Двигательная активность и здоровье детей младшего школьного возраста
Г.А. Воронина, Т.В. Малых, М.С. Авдеева,
Вятский государственный гуманитарный университет, Киров
Двигательная активность рассматривается специалистами как один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих возрастание адаптационных резервов и экономизацию функционирования всего организма (Сеченов И.М., 1947, Павлов И.П., 1951; Аршавский И.А., 1975; Кольцова М.М., 1980; Бернштейн Н.А., 1990; Вайнбаум Я.С., 1991; Меерсон Ф.З., 1993; Айзман Р.И., 2004).
Исследованиями показано, что во время мышечной работы активизируются не только нервно-мышечный аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Выполнение физических упражнений и других видов движений сопровождается функциональной активностью, которая вызывает специфические и неспецифические психофизиологические реакции. Специфические реакции характеризуются улучшением функций во время мышечной деятельности, повышением надежности всех физиологических систем в упражнениях данного вида, оптимизацией баланса расхода и восстановления биоэнергетических и структурных резервов при движениях различной интенсивности. В то же время, ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни (Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1991).
Особенно пагубно снижение двигательной активности (гиподинамия) для детей. В исследованиях по возрастной физиологии отмечается снижение двигательной активности ребенка с приходом в школу примерно в 2 раза, что приводит не только к отставанию в развитии от своих сверстников, но и более частым заболеваниям, нарушениям осанки и опорно-двигательной функции (Кирпичев В. И., 2002). По данным А.Г. Сухарева (1991), в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся к стандартной физической нагрузке, снижению показателей ЖЕЛ, становой силы, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира, повышению уровня холестерина в крови, снижению общей неспецифической резистентности. Таким образом, ДА детей является биологическим стимулом, способствующим морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию, улучшению психоэмоционального состояния ребенка.
Понятие «двигательная активность» определяется как сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности (Сухарев А.Г., 1991). Двигательная активность в детском возрасте подразделяется на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время, которые, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности.
Обоснование рационального двигательного режима для детей, нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии. Известно, что как гипокинезия, так и противоположное по феноменологии функциональное состояние – гиперкинезия имеют свои издержки.
Исследования гигиенистов и физиологов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У младших школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины ДА в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение ДА весной и осенью. Потребность детей в движении удовлетворяется в условиях режима школы самостоятельными, спонтанными движениями только в объеме 18-20%; в дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40%, а без таких уроков – до 80% движений (Казин Э.М. и др., 1995).
Дети, в режиме которых значителен объем ДА (утренняя гигиеническая гимнастика, ежедневный 1,5-2 часовой активный отдых, занятия физическими упражнениями до 6-8 ч в неделю), по сравнению со школьниками, не имеющими этих элементов в режиме дня, чаще обладают гармоническим развитием и высокой физической подготовленностью, высокой умственной и мышечной работоспособностью, а также сопротивляемости утомлению, более благоприятными показателями, характеризующими функциональное состояние нервной системы, более экономичной работой сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, высокой иммунной реактивностью. Недостаточная двигательная активность существенно влияет на гормональный статус детского организма (Ситдиков Ф.Г., Шаихелисламова М.В., 2003).
Чем хуже организован двигательный режим, тем больше движений проявляет школьник на уроках, совершая до 34 движений в минуту. Малую подвижность в школе ребенок компенсирует повышенной активностью в свободное от занятий время. За счет «малых» форм физического воспитания можно удовлетворять ежечасную потребность в движениях и реализовать около 40% ее суточной нормы (Лебедева Н.Т., Лосицкий Е.А., 2000). Повышая общую умственную работоспособность и совершенствуя функциональные возможности физиологических систем, регулярные занятия учащихся младших классов в спортивных секциях повышают сопротивляемость организма утомлению и способствует сохранению здоровья школьников.
