Учись Учиться

Доклад
Психология
25 February 2012
Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
    Tags:
  • Диагностика состояния агрессии
  • Термин «агрессия»
  • Под агрессивностью можно понимать свойство личности
  • Мотивационная агрессия
  • Инструментальная
  • опросник
  • Выявление форм агрессивных и враждебных реакций

Диагностика состояния агрессии 

 

Автор (ы): А.Басса и А.Дарки

Краткая история создания методики:

Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Обычно делят агрессивные проявления на два основных типа:

1.Мотивационная агрессия, как самоценность.

2.Инструментальная, как средство.

Подразумевается при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность. Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс и А. Дарки разработали тест в 1957г. Данный опросник широко распростренен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокая валидность и надежность. Опросник используется и в отечественных работах, однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.

Общие теоретические положения, послужившие основой методики: А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

При составлении опросника использовались следующие принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Цель: Выявление форм агрессивных и враждебных реакций.

Область применения:  с 16 лет (существует и адаптация данного опросника по А.К. Осницкому, где предлагается  4 варианта ответов: «да», «пожалуй да», «пожалуй нет» и «нет», по мнению автора подобный вариант удобен для подростков, т. к. он позволяет снизить социальную желательность в ответах).

Организация: опросник проводится фронтально или в групповом варианте. Поскольку достоверность его результатов серьезно зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога, а также от самостоятельности ответов, эти важные моменты необходимо обеспечить.

Процедура обследования: стандартная: испытуемому  раздаются тексты и бланки опросника и предлагается «примерить» каждое суждение опросника на себя - насколько оно могло бы соответствовать испытуемому. Выбрать ответ, который подходит ему в наибольшей степени и  отразить его в бланке ответов.

Обработка результатов: производится по ключу: за каждый ответ, совпадающий по знаку с ключом начисляется 1 балл.

Кроме того, возможно вычисление суммарных показателей.

Краткое описание шкал:

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни па кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики: в соответствие с результатами обработки делается вывод о склонности испытуемого к тем или иным формам агрессии и враждебности, относительно среднегрупповых норм.

Литература:

Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса – Дарки) // Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: Изд-во «АСТ», 1997. – С. 90-100.

    Tags:
  • Диагностика состояния агрессии
  • Термин «агрессия»
  • Под агрессивностью можно понимать свойство личности
  • Мотивационная агрессия
  • Инструментальная
  • опросник
  • Выявление форм агрессивных и враждебных реакций
Rating:
( 0 Rating )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

Информация и общество. Проблема информатизации обществ 09 January 2011
Конспект урока Деформация. Сила упругости. Закон Гука 03 December 2011
Тема 5. Лидерство, Черты эффективного лидерства, Власть, Имидж руководителя, Харизма, Стили управления, Суггестия имиджа 05 March 2011
Конспект урока Вес тела. Невесомость 03 December 2011
Информатика. Лекция 3 13 January 2011
Гигиеническая территориальная оценка водных объектов 29 October 2011
ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 29 October 2011
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 October 2011
ЗАВИСИМОСТЬ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ОТ СЕЗОНА ГОДА У 11-13-ЛЕТНИХ ДЕВОЧЕК 29 October 2011
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА 15 March 2012

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Тема 7. Канальный уровень OSI. 14 January 2011
«Цветовые слова» в произведениях Александра Грина 29 October 2011
Экономика предприятия. ОТЧЁТ о производственной практике 01 November 2013
Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него 29 October 2011
Корректурная проба 02 February 2011
Тема 7. Правовой режим земель специального назначения Вопрос 1. Земли промышленности 02 March 2011
СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 04 November 2013
Компьютер как средство обучения при изучении возможностей текстового редактора Word 05 November 2013
Экскурсия — еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий 04 March 2012
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ 29 October 2011
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока