МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КРУЖКА Одной из важнейших задач педагога внешкольного учреждения работающего в кружках эколого-биологического профиля является разработка процедуры диагностики сформированности экологической культуры учащихся. Примером решения данной задачи может служить анализ работа кружка «ПУРИТАНе» Гродненского областного Дворца творчества детей и молодежи. Целью работы которого является формирование экологической культуры детей по средствам создания рабочего пространства, в котором осуществляется общение, деятельность, взаимодействие учащихся, руководителя кружка и объектов природы. Под пространством понимается специально организованную среду с включением в неё субъектов (руководителя кружка и кружковцев), личностно значимых объектов природы и видов деятельности. Для реализации такого подхода необходимо правильно оценивать экологическую культуры учащихся, организовывать общение с учетом уровня экологической культуры, включать кружковцев в различные виды деятельность. Для того чтобы определить динамику изменений индивидуальных типов экологической культуры учащихся кружка, мы определили следующую процедуру диагностики, которая включает: анализ продуктов деятельности; ведение протоколов наблюдения за деятельностью учащихся на каждом занятии; итоговое анкетирование учащихся. Организацию пространства работы кружка необходимо начинать с диагностики учащихся, как субъектов данного пространства. Диагностика проводиться в соответствии с программой, но в зависимости от результатов диагностики в работу по программе вносятся коррективы. Так, на первом занятии по разделу «На пути к устойчивому развитию», выполняя задание «Окружающая среда вокруг нас», ребятам предлагается набор картинок с изображениями природы, людей и промышленности. Используя данный материал, учащиеся должны составить и нарисовать схему того, как они представляют окружающую среду, из каких компонентов она состоит, какие взаимосвязи в ней существуют. Данная форма организации занятия дает возможность определить дальнейшее направление работы по созданию единого экологического пространства кружка, где каждому учащемуся, на основе его интересов, потребностей и уровня осознанности отношения к природе, намечаются пути развития. Особым этапом процедуры диагностики является ведение протоколов наблюдения за деятельностью учащихся на каждом занятии кружка. Наблюдение направленно на определение отношения учащихся к объективному миру, другим людям и к самому себе. Протоколы разработаны в соответствии с методикой Т.Б. Гребенук, Н.А. Тучинская, Ю.М. Орлова, и представляют собой таблицу, где прописана тема занятия и задания выполняемые кружковцами в ходе работы. Заполняются они в соответствии с таблицей диагностики типа экологической культуры, где показателями сформированности экологической культуры являются отношения, каждому из этих показателей характерен свой набор признаков, сочетание определенных признаков присущих отношениям соответствует одному из типов экологической культуры. В своей работе типы экологической культуры мы определяем в соответствии с типами экологической культуры, выделенными Дорошко О.М., это тип слияния, личной достаточности, экологический пессимизм, экологический оптимизм, абсолютизация экологического знания, экологической гармонии. По окончанию первого и второго года обучения ребятам предлагается анкета. Анкета составлена на основе методики Кашлева С.С. «Диагностика уровня экологической культуры личности». Вопросы включенные в анкету условно можно разделить на две части. Вопросы одной части относятся к тому, как дети воспринимают занятия в кружках. А другая часть вопросов позволяла выяснить уровень сформированности в процессе работы в кружках личностные характеристики кружковцев, определяющие экологическую культуру (Например: Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?, Определите ранговое место компонентов экологической культуры человека? и другие). Вопросы побуждают учащихся оценить личный вклад в улучшение экологической обстановки и предложить варианты конкретной природоохранной деятельности по улучшению экологической ситуации сложившейся в нашем городе. Вопросы содержат в себе возможность определения кружковцами характеристик человека с высоким уровнем экологической культуры, оценки личного уровня экологической культуры. Данная процедура представленной нами диагностики при изучении экологической культуры учащихся позволяет, с высокой достоверностью проследить динамику изменении индивидуальных типов экологической культуры членов кружка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
http://www.nileo.grsu.by/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=31&Itemid=142 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перечень суждений, для определения типа экологической культуры
1. Помочь мне стать хорошим человеком и профессионалом в будущем могут только необходимые для этого знания.
