Тема 11. Планирование
Планирование.
Планирование является самым трудным из главных составляющих, которые должны выполняться эффективно. Эти составляющие, с одной стороны, показывают, что можно ожидать от каждой производственной единицы или от человека, с другой стороны, определяют те реальные шаги, которые необходимо сделать для достижения желаемых результатов в установленное время.
Целью изучения планирования является: понять суть и научиться применять данную систему.
Планирование - это процесс принятия решения о выборе цели предприятия и методах их достижения.
Функции планирования отвечают на три вопроса:
· Что представляет собой организация в настоящее время?
· Какой она должна быть?
· Как этого достичь?
Стратегическое планирование - предусматривает деятельность фирмы в отделенном будущем, строится на комплексном решении проблем с которыми фирма может столкнуться. На этой основе разрабатываются показатели её развития. Стратегия представляет собой совокупность мер которая осуществляет фирма для обеспечения своего благополучного существования в будущем.
Стратегическое планирование проводится на высшем уровне управления и предполагает 4 основных вида деятельности:
· Рациональное распределение и использование ресурсов предприятия;
· Адаптация к внешней среде;
· Внутрифирменную координацию, т.е четкое планирование и улучшение работы подразделений;
· Стратегическое предвидение (предвидение спроса на товар, количество видов ресурсов, политики и государства)
Тактическое планирование рассчитывается на более близкие сроки.
Выделяют:
· Долгосрочное - срок на 5 лет
· Среднесрочное – рассматривается детальная разработка годовых планов
· Оперативное или текущее – представляет собой конкретные цели и задачи для каждого подразделения и работника
Сравнение стратегического и оперативного управления
Характеристики |
Оперативно-тактическое управление |
Стратегическое управление |
1.Миссия организации |
Производство товаров и услуг с целью получения прибыли от их реализации |
Удовлетворение потребности окружающей среды и выживание организации в будущем |
2.Уонцентрация внимания |
Поиск путей для более эффективного использования ресурсов |
Поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружающей среде |
3.Управление персоналом |
Работников рассматривают как один из видов ресурсов организации |
Работников рассматривают как основная ценность организации и источник её благополучия |
4.Оценка эффективной деятельности организации |
Эффективность оцениваемой прибыльности организации и рациональность в использовании производства и людей |
Эффективность выражается в том на сколько своевременно организация может реагировать на новые запросы рынка и изменить свою деятельность |
Методы оперативного планирования:
· Директивное (сверху) – когда администрация определяет тактические цели, критерии достижения и конкретные задачи предприятия на текущий период. Делает разбивку по структурным подразделениям.
Данный метод обеспечивает выполнение целей предприятия, но слабо учитывает жизненные цели работников.
· Индивидуальное (снизу) – когда началом является индивидуальное планирование жизненных целей отдельных работников. Планы обобщают по участкам, отделам, структурным подразделениям, а затем сводится в текущий план предприятия.
Данный метод применяется в организациях с высокой долей творческого труда.
· Комбинированное (сверху, снизу) - когда на основании стратегических целей, разработанные руководством высшего звена формулируются задания для подразделения и работников, а исходя из этого жизненные цели сотрудников.
Принципы планирования
· Преемственность стратегического и текущего плана. Состав текущих планов должны повторять основные разработки стратегии фирмы
· Социальная ориентация
· Ранжирование объектов по степени важности
· Согласование плана с параметрами внешней среды
· Вариантность плана, т.е. разработка не менее 3 альтернативных вариантов достижения одной и той же цели
· Экономическое обоснование плана, т.е. выбор варианта плановых показателей должны проводиться после его экономического обоснования
· Обеспечение обратной связи системы планирования предполагает возможность потребности плана вносить корректировки.
