Практическое занятие - Экскурсия в Заречный парк
Цель: познакомить детей с особенностями Заречного парка, его растительными и животными обитателями.
План:
а) вводная беседа о парке (демонстрация рисунков, картин, гербария, слайдов),
б) прогулка по парку,
в) подведение итогов экскурсии.
Ход. В беседе воспитатель рассказывает детям исторические особенности данного парка.
"Этот парк появился очень давно, с самого рождения нашего города. Раньше его называли Красным бором за Вяткой. Когда в старом деревянном городе случались пожары, он всегда был источником древесины для восстановления сгоревших построек.
Заречный парк всегда был любимым местом отдыха городских жителей. В парке действовали различные аттракционы, был построен летний театр. В тихой заводи можно было покататься на катамаранах и веселых лодках.
Пустой подлесок спасал парк от вытаптывания.
В результате парк сохранил облик дикого леса."
Дальше воспитатель рассказывает и показывает детям виды деревьев, кустарников, которые находятся в этом парке.
"В том парке мы можем увидеть очень много красивых и редких деревьев и кустарников. Какие кустарники вам знакомы? (Дети показывают и называют знакомые им кустарники.) В этом парке мы можем.встретить шиповник, малину, смородину, и пушистую, черемуху, рябину, калину. В укромных уголках можно увидеть кустарниковую лиану северных лесов - княжик сибирский. В народе ее называют "дедовы кудри". Это растение в нашей области подлежит охране.
В этом парке много растений, которые занесены в Красную книгу, то есть подлежат охране - любка, синюха, валерьяна, тростник, кувшинка.
Дети, а как вы думаете, почему растения стали охраняться (дети пытаются ответить, воспитатель им помогает)?"
Дальше воспитатель рассказывает детям о животных, которые обитают в Заречном парке.
"Здесь находят приют разные животные. Летом можно увидеть и услышать многих лесных птиц - кукушку, иволгу, зарянку, соловья, дроздов... Зимой здесь хозяйничают дятлы, синицы. Следы на снегу выдают присутствие землероек, мышей полевок, белок^зайцев.
В теплый летний день на фоне угасающего неба можно заметить летучую мышь."
В конце экскурсии воспитатель подводит итоги задает вопросы:
- В каком парке мы побывали?
- Понравился ли он вам? Чем именно?
- Что нового и интересного вы узнали о растениях и животных?
- Какие растения этого парка подлежат охране?
Детям дается задание на дом: нарисовать то, что запомнилось и понравилось больше всего.
Приложение 5 Тема "Родная природа" Беседа о родной природе
Программное содержание: воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Воспитывать эстетические чувства детей, желание поделится своими впечатлениями.
Материал к занятию, методические приемы. Рассматривание репродукции с картины К. Юона "Русская зима". Чтение стихов А.С. Пушкина "зима", С. Есенин "Береза", рассказы-этюды детей на тему "Лес зимой". Предшествующая и последующая работа. Экскурсия в зимний лес, парк. Рассматривание иллюстраций о родной природе зимой. Составление альбома или выставки "Родная природа". Слушание музыкальных произведений о зиме, зимней природе. Рисование по стихотворению С. Есенина "Береза".
"Как люди заботятся о природе"
Программное содержание. Разъяснить значение труда людей по охране природы. Воспитать любовь к природе, желание ее оберегать. Уточнить знания детей о том, как люди зимой заботятся о растениях и животных (подкармливают птиц, устраивают кормушки в лесу для белок, лосей).
Материал к занятию, методические приемы. Рассказ воспитателя "Охраняйте природу".
Природа - наше богатство и наша красота. Из недр земли добывают полезные ископаемые. Лес идет на строительство, топливо, идет на сырье для бумажной и химической промышленности.
Человек не может жить без воды: ею пользуются для питья и хозяйственных нужд, по воде перевозят людей и грузы, гонят плоты. На реках строят
гидроэлектростанции. Ценны для нас звери, птицы, рыбы. Все - это дары природы.
Природа наша здравница. Зеленая листва деревьев поглощает углекислый газ и выделяет кислород, которым
мы дышим. Сажая в городах и поселках деревья и кустарники, мы очищаем воздух и в то же время украшаем места, где мы живем.
Мы должны охранять природу. В этом важном деле взрослым помогают дети.
"Голубые" патрули заботятся о чистоте воды в прудах, реках и озерах, спасают гибнущую зимой подо льдом рыбу, помогают расселять ценные породы рыб, озеленяют берега водоемов.
Охранять природу должен каждый. Собирайте шишки сосны и ели, чтобы можно было засеять новые участки их семенами. Бережно относитесь к деревьям, не ломайте веток, а особенно берегите молодые сосенки, елочки, березки и другие деревца - ведь это смена старых деревьев. Не подрезайте весной кору берез - это ведет к их гибели. Аккуратно обращайтесь с ягодными деревьями и кустарниками. Собирайте грибы, срезайте их ножом, а не вырывайте из земли.
Много лесов губят лесные пожары. Ни в коем случае не разводите огонь под деревьями, а костры на открытых местах, уходя, затушите. Если вы встретите в лесу людей, которые неправильно разводят костер или портят деревья, предупреждайте их, заставляйте выполнять правила поведения в лесу. Охраняйте птиц - это наши друзья. Весной делайте и развешивайте для них скворечники. Летом не трогайте гнезд, яичек и птенцов. Зимой давайте птицам корм в специальных кормушках. При ловле рыбы пользуйтесь только удочками. Помните слова замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину!"
После рассказа воспитатель задает вопросы:
-Какое значение для человека имеет природа?
-Как надо охранять лес? -Как вы можете помочь птицам и рыбам? Также на занятии идет рассматривание иллюстраций, рассказы детей на тему "Как люди помогают животным".
Последующая работа. Подкормка птиц на участке, наблюдение за птицами, посев овса для птиц.
Беседа о памятниках природы города Кирова и его окрестностей
Программное содержание. Дать детям знания о памятниках природы города Кирова. Воспитать любовь и уважение к природе и ее чудным творением.
Материал к занятию, методические приемы. В начале занятия проводится небольшая беседа: что вы знаете о памятниках природы, для чего они нужны? Известны ли вам какие-нибудь памятники природы в городе Кирове? Назовите. Воспитатель, используя литературу (Пришвин М.М. "Лесная капель", Соловьев А.Н. "Сокровища земли вятской"), раскрывает понятия "памятники природы", затрагивает историю возникновения памятников природы на вятской земле, вместе с детьми определяет значение памятников природы; с помощью фотографий из брошюры Соловьева А.Н. "Памятники природы города Кирова и его окрестностей" дают краткие характеристики наиболее известным.
В конце занятия детям задают вопросы:
- Как вы поняли, что такое памятник природы?
- Какие памятники природы города Кирова вам большего всего запомнились и понравились.
Последующая работа: экскурсия в Ботанический сад, Заречный парк города Кирова, Дендропарк с. Сошени.
Приложение б КВН
Цель: Выяснить эффективность проведенной работы:
Как дети усвоили полученные знания, как они применяют эти знания в различных ситуациях и сравнить результаты с контрольной группой.
Участвуют 2 команды (экспериментальная группа и
контрольная группа).
Задания:
1. "Давайте познакомимся": команда должна придумать название, девиз, выбрать капитана команды.
2. "Кто быстрее и больше": дети соревнуются в знании правил поведения в раке и лесу.
3. Конкурс капитанов: каждый капитан составляет рассказ "Мы, хозяева природы, должны беречь и охранять ее" (кто больше предложить способов охраны природы).
4. "А я все помню": дети должны перечислить все те памятники природы, о которых узнали на занятии.
5. "А ну-ка, отгадай": воспитатель перечисляет растения и животные какого-либо памятника природы, и дети должны отгадать его название.
6. "Кто лучше": кто из команд составит лучше рассказ о Ботаническом саде.
7. "Реши кроссворд": каждой команде дается по 1 кроссворду на тему:
"Желтые страницы Красной книги",
"Зеленые страницы Красной книги".
8. "Ну-ка прочитай!": дети должны прочитать животное и растение которое обитает в Заречном парке. Для этого нужно зачеркнуть в строчке одинаковые буквы.
МРИКВРОКЛМГУАУ КСЛИУНКЮУХЛА
9. Домашнее задание на тему: "Стихи и загадки о редких растениях и животных".
10. Подведение итогов и награждение.