МАССИВЫ
I. Цели
- Сформировать понятие массива как одной из основных структур данных (массив повторяет структуру памяти компьютера и порядок обработки информации)
- Сформировать понятие «элемент массива», «индекс элемента массива» (изначально лучше назвать «номер элемента», а для нумерации можно использовать любой перечислимый тип, например символы)
- Сформировать понятие размерности. Представление о размерности.
- Научить описывать массив.
- Научить обращаться к элементу массива по его индексу, осуществлять поэлементную обработку массива.
- Научить применять массив при решении задач
II. Место в курсе
Понятие алгоритма => Величины => Алгоритмические конструкции => (ВОЗМОЖНО) Процедуры и функции => Массивы
III. Мотивация
Ситуативная задача. Например, хранить температуру воздуха за неделю (а лучше, за месяц).
IV. Содержание теоретической части
- Определение массива – это упорядоченная совокупность однотипных данных. => Поименованная совокупность фиксированного количества пронумерованных однотипных данных.
- Понятие «элемент массива», «номер элемента», чем характеризуется элемент массива и массив в целом.
=> Примеры описаний
=> Понятие «размерность массива»
=> Действия с элементами массива, поэлементная обработка.
=> Способы формирования массива: ввод с клавиатуры; по формуле, выражающей некоторую закономерность; из другого массива по правилу; случайным образом; из файла.
V. Содержание практической части
Формирование системы задач разных типов:
1: ввод и вывод массива; преобразование элементов массива; формирование нового массива из исходного; нахождение суммы элементов массива
2: Выбор элементов по критерию (пересчитать, вывести, сложить)
3: Нахождение Мах и Min, их номеров
4: Перемещение элементов
5: Поиск в массиве
6: Неформализованные задачи
VI. Методы.
Фронтальная работа в режиме эксперимента. После эксперимента – письменное обобщение результатов.
СТРОКОВЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
I. Цели
- Расширить представление учеников о строковых величинах.
- Научить выполнять операции над строками, работать с функциями и процедурами, определенными над строковыми величинами.
- Научить применять строки для обработки нечисловой информации
II. Место в курсе
Пропедевтически понятие строки вводится еще при изучении линейных алгоритмов.
Отдельно тема изучается после массивов.
III. Мотивация
Компьютер в основном обрабатывает не числовую информацию.
IV. Содержание теоретической части
- Понятие строки. Двойственность объекта СТРОКА:
1) Строка как массив символов (возможность работать с отдельным символом, имеющим свой номер)
2) Строка как целостный объект (строку можно вывести на экран целиком, а не посимвольно)
- Примеры строк (минимум 5 примеров)
S1:= ‘ab+#1_8’
S2:= ‘ яблоко’
S3:= ‘1958’ (это НЕ число!)
S4:= ‘ ’ (пробел)
S5:= ‘’ (пустая строка)
- Операции, процедуры и функции работы со строками
[!!!] Ограничить количество рассматриваемых, взять только то, что можно отработать на конкретных задачах.
[???] Ответить на вопрос: «Без каких операций, функций и процедур нельзя решить задачу, а какие можно заменить?»
Рекомендуемый минимум операций:
Склеивание
S6:= ‘Маша’
S7:= ‘Иванова’
S8:= S6 + ‘ ’ + S7
‘12’ + ‘45’ = ‘1245’, а ‘45’ + ‘12’ = ‘4512’ (результата 57 не должно быть ни при каких условиях!)
Сравнение
Пример: какая строка больше ‘Эх!’ или ‘Абракадабра’? Ответ: ‘Эх!’ (объяснить правила сравнения строк; можно провести эксперимент на компьютере и сформулировать на его основе эти правила).
Рекомендуемый минимум функций:
Length(s)
Copy (s, p, i).
Процедуры можно не рассматривать.
[!!!] Метод ограничения инструментария* (если позволит время, можно разобрать Val(), Delete(), Insert()).
VI. Методы.
- Самостоятельная работа со строками (задачи по инструкции).
- Факультатив (задачи на шифровку/ дешифровку)
[Д/З по теме семинара]:________________________________________________________
- Обзор учебников по теме «Массивы», «Строки».- 1 человек
- Составить план изучения темы «Массивы» (разбивка по часам), аргументировать выбор количества часов. – 1 человек
- Подобрать задачи для изучения темы «Массивы» в соответствии с составленным планом (см. задание 2) – 2 человека.
- Показать фрагмент урока по теме «Массивы»:
a) Первый урок по теме (введение) – 1 человек
б) Сортировка элементов массива – 1 человек
- Подготовить план изучения темы «Строки», сделать обзор по теме в режиме «учитель - учителя» (рекомендации для учителя). – 1 человек.
Примечание: задания выполнить в печатном виде на отдельном листе.