Методический анализ темы «КОНСТРУКЦИЯ ВЕТВЛЕНИЯ» |
I. Цели
- Сформировать представление о ветвлении как одной из основных алгоритмических конструкций.
- Изучить команду ветвления: назначение, формат записи.
- Научить использовать конструкцию ветвления для решения задач.
II. Место в курсе (в разделе «Алгоритмизация»)
Варианты:
1. Следование => Ветвление => Цикл
2. Цикл с параметром (повтор n раз) => Ветвление => Цикл с условием
3. Следование => Вспомогательные алгоритмы (подпрограммы) => Ветвление (если изучается исполнитель или язык Logo)
III. Мотивация: предложить задачу, которую нельзя решить без ветвления.
IV. Содержание теоретической части
- Определение ветвления. Описание его назначения (выбор одного из двух способов действий в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия).
2. Форма записи: Если
То
[Иначе ] КВ
If
Then
[Else ];
[!] Если Набор операторов содержит более 1 оператора, требуется ставить операторные скобки begin – end;
[!] Подчеркнуть необходимость указателя конца ветвления ( КВ / ; ), как цельного предложения.
- Полное и сокращенное ветвление.
- Многократное вложенное ветвление (выбор не из двух, а из нескольких действий).
- ЗАПИСЬ УСЛОВИЙ: логические операции, логические выражения (например, сравнение двух величин). Составное условие (например, если надо сравнить 3 величины).
V. Содержание практической части (самостоятельно).
VI. Контроль
Контроль результатов практической самостоятельной работы, индивидуальный опрос, письменное задание на трассировку (например, задание «определить результат работы приведенного алгоритма»).
[Д/З по теме семинара]:
- Проанализировать учебники по теме «Базовые алгоритмические конструкции. Ветвление»
- Показать фрагмент урока по теме «Ветвление» (не затрагивать составные условия).
- Спланировать изучение темы «Ветвление» по урокам (2-3 спаренных занятия), подобрать задачи для решения на каждом уроке.
Краткий методический анализ темы «КОНСТРУКЦИЯ ЦИКЛ» |
1. Цели
2. Место в курсе
3. Мотивация
Ситуативная задача, которая не решается без данной конструкции. Задача должна быть понятна, и изначально применима к разным типам циклов.
Например:
- · Как Том Сойер красил забор зеленой краской
- · Как наполнить бочку водой с помощью ведра
4. Содержание теоретического материала
- Определение конструкции цикл, назначение
- Два типа циклов:
1) С параметром
2) С условием (с предусловием и с постусловием)
[!] Начать с цикла с параметром:
- · Понятие тела цикла (важность наличия end)
- · Что такое параметр, для чего он нужен (для подсчета количества повторений).
- · Изменение значения параметра цикла, шаг параметра (рассмотреть, что происходит с параметром от начального до конечного значения).
- · Рассмотреть ситуацию, когда тело цикла повторяется еще раз, и когда происходит выход из цикла.
5. Практическая работа.
Решение задач. Вообще всю теорию целесообразно излагать на конкретных задачах.
[Д/З по теме семинара]:________________________________________________________
- Подобрать минимально достаточное количество задач для разбора темы «Циклы» в классе (на цикл с параметром и с условием).
- Подобрать задачи для организации самостоятельной работы по теме.