крепостников (хотя либерализм в них от проекта к проекту все уменьшался).
М. М. Сперанский родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto - надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. - академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В двадцать три года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника.
Первый период его деятельности связан с либеральными увлечениями Александра I. Один из крупнейших государственных умов России XIX в., Сперанский, при Александре получил значение чрезвычайно разностороннее. В первую пору своей близости к государю он предназначался, по-видимому, к тому, чтобы заменить собой павший интимный комитет. Практик и даже канцелярист, он представлялся способным на деле осуществить реформу, о которой мечтал Александр со своими друзьями, и дал этой реформе житейски пригодный вид. Александр вручил ему бумаги комитета, изложил свои намерения и дал полномочие из хаоса мыслей, речей и проектов создать деловой, приспособленный к русской практике план преобразования государственного порядка. Так возник знаменитый "проект" Сперанского. В то же время разносторонность талантов Сперанского, соединявшего в себе ум теоретика-систематика со способностями администратора-практика, повела к тому, что его влиянию подпала вся текущая деятельность правительства до внешней политики включительно. Сперанский явился кодификатором и финансистом; ему было поручено устройство финляндских дел; он проектировал отдельные мероприятия самого разнообразного содержания; он пересматривал и переустраивал действующие учреждения. Словом, он ведал все, что интересовало государя, и стал влиятельнейшим фаворитом, умевшим, однако, держаться не только скромно, но даже уединенно. ¹
Сперанский добивается высоких государственных постов. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт - Петербург, а в 1826г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил Михаила Михайловича Сперанского за этот труд Андреевской звездой.
1808-1811 гг. по поручению царя он разрабатывает один за другим три проекта государственных реформ, вызывавших большое неудовольствие помещиков-крепостников (хотя либерализм в них от проекта к проекту все уменьшался).
Возвратившись к государственной деятельности за несколько лет до восстания декабристов, Сперанский был уже на "вторых ролях" и сделал крен в сторону защиты крепостничества и даже аракчеевских военных поселений, а также неограниченной власти царя. В "Кратком руководстве к познанию отечественных
_________________________________________________
¹ С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Часть 3.
законов", над которым он работал в последние годы жизни, М. М. Сперанский полностью отказывается от конституционных идей. Единственно приемлемой формой государства для России объявляется самодержавное и неограниченное правление. Самодержавность, поясняет М. М. Сперанский, означает соединение в особе государя "всех стихий державного права во всей полноте их"; неограниченность состоит в том, что никакая иная власть как вне, так и внутри империи не может установить пределы власти государя.
Умер Михаил Михайлович Сперанский в 1839г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: "чиновник огромного размера".
1.2 ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ М. М. СПЕРАНСКОГО
· Реформа чинопроизводства (август 1809 г.)
· Работа над планом государственных преобразований (1807—1812 гг.)
· Проект уголовного уложения Российской империи 1813 года (1808—1812 гг.)
· Указ о придворных званиях (апрель 1809 г.)
· Учреждения для управления сибирских губерний (1822 г.)
· Свод законов Российской империи (1832 г.)
· Указ о вольных хлебопашцах (20 февраля 1803 г.)
· О коренных законах государства
· О постепенности усовершенствования общественного
· О силе общественного мнения
· «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»
· Устав духовных училищ
· «Об усовершенствовании общего народного воспитания»
· «Введение к уложению государственных законов»
· О создании Государственного совета
· Собрание Российской Империи в 45 томах (1830 г.)
· Свод законов Российской Империи в 15 томах (1832 – 1839 гг.) ¹
_________________________________________________
¹ Курс лекций Рябова по истории юридической мысли России
ГЛАВА 2. ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО
2.1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СПЕРАНСКОГО М. М.
Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. В записках, проектах законодательных реформ и других произведениях Сперанского проявилось хорошее знание им политико-правовой литературы того времени. Он ссылался на Бентама, Блэкстона, Монтескье, Сея, но вносил в их идеи свои коррективы, создавая собственную политико-правовую программу и ее теоретическое обоснование.