Основной и ведущей формой физического воспитания школьников является урок физической культуры. Однако, по мнению физиологов, два урока физкультуры в неделю, предусмотренные школьной программой и направленные в младших классах на формирование новых двигательных умений и навыков, не могут в полной мере восполнить биологическую потребность детей в движениях (Петухов С.И., 2000; Безруких М.М., Сонькин В.Д., 2001).
Вопрос об оптимальном числе уроков физической культуры для младших школьников дискутируется в современной литературе (Лях В.И., 1990; Петухов С.И., 2000; Лебедева Н.Т., 2004, Матвеев А.П., 2006), при этом ряд авторов склоняется к необходимости увеличить их число, в том числе и за счет внеклассных форм занятий (Петухов С.И., 2000; Кирпичев В. И., 2002). Но имеющихся аргументов в пользу такого предложения, вероятно, недостаточно, так как по-прежнему в общеобразовательных школах России число уроков физкультуры не превышает двух (реже – трех) в неделю. К сожалению, частые изменения образовательных стратегий и технологий проводятся без соответствующего физиолого-гигиенического обоснования (Бальсевич В.К., 2002). Между тем обучение по экспериментальным программам в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов нередко приводит к функциональным расстройствам и заболеваниям (Бережков Л.Ф. и др., 1993; Гнедова С.Б., 2000; Ямпольская Ю.А., 2000; Смирнов Н.К., 2003).
В профилактических и оздоровительных целях рекомендуют создавать в образовательных учреждениях условия удовлетворения биологической потребности учащихся младших классов в движении. Известно, что ежедневный объем ДА учащихся должен составлять 3,5 ч (Сухарев А.Г., 1991). Реализации этого объема способствует комплекс мероприятий на день в каждой школе: гимнастика перед началом учебных занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры, спортивный час в группах продленного дня, внеклассные спортивные мероприятия, самостоятельные занятия при максимальном использовании свежего воздуха (Современные технологии оздоровления, 2002).
С этой же целью предлагается включать в школьный компонент учебных планов для младших школьников дисциплины двигательно-активного характера (ритмика, хореография, современные и бальные танцы, традиционные и национальные спортивные игры и др.), физкультпаузы и физкультминутки, организуемые на любом уроке с выраженным статическим компонентом через каждые 8-10 мин (Кирпичев В.И., 2002). С давних пор большое значение в режиме дня отводится утренней гигиенической гимнастике (зарядке).
В связи с увеличением умственных нагрузок и снижением доли ДА за счет самостоятельных занятий по физической культуре возрастает роль организованных форм физического воспитания. Это позволило выдвинуть гипотезу, что введение дополнительного урока оздоровительной направленности будет способствовать увеличению ДА и укреплению здоровья детей.
С целью изучения влияния предложенного двигательного режима на физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровень здоровья детей было обследовано 338 первоклассников общеобразовательных школ г. Кирова, из них 221 в экспериментальной и 117 – в контрольной группе. Для этого оценивали физическое развитие и физическую работоспособность учащихся, уровень развития их двигательных качеств и навыков, суточную двигательную активность и состояние здоровья детей.
Для исследования объема двигательной активности младших школьников в течение учебного дня и недели на основе методики хронометража нами была разработана анкета по изучению наличия в двигательном режиме основных его элементов (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня, школьные уроки физкультуры, спортивные занятия в секциях и на домашних тренажерах, занятия танцами, походы, работа по дому). К статическому компоненту режима дня относили сон, занятия в школе, приготовление домашних заданий, чтение литературы, работу на компьютере и просмотр телепередач. Анализ результатов анкетирования учащихся классов с традиционным режимом двухразовых занятий по физкультуре показал, что средняя суточная ДА детей составила 2,61 ч. При этом утреннюю гигиеническую гимнастику выполняли только 8,8% мальчиков, а 33,3% мальчиков и девочек занимались в спортивных секциях, что не может привести к удовлетворению биологической потребности в движениях.