2. Мот учителя были – прекрасные люди, но я могу обходиться без их помощи
3.Мне очень нравиться учиться, я с удовольствием провожу в школе и вузе много времени, меня интересуют все происходящие здесь события
4. Я вижу свои ошибки, но их исправление не имеет смысла, так как это не изменит ситуацию
5. Я уважаю только много знающих, умных людей
6. Экологические проблемы, проблемы окружающей среды меня не касаются, ими должны заниматься специалисты
7. Я занимаюсь самосовершенствованием
8. Меня никто и никогда не понимает, наши интересы не совпадают
9. Экологические проблемы часто возникают случайно, никто в этом не виноват
10. Я учу и делаю только то, что интересно мне
11. Вокруг меня работают высококвалифицированные и талантливые специалисты
12. Экологические проблемы будут решены, если усилить экологическое образование и воспитание
13. Если хорошо сложатся обстоятельства, я смогу добиться успехов в жизни
14. Я не люблю проводить время вместе с одноклассниками, (однокурсниками, коллегами по работе), у меня нет с ними ничего общего
15. Я всегда с интересом слежу за событиями, происходящими в стране, (на работе, в университете), однако как-то повлиять на улучшение ситуации у меня нет возможности
16. Я серьезно отношусь к критическим замечаниям близких, (учителей, коллег), и стараюсь исправить свои ошибки
17. Я люблю общаться только с много знающими людьми
18. Я должен получить хорошее образование в вузе, так как это поможет мне хорошо устроиться в жизни, найти высокооплачиваемую работу
19. Иногда я бываю не прав, но то, что я признаю это и извинюсь, ничего не изменит
20. Мне все равно, чем занимаются люди, окружающие меня, лишь бы они не мешали мне
21.В нашей стране созданы все условия, чтобы мы могли получить хорошую подготовку по своей специальности, проявить себя, реализовать свои способности и интересы
22. Считаю, что только знания помогут мне организовать любое мероприятие в группе, на факультете.
23. У нас слишком большой факультет, чтобы можно было наладить более близкие отношения со многими студентами
24.Мне не нравится учиться в университете нашей страны, я с радостью перевелся бы в вуз зарубежом.
25. Моя будущая профессия никак не связана с охраной окружающей среды, и я не смогу повлиять на улучшение экологической ситуации
26.Мои однокурсники – очень талантливые, творческие, активные, инициативные люди, я всегда радуюсь их успехам и достижениям
27. Я обеспокоен проблемами, возникающими в нашей стране, однако с этим ничего нельзя сделать
28. Я буду участвовать в мероприятиях, организуемых в школе, в университете, в стране, только если это будет поощряться
29. Люди, с которыми я общаюсь, часто безответственно относятся к учебе, к своим обязанностям, но я уверен, что они исправятся
30.Полученные в процессе обучения знания и опыт участия в общественной жизни школы, факультета, университета помогут в дальнейшем улучшить экологическую ситуацию в городе, области, стране
31.Я всегда ответственно подхожу к выполнению общественных поручений, так как от этого зависит общий успех
32.Люди, с которыми я общаюсь, заняты только своими личными проблемами, их не интересует жизнь группы, (факультета, университета, страны
33.Я буду учиться в университете только для того, чтобы получить диплом о высшем образовании
34.Самая неприятная ситуация для меня – если другие заметят, что я ошибся, чего-то не знаю или не умею
35.Мне поскорее хочется окончить школу, (университет), скучать о своих одноклассниках, (однокурсниках) и преподавателях я не буду
36.Мне нравится проводить свое свободное время в школе, (университете,) участвуя в подготовке и проведении мероприятий, в работе различных общественных организаций, секций, кружков, клубов по интересам.