Наиболее широко Сперанский применял рационалистическую, естественно-правовую аргументацию. Происхождение государства он объяснял договорной теорией. Крепостное право он называл безусловно противоречащим природе человека. В первых работах Сперанский даже провозглашал народ творцом конституции, а ее саму определял как фиксацию требований, которые народ предъявляет правительству. Между столь прогрессивными в условиях феодализма теоретическими положениями Сперанского и его конкретной политико-правовой программой был, однако, огромный разрыв. В обширных планах государственно-правовых преобразований Сперанского особенно интересно решение двух главных общественных вопросов времени - об организации государственной власти и о крепостном праве.
Идеальной формой правления Михаил Михайлович Сперанский считал «истинную» монархию. Она была представлена его проектами государственных преобразований в России и базировалась на нескольких политико-правовых принципах:
1 принцип законности, он заключался в том, что цель законов – определить пределы самодержавной власти; ¹
_________________________________________________
¹ Курс лекций Рябова по истории юридической мысли России
2 разделение властей – в соответствие с этим принципом должна быть сформирована и система государственных учреждений. ¹
К концу 1809 года Сперанский по поручению императора, с его ведома и одобрения подготовил план государственных преобразований. Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все материалы Негласного комитета (1801-1803 гг.), проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал каждый параграф плана. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название «Введение к уложению государственных законов». Проект был готов и представлен Александру I в октябре 1809 г. Император признал его "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь (в течение 1810-1811 гг.)
Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя и того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.
Под влиянием Радищева был написан первый политический трактат Сперанского «Памятная записка об основном законодательстве вообще», датируемая 1802 г. В ней автор рассматривает политический строй России своего времени как «деспотический», ибо все социальные группы населения равноправны в том, что «не имеют прав»: «Господство властителя над помещиком не отличается от власти помещика над его крестьянами; есть рабы суверена и рабы помещика... Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов». Сперанский излагает идею «правильной» монархии, за введение гарантий для законного народного представительства. Автор осторожно намечает пути постепенного упразднения крепостного права: 1) сначала регулирование крестьянских повинностей в пользу помещика; 2) предоставление крестьянам личной свободы, с правом свободного перехода от одного владельца земли к другому; 3) разрешение крестьянам приобретать недвижимую собственность. Лично свободные, но безземельные крестьяне превращались в арендаторов помещичьей земли.
2.2 СТРУКТУРА ТРЕХ ВИДОВ ВЛАСТИ
Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной) на всех уровнях, вплоть до низшей административной единицы – волости.
В основу реформы Сперанский предлагал положить принцип разделения властей. «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его», - писал он. Во «Введении» говорилось:
1) Законодательное сословие должно быть так устроено, чтоб оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтоб мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное.
2) Сословие судебное должно быть так образовано, чтоб в бытии своем оно зависело от свободного выбора и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству.
3) Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству; но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить в соответственности власти законодательной». ¹
_________________________________________________
¹ Мироленко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в н.19в.-М.,1989г. – с.30
2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Для этого предлагалось законодательную власть сконцентрировать в новом органе - Государственной Думе, исполнительную передать министерствам, а судебную поручить Сенату. ¹
В каждом волостном центре каждые три года из владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) составляется волостная дума. В нее избираются и «старшины» казенных селений из расчета один представитель от 500 крестьян. Волостная дума избирает председателя, секретаря и депутатов в окружную думу, дает им «представления» о нуждах волости, рассматривает бюджет. В центре округа – окружном городе (в губернии от 2 до 5 округов) – также каждые три года созывается окружная дума из депутатов от волостных дум. Окружная дума избирает председателя, секретаря, окружной совет, окружной суд и депутатов в губернскую думу, рассматривает вопросы о местных нуждах в масштабах округа. Подобная структура предписана и губернской думе, избирающей депутатов в высший представительный орган страны – Государственную думу. Ее председатель («канцлер») назначался «верховной властью» (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. Дума собирается «без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце» и заседает столько, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить, назначив новые выборы. «Предложение» на рассмотрение Думой законов «принадлежит одной державной власти». Они «предлагались» от имени императора одним из министров или членов Государственного совета. Государственная дума не обладала правом законодательной инициативы, однако ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе.
_________________________________________________
¹ Чернова М.Н.. Личность в истории. Россия век 19.-М.,2004г.