Процесс стратегического планирования
Миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации, в которой проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:
· Историей фирмы, в процессе которой вырабатывается философия фирмы, формируется её профиль, стиль деятельности и место на рынке
· Существующий стиль поведения и способ действия собственников, и управление персонала
· Состояние среды обитания организации
· Ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей
· Отличительные особенности, которыми обладает организация.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, какой она стремиться быть, а также показывает развитие данной организации от других ей подобных.
Цели формирования миссии:
· Дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать
· Миссия способна единению внутри организации и создает корпоративность духа т.к. делает ясными для сотрудников общие цели и предназначения организации
· Создается возможность для более действенного управления, т.к. является базой для принятия решений.
Цели организации, они формируются, как стремление добиться миссии. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которого направлена её деятельность.
Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, они являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда.
Цели могут быть направляющие (траекторные), задающие общее направление деятельности организации, и точечные, определяющие конкретное состояние заданных характеристик. Цели должны быть достижимыми, взаимоподдерживающими, гибкими, точечные цели должны быть конкретными, измеримыми и ориентированными во времени.
Анализ внешнего окружения, представляет выявление факторов существующих в окружающей среде и оказывающих влияние на деятельность фирмы за счет новых возможностей открывающихся перед фирмой и возникающих угроз. Изучаются факторы, как среды общего окружения (для крупных организаций), так и среды непосредственного воздействия. Если на организацию оказывают влияние много факторов, то это сложная внешняя среда. Небольшое количество факторов, характеризуют простую внешнюю среду, в зависимости от возможностей предсказания и объема изменения мы выделяем:
· Предсказуемую внешнюю среду
· Быстроменяющуюся (турбулентную внешнюю среду)
Анализ внутренней среды, проводится с целью выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, проводится в следующих сферах:
Сфера |
Факторы |
1.Кадры |
· Управленческий персонал · Мораль, квалификация сотрудников · Совокупность выплат работникам, в сравнении с конкурентами и со среднеотраслевыми показателями · Кадровая политика · Использования стимулов для мотивирования выполнения работ · Найма рабочей силы · Текучесть кадров · Особенности квалификации сотрудников · опыт |
2. Организация общественного управления |
· организационная структура · престиж и имидж фирмы · организационная система коммуникации · общая для организации система контроля · организационный климат и культура · процесс принятия решений · квалифицированная способность и интересы высшего руководства · система стратегического планирования |
3. Производство |
· стоимость сырья, его доступность · отношение с поставщиками · экономия от масштаба производства · эффективность мощностей и, их загруженность · контроль за процессом изготовления продукта · контроль качества · величина издержек в сравнении с конкурентами · исследования, разработки, инновации · патенты, торговые марки |
4. Маркетинг |
· продукты, услуги производимые фирмой, их сильные и слабые стороны · сбор необходимой информации о рынке, доля рынка, каналы распределения · организация сбыта · имидж, репутация и качество товара · продвижение товаров на рынок, их реклама · ценовая политика · процедуры установления обратной связи с рынком |
5. Финансы и учет |
· возможность привлечения инвестиций · стоимость капитала по сравнению со среднеотраслевой · возможность использования альтернативных финансовых стратегий · эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек. |
SWOT –анализ
Применение метода SWOT позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присуще организации и внешними возможностями и угрозами. В SWOT- анализ помещается конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей. И далее выделяют поля сопоставления данных факторов:
|
Возможности: 1. Расширение рынка сбыта 2. 3. 4. |
Угрозы: 1.Возможность появления новых конкурентов 2. 3. |
Сильные стороны: 1. Появление новых покупателей 2. 3. |
С и В |
С и У |
Слабые стороны: 1. Большие затраты 2. 3. |
СЛ и В |
СЛ и У |
1 поле - С и В:
Следует разрешить стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей которые появились во внешней среде.
2 поле - С и У:
Стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
3 поле - СЛ и В:
Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
4 поле - СЛ и У:
Организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вывод: выработанную стратегию следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так не использованная возможность может стать угрозой, если её используют конкуренты и, наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности.