Идеи устойчивого развития в образовании дошкольников: проект ЮНЕСКО «Мы и природа»
Аннотация В статье рассматриваются различные аспекты взаимоотношений современных детей с природой, анализируются некоторые факторы, влияющие на развитие современного ребенка: окружающая среда, природа, семья, ценности общества. Затрагиваются актуальная проблема отчуждения ребенка от природы и последствия этого явления. Отмечаются ограничения в общении современных детей с природой и пути изменения ситуации, в частности роль дошкольных учреждений в создании среды для общения с природой.
Экологическое образование признано одним из главных направлений образования в интересах устойчивого развития. Экологически грамотное поведение базируется на эмоциональном отношении к окружающему миру, понимании существующих в природе взаимосвязей, зависимости благополучия человека от состояния окружающей среды. Основы такого поведения закладываются в раннем детстве, так как в этот период ребенок особенно близок к природе. В это же время у детей формируется отношение к окружающему миру, а также в определенной мере система ценностей. Экологическое образование тесно связано и с развитием эмоций ребенка — умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира. Все это подтверждает важность экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования.
Современный человек и современная природа
За последнее столетие в значительной степени изменились и люди, и природа, и их взаимоотношения. Окружающий мир все больше подвергается отрицательному влиянию человека. Современные дети, живущие в городах, все реже общаются с природой. Это связано с интенсивной урбанизацией, уменьшением количества зеленых насаждений, изменением облика городов, более стремительным темпом жизни. В крупных городах детей окружают монотонные серые здания с геометрическими рисунками огромных стеклянных окон. Психологами доказано, что такое окружение способствует развитию психических заболеваний, стрессовых состояний, агрессивности детей и взрослых.
На заре своей юности человек был частью природы. Он и сейчас ею остается, хотя и живет преимущественно в искусственной среде. Современный человек стремится к природе и ищет ей замену: с рекламных щитов на нас смотрят тигры, орлы, пантеры и собаки; столики в кафе сделаны из пластика под гранит; искусственные растения украшают магазины, улицы, детские игротеки. Но искусственный материал не способен передать гамму тактильных ощущений и запахов, свойственную его природным прототипам. В лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует. Только такое восприятие эффективно.
В проекте «Мы и природа» особое внимание уделяется формированию у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней, первых представлений о взаимосвязях в природе и на этой основе — начал экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы родного края.
Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие ребенка в целом: формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
В рамках проекта «Мы и природа» создается система экологического образования, направленная на реализацию идей устойчивого развития во всех дошкольных учреждениях Москвы. Проект рассчитан на пять лет и реализуется на базе одноименного ресурсного центра, вокруг которого объединяются дошкольные учреждения — сетевые площадки. Создается банк данных о методиках, программах и уже имеющихся в дошкольном образовании материалах.
Идеи устойчивого развития требуют адаптации для дошкольного уровня с учетом психических и физиологических возрастных особенностей детей. Ряд таких идей лег в основу программы «Наш дом — природа», образовательных технологий к ней и проекта «Мы и природа» (раннее экологическое образование), который является частью совместного пилотного проекта ЮНЕСКО и Департамента образования г. Москвы «Московское образование: от рождения до школы».
Общаемся с природой
Устойчивое развитие подразумевает право ребенка на здоровую среду и качественное образование. Эти идеи отражаются и в методике экологического образования, в частности в экологизации всех видов детской деятельности: изобразительной, музыкальной, исследовательской, физической, трудовой, познавательной.
Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать листья, кору деревьев, побегать босиком по траве, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с окружающим миром имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Для развития органов чувств современный ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные тактильные и другие ощущения. Поэтому в детском саду должны присутствовать не только искусственные, но и разнообразные природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
Современные дети мало общаются с животным миром. Сегодня родители гораздо реже решаются содержать дома морскую свинку или декоративных птиц, а ведь общение с животными очень важно для развития эмоциональной сферы ребенка. По наблюдениям воспитателей, у детей, имеющих дома животных, повышается статус в группе.
В окрестностях крупных городов резко уменьшилось количество диких животных. Сегодня нередко знакомство детей с природой осуществляется через информационных посредников: телевизор, видеофильм, компьютер и даже через картинки в мобильном телефоне. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. На вопрос «Где ты видел животных?» большинство дошкольников старшего возраста отвечают: «По телевизору».
Разнообразные электронные игрушки воспитывают у детей равнодушное отношение к природе. Кроме того, свои представления о виртуальных животных дети нередко переносят в реальный мир. В одном из московских детских садов дети средней группы, увидев на занятии морскую свинку, попросили ее «включить». Они не сразу поверили, что она живая.
