Тема 1. Общие положения земельного права
Вопрос 1. Земельное право: понятие, предмет, метод
Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9).
Земля в системе общественных отношений по своему социальному, экономическому, естественнонаучному значению и содержанию – это многосторонний объект земельных отношений.
Как объект земельных отношений земля выступает в трех значениях:
1) природный объект;
2) природный ресурс;
3) объект недвижимости и гражданского оборота.
Функции земли как объекта природы и природного ресурса
:
Геополитическая функция |
земельная территория РФ определяет пределы распространения политического суверенитета государства, границы дна морей и океанов. |
Социальная функция |
а) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории; б) земля представляет собой составную часть социальных ценностей народов (особенно коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока), составной частью социальной инфраструктуры и культурно-эстетического достояния. |
Экологическая функция |
земля выступает средством жизнеобеспечения, условием обеспечения живых организмов средой обитания, стимулятором роста растений и одновременно компонентом окружающей природной среды, составной частью глобальной экологической системы. |
Экономико-производственная функция |
земля выступает в качестве средства производства и производительной силы в сельском и лесном хозяйстве. |
Использование земли в качестве территориального (пространственного) базиса |
ограниченная земельная территория, предоставленная тому или иному субъекту, служит местом расположения производственных сооружений, жилых строений, железных и автомобильных дорог, объектов связи и т.д. |
Земельное право – самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих земельные общественные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земли, а также защиты земельных прав и предусмотренных законом земельных интересов граждан и юридических лиц.
Предмет земельного права – это общественные отношения, регулируемые земельным правом.
Земельные правоотношения характеризуются единством трех целей:
Виды земельных отношений:
1) вещные правоотношения – это отношения, в рамках которых субъекты владеют, пользуются и распоряжаются землей; основную роль в таких отношениях играет право собственности, на основе которого возникают производные права – сервитут, право пожизненного наследуемого владения и т.д.;
2) экономические земельные отношения складываются в сфере взимания земельного налога, арендной платы за пользование земельным участком, расчета нормативной цены земли и т.д.;
3) отношения, связанные с управлением земельными ресурсами предопределяют компетенцию различных органов власти в сфере земельных правоотношений;
4) договорные земельные отношения – это отношения, в которых земля выступает объектом различных договоров – купли-продажи, аренды, дарения и т.д.;
5) отношения в сфере использования земель, в процессе регулирования которых устанавливаются общие принципы землепользования, обязательные требования к использованию земельных участков, а при необходимости запреты и ограничения в целях обеспечения их рационального и эффективного использования;
5) отношения по защите земельных прав в случае их нарушения или оспаривания путем обращения в судебные органы;
6) организационно-правовые отношения – это отношения, связанные с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных земельных участков, проведению работ по рекультивации и мелиорации земель и т.д.;
7) охранительные земельные отношения связаны с применением мер юридической ответственности, предусмотренных нормами земельного, гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права.
Метод земельного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование земельных отношений и воздействие на их субъектов.
Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при резервировании или изъятии земель для публичных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.
Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.
Вопрос 2. Принципы земельного права – это основные начала земельного права, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования отношений в данной сфере.
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека – регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества – владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека – при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю – граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов – все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий – изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
7) платность использования земли – любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению на категории – правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований – правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель – при определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан – регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.