Минуя Думу, император мог принимать решения только о войне и мире или в случае чрезвычайных обстоятельств, за ним оставалось право издания частных указов, разъясняющих и уточняющих прежнее законодательство.
В компетенцию Думы входило издание постановлений о налогах и общих повинностях, продаже и залоге государственных имуществ. Думе дозволялось ставить вопросы об ответственности министров и указывать на меры правительства, противоречащие законам. Когда правительственные власти отказываются отвечать за свои действия, Дума могла по собственной инициативе предложить привлечь к судебной ответственности министра или иного высшего правительственного чиновника, предварительно уведомив об этом императора. Дума получает ежегодные отчеты министров об их деятельности, о положении финансов в стране, но ограничена в своем контроле над деятельностью министров.
Государственная Дума называлась Сперанским «законодательным учреждением», но была по существу совещательным органом. ¹
2.4 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов, которые избирались соответственно волостным, окружным и губернским собраниями. Назначение волостного суда («главный судья, его товарищи и волостные судьи») – «мирное разбирательство гражданских дел» и наложение взысканий за маловажные проступки. Окружной суд рассматривал крупные гражданские и уголовные дела и состоял их двух отделений – гражданского и уголовного. Количество судей определялось размерами судебного округа. На тех же принципах строился губернский суд. Высшей судебной инстанцией («верховным судилищем для всей империи») являлся Сенат - судебный орган (в отличие от Сената правительствующего, в котором сосредоточены дела по
_________________________________________________
¹ Учебные тексты
управлению и администрации страны), состоящий из 4 департаментов: двух по гражданским и двух по уголовным делам (по одному в Москве и Петербурге).
Судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью процедурных норм, в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей, и судебное разбирательство является гласным. Также важное нововведение в государственном управлении при Александре I, связанное с именем Сперанского состояло в том, что Сенат получил статус Института административной юстиции, прокуратуры и суда со следующими функциями: административно-судебные дела; надзор за правительственным аппаратом через губернских и уездных прокуроров, самостоятельно – с помощью самих сенаторов и посредством жалоб; высшая инстанция суда; охрана и удостоверение особенных прав разных классов. Постепенно высший суд и надзор за деятельностью коронных учреждений стали главными функциями Сената. В течение XIX-начала XX в. Сенат принимал жалобы на все коронные учреждения, кроме Министерства иностранных дел, Военного и Морского министерств, Министерства императорского двора, Комитета министров, Совета министров, Государственного совета, Синода, Ведомства учреждений императрицы Марии, Собственной его величества канцелярии. С целью контроля за деятельностью органов коронного управления Сенат: поддерживал постоянную связь с местными учреждениями, информировал их о результатах проверки управления в империи, требовал неукоснительно следовать законам и инструкциям; рассматривал отчеты о деятельности учреждений и персональные отчеты губернаторов об их работе; заслушивал губернаторов в Сенате во время их пребывания в Петербурге; рассматривал жалобы; проводил ревизии учреждений. Осуществляемый Сенатом прокурорский надзор существенно сдерживал безнаказанное злоупотребление властью со стороны коронной администрации и защищал интересы населения и казны. Ни одно постановление губернских присутственных мест не могло вступить в законную силу без утверждения прокурора, подчиненного Министерству юстиции и Сенату. Прокурор, не утвердив и опротестовав постановления администрации или судебные решения, принятые под давлением губернатора, мог и в действительности ставил предел самоуправству местной коронной администрации. Особенно эффективной была деятельность сенаторов в качестве ревизоров местного коронного управления, которых нередко лично направлял император в ту или иную губернию по полученному сигналу. К прибывшему на место ревизору с жалобами на любого чиновника могли обращаться все местные жители. Сенаторские ревизии серьезно сдерживали произвол местной администрации.
2.5 МИНИСТЕРСТВА
8 сентября 1802 г. был издан манифест об учреждении министерств, разработанный Сперанским. Новая форма центральной исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором, означала дальнейшую централизацию управления. Это был первый этап министерской реформы, когда структура и функции каждого из министерств еще не были четко определены. Лишь к 25 июня 1811 года Сперанский разработает «Общее учреждение министерств». Наиболее широкую компетенцию имело Министерство внутренних дел, которому были подчинены все губернаторы. Министр В. Кочубей назначил директором 2-го департамента министерства по делам «полиции и благосостояния империи» Сперанского (на этом посту до 1807 г.). Им составлялись положения и правила по этому ведомству, распоряжения и циркуляры для нижестоящих инстанций, годовые отчеты министра, его доклады императору, собраны статистические данные о состоянии полиции, местного управления, продовольственного дела, медицинской части, благоустройства городов. С 1802 г. по инициативе Сперанского стал издаваться «Журнал МВД», где в неофициальной части публиковались хозяйственно-экономические описания губерний и уездов, обзоры народных промыслов, материалы по истории.
Сперанским была реорганизована и структура МВД: созданы Совет министерства, при нем канцелярия, были выделены 3 департамента во главе с директорами, при них образованы советы департаментов. Департаменты состояли из отделений во главе с начальниками, а отделения делились на столы во главе со столоначальниками. Этим обеспечивалась строгая соподчиненность и четкое ведение дел. Структура МВД стала образцом для других министерств на втором этапе министерской реформы. Ежегодные отчеты министров с 1830-х гг. публиковались в журналах и отдельно и поступали в крупные библиотеки, например в Публичную и Библиотеку Академии наук в Петербурге. ¹
2.6 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
Вершиной новой государственной системы, по мысли Сперанского, должен был стать Государственный совет. Он стал высшим органом, который призван объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Указом 1 января 1810 г. был обнародован манифест об упразднении Непременного Совета и создании Государственного совета, и в тот же день состоялось его открытие. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти.
_________________________________________________
¹ Учебные тексты
Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г., говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение:
«…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.
II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном.
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти …» ¹
Этими чертами указывается двоякое значение Совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. Но тому и другому значению поставлены были известные пределы. В законодательных актах следует различать два элемента: законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы - дело Совета. Но, не разделяя законодательного авторитета, Совет соприкасается с ним. Таким соприкосновением служат мнения Совета - большинства и меньшинства, в том числе и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти.
_________________________________________________
¹ Реформатор от бюрократии. История России в портретах. Т.1. Смоленск, 1996.с 28
Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. е. проектами законов, и принимаются верховной властью во внимание при окончательном решении дела. Совет разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму «пользуется всею свободою мнений», по выражению закона. С другой стороны, его нельзя назвать законодательным учреждением в том смысле как понимается это в современном обществе. Когда декрет, принятый законодательным представительным собранием, отвергается короной, государство остается без закона до нового возбуждения законодательного вопроса. В России верховная власть, признавая решение Совета неудобным, могла предписать ему рассмотреть дело вновь и выработать новое решение, не подсказывая его, а обращая внимание Совета на упущенные им обстоятельства дела. Получалось, что закон есть воля одной верховной власти, но обыкновенно внушаемая Советом, что и выражалось в самой формуле утверждаемых императором мнений Государственного совета: «внявши мнению Совета … быть по сему».
В функции Госсовета входило «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению, распределение по министерствам государственных доходов и расходов, рассмотрение отчетов министров. Госсовет включал четыре департамента – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем собрании Совета – объединенном заседании департаментов. Для организации деятельности Госсовета создавалась Государственная канцелярия во главе с госсекретарем, которым был назначен Сперанский. Первоначально в состав Госсовета вошли 35 членов (позже их число удвоилось): все министры, лица из высших сановников, назначаемые императором. Председатель Совета назначался из его членов императором. Если император присутствовал на заседании Совета, он занимал место председателя. В таком виде Госсовет просуществовал до 1906 г., когда был преобразован в «верхнюю законодательную палату». В 1810 г. при Государственном совете была учреждена особая Комиссия прошений для приема приносимых на высочайшее имя проектов и жалоб на высшие правительственные учреждения, не подчиненные Сенату в порядке надзора, и Сенат. В 1835 г. Комиссия была поставлена в непосредственное ведение императора, в 1884 г. преобразована в Канцелярию прошений.