Отчуждение от природы, ее замена виртуальной, искусственной средой негативно влияют на здоровье и развитие детей. Поэтому одной из важных задач дошкольного учреждения является создание среды для общения с природой: экологических комплексов, комнат, лабораторий, метеоплощадок, уголков природы, экологических троп на территории. Не менее важной представляется идея создания экологически безопасных условий для детей в детских садах.
Учимся учиться
Поскольку устойчивое образование дошкольников — это в какой-то степени образование для будущего, мы не знаем, какие именно знания им потребуются в дальнейшем. Следовательно, нужно выстраивать процесс обучения так, чтобы ребенок-дошкольник не только получал готовые сведения, но и добывал новые знания в процессе деятельности, научился учиться.
С одной стороны, сегодня в дошкольных учреждениях создается специальная развивающая среда для разнообразных видов детской деятельности (детские лаборатории, уголки природы, мини-музеи, изостудии, метеоплощадки и многое другое). С другой — все еще мало внимания уделяется самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Далеко не всегда дошкольники имеют возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы о природе.
Изменилась ведущая деятельность ребенка — игра. В частности, стало меньше игр с природным материалом, которые всегда сопровождали развитие человека. Раньше ребенок имел больше возможностей проводить эксперименты, строить, играть с песком, камнями, водой, растениями.
Современные родители и педагоги нередко ограничивают естественные стремления ребенка исследовать окружающую среду — лужу, песочницу, камни, опавшие листья в парке. Ведь запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Все это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной активности. Задача детского сада — создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской.
Важно изменить монологовую форму общения педагога с ребенком на диалоговую, активнее внедрять интерактивные методы в обучение как детей, так и педагогов.
Дошкольное образование должно базироваться на идеях устойчивого развития, что требует переобучения педагогов с учетом современной социальной, экологической, экономической ситуации. При этом крайне важной представляется смена антропоцентрической парадигмы на био(эко)центри- ческую в содержании и методике экологического образования детей младшего возраста. В рамках проекта «Мы и природа» разрабатываются соответствующие рекомендации по подготовке кадров.
1
Все начинается с семьи
Семейные ценности оказывают огромное влияние на формирование отношения ребенка к природе. Еще недавно большую роль в воспитании детей играли бабушки и дедушки, которые нередко жили вместе с молодой семьей. Многие из них работали на земле и считали важной задачей воспитания приобщение внуков к сельхозтруду, уходу за огородными растениями. Дети вместе со взрослыми сажали овощи, ягодные культуры, ухаживали за ними, собирали урожай. Большинство современных родителей — жителей крупных городов не осознают ценность такой деятельности. Зато важной составляющей их системы ценностей стали отдых на природе и путешествия с детьми. Мобильность способствует формированию у ребенка представлений о разнообразии природы планеты, закладывает основы глобального мышления, формирует представление о том, что место, где он живет, — всего лишь часть общего мира.
С другой стороны, опросы детей показывают, что многие из них знают природу других стран лучше, чем своего региона. Дошкольники 5-6 лет на вопрос «Где ты был на природе?» чаще отвечают: «На море» или «На даче», и только незначительная часть говорит: «Рядом с домом». Велик процент детей, которые отвечают: «Нигде не был» (рис. 1).
Рис. 1. Ответы детей 5-6 лет на вопрос
«Где ты был на природе?»
1 — в лесу, 6 — в воде,
2 — в деревне, 7 — на озере,
3 — на море, 8 — рядом
4 — на даче, с домом,
5 — на пляже, 9 — нигде не был.
Такие результаты свидетельствуют о том, что дети не замечают растения и животных, которые находятся рядом с ними среди городских кварталов, в парках и скверах. Поэтому одна из задач детского сада — научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, в том числе наблюдения, опыты, игры на природе. В любом лесу и парке можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания. Таким же образом можно использовать и прогулку в детском саду, важно только, чтобы его территория была оформлена соответствующим образом.
К сожалению, многие дошкольные учреждения крайне мало внимания уделяют экскурсиям, общению ребенка с природой на территории детского сада, акцентируя внимание на усиленной подготовке к школе. Такая точка зрения поддерживается и многими родителями.
Сформированная во многих семьях система ценностей зачастую противоречит идеям устойчивого развития, что делает работу по экологическому просвещению в дошкольных учреждениях сложной и особенно значимой. В то же время современные родители проявляют интерес к инновационным процессам в дошкольном образовании, возрастает значение их информированности, компетентности в вопросах образования. Это требует создания новых форм работы с семьей.
Проект «Мы и природа» включает несколько направлений, по которым предполагается разработать, апробировать и издать ряд методических пособий, книг для детей и родителей, провести семинары, круглые столы, конференции. Главные проблемы, которые сегодня следует обсуждать и решать в связи с произошедшими с природой и детьми изменениями, — это формирование новой системы ценностей у педагогов, родителей и детей и создание условий для общения детей с природой.