Медико-демографическая ситуация за период с 1980 по 2004 г. в Омске, Омской области, как и в целом по России, была неблагоприятной (рис. 1). Приоритет профилактики, охраны и укрепления здоровья учащихся и воспитанников в образовательном процессе, регламентированный Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании", к сожалению, остается лишь лозунгом и на практике не исполняется. При финансировании мероприятий в системе образования приоритет отдается модернизации содержания, форм и методов образования, а не условиям, в которых осуществляется образовательный процесс. Диспропорция между условиями образовательного процесса и уровнем образования, предлагаемым сегодня современному школьнику, из года в год увеличивается, причем не в пользу ученика.
Ребенку адаптироваться к комплексу факторов современной окружающей среды и при этом сохранить здоровье, физическое, психическое и духовное, практически невозможно.
В соответствии с Конституцией у ребенка, подростка есть право на благоприятную среду обитания. Онтогенетические закономерности растущего организма обусловливают вариативный уровень резистентности в разных возрастных группах к воздействию средовых факторов. Вместе с тем четких гигиенических нормативов и регламентов, обеспечивающих, наряду с безопасностью, санитарно-эпидемиологическое благополучие данной когорты населения, по большинству факторов не разработано. Следовательно, затрудняется их гигиеническая экспертиза, оценка воздействия на индивидуальном и субпопуляционном уровнях. Гарантии, регламентированные Конституцией, относительно факторов среды обитания, с позиций обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия всех возрастных групп, адекватно оценить и проконтролировать практически невозможно.
В качестве оценки адаптации растущего организма к воздействию среды обитания могут быть использованы следующие критерии: динамика показателей популяционного здоровья (медико-демографические показатели, заболеваемость, патологическая пораженность, физическое развитие), физиологическое состояние на организменном, органном, системном, клеточном и субклеточном уровнях (компьютерная диагностика, лаборатор-но-инструментальные исследования, анкетирование, тестирование, социологическое исследование).
Данные критерии в совокупности с методологией оценки риска позволяют оценить степень воздействия факторов среды на здоровье детей и подростков с качественной и количественной стороны, определить резервы сбережения здоровья.
Неблагоприятное воздействие экологических факторов на здоровье детей и подростков обладает выраженным кумулятивным эффектом, сопровождается изменением чувствительности к экзогенным и эндогенным воздействиям, с последующим срывом адаптации на субклеточном, клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Подтверждения неблагоприятного воздействия среды обитания на формирование закономерностей потерь здоровья детей и подростков, снижение их адаптационных возможностей, повышение чувствительности к воздействию среды обитания, включая факторы воспитания и обучения, были получены в ходе комплексного гигиенического исследования резервов сбережения здоровья школьников крупного промышленного центра. Период наблюдения включал 15 лет (1990—2004 гг.) и был условно разделен на три равноценных временных промежутка.
Динамика так называемых "школьных видов патологий", включающих нарушения зрения, осанки и сколиоз, за весь период наблюдения сохраняла негативную тенденцию. Ухудшились исходные показатели здоровья детей, как у мальчиков, так и девочек. Отмечалось стабильное увеличение распространенности "школьных болезней" как внутри временных периодов, так и внутри возрастных групп.
При рассмотрении динамики распространенности "школьных болезней" за время обучения в школе детей и подростков использовали показатели наглядности, за 1 у. t был принят показатель распространенности патологии в группе "перед по гуплением в общеобразовательное учреждение". Среди "школьных болез.'-й" наибольшие темпы увеличения распространенности патологии отмече. .г по сколиозу (в 4,0—5,8 раза). Распространенность патологии зрения за п :жод обучения увеличивалась в 3,9—4,6 раза; нарушений осанки — в 1,9—2 раза (рис. 2). Показателем неблагополучия в распространенности "школы, чх болезней" можно также считать закономерную более выраженную дин;; :ику ухудшения показателей по всей группе заболеваний за период обучен]- : в школе во всех временных отрезках наблюдения.
Интегральная оценка вероятностных показателей патологической пораженное™ учащихся "школьными болезнями" свидетельствует об увеличении риска возникновения данных видов патологий во временных периодах и возрастных группах (табл. 1).
Динамика впервые выявленной заболеваемости среди детей и подростков также имела неблагоприятную тенденцию. В структуре заболеваемости на протяжении всего периода наблюдения лидирующее положение занимали болезни органов дыхания, пищеварения, инфекционные болезни, травмы и отравления (рис. 3).
Ранжирование патологий по интенсивности темпов среднемноглетнего прироста показателя заболеваемости показало, что пятерку лидеров составляли следующие группы болезней: врожденные аномалии и пороки развития, болезни нервной системы, органов пищеварения, эндокринной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани, анемии (табл. 2). Прогноз на перспективу неблагоприятный.
Социологический опрос, проведенный среди школьников г. Омска и ряда сельских районов, показал, что более 70% детей отмечают ухудшение здоровья за время обучения в школе, 23% считают, что оно не изменилось, 2% — что улучшилось. Субъективная оценка здоровья детей родителями была еще менее оптимистичной — ухудшение здоровья отметили 82% опрошенных.
Основные причины ухудшения здоровья, названные сегодняшними школьниками, — большая школьная нагрузка (55%), отсутствие должного внимания со стороны родителей (36%), предвзятое отношение учителей (14%), материальные проблемы (34%), плохие условия в школе (8%). Мнение родителей по этому вопросу было практически аналогичным: отсутствие свободного времени и нерационатьное его использование отметили 69% респондентов, нездоровый образ жизни — 24%, материальные проблемы и отсутствие возможности создать оптимальные условия — 48%, нерациональное питание — 52%.
Среди детей, имеющих хронические заболевания органов дыхания и пищеварения, 75% курят более 1 года; 83% пробовали алкогольные напитки.
Интегральная оценка показателей образа жизни школьников показала, что у большинства детей не выработаны навыки здорового образа жизни. Отмечена прямая корреляционная зависимость между наличием вредных привычек у родителей и детей (г = 0,63), что свидетельствует о существенной роли данного фактора в формировании группы риска. Корреляционной зависимости между здоровым образом жизни родителей и детей обнаружено не было (г= 0,18). Это можно расценить как вероятный результат недостаточного внимания родителей к формированию здорового образа жизни своих детей.
Выявлена прямая корреляционная зависимость между недостатком свободного времени в течение суток и дискомфортом в межличностных отношениях, преимущественно плохим настроением в течение дня (г = 0,58), а также между напряженными межличностными взаимоотношениями и частотой жалоб на беспричинную головную боль, чрезмерную усталость, плохую успеваемость (г = 0,62).
В ходе выполнения работы были определены "скрытые" резервы сохранения и укрепления здоровья школьников, не реализуемые в общеобразовательных учреждениях вследствие следующих причин:
Недостаточное внимание в процессе воспитания и обучения вопросам сохранения и укрепления здоровья каждого отдельно взятого ученика, формированию у него потребности в здоровом образе жизни, гигиенической грамотности по отношению к себе и окружающим;
Высокая суммарная учебная нагрузка, превышающая физиологические возможности;
Отсутствие оптимальных условий воспитания и обучения, включая организацию учебного процесса;
Фрагментарная реализация общих и специальных профилактических мероприятий.
Неблагоприятный прогноз и сформировавшиеся закономерности потерь здоровья подрастающего поколения диктуют жесткую необходимость решения проблемы на государственном уровне, поскольку масштабы последствий охватывают практически всю когорту детей и подростков.
Здоровье населения и СО
И. И. Новикова Территориальное управление Роспотребнадзора по Омской области