Учись Учиться

Педагогика
Политология
26 March 2012

Гражданское общество и его отличительные черты

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
    Tags:
  • Гражданское общество
  • отличительные черты
  • Истоки гражданского общества
  • Функции гражданского общества
  • Факторы
  • условия
  • цивилизации
  • формы самоорганизации

Гражданское общество и его отличительные черты

Содержание

1.     Истоки гражданского общества и формирование идей в Новое время

2.     Существенные черты и признаки гражданского общества

3.     Функции гражданского общества и определение его понятия

4.     Система гражданского общества

5.     Факторы и условия становления и развития гражданского общества

6.     Взаимодействие гражданского общества и государства

7.     Становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации

Истоки гражданского общества

Человек по своей природе существо общественное, невозможно представить его жизнь вне общества, вне многообразных связей с другими людьми. Общество как специфически человеческая общность возникло в глубокой древности, оно предшествовало государству.

В дальнейшем общество развивалось в неразрывном единстве с государством. Формирование и эволюция гражданского общества и государственно-политических институтов западной цивилизации шли в тесной взаимосвязи, дополняя и обуславливая друг друга как составные части единой системы.

Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был отмечен острыми и длительными социальными, политическими, идеологическими столкновениями, включая растянувшуюся на много десятилетий полосу политических революций. Это был процесс не только глубоких экономических, социальных, политических изменений, но также культурных и духовных преобразований.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к периоду античности. Прежде всего следует отметить, что у античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество» и «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. Они охватывали все важнейшие сферы жизни людей. Например, для греческого полиса было характерно тесное слияние гражданского коллектива с государством. Но в жизни это выражалось в том, что общие интересы сливались с частными интересами граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался первым. Аристотель по этому поводу отмечал: даже если для одного человека благом является то же самое, что и для государства, более важным и более полным представляется всё таки благо государства. Государству-полису придавалось самодовлеющее значение. Как утверждал Аристотель, «государство принадлежит к тому, что существует по природе».. Оно выше как отдельно взятого индивида, так и семьи, которые составляют лишь части единого целого в лице государства, без которого человек – худшее из животных. Полновластие полиса проявлялось также в том, что в отношении своих подданных он был носителем не только высшей светской, но и высшей духовной власти.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что в древности все формы самоорганизации общества, будь то полис, республика или что либо в этом роде, передающиеся на современных языках словом «государство», отождествлялись с обществом как таковым, обеспечивающим жизнедеятельность людей во всех ее формах и проявлениях. К тому же в эпоху античности отсутствовало понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше него, идеи прав личности, призванных определить четкие границы государственной власти. И поэтому конфликт между отдельным индивидом и государством не обнаружился, так как мысль противопоставить их друг другу не получила признания. Примером этого может служить то, что римское право называлось гражданским правом. Здесь само общество, все его сферы пронизаны политическим, государственным началом. А у античных мыслителей речь, по сути, идет об обществе-государстве как единой целостности.

Такой подход почти в неизменном виде сохранился и до Нового времени. В Средние века такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда и др., приобрели статус элементов государственной жизни. Судьба каждого человека была неразрывно связана с сословием, корпорацией, общиной. Особенно такие формы слитности приобрела в тех странах, где существовала крепостная зависимость и сохранялась сельская община, и прежде всего в России.

Далее уже переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался формированием идеи личности, наделенной от природы неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу и собственность и обладающей собственными интересами, которые могут и не совпадать с интересами государства и общества. Эта концепция лежит в широко известной на международном уровне концепции прав человека.

Шло также формирование идей свободы совести. И мыслители Нового времени, открыв личность, вместе с тем провозгласили существование вечного конфликта между личностью и обществом. Всё это в конечном счете способствовало формированию идеи гражданского общества.

Обосновывая эту мысль, известный английский философ конца 17 – начала 18 века Дж.Локк утверждал, что общество предшествует государству, оно существует по природе. Государство, по его мнению, напоминает головной убор, а гражданское общество – саму голову, головной убор можно при необходимости поменять и даже выбросить, что нельзя сделать с головой.

Осознание различий интересов общества и государства побуждало людей к поиску аргументов в защиту политического строя, способного обеспечить равенство политических прав людей независимо от их социального происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности.

    Tags:
  • Гражданское общество
  • отличительные черты
  • Истоки гражданского общества
  • Функции гражданского общества
  • Факторы
  • условия
  • цивилизации
  • формы самоорганизации
Rating:
( 2 Ratings )
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока

Недавно добавили

ПРОГРАММА По воспитанию экологической культуры подростков в условиях сельской школы. Кружок «Экология и мы» 02 February 2011
Тема 14. Контроль. Виды контроля. Методы документального и фактического контроля. 03 May 2011
Демографические проблемы Кировской области и пути их решения 29 October 2011
Тема 12. Мотивация. Сущность 27 April 2011
Некоторые подходы к изучению самооценки школьников с задержкой психического развития 14 February 2012
Памятники природы города Кирова 03 March 2012
Контрольная по русскому языку. Задания 14 January 2014
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ТАШКЕНТ 29 October 2011
Влияние биологических ритмов на физическую и умственную работоспособность 29 October 2011
ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ 29 October 2011

Самое читаемое

  • Методика «Счет по Крепелину»
  • Характеристика На ученика 8а класса
  • Корректурная проба
  • Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7«В» класса
  • Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков
  • Понятие и виды преступности несовершеннолетних.
  • Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач.
  • Список литературы по менеджменту
  • Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
  • Отчет по производственной практике

Последние новости

Создание и исследование компьютерного электрокардиографа 02 February 2014
Оценка загрязнения продуктов питания на примере кисло-молочной продукции региональных производителей 02 February 2014
Дистанционная ударноволновая литотрипсия 01 February 2014
Исследование возможностей использования шумомера 01 February 2014
Методы компьютерной обработки визуальной информации УЗ-сканеров 25 January 2014
Правовое регулирование медиации в России 19 January 2014
Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 19 January 2014
Итоговое игровое профориентационное занятие «Как устроиться на работу» 19 January 2014
Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Хрематонимы города Кирова: опыт комплексного анализа 18 January 2014

Сейчас читают

Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция? 18 January 2014
Разработка электронного учебника на тему «Массивы» 12 January 2011
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ) 05 March 2012
Храм в честь Покрова Божьей Матери и священнослужители рода Васнецовых на Богородской земле 29 October 2011
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 13 January 2011
«Межрегиональные и международные торговые контакты Вятского края XIX – начала XXI века: основные тенденции и факторы развития» 29 October 2011
Подготовка научной статьи 29 October 2011
«Кактус» графическая методика 24 March 2012
Судьба семьи в судьбе страны 29 October 2011
Информатика. Текстовый редактор MS Word 28 May 2012
  • Дипломная работа
    • Дипломы по физике
    • по психологии
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • доклад
  • Статьи
  • Педагогика
  • Конспект лекций
  • Аннотация
  • Лабораторная работа
  • контрольная
  • Иследования
  • конспект урока