Намеченные Сперанским преобразования касались, таким образом, всех сторон государственного устройства. В государственную жизнь вводились гражданские и политические права, выборное начало, и очевидное ограничение самодержавной власти.
2.7 ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЯ
Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный подход к устройству нового государственного порядка.
3 апреля 1809 г. издан был указ о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами.
Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора и статского советника. Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.
Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа от 3 апреля, - «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т. е. воспитанных в национальном духе, возвышающихся не выслугой лет, а «действительными заслугами и отличными познаниями», говорится в указе от 6 августа. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г.
ГЛАВА 3. ИТОГИ РАБОТ МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА СПЕРАНСКОГО
3.1 СУДЬБЫ ПЛАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СПЕРАНСКОГО
Если бы роль Сперанского ограничилась составлением проекта преобразований, о Сперанском можно было бы говорить немного, так как его проект остался без всякого влияния на строй общества и государства. Значение этого проекта заметнее в истории идей, чем в истории учреждений. Известна записка Н. М. Карамзина "О древней и новой России", поданная императору Александру против проекта Сперанского. Эта записка вызвала неудовольствие Александра: но Карамзин метко указывал на то, что Сперанский спешил с общей реформой в духе произвольного заимствования со стороны, от той самой Франции, которую все русское общество считало тогда очагом политических и социальных опасностей. Быть может, реформа Сперанского потому и не была осуществлена, что Александр боялся ее скороспелости и убедился в ее непопулярности среди окружающих его сановников и чиновников, не любивших Сперанского. ¹
У самого Сперанского, как ни велика была его уверенность в неизбежности будущего развития России по буржуазному пути, также оставались сомнения в возможности скорой и полной реализации своих планов. Определяя в записке «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам» конкретные меры по проведению в жизнь задуманных преобразований, он писал: «Переход от настоящих установлений к новым учредить так, чтобы он казался самым простым и естественным, чтоб новые установления казались возникающими из прежних, чтоб ничего не отваживать и иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей силе, если бы паче чаяния, встретились к новому какие-либо непримиримые препятствия».²
_________________________________________________
¹ Реформатор от бюрократии. История России в портретах. Т.1. Смоленск, 1996. C.30-50
² Мироленко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в н.19в.-М.,1989г. – С.32-33
Предложения Сперанского не только были представлены Александру 1, но и одобрены им.
Однако еще Середонин в начале 20 в. отметил, что учреждение, объявленное манифестом 1 января 1810г., коренным образом расходилось с принципиальными основами реформ, изложенных Сперанским в «Ведении к уложению государственных законов». Действительно в структуре государственного управления, предлагавшейся Сперанским, Государственный совет играл роль особого органа при монархе, через которого последнему представлялись решения всех трех принципиально новых форм государственной власти - Государственной думы, Сената, министерств. В документах же, оглашенных 1 января 1810г., Государственному совету предназначалась совсем иная функция - исключительно законосовещательного органа. Он, следовательно, занимал место, прежде отводившееся Государственной думе, но был устроен на принципиально иных началах. От Государственного совета в том виде как он был задуман в проекте Сперанского, осталось только название. ¹
Вместо ограничения самодержавия представительным органом, вместо переустройства всего государственного порядка на буржуазный лад законосовещательные функции были присвоены Государственному совету, назначаемому императором из высших представителей одного сословия - дворянства. При этом основы самодержавного политического строя остались непоколебимы.
Сперанский попытался все же придать государственному совету некоторые черты органа, ограничивающего самодержавную власть. Мнения членов совета подавались на рассмотрение царю. Все законы, уставы и учреждения должны были издаваться хотя и царским манифестом, но обязательно содержать формулу «Вняв мнению Государственного совета». ²
________________________________________________
¹ Мироленко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в н.19в.-М.,1989г. – С.33-34
² Там же - С.32-33
Однако даже столь робкие перемены произвели настоящий переполох среди правящего класса. Д.П. Рунич, известный своими реакционными взглядами, видел в реформах начала 19 в. «введение конституционных порядков» в русскую администрацию. Там же.-С.35. Недовольство высшего сословия было всеобщим.
3.2 ОТЗЫВЫ О СПЕРАНСКОМ
По отзывам современников, Сперанский своими убеждениями резко выделялся из той среды, к которой принадлежал.