Уровень развития двигательных качеств оценивали на основании возрастно‑половых нормативов школьной программы. Статокинетическую координацию оценивали по результатам адаптированной пробы Ромберга. Блок двигательных навыков с учетом возрастного развития детей, выделенный на основании требований учебной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ (Лях В. И., 1996), оценивали по 5‑балльной шкале, разработанной нами. Выполнение всех элементов упражнения в полном соответствии с заданием или схемой движений оценивалось на 5 баллов; выполнение теста с одной ошибкой, не меняющей существенно характер движения и результат, – на 4 балла; выполнение теста с большим трудом и значительными ошибками – на 3 балла; безрезультатная попытка выполнения упражнения – на 2 балла, отсутствие попыток выполнения упражнения вследствие невозможности его физической реализации – на 1 балл.
Уровень физической работоспособности оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК), используя метод косвенного расчета МПК (Гуминский А. А. и др., 1990) по мощности работы и частоте сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении степ‑теста. Антропометрические показатели первоклассников и состояние их кардиореспираторной системы в условиях покоя проводили по общепринятым методикам (Карпман В. Л., 1987; Доскин В. А. и др., 1997; Дубровский В. И., 1999). Состояние здоровья оценивали, рассчитывая индекс здоровья, показатели временной нетрудоспособности и уровня здоровья. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке, различия оценивали по критерию Стьюдента (t) и считали их достоверными при р<0,05 (Гусаров В. М., 2001).
Программа дополнительного урока основывалась на использовании плавания как эффективного средства развития адаптационных возможностей организма, физических способностей, гармоничности физического развития, а также эмоциональной устойчивости младшего школьника. Во время занятий в основном выполнялась работа аэробной направленности, при этом учитывали возрастно-половые особенности школьников. Повышения физической нагрузки на занятиях добивались увеличением дистанции и сокращением интервалов отдыха. Помимо упражнений в основную часть дополнительного урока включались подвижные игры, направленные преимущественно на воспитание координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей. Таким образом, основным отличием этого урока было использование в качестве основных средств упражнений развивающего характера. В заключительной части урока учащиеся обучались приемам психорегуляции своего состояния. Для этого применялись специально подобранные дыхательные упражнения и упражнения для релаксации.
Обобщая результаты исследования по влиянию дополнительного урока по физической культуре на организм первоклассников, отмечаем, что у мальчиков эти занятия способствовали опережающему развитию двигательных качеств (скоростные и координационные качества, силовая выносливость, статокинетическая устойчивость), повышению уровня формирования навыка правильной осанки, более выраженному росту скелетной мускулатуры (мышечная сила правой и левой кисти, силовой индекс) и улучшению функциональных возможностей внешнего дыхания. У девочек дополнительные занятия также вызывали более интенсивный прирост показателей двигательных качеств (силовая выносливость, скоростно‑силовые качества, статокинетическая координация и устойчивость) и навыков, требующих координационных способностей (прыжок в длину с места, прыжок через скакалку, выполнение мячом «8‑ки» вокруг ног), способствовали более интенсивному росту скелетной мускулатуры (мышечная сила правой и левой кисти, силовой индекс), функциональных возможностей системы дыхания, а также физической работоспособности.
Все это позволяет говорить о том, что введение дополнительного занятия по физической культуре дает больший положительный эффект, по сравнению с традиционным двигательным режимом. Это особенно важно с учетом высокой продуктивности периода второго детства для развития физических возможностей и физического совершенствования ребенка (Лях В. И., 1990; Хрипкова А. Г. и др., 1990; Лебедева Н. Т., 2004). В этом аспекте результаты наших исследований можно рассматривать как теоретическое обоснование разработки новой технологии физического воспитания младших школьников.
Использованная литература
- Безруких М.М., Сонькин В.Д. (ред.). Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. – М.: Триада-фарм, 2001.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990.
- Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Лебедева Н.Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей. – Мн.: Высш. шк., 2004.
- Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. – М.: Просвещение. – 1996.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991.
Авторы:
Г.А. Воронина,
кандидат биологических наук, доцент
Т.В. Малых,
кандидат биологических наук
М.С. Авдеева,
старший преподаватель кафедры
физического воспитания,
мастер спорта
г. Киров.