37.Мне нет необходимости лучше готовиться к занятиям, быть более активным, так как это все равно не оценят учителя, преподаватели, куратор, однокурсники
38.Пока мы учимся, мы можем позволить вести себя так, как нам хочется, и ругать нас за это не надо
39.Я всегда интересуюсь экологическими проблемами нашего города, региона, страны
40.Я не люблю учиться, (работать), у меня много интересных дел вне работы, школы, университета
41.Если наш коллектив хорошо подготовится, то вместе мы сможем решить любую поставленную перед нами задачу
42. Природу можно максимально использовать для удовлетворения своих потребностей
43. Я всегда обсуждаю важные события в моей жизни с коллегами, (однокурсниками, одноклассниками), и прислушиваюсь к их мнению
44. Люди, с которыми я общаюсь, участвуют в проводимых в городе, (школе, университете) мероприятиях, только если от них этого лично потребуют мэр, (куратор, преподаватели, администрация).
45.Мне не интересно то, что происходит в нашей стране, городе, в школе, на нашем факультете, в университете
46.Я помогаю людям, только если они у меня об этом попросят
47.Люди, с которыми я общаюсь, всегда участвует в мероприятиях, и часто сами являются инициатором различных дел
48.Я обеспокоен экологическими проблемами, однако предотвратить их невозможно
49.Я пользуюсь уважением у людей, с которыми я общаюсь, за то, что много знаю, получаю высокие отметки.
50.Я не расстраиваюсь, если у людей, с которыми я общаюсь, неприятности
51.Проблемы и конфликты между людьми (со здоровьем, с учебой, с преподавателями, между собой и пр.) возникают случайно, никто в этом не виноват
52.Я теряю интерес к делу, работе при первой же неудаче
53.Я всегда готов помочь людям, с которыми я общаюсь, если им необходима моя помощь
54.Качественная подготовка в вузе зависит только от количества полученных знаний по сфере своей деятельности.
55.Если мне создадут необходимые условия, то я буду хорошо учиться, активно участвовать в жизни своей школы, университета
56.Неуспевающим, проблемным людям нет места в обществе
57.Я могу повлиять на жизнь в городе, стране, школе, университете при организации деятельности, досуга.
58.Меня не интересует оценка моей личности другими, я все равно – лучший
59.Я мог бы помочь людям, с которыми общаюсь, но считаю, что они и сами справятся
60.Наше участие в экологических мероприятиях не имеет никакого смысла, так как все равно это не поможет решению экологических проблем
Для проверки корректности заполнения опросника необходимо сравнить ответы на некоторые вопросы. Опросник заполнен некорректно если:
– даны одинаковые ответы на вопросы 4 и 7; 3 и 45.
– даны неодинаковые ответы на вопросы 21 и 36; 13 и 55.
Обработка результатов:
Для определения типа экологической культуры ознакомтесь с ключем для диагностики. Каждому из типов экологической культуры (за исключением типа слияния) соответствуют 12 суждений. При условии ответа "Да", можно определить колличество баллов соответствующих вашим отношениям и представлениям об окружающей действительности, себе и других людях, то есть о типе Вашей экологической культуре.
Для определения своего типа экологической культуры учитываются только ответы "Да". За каждый такой ответ Вы зарабатываете один балл. Распределите свои балы в соответствии с представленным ключом.
Ключ:
Тип экологической культуры "личной достаточности" - 6; 10; 14; 20; 24; 28; 33; 35; 40; 45; 50; 58.
Тип экологической культуры "Экологического оптимизма" - 2; 9; 13; 18; 25; 29; 38; 42; 46; 51; 55; 59.
Тип экологической культуры "Экологического пессимизма" - 4; 8; 15; 19; 23; 27; 32; 37; 44; 48; 52; 60.
Тип экологической культуры"Абсолютизации экологических знаний" - 1; 5; 12; 17; 22; 30; 34; 39; 41; 49; 54; 56.
Тип экологической культуры "Экологической гармонии" - 3; 7; 11; 16; 21; 26; 31; 36; 43; 47; 53; 57.
- Определение своего типа осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждому типу экологической культуры. За каждый ответ, соответствующий ключу, начисляется один балл. Оценка сформированности того или иного типа экологической культуры соответствует количеству положительных ответов на соответствующие вопросы.
- Соответствие какому-либо одному типу экологической культуры бывает весьма редко. Поэтому полученные данные в большей степени свидетельствуют о качественной картине сформированности признаков, лежащих в основе типологии.
http://2002.vernadsky.info/raboty/h3/w02215.htm
Анкета на определение уровня экологической культуры старшеклассников по Глазачеву С.Н. (проведена в октябре 2001 г., первоначальная диагностика) (см. приложение 3).
Личностный тест по Глазачеву С.Н. (проведён в октябре 2001 г., первоначальная диагностика) (см. приложение 4).
Список литературы.
- Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт,1999.
- Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «МДС», 1998.
- Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999.
Приложение № 3.
Анкета на определение уровня экологической культуры старшеклассников (по Глазачеву С.Н.)
Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чём это выражается?
Назовите ведущие экологические проблемы мира.
Что такое природа?
Что такое экология?
Что такое охрана природы?
Каковы правила поведения человека в природе?
Какую ценность имеет природа для человека, для вас лично?
Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
Какие экологические, природоохранные дела проводились в нашей школе?
Что Вы сделали и что смогли бы ещё сделать полезного по защите природы?
Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
Что, по Вашему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
имею низкий уровень
имею средний уровень
имею высокий уровень
затрудняюсь определить
Приложение № 4.
Личностный тест.
(Попробуй оценить своё отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаёшь).
Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.
|
ВОПРОСЫ |
ДА |
НЕТ |
По-разному |
|
||||
1. |
Хорошо ли ты относишься к природе? |
2 |
0 |
1 |
2. |
Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых? |
2 |
0 |
1 |
3. |
Всегда ли ты бережёшь красоту вокруг себя? |
0 |
2 |
1 |
4. |
Заслуживают ли внимания явления природы? |
1 |
0 |
2 |
5. |
Всегда ли ты относишься к природе внимательно? |
1 |
2 |
0 |
6. |
Все ли явления природы тебя интересуют? |
0 |
1 |
2 |
7. |
Проявляется ли этот интерес в поступках? |
1 |
2 |
0 |
8. |
Ценишь ли ты новизну в природе? |
1 |
2 |
0 |
9. |
Влияет ли природа на твои переживания? |
0 |
1 |
2 |
10. |
Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь её явления? |
1 |
0 |
2 |
11. |
Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб? |
0 |
2 |
1 |
12. |
Любишь ли ты читать описания природы в книгах? |
0 |
2 |
1 |
13. |
Влияет ли природа на твоё поведение? |
1 |
0 |
2 |
14. |
Влияет ли окружающая природа на твои мысли? |
2 |
0 |
1 |
15. |
Часто ли ты прогуливаешься среди природы? |
1 |
2 |
0 |
16. |
Приходилось ли тебе чем-то вредить природе? |
2 |
0 |
1 |
17. |
Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы? |
1 |
0 |
2 |
18. |
Часто ли ты равнодушен к окружающей природе? |
2 |
1 |
0 |
19. |
Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в средних классах? |
0 |
2 |
1 |
20. |
Или они возникли в старших классах? |
2 |
0 |
1 |
21. |
Часто ли рассматриваешь природу, изображённую художниками? |
0 |
2 |
1 |
22. |
Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа? |
1 |
2 |
0 |
23. |
Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе? |
2 |
0 |
1 |
24. |
Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой? |
1 |
2 |
0 |
25. |
Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы? |
1 |
0 |
2 |