Николай I, узнав о смерти Сперанского, говорил М. А. Корфу: «Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностью, с неустававшею никогда деятельностию. Теперь все знают, чем я, чем Россия ему обязаны, и клеветники давно замолчали».
Как отмечал А. С. Пушкин, Сперанский и Аракчеев, как наиболее заметные фигуры в эпоху Александра I, стояли «в дверях противоположных этого царствования, как гении зла и блага». В данном случае Пушкин выражал не только свое собственное мнение, но и широко распространённую точку зрения, которая связывала либеральную тенденцию в правительственной политике при Александре I с именем Сперанского.
Замечательную характеристику Сперанского дает Л. Н. Толстой в «Войне и мире»: «…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».
В 1808 году Сперанский сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном. Наполеон назвал Сперанского «единственной светлою головою в России». По слухам во время одной из встреч Наполеона с Александром, первый долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к русскому императору и сказал: "Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств". Аракчеев о Сперанском сказал так: "Будь у меня хоть треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!"
Иванов В. Ф. о Сперанском из книги «От Петра I до наших дней»: «Интересна судьба Сперанского и Новикова: несомненно, оба были иллюминатами и готовили насильственный государственный переворот в России, но все следы преступления скрыты, никто не разоблачил их измены и преступлений и они вошли в историю, окруженные светлым ореолом: Новиков, как величайший гуманист и просветитель русского народа, Сперанский, как великий государственный реформатор».
Карамзин указывал Александру I, что государственные преобразования совершаемые Сперанским есть ничто иное, как произвольное подражание революционной Франции, которая является очагом революционной заразы и безбожия.
«Одна из главнейших причин неудовольствия россиян на нынешнее правление, — указывал Карамзин, — есть излишняя любовь его к преобразованиям, потрясающим Империю, благотворность коих остается сомнительной».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы подошли к завершению исследования кодификации М.М. Сперанского в отечественной истории. В заключении приведем некоторые выводы.
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Даже ничтожные ограничения произвола самодержавной власти, которые иные из этих реформ юридически предоставляли высшим государственным органам империи, фактически немедленно попирались самодержцем, отбрасывая реформированные учреждения к прежнему состоянию. Социальный портрет высшей бюрократии убедительно свидетельствует о том, что именно она, которая должна была намечать пути выхода из этого противоречия, не имела к тому никаких стимулов.
Социально однородный круг высших сановников империи не мог стремиться к радикальной перестройке и, как весь правящий класс был уверен в достаточной еще прочности существующего порядка. Однако время все настойчивее расшатывало эту уверенность. Уже само появление внутри правящей бюрократии фигуры Сперанского показывало, что глубинные процессы ищут выхода наружу.
М.М. Сперанский, несомненно, является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы Александра II и, мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть.
В Сперанском Россия потеряла «государственного человека». Никто в истории государства российского так точно не понимал роль государства в жизни народа, как он. Недаром Солженицын цитирует в знаменитой статье «Как нам обустроить Россию: посильные соображения» слова Сперанского о том, что цель государства - сохранение в обществе нравственности, что возможно, когда оно существует по гуманитарным законам. ¹ С отставкой и ссылкой Сперанского уходила эпоха реформ, хотя и непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в ее недрах зародилась последующая эпоха - эпоха движения декабристов.
________________________________________________
¹ Миронов Г. Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. 19в.-М.,1995г. – С.86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Корф М.А., барон. Жизнь графа Сперанского. Т. 1-2. СПб., 1861;
2. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в н.19в.-М.,1989г.
3. Миронов Г.Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. 19в.-М.,1995г.
4. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Часть 3.
5. Пресняков А.Е. Российские самодежцы.-М.,1990г.
6. Реформатор от бюрократии. История России в портретах. Т.1. Смоленск, 1996 г.
7. Титов Ю. П. (ред.) История государства и права России. – М. 2003г. 8.Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991.
9. Чернова М.Н.. Личность в истории. Россия век 19.-М.,2004г.
10. Курс лекций Дорошенко А. А.
11. Курс лекций Дорошенко А. А.
12.Учебные тексты